Один з самих парадоксальних текстів, що я читав
12/13/2006 | Navigator
Це в той час, коли ОУН була в глибокому підпіллі або в тюрмах, українських шкіл на Волині майже не було, в Рівному розгорталась така фантасмагорична з нинішньої точки зору картина...
http://www.jew.spb.ru/ami/A301/A301-041.html
Хочу поделиться с читателем своими воспоминаниями о днях пребывания в Ровно великого еврейского патриота, блестящего литератора, оратора и трибуна – Владимира Жаботинского.
... Было это летом 1938 года. Весть о приезде Владимира Жаботинского в Ровно молниеносно облетела все города Волынского воеводства. Для встречи с ним со всех концов в Ровно ринулись тысячи людей. Среди них – представители молодежных организаций: партии сионистов-ревизионистов, Бейтара, Еврейского Легиона и Брит Ахаял (союза солдат). В городе в ту пору поговаривали, что везде присутствуют только два цвета: голубой и коричневый (голубой – это небо, а коричневый – цвет формы бейтаровцев). Форма у Брит Ахаял была цвета хаки.
В день прибытия Владимира Жаботинского вся привокзальная площадь заполнилась тысячами людей. Варшавский поезд прибывал под звуки “Атиквы”. Жаботинского встречали руководители сионистов-ревизионистов Ровно и всей Волыни, а также президент городского магистрата.
Меня удивило, что среди встречающих на перроне находились командир польской дивизии генерал Каминский и командиры уланского и артиллерийского полков, дислоцировавшихся в Ровно. Причину их появления тут, на вокзале, я осознал только спустя несколько дней, но об этом – позже.
Из вагона поезда под восторженные возгласы “Ура!” вышел Владимир Жаботинский, одетый в военную форму. С приветственной речью к высокому гостю обратился руководитель ровенского Брит Ахаял знаменитый в городе хирург д-р Борис Сегал, сын известного во всей округе терапевта д-ра Сегала. Борис Сегал тоже был одет в военную офицерскую форму Брит Ахаял. Кстати, хочу отметить, что во время польских национальных праздников Борис Сегал, имевший чин поручика, ходил в польской офицерской форме. А на время еврейских праздников надевал офицерский мундир Брит Ахаял.
Вместе с В.Жаботинским прибыли один из руководителей партии сионистов-ревизионистов д-р Шехтман и руководитель польского Бейтара Менахем Бегин, будущий премьер-министр Израиля.
От привокзальной площади под ликующие возгласы собравшихся отъехал эскорт машин. Все улицы города были заполнены людьми. Они стояли на обочинах и восторженно приветствовали высокого гостя. Машина с Жаботинским остановилась у дома д-ра Копейкина, где гость жил все дни своего пребывания в Ровно.
В тот же вечер самый большой в городе зал кинотеатра “Ампир” (все знали его как кинотеатр Бернта), вмещающий до 1000 человек, был заполнен до отказа, включая большой балкон. Сотни людей стояли в фойе и на улице, где установили репродукторы, т.к. зал не мог вместить всех желающих. Под бурные аплодисменты, переходящие в овацию, на сцене появился Владимир Жаботинский в военной форме.
Жаботинский с первых же минут своего выступления полностью овладел вниманием зала. Публика, как загипнотизированная, слушала его в течение трех часов. Я был удивлен, как он, родившийся в Одессе в русифицированной семье, так красиво говорит на идише. У собравшихся вызвали негодование его слова, касающиеся политики мандатной английской администрации в Палестине. Жаботинский призывал к тому, чтобы действовать решительно в вопросах возрождения еврейского государства. Еврейское государство, по его словам, – это вся Палестина плюс территория Трансиордании (Эвер Хаярден). Он подчеркнул, что все эти территории исторически принадлежат Эрец-Исраэль и еврейскому народу. Большое внимание В.Жаботинский уделил подготовке военных кадров для будущей израильской армии. Призывал еврейскую молодежь поступать в Бейтар, а тех, кто отслужил свой срок в польской армии, – в Брит Ахаял. Под бурные аплодисменты и звуки “Атиквы” Владимир Жаботинский закончил свое выступление.
