МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Не надо о тарифах!

03/05/2007 | Boroda__
Само слово «тарифы» в Украине стало ругательным. Кто его только не озвучивает и куда его только не суют! И стала эта кампания по тарифам ЖКХ очень уж смахивать на бесполезную, ничего не рождающую шумиху старых, добрых брежневских времен. Вспомните – когда год определялся не от Рождества Христова, а от начала пятилетки – так называемые «определяющий год», «решающий год» и т.д. Вспомните кампании по великим шедеврам современной культуры – книгам «Возрождение» «Малая Земля». Или – девизы типа: «Экономика должна быть экономной!» Знаете в чем схожесть – ЗА БОЛТОВНЕЙ ЗАБЫТ САМ СМЫСЛ КАМПАНИИ!!! Это так же как с помощью девизов и речевок (зато без всякого понимания) пробовать приготовить борщ – ничего кроме пойла не получится.

О чем это я! Так вот – в середине 90-х годов за деньги Конгресса США в Украине были проведены ряд программ консультационного и обучающего плана по приведению экономики и общественных отношений Украины к мировым стандартам. Одной из этих программ было обучение специалистов для реорганизации системы ЖКХ, перевода ее на нормальные коммерческие принципы. Выигравшая тендер на проведение этой программы в Украине компания – фирма «Падко» - организовала в Украине четыре региональных центра и провела сотни и сотни мероприятий по реализации программы (выездные недельные занятия, семинары, практикумы, обобщение и передача опыта, разработка, печать и распространение методической литературы и т.д.). И заметьте две особенности – все это бесплатно с одной стороны и на самом низовом уровне – для самого низшего управленческого звена ЖКХ – с другой стороны.
Дурные капиталисты решили, что проблему ЖКХ и проблему тарифов ЖКХ у нас можно решить путем длительной и целенаправленной работы. Как они ошиблись!!! Нам это не интересно и не подходит по двум причинам:
1. Для власть имущих здесь ничего не поимеешь – какая-то мелочная по деньгам проблема – по сравнению с грандиозными программами автобаностроительства и НДС-возмещения.
2. Для рядовых граждан неинтересна из-за отсутствия интриги. Скучно как-то работать повседневно по упорядочиванию коммуникаций, дорог, крыш и т.д. Текущий бачок унитаза или вода в подвале дома – какая рутина! Другое дело – перспектива досрочных перевыборов или кандидатуры нового Министра иностранных дел! Захватывает…

