Казахстан: міжетнічні чвари, державні ЗМІ демонізують уйгурів
12/21/2006 | Майдан-ІНФОРМ
Участившиеся межнациональные конфликты по-прежнему остаются «запретной темой» для СМИ Казахстана
Накануне дня Независимости Казахстана, отмечавшегося 16 декабря, поселок «Дружба», прилегающий к Алма-Ате, был взбудоражен неизвестно откуда появившимися слухами о возможных погромах, которые должны затронуть компактно проживающих в этом поселке уйгуров.
И хотя пока там все спокойно, люди опасаются повторения столкновений, которые произошли недавно в городке Шелек, что в ста километрах от бывшей столицы Казахстана.
О том, что в конце ноября в Шелеке произошли столкновения на межэтнической почве, осмелилась сообщить только одна казахстанская газета. Остальные масс-медиа решили не трогать «скользкую» тему, бьющую по одному из основных показателей стабильности в стране - межнациональному согласию.
«19 ноября, на второй день после массовой драки, в разных концах Шелека можно было увидеть большие скопления людей. Группы казахской молодежи учинили побоища в трех кафе, где обычно собирается молодежь (уйгурской национальности – прим. автора) с Гайдучьего хутора. Часть казахских ребят совершили рейд по Октябрьской улице, избивая всех, кто попадался им на пути… Самое крупное столкновение произошло на пересечении улиц Жибек Жолы и Исмаила Таирова, где с обеих сторон участвовало более трехсот человек. Полицейским было явно не под силу справиться с разъяренной толпой. Только благодаря вмешательству старейшин обеих диаспор удалось остановить кровопролитие. Но были раненые, которых увезли по домам», - пишет газета «Свобода слова».
Однако автор этой публикации обвинил в случившемся уйгурскую молодежь. Он описывает, как молодые уйгуры неоднократно провоцировали конфликты в кафе, толпой избивая казахских ребят. «Самым отвратительным моментом этого побоища стал финал, когда оставшиеся на месте драки уйгуры рассекли ухо казахскому парню и стали мочиться на бесчувственное тело». Название статьи тоже достаточно красноречиво - «Уйгуры Шелека: «государство ваше – земля наша».
По мнению автора статьи в «Свободе слова», семя национализма постоянно зрело среди местных уйгуров, которые в отличие от других диаспор многонационального Шелека жили обособленно.
«Гайдуки (так называет себя уйгурская молодежь, проживающая на хуторе) зашевелились, а с ними стали возрождаться дремавшие во времена экономической нестабильности идеи. Вполне возможно, что не обошлось без влияния извне. Как известно, семя произрастает на благодатной почве».
После событий в Шелеке несколько дней действовал аналог комендантского часа.
«По вечерам весь городок вымирал, лишь полицейские патрули следили за редкими прохожими», – рассказывает свидетель событий.
А в городской мэрии ежедневно проходили заседания с участием госслужащих, силовых структур и старейших жителей населенного пункта. Возможно, все введенные меры оказали вкупе свой эффект - обещанное «генеральное сражение» не состоялось.
Все это очень напоминает начало развития событий в российском городе Кондопога: проживание двух этносов, отношения между которыми далеки от братских; кафе, где зародился конфликт; отсутствие виноватых; местные власти так же старательно замалчивают случившееся.
Съемочная группа «31 канала», отправившаяся в населенный пункт по следам событий, показала в эфире две картинки. На официальной местные власти рапортуют о дружбе народов, проводимых мероприятиях, крепящих согласие и стараются свести все на уровень обыкновенной бытовой драки. Однако жители городка, пряча свои лица, не скрывают, что в основе побоища лежат этнические мотивы.
Можно, конечно, обвинить автора статьи в газете «Свобода слова» в разжигании межнациональной нетерпимости, ведь слишком уж однозначно трактует он события. Однако информационный вакуум рождает массу слухов, грозящих более страшными последствиями. Поэтому этот газетный материал заставил казахстанских парламентариев выразить свою обеспокоенность и обратиться к руководителям силовых ведомств с официальным запросом о произошедшем.
Стоит отметить, что этот год стал для Казахстана рекордным по количеству политических, социальных и межнациональных конфликтов. С последней разновидностью казахстанцы не сталкивались на протяжении последних десяти лет. Но только в текущем году случился кавказский погром в Атырау, масштабная драка (далеко не единственная, надо сказать) между казахскими и турецкими рабочими на нефтяном месторождении близ Актау, и под конец года – Шелек.
Реакция властей во всех случаях практически идентична. Поскольку межнациональные проблемы для Казахстана – табу, то и поводы для возникновения конфликтов могут быть самыми разными, но только не теми, каковыми они явились на самом деле. В Атырау в разжигании беспорядков обвинили… журналистов «31 канала». В Актау все попытались свести к производственным неурядицам, хотя столкновения произошли из-за очереди в рабочей столовой. В Шелеке оказалась виноватой «горячая кровь» молодежи. Правда, среди всех версий никогда не возникает той, что на самом деле государство давно не занимается вопросами межнационального согласия, прикрываясь ширмой театрализованных постановок и «дней дружбы народов».
