МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

КПУ модернизируется? (л) предложение к дискуссии...

12/09/2006 | Олег Верник
Предлагаю ознакомиться с моим анализом современной КПУ. Просьба высказаться по сути происходящего и общей ситуации в КПУ


http://www.vovremya.info/?id=3449&

КПУ модернизируется

Олег Верник

Еще каких-то пару лет назад отечественные аналитики радостно возвещали нам о своеобразном конце истории» для крупнейшей в Украине левой партии – КПУ

Однако коммунисты в который раз продемонстрировали, что стратегия «мудрой обезьяны наблюдающей за сражением тигров» в конечном итоге принесла свои плоды – войдя в антикризисную коалицию КПУ получила возможность адаптироваться к новым условиям.

На протяжении последних 8 лет Коммунистическая партия Украины электорально потеряла более 5,5 миллионов (!) голосов избирателей и оказалась перед серьезной проблемой прохождения в парламент на следующих выборах.

Выброшенная на обочину большой парламентской политики в 2006 году КПУ, все такая же вялая и бесцветная, ни шатко, ни валко впрягается в широкую «региональную коалицию», и, будучи в ней не то «пятым колесом в телеге», не то «ключевой козырной картой» постепенно начинает трансформировать свою имиджевую стратегию.

Сдав свои два положенных по коалиционной квоте министерских портфеля представителям олигархическим групп и пополнив тем самым свои исхудавшие после провальной избирательной гонки ресурсы, КПУ стоит на пороге серьезных трансформаций и анализ их перспектив является весьма интересным. Итак:

1. Членская база КПУ. Долгое время являлась наиболее стабильной и наиболее мобильной в стране. Именно членский ресурс КПУ долгое время определял ее электоральную успешность. Ее не смогли пошатнуть ни технологические проекты властей по расколу партии (КПРС), ни электоральные проекты на сокращение результативности голосования за КПУ (КПУ(о)), ни вполне реальная агрессивная идеологическая интервенция в традиционную электоральную базу (ПСПУ).

С одной стороны, идеологически мотивированное партийное членство технологически значительно снижало для верхушки КПУ затратную часть избирательных компаний, с другой стороны – объективно усиливало зависимость их конечных результатов от ситуации в парторганизациях. Мобильность и эффективность последних напрямую зависели от динамических и возрастных показателей членства региональных парторганизаций. Несмотря на электоральную мобильность и партийную сплоченность, к началу этого десятилетия КПУ в значительной мере утрачивает свой уличный потенциал.

Пожилой характер членской базы партии, который являлся существенным электоральным плюсом в 90-х годах, трансформировался со временем сначала в значительную потерю уличного и протестного потенциала партии, а потом существенно отразился и на электоральных показателях. Процесс естественной смертности и убывания партийцев из рядов изначально возрастной партии поставил перед ее руководством ряд серьезных задач.

2. Поиск новых стратегий. Уже в 2006 году тактика парламентской рекламно-пропагандистской кампании КПУ была стратегически ориентирована не столько на обслуживание своего традиционного и, увы, физически умирающего электората, сколько в сторону будущей партийной трансформации.

Вместо традиционного Петра Симоненко под красным флагом избиратель увидел качественные и профессиональные видеоролики, ориентированные на различные социо-культурные и региональные электоральные страты. Молодому избирателю также впервые был предложен и новый культурно-эстетический концепт «Коммунисты – это круто!». Именно культурно-эстетический, ибо на программно-теоретический блок, похоже, уже в самом руководстве партии мало кто обращал внимание. Бесцветность и аморфность избирательной программы КПУ даже не особо сыграли ей в минус, ибо поиск был, прежде всего, обращен в сторону коммуникативных технологий. Оставив для обслуживания своего традиционного партийного членства весьма малозатратную партийную прессу, реальные и затратные информационно-рекламные импульсы были впервые обращены в совершенно новые и не традиционные для КПУ слои населения.

Несмотря на запланированную долгосрочность и стратегический характер новой информационно-рекламной стратегии партии, задача-минимум на парламентские выборы-2006 была, в целом, решена. КПУ получила маленькую, но все же полноценную парламентскую фракцию, а значит и небольшую по времени, но все же необходимую для реформирования партии передышку.

3. Персоналии. Разумеется, любая полноценная трансформация требует не только интеллектуального креатива обслуживающих ее технологов, но и своей персонификации. Следует признать, что достаточно спаянная верхушка КПУ, практически, не обновлялась на протяжении многих лет. Тасовались лидеры малосущественной молодежки (ЛКСМУ), председатели профильных комитетов в рамках партийной квоты, редактора традиционно непривлекательной газеты «Коммунист», наемный аппарат фракции. Центр же принятия решений на протяжении многих лет отличался весомой стабильностью и консерватизмом. Крымский Реском КПУ под руководством Леонида Грача периодически исполнял роль своеобразной небольшой щучки в наполненном карасями водоеме, призванной немного тормошить вялое существование последних.

Впрочем, на протяжении многих лет, раздувающийся от собственной многозначительности Грач так и не предпринял в удобное для него время каких-либо конкретных действий по захвату контроля в партии и отстранения группы Симоненко от реальной власти. А после весьма жалких результатов крымских коммунистов в избирательной компании в Верховный Совет Крыма-2006 и вовсе утратил даже потенциальную возможность борьбы за лидерство в партии. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что преемник Симоненко готовится именно в недрах самой команды Симоненко.