Поэтому определено властью, что решение всех наших проблем в области ЖКХ – это создание нового министерства. А я так думаю – лучше сразу трех министерств – в три раза лучше проблема будет решаться.
Только вот не учли, что самым-то главным врагом налаживаний дел в коммунальной области является как раз это самое министерство по ЖКХ. И вот почему:
Почему в государстве, где вся экономика переведена на рыночные рельсы, предприятия ЖКХ до сих пор построены по совковому принципу?
Почему если государственная парикмахерская или государственный продмаг (как это было когда-то давно) для нас – несуразица и глупость, то государственный ЖЭК – нормально?
Почему так, что у нас есть выбор – куда пойти за продуктами или где отремонтировать машину, но мы не можем выбрать из нескольких структур ту, которая за наши же деньги лучше отремонтирует крышу в нашем доме?
Почему, в конце концов, сами ЖЗК-и (или ДЭЗы) за наши же деньги относятся к нас как к надоедливым просителям?
А все просто – Министерство по ЖКХ, его областные и городские управления в частных, конкурентно работающих ЖЭК-ах увидели в свое время своих могильщиков и грудью стали на защиту своих кресел. В самом деле – нужно ли частному ЖЭК-у Областное управление ЖКХ? Да сто лет он его видел!!! А если структура никому не нужна – значит нужно ее сокращать…
Редкие случаи нормализации в области ЖКХ отношений все-таки произошли (вопреки воле чиновников), но не более.
Подобное случилось в Одессе в середине 90-х годов. Не буду упоминать о многолетней успешной работе (с 1995-го года) первого одесского частного ЖЭК-а на базе предприятия «Ренессанс». Вспомню другой пример – о создании структуры по уборке бытового мусора «Альтфатер». Знаменитые зеленые пластиковые альтфатеровские мусорные контейнеры чуть ли не стали визитной карточкой Одессы на постсоветском пространстве. К слову сказать, проблемой для «Альтфатера» оказался тогда невиданный даже для них объем работы. У них, в Германии, никто не дает одной структуре целые районы города. Но после начала работы вдруг дополнительно выяснилось, что некуда девать невиданную тристапроцентную рентабельность предприятия! Это я знаю от людей, непосредственно работавших тогда в предприятии. Подумайте только – для всех подобных государственных предприятий такая деятельность – убыточная, а «Альтфатер», получая деньги по тем же тарифам – не знает куда девать прибыль!
А теперь перенесем тот опыт на наше время и подумаем – о каких тарифах может идти речь, если сколько не заплати этому госмонстру – все «освоит» - то есть сожрет. Где это видано – электроэнергией отапливаться или греть воду оказывается намного выгодней по сравнению с центральным теплообеспечением! Этого не может быть в принципе! Но заплати за тепло еще в три раза больше – по сравнению с нынешними раздутыми тарифами – все равно нашим госпредприятиям не хватит и они будут просить дотации – если не на текущие расходы, так на реконструкцию!
Я лично говорю это потому, что имею нехороший опыт в этой области. Восемь лет назад я лично разработал бизнес-план и предложил образовать частный ЖЭК на базе ведомственного жилого фонда одного из предприятий. Жилой фонд – немалый – 14 многоэтажных домов. Существующий ЖЭК имел многомиллионные убытки и «висел» камнем на шее предприятия. Мною был проведен подробный экономический анализ работы ЖЭК-а, определены пути снятия напряженности и решения проблем жильцов и т.д. Однако именно Областное управление ЖКХ благополучно убило идею нормализации экономики ЖЭК-а.
Вывод: Ни о каких тарифах нельзя говорить до тех пор, пока не начнется работа по нормализации взаимоотношений «жилец-ЖЭК», перевода их в плоскость обычных отношений Заказчик (Плательщик) – Исполнитель. А для этого требуется сравнительно несложная в организационном плане, но длительная, целенаправленная и рутинная работа. ПРОСТО – РАБОТАТЬ НУЖНО, А НЕ ТАРИФАХ КРИЧАТЬ.

Відповіді

  • 2007.03.05 | Михайло Свистович

    Re: Не надо о тарифах!

    Boroda__ пише:
    >
    > Почему в государстве, где вся экономика переведена на рыночные рельсы, предприятия ЖКХ до сих пор построены по совковому принципу?
    > Почему если государственная парикмахерская или государственный продмаг (как это было когда-то давно) для нас – несуразица и глупость, то государственный ЖЭК – нормально?

    Взагалі-то ЖЕКи не державні, а комунальні, хоча є і приватні. В капіталістичних країнах, до речі, також є комунальні ЖЕКи.

    > Почему так, что у нас есть выбор – куда пойти за продуктами или где отремонтировать машину, но мы не можем выбрать из нескольких структур ту, которая за наши же деньги лучше отремонтирует крышу в нашем доме?

    Як правило, навіть там, де є приватні ЖЕКи, у вас немає можливості вибрати з кількох структур кращу. Я вже мовчу про водоканал і тепломережу.

    > Почему, в конце концов, сами ЖЗК-и (или ДЭЗы) за наши же деньги относятся к нас как к надоедливым просителям?
    > А все просто – Министерство по ЖКХ, его областные и городские управления в частных, конкурентно работающих ЖЭК-ах увидели в свое время своих могильщиков и грудью стали на защиту своих кресел. В самом деле – нужно ли частному ЖЭК-у Областное управление ЖКХ? Да сто лет он его видел!!! А если структура никому не нужна – значит нужно ее сокращать…

    Спитайте в Монтян, як обслуговує їх будинок приватний ЖЕК. І порівняйте з комунальним. Різниця невелика. А обласні та міські управління часто, навпаки, сприяють приватизації ЖЕКів. В т.ч. і без вигоди особисто для начальників цих управлінь. Так що написане Вами лише здається логічним. Насправді це не завжди так.

