По-моему, СБУ нуждается в защите
11/28/2006 | Сергей Груздов
В газете "Зеркало недели" опубликована объемная статья Юрия БУТУСОВА о проблеме реформирования Службы безопасности Украины - "РЕФОРМА СБУ: ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ОБРЕЗАНИЕ". Для тех, кому статья не попала на глаза в оригинале, предлагаю мое конспективное ее изложение:
"Безусловно, для реформы существуют реальные профессиональные и организационные предпосылки, но, увы, отнюдь не они являются для президента и его команды основным мотивом.
Руководство секретариата президента на прошедшей неделе провело ряд совещаний, на которые напрямую вызывало начальников различных подразделений СБУ, и через голову председателя СБУ ставило непосредственные задачи.
Видимо, Президент лично усомнился в преданности главы СБУ и усмотрел в его поведении двойную игру. Известно, что бизнес на оперативных возможностях спецслужбы ведет слишком много людей. Нынешняя спецслужба отнюдь не является вещью в себе, а кастовость уже не сравнима с супержесткими стандартами КГБ СССР.
Президент поддержал весьма радикальный вариант реформы СБУ . Вариант раздробления спецслужбы на ряд автономных структур, резкое ограничение сфер ее компетенции, а также на перестройку всей системы отношений внутри оставшегося механизма Службы безопасности. Для Ющенко и его команды "реформа СБУ" равнозначна "обезвреживанию СБУ". Судя по всему, реформаторы хотели бы лишить СБУ правоохранительных функций, прежде всего ведения следствия. Но всем понятно, что реформа оперативных подразделений без реформы следствия и суда принципиально не изменит нашу правоохранительную систему, частью которой, в любом случае, остается СБУ. Электронная разведка и технические средства добывания информации неизбежно
используются в комплексе с оперативной и агентурной работой. И эту связку нельзя разорвать, даже если раскассировать каждое подразделение в отдельную службу.
Украинские власти не имеют серьезного обоснования своим политическим решениям в сфере реформирования спецслужб, публичного, как и ДСП, официального обоснования целесообразности дробления СБУ не существует. Не известно, что будет сделано для реальной борьбы с коррупцией, для повышения эффективности работы контрразведки? Проявив волю к реформе спецслужбы, президент Ющенко так и не проявил волю к борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Сейчас перестройка Службы имеет принципиально иной формат. Миссия Дрижчаного не возглавить, а сломать систему, сделать ее такой же управляемой в руках своего руководителя, как понятный и удобный был для Дрижчаного аппарат Генпрокуратуры.
Имеется основания для впечатления, что разваливают СБУ по заказу западных спецслужб, что Штаты заказали Ющенко провести декагэбизацию по прибалтийскому сценарию. Возникает впечатление, что мы имеем не СБУ, а СБРФ и что этим сами устои спецслужбы потрясены катастрофически. Политическая поддержка президента, скорее обуза, чем знамя победы, которым стоит привселюдно размахивать. В рамках ведомственной борьбы за власть радикально
меняется структура, но не меняется содержание работы. Власть озабочена контролем за спецслужбой, но совершенно не думает о мерах по борьбе с коррупцией, которая стала основой функционирования государственной системы.
Поддержка реформы в СБУ также продиктована сугубо личным интересом расставить своих людей, а отнюдь не государственными задачами, которые Президент для Службы так и не удосужился сформулировать. Но может ли СБУ быть карающим мечом правосудия, если зависит от благосклонности ведущих групп влияния? Как бороться с коррупцией в стране, где судебные и правоохранительные органы сами являются становой жилой коррупционных отношений?, - вопросы риторические. СБУ даже в том случае, если реформа будет реализована, останется, как видно, лишь инструментом для специальных операций. А как применять этот инструмент и каков будет результат . останется полностью зависимым от персоналий власти, формулирующей, в том числе устно и надзаконно, задания. Иными словами, инструментом, зависимым не от закона. Мораль, служебный долг, честь, профессионализм, объективные показатели работы и закон не могут существовать в системе "Фас! и Фу!"