На второй день высокий гость выступал на стадионе известного спортивного ровенского клуба “Хасмонея”. Следует заметить, что каждый из руководителей и деятелей еврейского движения, побывавших там, тоже выступал. На стадионе собралось до 25 тыс. человек. Рядом с В. Жаботинским стояли д-р Шехтман, Менахем Бегин, д-р Копейкин и д-р Борис Сегал. Публика восторженно воспринимала речь Жаботинского, и снова все убедились в его ораторских способностях. В своей речи, как мне помнится, В.Жаботинский, кроме Палестинского вопроса и создания еврейского государства, большое внимание уделил антисемитизму. Он с горечью говорил о погромах в Польше, в городах Пшитик, Седльцы и Бресте. Эти кровавые еврейские погромы, которые поддерживали польские антисемиты, вызвали бурю протеста. В. Жаботинский призвал к созданию всеобщей еврейской самообороны на базе Бейтара и Брит Ахаял в борьбе против погромщиков.
На третий день пребывания В.Жаботинского в Ровно я вдруг понял роль генерала Каминского и командиров полков, которые встречали гостя на вокзале. И в связи с этим необходимо сказать следующее.
Дело в том, что в 12 км от города располагалось еврейское село Глинки, которое славилось своей сельскохозяйственной продукцией. В гимназии вместе со мной учился парень из этого села, сын хлебороба. Я часто на велосипеде ездил к нему в гости и всегда восхищался жителями этого еврейского села. Почти все жители села Глинки были членами Бейтара и Брит Ахаяла.
Так вот, на угодьях этого села Владимир Жаботинский в дни своего пребывания в Ровно устроил военные маневры Бейтара и Брит Ахаяла. В маневрах приняли участие несколько тысяч молодых людей. По просьбе В.Жаботинского генерал Каминский на время маневров предоставил стрелковое оружие, несколько артиллерийских пушек и пулеметов. В качестве средств передвижения командир уланского полка выделил лошадей. На маневрах присутствовали польские офицеры и руководители Бейтара и Брит Ахаяла почти из всей Польши.
Состоялся военный парад. Он проходил недалеко от села Глинки на дороге, связывающей Ровно с городом Корец. Корец находился на польско-советской границе. Парад принимали Владимир Жаботинский, генерал Каминский и два полковника, командиры уланского и артиллерийского полков. На трибуне все время находились Менахем Бегин и д-р Шехтман. Тысячи евреев Ровно специально приехали из города на автобусах, чтобы стать свидетелями этого парада. Они видели, с каким восторгом и восхищением Владимир Жаботинский принимал парад. Польский генерал Каминский дал положительную оценку маневрам, длившимся несколько дней. Жители Ровно еще очень долго вспоминали об этом событии.
После окончания маневров состоялся пышный банкет в зале гимназии Тарбут, где была подана кашерная пища. Жаботинский тепло поблагодарил ровенчан за прекрасный прием, который они ему устроили. На банкете с речами выступили д-р Шехтман, Менахем Бегин и д-р Борис Сегал.
Судьба Бориса Сегала впоследствии сложилась трагически. Погиб он в Ровно в 1941 году во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками этих территорий. Отстреливаясь, он убил нескольких немцев и полицаев, а сам героически погиб.
В те же дни в Ровно произошла знаковая встреча – между Владимиром Жаботинским и Степаном Скрипником, который был родом из Полтавы. Он был племянником Симона Петлюры и хорунжим его штаба. После распада УНР, убегая от большевиков, он осел в Ровно. В 1930–1939 годах был депутатом Польского сейма и руководителем Волынской Украинской организации. Мне довелось увидеть Степана Скрипника в Киеве в Национальном Дворце “Украина” в дни празднования независимости Украины, куда я был приглашен в качестве делегата от депутатов Белоцерковского горсовета. В то время Степан Скрипник был уже митрополитом Мстиславом.
Мысленно возвращаясь к тем дням в Ровно, хочу отметить, что меня вначале удивила встреча В.Жаботинского со С.Скрипником. Но, как рассказывал мой отец и другие еврейские общественные деятели Ровно, благодаря Степану Скрипнику были предотвращены еврейские погромы в Полтаве и других городах. Между прочим, мои близкие знакомые-полтавчане недавно подтвердили этот факт. Часть еврейского населения Ровно голосовала за него как за кандидата в депутаты Польского сейма.
Беседа В.Жаботинского со С.Скрипником была связана с украинской проблематикой. Жаботинский настаивал на координации усилий еврейского и украинского национальных движений в борьбе за национальные гражданские права. Он решительно поддерживал это украинско-еврейское сотрудничество. В те дни пресса широко освещала многие факты из этой встречи.