Казахстан пытается преподнести себя мировому сообществу в образе этакого островка стабильности в Центральной Азии. Но все чаще за последнее время эта стабильность дает сбои. Убийства оппозиционных политиков, целенаправленное уничтожение поселения кришнаитов и принятие жестких поправок к закону о религии, столкновения в алма-атинских микрорайонах Шаныраке и Бакае говорят о том, что в сфере политической, религиозной и социальной терпимости Казахстан свои позиции растерял. Цепляться оставалось лишь за межнациональное согласие...
В конечном итоге все это может сказаться на эмиграционных процессах некоренного, в первую очередь - русскоязычного населения, о котором в последнее время тоже подзабыли. Такие непопулярные решения президента, как возможность перевода казахского языка на латиницу и запрет на использование автомобилей с правым рулем, достаточно резко усилили миграционные настроения. Кроме того, в стране начался новый передел собственности: государственные чиновники, уже фактически установившие контроль над крупным бизнесом, стали захватывать средние предприятия, многие из которых принадлежат представителям некоренной национальности.
Говорят, что на севере страны местные органы власти даже предлагают существенную помощь «отъезжантам» - тем, кто откликнется на призыв Владимира Путина вернуться на историческую родину. Правда, все это на уровне слухов, которые никак не подтверждаются. Но и не опровергаются.
Неоднозначная статья «Уйгуры Шелека» заканчивается такими размышлениями автора: «События в Шелеке показали, насколько все зыбко в громогласно декларируемых и пропагандируемых принципах межнационального согласия. Одна небольшая искорка послужила началом для вполне внушительного пожара. Почему так произошло? Думается, есть в нашем обществе некие нездоровые явления. А если они имеют место, значит, не в полной мере работают те, кто обязан заниматься этим по долгу службы».
И с этим нельзя не согласиться. Однако, к несчастью, проблемы межнациональных отношений являются для СМИ Казахстана практически закрытыми. Поэтому надеяться на широкий и гласный диалог общества и власти по этой теме пока не приходится.
Бахтияр Гаянов (Алма-Ата)
Накануне дня Независимости Казахстана, отмечавшегося 16 декабря, поселок «Дружба», прилегающий к Алма-Ате, был взбудоражен неизвестно откуда появившимися слухами о возможных погромах, которые должны затронуть компактно проживающих в этом поселке уйгуров.
И хотя пока там все спокойно, люди опасаются повторения столкновений, которые произошли недавно в городке Шелек, что в ста километрах от бывшей столицы Казахстана.
О том, что в конце ноября в Шелеке произошли столкновения на межэтнической почве, осмелилась сообщить только одна казахстанская газета. Остальные масс-медиа решили не трогать «скользкую» тему, бьющую по одному из основных показателей стабильности в стране - межнациональному согласию.
«19 ноября, на второй день после массовой драки, в разных концах Шелека можно было увидеть большие скопления людей. Группы казахской молодежи учинили побоища в трех кафе, где обычно собирается молодежь (уйгурской национальности – прим. автора) с Гайдучьего хутора. Часть казахских ребят совершили рейд по Октябрьской улице, избивая всех, кто попадался им на пути… Самое крупное столкновение произошло на пересечении улиц Жибек Жолы и Исмаила Таирова, где с обеих сторон участвовало более трехсот человек. Полицейским было явно не под силу справиться с разъяренной толпой. Только благодаря вмешательству старейшин обеих диаспор удалось остановить кровопролитие. Но были раненые, которых увезли по домам», - пишет газета «Свобода слова».
Однако автор этой публикации обвинил в случившемся уйгурскую молодежь. Он описывает, как молодые уйгуры неоднократно провоцировали конфликты в кафе, толпой избивая казахских ребят. «Самым отвратительным моментом этого побоища стал финал, когда оставшиеся на месте драки уйгуры рассекли ухо казахскому парню и стали мочиться на бесчувственное тело». Название статьи тоже достаточно красноречиво - «Уйгуры Шелека: «государство ваше – земля наша».
По мнению автора статьи в «Свободе слова», семя национализма постоянно зрело среди местных уйгуров, которые в отличие от других диаспор многонационального Шелека жили обособленно.
«Гайдуки (так называет себя уйгурская молодежь, проживающая на хуторе) зашевелились, а с ними стали возрождаться дремавшие во времена экономической нестабильности идеи. Вполне возможно, что не обошлось без влияния извне. Как известно, семя произрастает на благодатной почве».
После событий в Шелеке несколько дней действовал аналог комендантского часа.
«По вечерам весь городок вымирал, лишь полицейские патрули следили за редкими прохожими», – рассказывает свидетель событий.
