МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

моряки "Чоразморпуть" голодають

06/27/2006 | stefan
http://www.yug.odessa.ua/new/view.php?tid=1411&tr=a
С НАСТУПАЮЩИМ
ДНЕМ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ

Перед зданием УМП «Черазморпуть», расположенном в Одессе на Приморской, 7, установлены две небольшие палатки. На боковой стороне каждой – белые полотнища, на которых бросается в глаза крупно выведенное слово: «ГОЛОДАЕМ». Я уже знаю, что это акция протеста второго помощника капитана с земснаряда «Рион» Руслана Небояна против невыплаты ему заработной платы за восемнадцать месяцев.
В здание постоянно входят и выходят люди. Проходят мимо. Внимания не обращают. Привыкли за месяц к протестанту и его лозунгам. Прохожие с улицы проявляют больше любопытства. Читают надписи. Заглядывают в палатки. Некоторые пытаются дать деньги. Но особого возмущения возникшей ситуацией никто не выражает. За годы демократии видели и не такое. В общем, все мирно, обыденно и давно никому не в диковину.
Я подхожу к палатке и, сгибаясь в три погибели, вползаю в нее. Руслан пытается приподняться, но я прошу его не вставать и не тратить силы на ненужные движения. Внимательно всматриваюсь: нездорового цвета лицо, неестественная худоба – в свои 29 лет Руслан сегодня имеет фигуру подростка (как потом выяснилось, за месяц он потерял уже двадцать килограммов). И потом этот запах, витающий в палатке… К сожалению, мне приходилось общаться с людьми, которые длительное время отказывались от пищи. Этот запах — первый признак того, что идет болезненная перестройка организма.
— Руслан, неужели нельзя было обойтись без этих экстремальных мер?
— Нельзя. Это моя последняя попытка привлечь внимание к творящемуся в «Черазморпути» беззаконию и добиться справедливости.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что произошло?
— В начале февраля 2005 года экипаж нашего земснаряда «Рион», который находился в отстое, был собран, и 22 февраля судно спешно отправили в Туапсе для выполнения работ. На борту не было ни чистого белья, ни запаса воды. Деньги выделили только на питание.
За 74 дня мы подняли со дна более 80000 кубометров грунта. Как мне известно от фрахтователя нашего судна Владимира Герасемчука, стоимость одного такого кубометра — пять долларов, а работа земснаряда в сутки обходится в пять тысяч долларов. За все он выплатил УМП «Черазморпуть» ни много, ни мало 3800000 гривень. Как вы думаете, экипаж заработал себе на зарплату? Но никто из нас ни копейки не получил.
— Какова задолженность предприятия лично перед вами?
— С 1 января 2005 года долг составил 125000 гривень по заработной плате.

Невыплата зарплаты стала нормой в «Черазморпути». На сегодня задолженность всем работникам составляет почти семь миллионов гривень.
— А вы не пробовали обратиться в суд?
— Обращался. И неоднократно. По задолженности до 2005 года суд присудил выплатить мне 41000 гривень. По задолженности с февраля по август прошлого года по решению суда я должен получить 11000 гривень. То есть все суды я выиграл. Но судебное решение не исполняется. Поэтому я не вижу смысла еще раз обращаться в суд, хотя мог бы подать еще один иск на оставшиеся 40000 гривень заработной платы и 30000 невыплаченных суточных.
— Администрация предприятия пытается как-то разрешить ситуацию на своем уровне?
— Предлагает идти на так называемое «мировое соглашение», по которому деньги должны выплачиваться частями. Многие поверили начальству и пошли на это. Среди них мои товарищи Чепыжко, Хухия, Чернецкий. Никто денег так и не получил.
Руслан показывает официальное заявление Александра Чернецкого, в котором излагаются все перипетии заключения им с начальником УМП «Черазморпуть» Евгением Харьковским мирового соглашения, заканчивающееся выводом: «…мировое соглашение — это заранее спланированный обман» — и добавляет:
— На это купились многие. Скандал на время удалось погасить. Но ведь долго люди терпеть не будут — выплаты практически не производятся. В конце января 2006 года, когда я выиграл суд и встал на очередь для получения зарплаты, мой номер в ней был 132. Сейчас я 130-й. То есть за полгода деньги получили только двое.