(конец конспекта).
Мною опущен перечень конкретных позиций предполагаемого реформирования, т.к. считаю, что особо интересующиеся лица найдут возможность ознакомиться с оригиналом статьи. Но тему считаю достойной для обсуждения.
Только ленивый не заявлял своего негодования по поводу происков КГБ бывшего СССР и, выждав достаточное время после разрушения Союза и Конторы - как бы не нарваться на неприятность, - не выпячивал смело грудь сообщая о том, какой-де он всегда был борец за демократию.
Неумолимо и быстро уходит время. Изношенный преодолением почти непосильных
трудностей советский народ, жестоко наученый не перечить власти, был вынужден исполнять то, что она требовала. В том числе - сотрудничать с "органами". У госбезопасности был серьезный карт-бланш от власти - агентурная работа и конспирация.
Возможности, которые дает грамотное применение указанного "оружия", трудно переоценить. И власть всегда боялась носителей этого оружия - офицеров безопасности, разрываясь между необходимостью обеспечить им доступ к объективной информации о процессах в стране и желанием удерживать их на дистанции от той же объективности. В результате профессионального анализа обстановки, которому обучали большинство чекистов (применяю этот исторический термин для обозначения сотрудников госбезопасности), перед ними открывалась объективная картина под условным названием: "Народ и партия все более едины". Импульс к реализации оперативной информации в пользу народа подавлялся выше стоящими начальниками и дисциплиной. Приказы по организации мероприятий в угоду "инстанциям, которые считают целесообразным то-то и то-то" - необходимо было выполнять. Именно это, привычное исполнение "мнений" и "рекомендаций", преобразованных в секретные приказы для личного состава чекистов, привело госбезопасность к позорному итогу - вся союзная ГБ скопом никак себя не проявила при развале объекта охраны. Абсолютно никак! Достаточно было только прервать ручеек понятных "мнений" из Кремля.
Не имея, естественно, доступа к современной приказной базе СБУ, рискну, однако, предположить, что после развала до настоящего времени ясности не прибавилось. Служба работает вхолостую. Не определены стратегические приоритеты для защиты, не выделены тактические направления, не обеспечена результативность.
Слова, конечно, произносятся и заявления периодически заявляются. Но уж слишком все по-детски. Прямой насмешкой явилось проглоченное Службой событие документирования Прокуратурой коррупции со стороны Министра МВД. Это при том, что борьба с коррупцией относится в т.ч. к компетенции СБУ. О беспрепятственно реально цветущей, под компетентным надзором нынешних "чекистов", коррупции в Украине вообще говорить... стыдно.
На правах гражданина Украины, имеющего определенный чекистский опыт и давно свободного от условностей гос.службы, прошу лиц, имеющих отношение к деятельности СБУ, очень внимательно отнестись к следующему:
1. Основой осужденного всеми нормальными людьми "чекизма" является руководящее положение принципа "политической целесообразности", чего допускать категорически нельзя.
2. Уменьшить потенциальную опасность неконтролируемой раскрутки спецслужбы внутри государства можно только при условии ее дистанцирования от "руководящих мнений" любого, сколь угодно высокого, уровня.
3. Обеспечить положительную результативность агентурно-конспиративной деятельности можно только загнав ее в жесткие рамки закона.
4. Все три позиции могут быть реализованы исключительно в условиях формирования ясной, опирающейся на законную основу, политически выверенной концепции. Без этого нельзя начинать "реформировать", разве что с целью полного уничтожения Службы.
Однако, нужна ли Служба безопасности Украине? Безусловно нужна.
Согласно Закону "О Службе безопасности Украины", на Службу возлагается защита государственного суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц, а также обеспечение охраны государственной тайны. К задачам Службы безопасности Украины также относятся предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и других противоправных действий, которые непосредственно создают угрозу
жизненно важным интересам Украины.