А в городской мэрии ежедневно проходили заседания с участием госслужащих, силовых структур и старейших жителей населенного пункта. Возможно, все введенные меры оказали вкупе свой эффект - обещанное «генеральное сражение» не состоялось.
Все это очень напоминает начало развития событий в российском городе Кондопога: проживание двух этносов, отношения между которыми далеки от братских; кафе, где зародился конфликт; отсутствие виноватых; местные власти так же старательно замалчивают случившееся.
Съемочная группа «31 канала», отправившаяся в населенный пункт по следам событий, показала в эфире две картинки. На официальной местные власти рапортуют о дружбе народов, проводимых мероприятиях, крепящих согласие и стараются свести все на уровень обыкновенной бытовой драки. Однако жители городка, пряча свои лица, не скрывают, что в основе побоища лежат этнические мотивы.
Можно, конечно, обвинить автора статьи в газете «Свобода слова» в разжигании межнациональной нетерпимости, ведь слишком уж однозначно трактует он события. Однако информационный вакуум рождает массу слухов, грозящих более страшными последствиями. Поэтому этот газетный материал заставил казахстанских парламентариев выразить свою обеспокоенность и обратиться к руководителям силовых ведомств с официальным запросом о произошедшем.
Стоит отметить, что этот год стал для Казахстана рекордным по количеству политических, социальных и межнациональных конфликтов. С последней разновидностью казахстанцы не сталкивались на протяжении последних десяти лет. Но только в текущем году случился кавказский погром в Атырау, масштабная драка (далеко не единственная, надо сказать) между казахскими и турецкими рабочими на нефтяном месторождении близ Актау, и под конец года – Шелек.
Реакция властей во всех случаях практически идентична. Поскольку межнациональные проблемы для Казахстана – табу, то и поводы для возникновения конфликтов могут быть самыми разными, но только не теми, каковыми они явились на самом деле. В Атырау в разжигании беспорядков обвинили… журналистов «31 канала». В Актау все попытались свести к производственным неурядицам, хотя столкновения произошли из-за очереди в рабочей столовой. В Шелеке оказалась виноватой «горячая кровь» молодежи. Правда, среди всех версий никогда не возникает той, что на самом деле государство давно не занимается вопросами межнационального согласия, прикрываясь ширмой театрализованных постановок и «дней дружбы народов».
Казахстан пытается преподнести себя мировому сообществу в образе этакого островка стабильности в Центральной Азии. Но все чаще за последнее время эта стабильность дает сбои. Убийства оппозиционных политиков, целенаправленное уничтожение поселения кришнаитов и принятие жестких поправок к закону о религии, столкновения в алма-атинских микрорайонах Шаныраке и Бакае говорят о том, что в сфере политической, религиозной и социальной терпимости Казахстан свои позиции растерял. Цепляться оставалось лишь за межнациональное согласие...
В конечном итоге все это может сказаться на эмиграционных процессах некоренного, в первую очередь - русскоязычного населения, о котором в последнее время тоже подзабыли. Такие непопулярные решения президента, как возможность перевода казахского языка на латиницу и запрет на использование автомобилей с правым рулем, достаточно резко усилили миграционные настроения. Кроме того, в стране начался новый передел собственности: государственные чиновники, уже фактически установившие контроль над крупным бизнесом, стали захватывать средние предприятия, многие из которых принадлежат представителям некоренной национальности.
Говорят, что на севере страны местные органы власти даже предлагают существенную помощь «отъезжантам» - тем, кто откликнется на призыв Владимира Путина вернуться на историческую родину. Правда, все это на уровне слухов, которые никак не подтверждаются. Но и не опровергаются.
Неоднозначная статья «Уйгуры Шелека» заканчивается такими размышлениями автора: «События в Шелеке показали, насколько все зыбко в громогласно декларируемых и пропагандируемых принципах межнационального согласия. Одна небольшая искорка послужила началом для вполне внушительного пожара. Почему так произошло? Думается, есть в нашем обществе некие нездоровые явления. А если они имеют место, значит, не в полной мере работают те, кто обязан заниматься этим по долгу службы».
И с этим нельзя не согласиться. Однако, к несчастью, проблемы межнациональных отношений являются для СМИ Казахстана практически закрытыми. Поэтому надеяться на широкий и гласный диалог общества и власти по этой теме пока не приходится.
Бахтияр Гаянов (Алма-Ата)
Відповіді
2006.12.21 | сябр
Re: Казахстан: міжетнічні чвари, державні ЗМІ демонізують уйгурів
казахи хочуть жити у себе вдома без непроханих гостей - росіян та уйгурів. що у цьому дивного? Росіян-в росію, Уйгурів - до Китаю.2006.12.25 | Михайло Свистович
Re: Казахстан: міжетнічні чвари, державні ЗМІ демонізують уйгурів
сябр пише:> казахи хочуть жити у себе вдома без непроханих гостей - росіян та уйгурів. що у цьому дивного?
Дивним є Ваше незнання, що уйгури в Казахстані не гості, а корінне населення.