Проводы Владимира Жаботинского оказались не менее теплыми, чем встреча. На Ровенском железнодорожном вокзале снова собрались тысячи людей, которые с благодарностью и восторгом провожали великого еврейского политического деятеля. Под звуки “Атиквы” поезд медленно отходил из Ровно в направлении Варшавы.
Да, было это давно... Но в моей юношеской памяти эти незабываемые дни пребывания Владимира Жаботинского в Ровно оставили неизгладимый след на всю жизнь. Я счастлив, что имел возможность воочию видеть и слышать великого еврейского трибуна.
Довідка: перша єврейська родина поселилася в Рівному в 1556 році. І от пройшовши через всі жахи українського природного антисемітизму - читай вище.
Може й нам заслати для експерименту першу українську родину в Хайфу - а через 400 років заїхати й перевірити, що за парад буде влаштовано їхніми нащадками...
http://www.jew.spb.ru/ami/A301/A301-041.html
Хочу поделиться с читателем своими воспоминаниями о днях пребывания в Ровно великого еврейского патриота, блестящего литератора, оратора и трибуна – Владимира Жаботинского.
... Было это летом 1938 года. Весть о приезде Владимира Жаботинского в Ровно молниеносно облетела все города Волынского воеводства. Для встречи с ним со всех концов в Ровно ринулись тысячи людей. Среди них – представители молодежных организаций: партии сионистов-ревизионистов, Бейтара, Еврейского Легиона и Брит Ахаял (союза солдат). В городе в ту пору поговаривали, что везде присутствуют только два цвета: голубой и коричневый (голубой – это небо, а коричневый – цвет формы бейтаровцев). Форма у Брит Ахаял была цвета хаки.
В день прибытия Владимира Жаботинского вся привокзальная площадь заполнилась тысячами людей. Варшавский поезд прибывал под звуки “Атиквы”. Жаботинского встречали руководители сионистов-ревизионистов Ровно и всей Волыни, а также президент городского магистрата.
Меня удивило, что среди встречающих на перроне находились командир польской дивизии генерал Каминский и командиры уланского и артиллерийского полков, дислоцировавшихся в Ровно. Причину их появления тут, на вокзале, я осознал только спустя несколько дней, но об этом – позже.
Из вагона поезда под восторженные возгласы “Ура!” вышел Владимир Жаботинский, одетый в военную форму. С приветственной речью к высокому гостю обратился руководитель ровенского Брит Ахаял знаменитый в городе хирург д-р Борис Сегал, сын известного во всей округе терапевта д-ра Сегала. Борис Сегал тоже был одет в военную офицерскую форму Брит Ахаял. Кстати, хочу отметить, что во время польских национальных праздников Борис Сегал, имевший чин поручика, ходил в польской офицерской форме. А на время еврейских праздников надевал офицерский мундир Брит Ахаял.
Вместе с В.Жаботинским прибыли один из руководителей партии сионистов-ревизионистов д-р Шехтман и руководитель польского Бейтара Менахем Бегин, будущий премьер-министр Израиля.
От привокзальной площади под ликующие возгласы собравшихся отъехал эскорт машин. Все улицы города были заполнены людьми. Они стояли на обочинах и восторженно приветствовали высокого гостя. Машина с Жаботинским остановилась у дома д-ра Копейкина, где гость жил все дни своего пребывания в Ровно.
В тот же вечер самый большой в городе зал кинотеатра “Ампир” (все знали его как кинотеатр Бернта), вмещающий до 1000 человек, был заполнен до отказа, включая большой балкон. Сотни людей стояли в фойе и на улице, где установили репродукторы, т.к. зал не мог вместить всех желающих. Под бурные аплодисменты, переходящие в овацию, на сцене появился Владимир Жаботинский в военной форме.
Жаботинский с первых же минут своего выступления полностью овладел вниманием зала. Публика, как загипнотизированная, слушала его в течение трех часов. Я был удивлен, как он, родившийся в Одессе в русифицированной семье, так красиво говорит на идише. У собравшихся вызвали негодование его слова, касающиеся политики мандатной английской администрации в Палестине. Жаботинский призывал к тому, чтобы действовать решительно в вопросах возрождения еврейского государства. Еврейское государство, по его словам, – это вся Палестина плюс территория Трансиордании (Эвер Хаярден). Он подчеркнул, что все эти территории исторически принадлежат Эрец-Исраэль и еврейскому народу. Большое внимание В.Жаботинский уделил подготовке военных кадров для будущей израильской армии. Призывал еврейскую молодежь поступать в Бейтар, а тех, кто отслужил свой срок в польской армии, – в Брит Ахаял. Под бурные аплодисменты и звуки “Атиквы” Владимир Жаботинский закончил свое выступление.