Вот уже на протяжении более двух лет из недр высших эшелонов КПУ идут спланированные «утечки информации» насчет того, что преемником-реформатором, то есть будущим лидером партии, уже определен член ЦК КПУ Игорь Алексеев. Бывший Консул Украины в Датском королевстве Игорь Алексеев не имеет решающего влияния на региональные структуры КПУ, однако кроме своего отца Виктора Алексеева, фактического руководителя партийного аппарата партии, он имеет группу интеллектуального обеспечения будущей трансформации КПУ. Данные «утечки» имели и имеют своей целью убить сразу несколько «партийных зайцев»: во-первых, отследить обратные импульсы с региональных парторганизаций – как в партийных низах и региональных партийных элитах воспринимается Алексеев, в качестве основного преемника; во-вторых – подготовить дисциплинированных партийцев к такому повороту событий, в случае его реализации; в-третьих – отследить возможные очаги внутрипартийной оппозиции верхушечному решению о назначении преемника с целью их ликвидации на ранней стадии подготовки к решающему реформаторскому съезду КПУ.

4. Проблемы на пути трансформации. Безусловно, основная проблема текущего момента – это проблема адаптации партии к условиям стабильного капиталистического роста. Традиционная патетика КПУ начала 90-х о «тотальном развале советского экономического потенциала» в свое время сплотила электоральную базу, но сейчас уже выглядит абсолютно бессмысленной в условиях традиционного капиталистического роста, пусть и периферийного образца. Обновление программной и методологической базы партии, так или иначе, должно состояться, но, в связи с этим, у аналитиков пока значительно больше вопросов, чем ответов на них.

Будучи руководителем Международного отдела ЦК КПУ, Игорь Алексеев не может не учитывать современного позитивного опыта модернизации и ребрендинга ряда традиционных левых партий Западной и Восточной Европы. Тут речь может идти и о наработках немецкой ПДС/Левой партии, и о ребрендинге Французской коммунистической партии в купе с Итальянской партией Коммунистического возрождения, и о чрезвычайно интересном опыте Коммунистической партии Чехии и Моравии.

Однако системная программная трансформация КПУ может неожиданно вступить в органическое противоречие с наличной членской партийной базой с ее традиционно консервативными ценностями советского прошлого и неповоротливой забюрократизированной партийной структурой. Перестройка партии «сверху», а иная в современной КПУ невозможна по определению, всегда чревата непрогнозируемыми динамичными процессами в партийных низах, что, в свою очередь, страшит верхушку партии аж никак не меньше, чем опасность оказаться за бортом парламента на очередных парламентских выборах из-за замедления темпов решительной трансформации партии.

С одной стороны, КПУ входит в ситуацию постепенной адаптации к рыночным механизмам продолжения своей политической активности, с другой стороны, многолетнее привыкание верхушки партии к, своего рода, паразитированию на идеологически мотивированном голосовании своего электората, то есть абсолютно незатратной статье расходов (роскошь, которую не могут позволить себе ведущие партии буржуазного истеблишмента), не позволяет эту адаптацию оптимизировать в соответствии требованиями момента. Так, например, в условиях резкого сокращения за последние два года уличной активности и потенциала мобилизации КПУ в Киеве, руководство городской парторганизации не нашло ничего лучшего как приступить к вербовке на коммерческой основе на свои уличные акции молодых людей через ряд столичных охранных агентств и клубов спортивных единоборств.

Кроме того, мэйнстримовая тенденция ведущих электоральных оппонентов КПУ, связанная с отказом от ставки на развитие региональной сети парторганизаций и создании региональных подконтрольных медиа-холдингов, влияющих на формирование общественного мнения о партиях и их лидерах вне контекста самих региональных парторганизаций и их членства пока не доступна верхушке КПУ. Но тут есть и неожиданный «плюс», который может сыграть самым неожиданным образом в пользу КПУ. Виртуальные заказные рейтинги партий, равно как и предвыборная финансовая накачка менеджеров, большинство из которых в регионах являются «многостаночниками», то есть работают сразу на несколько бизнес-групп, /партий, могут оказаться дутыми мыльными пузырями и лопнуть в один момент. И тогда решающим фактором политического противостояния становится объективная социальная реальность, самим своим фактом, бросающая вызов любым формам политической виртуальности и манипулятивным технологиям.

Так что, может еще рано говорить о «последнем забитом гвозде в гроб КПУ»? Посмотрим. «Время Ч», о котором в предвыборном запале говорили вожди КПУ, для самой партии коммунистов уже не за горами…

Відповіді

  • 2006.12.10 | Прогнозист

    Re: КПУ модернизируется? (л) предложение к дискуссии...

    Генсеком будет А. Голуб. Он уже готовится.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2006.12.11 | Left Initiative

      Re: КПУ модернизируется? (л) предложение к дискуссии...

      Может быть, подготовиться заранее ни кому не помешает :)))
  • 2006.12.10 | Тома

    Re: КПУ модернизируется? (л) предложение к дискуссии...

    А где сейчас комсомольцы А. Полиит и Д. Старокадомский ?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2006.12.11 | Left Initiative

      Re: КПУ модернизируется? (л) предложение к дискуссии...

      Дмитро Старокадомський створив невеличку групу сталінського спрямування "Красная звезда" (до 7 осіб в Києві) та не проявляє активності в межах ЛКСМУ. Здається, є загроза певної маргіналізації.

      Андрій Поліїт, не будучи поставленим у список КПУ на парламентських виборах та не став депутатом, залишився в Києві. Зареєстрував в Мінюсті молодіжну організацію лівого спрямування (існує тільки юридично, тобто на папері) задля використання своїх зв*язків у Міністерстві молоді та спорту з отримання фінансової допомоги. З КПУ активне співробітництво припинив, хоча відомостей про його вихід з цієї партії я на цей момент не маю.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".