Все видят, а многие ощущают непосредственно, устремления, направленные на нарушение территориальной целостности государства. Тенденции изменения экономического потенциала страны всем известны. О коррупции уже говорилось.
Чуть более года тому назад, Александр Турчинов заявил на пресс-конференции:
"Главное - мы смогли доказать, что СБУ может и должна работать в рамках законодательства. Мы смогли провести достаточно быстро деполитизацию СБУ и первый этап ее реформирования. Сегодня СБУ воспринимается людьми не как жандармерия, не как политическое давление, а как главный контррозведывательний орган страны. Я хотел выйти на пресс-конференцию чуть позже, если силовые структуры отчитаются Президенту о поручении относительно изобличения коррупционных действий. Тогда я хотел сделать и свою оценку. Но одно событие заставило ускорить общение с вами. Мне поступило сообщение от первого помощника президента Александра
Третьякова, что если я пойду на пресс-конференцию, то у них есть договоренность, что кое-кто, против кого СБУ ведет уголовное дело, дадут ложные показания, в обмен на закрытие дел, о том что офицеры СБУ по моему поручению занимались шантажом по моей команде. И что против меня лично будет открыто уголовное дело." Ту конференцию он закончил так: "Я считаю своей заслугой, что я не разрешил под видом реформирования уничтожить СБУ и разорвать ее на куски. Не может быть реформы СБУ, в результате которой будет нанесен вред государственной безопасности Украины."
Являясь тогда главой Службы безопасности, Турчинов справедливо заявлял, что первейшее среди проблем, которые надо решить государству - это пресечение коррупции и остановка процесса разрушения власти в Украине.
Сейчас я с тревогой должен заявить, что судя по информации о происходящих в стране и во властных структурах государства событиях, планируется уничтожение Службы безопасности Украины. Последствием будет нанесение прямого вреда государству и его гражданам. Считайте это обращением к Президенту Украины, которому непосредственно и единоначально подчинена СБУ и который, соответственно, несет персональную ответственность за происходящее в ней.
"Безусловно, для реформы существуют реальные профессиональные и организационные предпосылки, но, увы, отнюдь не они являются для президента и его команды основным мотивом.
Руководство секретариата президента на прошедшей неделе провело ряд совещаний, на которые напрямую вызывало начальников различных подразделений СБУ, и через голову председателя СБУ ставило непосредственные задачи.
Видимо, Президент лично усомнился в преданности главы СБУ и усмотрел в его поведении двойную игру. Известно, что бизнес на оперативных возможностях спецслужбы ведет слишком много людей. Нынешняя спецслужба отнюдь не является вещью в себе, а кастовость уже не сравнима с супержесткими стандартами КГБ СССР.
Президент поддержал весьма радикальный вариант реформы СБУ . Вариант раздробления спецслужбы на ряд автономных структур, резкое ограничение сфер ее компетенции, а также на перестройку всей системы отношений внутри оставшегося механизма Службы безопасности. Для Ющенко и его команды "реформа СБУ" равнозначна "обезвреживанию СБУ". Судя по всему, реформаторы хотели бы лишить СБУ правоохранительных функций, прежде всего ведения следствия. Но всем понятно, что реформа оперативных подразделений без реформы следствия и суда принципиально не изменит нашу правоохранительную систему, частью которой, в любом случае, остается СБУ. Электронная разведка и технические средства добывания информации неизбежно
используются в комплексе с оперативной и агентурной работой. И эту связку нельзя разорвать, даже если раскассировать каждое подразделение в отдельную службу.
Украинские власти не имеют серьезного обоснования своим политическим решениям в сфере реформирования спецслужб, публичного, как и ДСП, официального обоснования целесообразности дробления СБУ не существует. Не известно, что будет сделано для реальной борьбы с коррупцией, для повышения эффективности работы контрразведки? Проявив волю к реформе спецслужбы, президент Ющенко так и не проявил волю к борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Сейчас перестройка Службы имеет принципиально иной формат. Миссия Дрижчаного не возглавить, а сломать систему, сделать ее такой же управляемой в руках своего руководителя, как понятный и удобный был для Дрижчаного аппарат Генпрокуратуры.
