МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Как украсть город?

02/18/2007 | Валентин Ларский, Никита Шмелев
Услуги, которые мы не выбираем, нам всучивают

Почему повсеместно повышают тарифы на коммунальные услуги? Ведь эти самые услуги порой значатся только на бумаге. Например, плата за содержание домов – да кто их там содержит? В каком состоянии наши лифты, подъезды, лестничные клетки? Именно клетки – мы живем, словно в зоопарках. Или горячая вода – насколько она горячая и как часто она вообще бывает? Но, тем не менее, ЖЭКи, не подтверждая ничем факт оказания услуг и их качество, регулярно присылают платежки. А теперь еще и повсеместно решили повысить стоимость своих услуг – в одностороннем порядке. Ну, так кому-то захотелось. И если в Киеве мэру Черновецкому таки показали дулю, то в других городах состояние с коммунальными тарифами все еще непонятное.

«Дядя, дай мильён…»

Всем ясно, что наши дома ветшают, трубы ржавеют, сантехника гниет, но никто не озаботился реконструкцией жилого фонда. Но деньги коммунальные службы получали всегда исправно – большинство украинцев, иногда отказывая себе в одежде и питании, платили квартплату, а также за газ, свет, воду и так далее. Вот только все эти средства уходили неизвестно куда. Впрочем, почему неизвестно? Все эти «водоканалы», «облэнерго», «облгазы» и так далее давно стали ООО или ЗАО, короче, превратились в фирмы с соответствующими финансовыми операциями. Непонятно? Да все просто – РЕАЛЬНАЯ стоимость тарифов за услуги ЖКХ и их ДЕКЛАРАТИВНАЯ цена – это две разные цифры. И когда население платит за коммунальные услуги, то РАЗНИЦА между этими цифрами уходит непонятно кому. Впрочем, если рассмотреть, КОМУ принадлежат все эти водоканалы и облгазы – понятно, кому.

«УкрИнформБюро» сообщало о том, как в Харькове давным-давно поняли, что воровать уже нечего – все давно разворовали. И тогда кому-то из «отцов города» пришла в голову гениальная мысль – а ведь можно украсть… целый город! Еще 26 июля 2006 г. городской совет позволил коммунальным производственным жилищным ремонтно-эксплуатационным предприятиям брать кредиты в банке «Мегабанк» под залог коммунального имущества. Деньги должны были пойти на оплату текущих услуг ЖКХ. Проще говоря, деньги собирались проесть, а долги с процентами (а это 18% годовых плюс банковские комиссионные) возвращать пришлось бы только через год.
Между прочим, из бюджета! То есть, не вернете деньги – расплачивайтесь коммунальным имуществом.

Но, к примеру, кредит КРЖЭП Дзержинского района взял не в банке «Мегабанк», под который принималось решение 26 июля прошлого года, а в банке «Аваль». И согласно решению городского совета, в перечень предприятий, по которым было дано согласие на передачу в залог коммунального имущества КРЖЭП Дзержинского района г. Харькова – это центр города – попали здания на сумму в 4,6 млн грн. В то время как «Аваль» выдал кредит на совершенно другую сумму. При этом прямая ответственность за кредитование лежит на следующих высокопоставленных чиновниках города: А.С. Кривцове, М.И. Фатееве, В.Н. Солошкине, М.М. Добкине, Г.А. Кернесе, С.В. Кадыгроб, О.А. Лемента.
Все ясно?

Очень «лакомые кусочки», стоимость которых не меньше миллиона у.е., попали в перечень зданий, выделенных для банковского залога. Таким образом, часть Харькова оказалось заложена. Просто и изящно. Осталось только расследовать – кому принадлежит идея о залоге, куда уйдет разница между оценочной и реальной стоимостью заложенных зданий.

«Предлагаем город оптом и в розницу…»

В других районах Харькова придумали другую, не менее интересную схему. В лучших традициях «лохотрона» было создано коммунальное предприятие (КП) «Жилкомсервис», которое должно было содержать дома, придомовые территории и группы домов. Решением горисполкома №711 от 06.09.2006 в хозяйственное ведение КП власти передали коммунальное имущество – только ПРЖЭП Октябрьского района города Харькова передал предприятию имущество на общую сумму 10 621 031 568,87 грн. Прошло время, и созданному предприятию поручили «управление домами, строениями и группами домов», а содержание легло на плечи еще одного нового КП «Благоустройство».