Начальники УМП «Черазморпуть» меняются как перчатки. Нет, их не сажают в тюрьму — они уходят на более высокие должности. Но каждый новый руководитель спихивает все грехи на предыдущего и благородно разводит руками — мол, министерство должно предприятию девять миллионов за проведение работ на Тузле и никак не расплатится. А одновременно я читаю в газете интервью нынешнего начальника господина Харьковского, в котором он с гордостью распространяется, что у УМП «Черазморпуть» есть стабильный доход с работающих судов в размере 200000 долларов США. По каким же причинам эти средства не поступают нам на зарплату?
— Вы не могли бы назвать членов экипажа «Риона», которые оказались в таком же положении?
— Капитан Харьков, старший радист Ситников, старпом Кобец, старшие механики Петров и Каварналы, матрос Попсуйко, боцман Глущенко, повары Щербакова и Бут… — всего двадцать два человека. Кстати, Наталья Бут — это моя жена. Вы можете представить, каково жить семье, если никто ни копейки не получает? Мы с Наташей честным трудом заработали деньги и на жилье, и на нормальную жизнь, а вынуждены постоянно ютиться на судне, отказывать себе в самом необходимом. Получается, что государство в лице УМП «Черазморпуть» содержит нас как рабов — только кормит, чтобы могли исполнять свои обязанности. Мы с Наташей даже пожениться не могли из-за отсутствия средств на официальную регистрацию брака (сейчас же в загсе за эту процедуру надо уплатить немалые деньги) — состоим в гражданском. О нормальной свадьбе я даже не говорю.
— Я знаю, что ваша жена тоже принимала участие в голодовке.
— Да, она была со мной с самого начала. Но когда администрация узнала, что Наташа беременна, ей срочно выплатили часть зарплаты. Сейчас ко мне присоединились сестра Снежана и товарищ по работе электромеханик Сергей Гололобцев. Ему зарплату не платили полгода и уволили без предупреждения.
— Как вы себя чувствуете, Руслан?
— С 16 мая, с начала голодовки, я пил чай. Поэтому продержался довольно долго. Сейчас перешел на «сухое» голодание.
Я смотрю на фотографию месячной давности. Не верится, что это Руслан, настолько худым и изможденным он стал за эти дни. Пояс брюк, которые он носил до голодовки, сейчас оборачивается вокруг его талии почти два раза.
— Но ведь известно, что возможности организма имеют предел: на третьей неделе «сухой» голодовки возникают симптомы дистрофии миокарда, печени, падает уровень инсулина в крови…
— Очевидно, все это уже происходит: меня начали мучить боли в верхней части головы, сильно тошнит, частые головокружения. Хочется есть. Сергей страдает больше меня. Я ведь был крепким парнем, можно сказать, упитанным. Поэтому резервы организма оказались немалыми. А он — худоба… И состояние здоровья его ухудшилось сразу. Практически он уже не встает с земли.
— Наблюдают ли вас врачи?
— До 9 июня, пока мы проводили свою акцию в помещении УМП «Черазморпуть», врачей к нам вызывали. А потом охранники нас просто выбросили на улицу. Я сильно ударился головой, получил сотрясение мозга. Думаю, ухудшение физического состояния связано еще и с этой травмой.
— В какие инстанции вы обращались в течение этого времени?
— Мы отправили около пятидесяти заявлений во все официальные органы, которые могли бы повлиять на ситуацию — от Президента Украины и премьер-министра до Федерации профсоюзов и Министерства транспорта и связи. В течение месяца, который по Закону «Об обращениях граждан» положен для решения вопроса, никакой реакции не последовало. Вот почему я перешел на «сухую» голодовку и буду стоять до последнего. Дело уже даже не в деньгах. Грубо нарушены права, гарантированные мне и моей семье Конституцией Украины. Государство продемонстрировало полное равнодушие к проблемам своих граждан. Ему выгодно, когда безгласные, нищие, обделенные самым необходимым, запуганные и забитые украинцы влачат жалкое существование и согласны на любую мизерную подачку, лишь бы не умереть с голода. А я готов умереть с голода, но молчать не буду. В меня вселяет уверенность поддержка родных и друзей-моряков. Недавно объявил забастовку экипаж земснаряда «Арабатский». Постепенно все придут к пониманию того, что мы граждане свободной страны со всеми вытекающими последствиями.
— Я все-таки надеюсь, что вы своего добьетесь, и в преддверии Дня Конституции Украины искренне хочу, чтобы она наконец стала Основным законом в жизни, а не на бумаге.
— И я тоже хочу этого.
Беседовала
Елена МАРЦЕНЮК.
P.S. Сегодня в отношении гражданина Украины Руслана Небояна грубо нарушаются статьи 3, 8, 21, 28, 40, 43, 45, 47, 48, 56, 68 Конституции Украины.

Редакция газеты "Юг"
***
Якось непривично що на 15 році незалежності у нас в Україні таке може бути.
Ми привикли уже, що зарубіжні судновласники нерідко "кидали" наших моряків і не виплачували їм зарплату.
Але рідна ""Чоразморпуть"...
Будемо надіятися, що до свята Конституції конфлікт завершиться - успішно для постраждалих пікетчиків.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".