На второй день высокий гость выступал на стадионе известного спортивного ровенского клуба “Хасмонея”. Следует заметить, что каждый из руководителей и деятелей еврейского движения, побывавших там, тоже выступал. На стадионе собралось до 25 тыс. человек. Рядом с В. Жаботинским стояли д-р Шехтман, Менахем Бегин, д-р Копейкин и д-р Борис Сегал. Публика восторженно воспринимала речь Жаботинского, и снова все убедились в его ораторских способностях. В своей речи, как мне помнится, В.Жаботинский, кроме Палестинского вопроса и создания еврейского государства, большое внимание уделил антисемитизму. Он с горечью говорил о погромах в Польше, в городах Пшитик, Седльцы и Бресте. Эти кровавые еврейские погромы, которые поддерживали польские антисемиты, вызвали бурю протеста. В. Жаботинский призвал к созданию всеобщей еврейской самообороны на базе Бейтара и Брит Ахаял в борьбе против погромщиков.
На третий день пребывания В.Жаботинского в Ровно я вдруг понял роль генерала Каминского и командиров полков, которые встречали гостя на вокзале. И в связи с этим необходимо сказать следующее.
Дело в том, что в 12 км от города располагалось еврейское село Глинки, которое славилось своей сельскохозяйственной продукцией. В гимназии вместе со мной учился парень из этого села, сын хлебороба. Я часто на велосипеде ездил к нему в гости и всегда восхищался жителями этого еврейского села. Почти все жители села Глинки были членами Бейтара и Брит Ахаяла.
Так вот, на угодьях этого села Владимир Жаботинский в дни своего пребывания в Ровно устроил военные маневры Бейтара и Брит Ахаяла. В маневрах приняли участие несколько тысяч молодых людей. По просьбе В.Жаботинского генерал Каминский на время маневров предоставил стрелковое оружие, несколько артиллерийских пушек и пулеметов. В качестве средств передвижения командир уланского полка выделил лошадей. На маневрах присутствовали польские офицеры и руководители Бейтара и Брит Ахаяла почти из всей Польши.
Состоялся военный парад. Он проходил недалеко от села Глинки на дороге, связывающей Ровно с городом Корец. Корец находился на польско-советской границе. Парад принимали Владимир Жаботинский, генерал Каминский и два полковника, командиры уланского и артиллерийского полков. На трибуне все время находились Менахем Бегин и д-р Шехтман. Тысячи евреев Ровно специально приехали из города на автобусах, чтобы стать свидетелями этого парада. Они видели, с каким восторгом и восхищением Владимир Жаботинский принимал парад. Польский генерал Каминский дал положительную оценку маневрам, длившимся несколько дней. Жители Ровно еще очень долго вспоминали об этом событии.
После окончания маневров состоялся пышный банкет в зале гимназии Тарбут, где была подана кашерная пища. Жаботинский тепло поблагодарил ровенчан за прекрасный прием, который они ему устроили. На банкете с речами выступили д-р Шехтман, Менахем Бегин и д-р Борис Сегал.
Судьба Бориса Сегала впоследствии сложилась трагически. Погиб он в Ровно в 1941 году во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками этих территорий. Отстреливаясь, он убил нескольких немцев и полицаев, а сам героически погиб.
В те же дни в Ровно произошла знаковая встреча – между Владимиром Жаботинским и Степаном Скрипником, который был родом из Полтавы. Он был племянником Симона Петлюры и хорунжим его штаба. После распада УНР, убегая от большевиков, он осел в Ровно. В 1930–1939 годах был депутатом Польского сейма и руководителем Волынской Украинской организации. Мне довелось увидеть Степана Скрипника в Киеве в Национальном Дворце “Украина” в дни празднования независимости Украины, куда я был приглашен в качестве делегата от депутатов Белоцерковского горсовета. В то время Степан Скрипник был уже митрополитом Мстиславом.