Теперь в городе Харькове коммунальные услуги в домах горожан обеспечивает, и, соответственно, взимает деньги за это, новое коммунальное предприятие «Жилкомсервис». Работать созданное КП начало с 1-го января сего года. Однако обязательство оно пока не выполняет. Сейчас городскими властям ведется активная кампания по популяризации подконтрольной горсовету (и лично его секретарю) вышеозначенной структуры. Кстати, создание «Жилкомсервиса» натолкнулось на жесткую критику общественности и чиновников из Харьковской областной администрации во главе с губернатором Харьковской области Арсеном Аваковым.

Заинтересовались «Жилкомсервисом» также в областном отделении Антимонопольного комитета. И нашли несколько нарушений в его работе. Оказалось, что в ч. 3 п. 17 договора коммунального предприятия о предоставлении харьковчанам услуг ЖКХ предусмотрена компенсация жильцам в размере 0,1% месячной оплаты за не вовремя оказанную услугу. Это противоречит Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой, водоотводу. Которые утверждены постановлением Кабинета Министров Украины – в части размера компенсации за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ. Потому как в соответствии с требованиями, за несвоевременное устранение утечки воды из санитарно-технических трубопроводов предусмотрено уменьшение платы на 2%, а за неустранение неисправностей и утечку воды из запорной и водоразборной арматуры плата уменьшается на 1%.

«Драку заказывали? Нет? А нам по фигу – у нас план!»

По-разному не признают КП харьковчане. Одни молча, такой – «тихий протест» в виде «дули в кармане», другие пытаются отказаться от услуг «Жилкомсервиса» в одиночку, иногда через суд. Вторым намного сложнее, поскольку отказаться от договора до начала работы «Жилкомсервиса» не было возможности, так как функционирование КП по своему юридическому адресу началось с 01.01.07 года. И поэтому на все письменные отказы от навязываемых КП посреднических услуг приходил один ответ: «по указанному адресу КП «Жилкомсервис» не значится». Ну, а если никто не отказался, значит, все согласны.

Почему же среди горожан возник такой протест? Может, потому, что создание КП «Жилкомсервис» вызывает сомнения с правовой точки зрения, организационными и кадровыми решениями? Среди основных правовых претензий к «Жилкомсервису» экспертами обозначаются следующие:
• статус КП «Жилкомсервис» был существенно изменен после опубликования договора, т.е. договор публиковал исполнитель услуг по содержанию домов и придомовых территорий, а исполнять обязательства по договору будет управитель домами, сооружениями и группами домов, то есть то самое КП «Благоустройство». Тем не менее, каких-либо изменений в договор не внесено.
• услуга по управлению домами, сооружениями и группами домов предоставляется владельцу домов и предполагает договорную, а не подчиненную деятельность управляющего (приказ ГКУ по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 60 от 25.04.2005 п.2.2), в то время как КП «Жилкомсервис» является коммунальным предприятием, подчиненным владельцу домов в лице Горисполкома.
• несмотря на название, договор, опубликованный в «Слободе», по содержанию является договором об оказании услуг по содержанию домов и придомовых территорий. Для таких договоров решением Кабинета министров № 560 от 12.07.2005 предусмотрена определенная форма, а именно письменный двухсторонний договор с реквизитами обеих сторон. Следовательно, заключение его путем опубликования является противоправным.
• услуги по управлению домами, сооружениями и группами домов оплачиваются владельцем этих домов и сооружений на основании договора (п.2 Приказа ГКУ по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 60 от 25.04.2005). Однако в прямом эфире 7 канала руководством КП «Жилкомсервис» было заявлено, что свои расходы по управлению предприятие будет компенсировать за счет своей деятельности по управлению, т.е. из средств, направленных жильцами на оплату коммунальных услуг.
• в настоящее время граждане получают счета за услуги по содержанию их жилья от ЖЭУ, а не от КП «Жилкомсервис», т.е. своих договорных обязанностей КП не выполняет.
Имеется еще ряд менее существенных нарушений, но они, в основном, содержатся в договоре КП «Жилкомсервис», который неправомочен ввиду нарушения порядка его заключения.