Имеется основания для впечатления, что разваливают СБУ по заказу западных спецслужб, что Штаты заказали Ющенко провести декагэбизацию по прибалтийскому сценарию. Возникает впечатление, что мы имеем не СБУ, а СБРФ и что этим сами устои спецслужбы потрясены катастрофически. Политическая поддержка президента, скорее обуза, чем знамя победы, которым стоит привселюдно размахивать. В рамках ведомственной борьбы за власть радикально
меняется структура, но не меняется содержание работы. Власть озабочена контролем за спецслужбой, но совершенно не думает о мерах по борьбе с коррупцией, которая стала основой функционирования государственной системы.
Поддержка реформы в СБУ также продиктована сугубо личным интересом расставить своих людей, а отнюдь не государственными задачами, которые Президент для Службы так и не удосужился сформулировать. Но может ли СБУ быть карающим мечом правосудия, если зависит от благосклонности ведущих групп влияния? Как бороться с коррупцией в стране, где судебные и правоохранительные органы сами являются становой жилой коррупционных отношений?, - вопросы риторические. СБУ даже в том случае, если реформа будет реализована, останется, как видно, лишь инструментом для специальных операций. А как применять этот инструмент и каков будет результат . останется полностью зависимым от персоналий власти, формулирующей, в том числе устно и надзаконно, задания. Иными словами, инструментом, зависимым не от закона. Мораль, служебный долг, честь, профессионализм, объективные показатели работы и закон не могут существовать в системе "Фас! и Фу!"
(конец конспекта).
Мною опущен перечень конкретных позиций предполагаемого реформирования, т.к. считаю, что особо интересующиеся лица найдут возможность ознакомиться с оригиналом статьи. Но тему считаю достойной для обсуждения.
Только ленивый не заявлял своего негодования по поводу происков КГБ бывшего СССР и, выждав достаточное время после разрушения Союза и Конторы - как бы не нарваться на неприятность, - не выпячивал смело грудь сообщая о том, какой-де он всегда был борец за демократию.
Неумолимо и быстро уходит время. Изношенный преодолением почти непосильных
трудностей советский народ, жестоко наученый не перечить власти, был вынужден исполнять то, что она требовала. В том числе - сотрудничать с "органами". У госбезопасности был серьезный карт-бланш от власти - агентурная работа и конспирация.
Возможности, которые дает грамотное применение указанного "оружия", трудно переоценить. И власть всегда боялась носителей этого оружия - офицеров безопасности, разрываясь между необходимостью обеспечить им доступ к объективной информации о процессах в стране и желанием удерживать их на дистанции от той же объективности. В результате профессионального анализа обстановки, которому обучали большинство чекистов (применяю этот исторический термин для обозначения сотрудников госбезопасности), перед ними открывалась объективная картина под условным названием: "Народ и партия все более едины". Импульс к реализации оперативной информации в пользу народа подавлялся выше стоящими начальниками и дисциплиной. Приказы по организации мероприятий в угоду "инстанциям, которые считают целесообразным то-то и то-то" - необходимо было выполнять. Именно это, привычное исполнение "мнений" и "рекомендаций", преобразованных в секретные приказы для личного состава чекистов, привело госбезопасность к позорному итогу - вся союзная ГБ скопом никак себя не проявила при развале объекта охраны. Абсолютно никак! Достаточно было только прервать ручеек понятных "мнений" из Кремля.
Не имея, естественно, доступа к современной приказной базе СБУ, рискну, однако, предположить, что после развала до настоящего времени ясности не прибавилось. Служба работает вхолостую. Не определены стратегические приоритеты для защиты, не выделены тактические направления, не обеспечена результативность.