Мысленно возвращаясь к тем дням в Ровно, хочу отметить, что меня вначале удивила встреча В.Жаботинского со С.Скрипником. Но, как рассказывал мой отец и другие еврейские общественные деятели Ровно, благодаря Степану Скрипнику были предотвращены еврейские погромы в Полтаве и других городах. Между прочим, мои близкие знакомые-полтавчане недавно подтвердили этот факт. Часть еврейского населения Ровно голосовала за него как за кандидата в депутаты Польского сейма.
Беседа В.Жаботинского со С.Скрипником была связана с украинской проблематикой. Жаботинский настаивал на координации усилий еврейского и украинского национальных движений в борьбе за национальные гражданские права. Он решительно поддерживал это украинско-еврейское сотрудничество. В те дни пресса широко освещала многие факты из этой встречи.
Проводы Владимира Жаботинского оказались не менее теплыми, чем встреча. На Ровенском железнодорожном вокзале снова собрались тысячи людей, которые с благодарностью и восторгом провожали великого еврейского политического деятеля. Под звуки “Атиквы” поезд медленно отходил из Ровно в направлении Варшавы.
Да, было это давно... Но в моей юношеской памяти эти незабываемые дни пребывания Владимира Жаботинского в Ровно оставили неизгладимый след на всю жизнь. Я счастлив, что имел возможность воочию видеть и слышать великого еврейского трибуна.
Довідка: перша єврейська родина поселилася в Рівному в 1556 році. І от пройшовши через всі жахи українського природного антисемітизму - читай вище.
Може й нам заслати для експерименту першу українську родину в Хайфу - а через 400 років заїхати й перевірити, що за парад буде влаштовано їхніми нащадками...
Відповіді
2006.12.13 | Koala
І в чому ж його "парадоксальність"?
2006.12.13 | igorg
Певно, що парадокс у поєднанні нечуваного антисемітизму
українців із нечуваним розквітом єврейської нації. Пояснити це можна лише стримуванням антисемітизму поляками . До речі в той час мій дід і бабуся вчилися в селі в польській школі. Бо української не було. І українство в українських мундирах не ходило й промов не виголошувало. З тієї причини радо вітало Радянську армію, яка до речі спеціально для такої нагоди була українофікована. Як не дивно, але радянська армія в 39 році розмовляла українською. Тож і вітали її з квітами, як визволителів. Та, як виявилося, це був тактичний прийом.А ще маю подякувати за прекрасний приклад захисту й просування національних інтересів євреями. Якраз за це я дуже поважаю євреїв. Й терпіти не можу соплі на зразок "євреї винні". То вчіться в євреїв , якщо такі недолугі.
Наведу протилежний приклад. Що Вам відомо про голодомор в Бірмі?
2006.12.13 | Хома Брут
Re: Певно, що парадокс у поєднанні нечуваного антисемітизму
igorg пише:> Наведу протилежний приклад. Що Вам відомо про голодомор в Бірмі?
Мені нічого, але я дуже сподіваюсь почути від Вас.
2006.12.14 | Navigator
І в чому ж його "парадоксальність"?
Тут власне два парадокси і одна відгадка парадоксу.Мене вразила прихильність до волинського єврейства польської влади, прекрасна організація сіоністів, їхні піввійськові формування і спільні маневри з польською армією. Щось нічого подібного про аналогічні україно-польські дефеляди тих часів я не чув. Варто лише почитати, під яким безжалісним пресом в той же час знаходилось все українське в Польщі!
Парадоксальність ще й в тому, що по-суті, віддавши свою землю чужинцям ми в них же заслужили репутацію ненависників інших національностей!
Мало того, з допомогою нових добрих сусідів ми нажили собі віковічний комплекс меншовартості!
Вже й слова українського не могли вимовити без тавра "націоналіст"!
А от прекрасний Жаботинський, що виріс в російськомовній сім"ї в Одесі, так чудово вивчив в тій же Україні ідіш!
А хто не вивчив - став Ільфом з Петровим і вчителем російської мови.
...
В цьому і відгадка парадоксу - чому нацменшини так мало підтримували боротьбу українців за свої права і свою державу.
Бо їхні інтереси, нажаль, змикались один з одним, а не з нашими.
Євреї підтримували поляків і комуністів в Україні і навпаки яко члени однієї міжнародної команди, що грала проти України ...
Матч закінчився трагічно для всіх гравців.
Пора грати накінець в одній команді!