«Главное – ввязаться в драку, а там будет видно…»

Как выяснилось, не все в порядке и с организационными моментами. Городские власти обещали улучшение коммунальных услуг по содержанию домов и придомовых территорий «уже сегодня». Секретарь городского Совета Г.А.Кернес лично искренне верит в то, что качество услуг повысилось. Другими же жителями города улучшения замечены не были. В общем, «блажен кто верует». Пытались власти Харькова убедить также в целесообразности «Жилкомсервиса». Так Р. Нехорошков, член комиссии «по реформированию ЖКХ», в интервью радио «Новая волна» долго объяснял: «Что? Зачем? Почему?».
Спасибо ему.

Теперь известно, что новое решение горисполкома от 20 декабря прошлого года значительно ухудшило и без того непростую ситуацию. КП «Жилкомсервис» фактически должно выполнять функцию посредника между жильцами и другими коммунальными предприятиями, принимая на себя ответственность за их деятельность, но не имеет средств нести такую ответственность в виду безответственного уставного фонда.

Кроме того, КП берет на себя контроль над деятельностью остальных КП в вопросах оказания услуг по содержанию домов и придомовых территорий, перебирая на себя функции соответствующих структурных подразделений горисполкома и получателей услуг. Во-первых, целесообразность лишнего контролирующего органа вызывает сомнения, во-вторых, такая деятельность требует соответствующей комплектации кадрами и оборудованием, для которых источником финансирования опять-таки окажутся платежи населения. Это вызывает обоснованное предположение: либо тарифы завышены и позволяют содержать подобную посредническую структуру, либо платежи населения будут доходить до исполнителей услуг не в полном объеме.

И вот тут возникает вопрос: а кому выгодно? Кто управляет этой интересной прокладкой между жителями Харькова и коммунальными службами города, функции которой заключаются исключительно в сборе денег за так называемые коммунальные «услуги».
Директором КП «Жилкомсервис» становится А.А.Яковлев, «хороший» друг Г.А.Кернеса. Именно Яковлев, не имея опыта работы по управлению домами и сооружениями, руководил филиалом Торгового Дома «Газ Украины». Именно Яковлев, управляя делами коммерческой структуры «Литера плюс», сдавал в аренду нежилые помещения. Сложно назвать опыт этого чиновника удачным, скорее он является негативным для работы в сфере ЖКХ. Особенно если вспомнить судьбу ТД «Газ Украины», выполнявшего сходные с нынешним «Жилкомсервисом» посреднические функции.
Сейчас в городе проходит кампания по подписанию двусторонних соглашений с КП и кампания массовых отказов от его услуг.
Однако все происходит, как в старом одесском анекдоте:
В квартиру звонят.
Хозяева открывают – на пороге стоят два амбала.
– Хозяин, драку и пьяный дебош заказывали?
– Нет, что вы!
– А нам по фигу, у нас план!
И, соответственно, мордовороты бьют в лицо хозяину и учиняют в квартире погром.

Пока до погромов в сфере харьковского ЖКХ далеко.
Но долго ли умеючи?

Відповіді

  • 2007.02.18 | Юрко-птах

    Re: Как украсть город?

    Питання: а що чекали харків'яни від пана Добкіна, якого вони так радо обрали мером? Чи від панів з "Регіонів Донеччини", які мають абсолютну більшість у харківській міській раді? Це - відповідь на питання, навіщо треба йти на вибори й що залежить від того, за кого ти проголосуєш. За що проголосували - те й маємо.
  • 2007.02.18 | rais

    Как украсть город? Дуже просто! Приклад Херсонщина.

    Київ, Харків. Та будь в якому місті України комунальна власність та господарська діяльність ЖГК з різноманітними "Теплотехніками", "Комунальниками" була основою корупції та хабарництва. Тут списуються мільйони гривень та привласнується власність... Злочинний системний приклад кланово корумпованих дій навколо ЖКГ це багаторічні події у м. Цюрупинську Херсонської області. З нескінченними багаторічними позовами і скаргами громадян щодо правового безладу у цьому містечку. На захист злочинців від комунальних послуг стала майже вся система від прокурорів до судів. Ігноруються очовидні факти неналежного утримання будинків і надання послуг належним чином по всьому спектру задекларованого. Суди та прокуратура, місцева рада прикривають багаторічні злочини місцевих водо, тепло, електро та інших комунальних
    монополістів. Людям через судові рішення протиправно нав"язують договори та сплату неякісно наданих послуг. Тарифи необгрунтовані. Комунальна власність роздається в свої руки. Цюрупинськ це маленький приклад як вкрасти ціле місто в України. А скільки ще таких прикладів?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".