Слова, конечно, произносятся и заявления периодически заявляются. Но уж слишком все по-детски. Прямой насмешкой явилось проглоченное Службой событие документирования Прокуратурой коррупции со стороны Министра МВД. Это при том, что борьба с коррупцией относится в т.ч. к компетенции СБУ. О беспрепятственно реально цветущей, под компетентным надзором нынешних "чекистов", коррупции в Украине вообще говорить... стыдно.
На правах гражданина Украины, имеющего определенный чекистский опыт и давно свободного от условностей гос.службы, прошу лиц, имеющих отношение к деятельности СБУ, очень внимательно отнестись к следующему:
1. Основой осужденного всеми нормальными людьми "чекизма" является руководящее положение принципа "политической целесообразности", чего допускать категорически нельзя.
2. Уменьшить потенциальную опасность неконтролируемой раскрутки спецслужбы внутри государства можно только при условии ее дистанцирования от "руководящих мнений" любого, сколь угодно высокого, уровня.
3. Обеспечить положительную результативность агентурно-конспиративной деятельности можно только загнав ее в жесткие рамки закона.
4. Все три позиции могут быть реализованы исключительно в условиях формирования ясной, опирающейся на законную основу, политически выверенной концепции. Без этого нельзя начинать "реформировать", разве что с целью полного уничтожения Службы.
Однако, нужна ли Служба безопасности Украине? Безусловно нужна.
Согласно Закону "О Службе безопасности Украины", на Службу возлагается защита государственного суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц, а также обеспечение охраны государственной тайны. К задачам Службы безопасности Украины также относятся предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и других противоправных действий, которые непосредственно создают угрозу
жизненно важным интересам Украины.
Все видят, а многие ощущают непосредственно, устремления, направленные на нарушение территориальной целостности государства. Тенденции изменения экономического потенциала страны всем известны. О коррупции уже говорилось.
Чуть более года тому назад, Александр Турчинов заявил на пресс-конференции:
"Главное - мы смогли доказать, что СБУ может и должна работать в рамках законодательства. Мы смогли провести достаточно быстро деполитизацию СБУ и первый этап ее реформирования. Сегодня СБУ воспринимается людьми не как жандармерия, не как политическое давление, а как главный контррозведывательний орган страны. Я хотел выйти на пресс-конференцию чуть позже, если силовые структуры отчитаются Президенту о поручении относительно изобличения коррупционных действий. Тогда я хотел сделать и свою оценку. Но одно событие заставило ускорить общение с вами. Мне поступило сообщение от первого помощника президента Александра
Третьякова, что если я пойду на пресс-конференцию, то у них есть договоренность, что кое-кто, против кого СБУ ведет уголовное дело, дадут ложные показания, в обмен на закрытие дел, о том что офицеры СБУ по моему поручению занимались шантажом по моей команде. И что против меня лично будет открыто уголовное дело." Ту конференцию он закончил так: "Я считаю своей заслугой, что я не разрешил под видом реформирования уничтожить СБУ и разорвать ее на куски. Не может быть реформы СБУ, в результате которой будет нанесен вред государственной безопасности Украины."
Являясь тогда главой Службы безопасности, Турчинов справедливо заявлял, что первейшее среди проблем, которые надо решить государству - это пресечение коррупции и остановка процесса разрушения власти в Украине.
Сейчас я с тревогой должен заявить, что судя по информации о происходящих в стране и во властных структурах государства событиях, планируется уничтожение Службы безопасности Украины. Последствием будет нанесение прямого вреда государству и его гражданам. Считайте это обращением к Президенту Украины, которому непосредственно и единоначально подчинена СБУ и который, соответственно, несет персональную ответственность за происходящее в ней.
Відповіді
2006.11.29 | vdov
Re: По-моему, СБУ нуждается в защите
В мире 159 стран и только одна Россия постоянно вредит Украине. Противодействовать и предупреждать все враждебные действия России – вот главная задача СБУ!