    > Редкие случаи нормализации в области ЖКХ отношений все-таки произошли (вопреки воле чиновников), но не более.

    Часто і по волі чиновників.

    > У них, в Германии, никто не дает одной структуре целые районы города.

    А в нас просто немає так багато структур. Особливо в малих містечках, бо вивозити сміття з дуже малого району просто нерентабельно.

    > Где это видано – электроэнергией отапливаться или греть воду оказывается намного выгодней по сравнению с центральным теплообеспечением! Этого не может быть в принципе!

    Може. Якщо велика протяжність теплотрас.

    Це не заперечує категорично всього іншого Вами написаного, але не все так просто.

    До речі, не хочете в гості приїхати? В нас теж є ЖЕК, і з ним би варто було попрацювати. Та й створити ще один, приватний, було б непогано.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.03.06 | Boroda__

      Re: Не надо о тарифах!

      Благодарю за приглашение, но у меня свой транспортная фирма и возвращаться назад - в коммунальную кухню нет желания.
      Как ни странно, но для меня лично данная тема - просто один из примеров как за политической трескотней (причем со всех сторон) забалтывается простая, но очень важная для всех людей проблема. То есть - вместо простой кропотливой работы народу втюхивают, что простыми разовыми мерами можно решить все самые сложные проблемы. Вот создадим новое министерство или посчитаем "по-справедливости" тарифы - и все сразу заживут счастливо! Точно как в сказке про Ивана-дурака - окунулся в пару жидкостей - и стал не просто принцем, а еще и умным.
      Но если это для политиков приемлемо впаривать такие рецепты (для них главное - быстрый, эффектный PR), то почему народ наш ведется на такие кампании?
      Но это вопрос где-то риторический.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.03.06 | MentBuster

        Re: Не надо о тарифах!

        Шановний Борода! По-моєму, ви самі собі і відповіли на власні риторичні питання - чому всі перукарні, СТО та т.і. давно вже приватні, і лише ЖЕКи - совкові.
        А просто тому, що багатоквартирні будинки досі висять в юридичному повітрі, складаючись з "цеглинок" - окремих приміщень, які обліковуються в БТІ окремо, замість того, аби обліковувати ці будинки як цілісні майнові комплекси разом з прибудинковими територіями, роздавши людям, по-перше, правовстановлюючі документи на ці будинки з їхніми приміщеннями, визначеними у вигляді частки цілого будинковолодіння - математичного дробу, та виділивши в натурі прибудинкові території та розподіливши комунікації. І хай люди самі, як співвласники, займаються всім іншим!
        Бо будинки - то їхня співвласність, і ніхто не має права втручатись в їхню діяльність з обслуговування та розпорядження цією співвласністю!
        Без цього ніяких реформ не буде, і я вже втомилася про це казати. Це, звичайно6 саме по собі не панацея, але без цього правового оформлення власності на багатоквартирні будинки всім іншим можна навіть не займатись.

        Дуже шкода, що лише лічені люди в нашій країні розуміють суть проблематики. Навіть Свистович, наприклад, занадто тупий та ігнорантний, аби це зрозуміти, то що вже казати про інших?! А я одна нездатна вправити мізки всій країні :(
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.03.06 | Сергей ГРУЗДОВ

          Не треба про мізки!

          Ви цілком в темі, не розстроюйте мене :)
          Те, про що Ви написали, не виконується зовсім не тому, що не вистачає розуму у чиновництва. Його якраз вистачає, щоб викачувати особисті доходи. Крім того, важливий контроль за прибудинковими територіями. Тобто збереження можливості "дозволяти на прохання" деяке "розміщення" та навіть будівництво.
          Маю цікавий та максимально достовірний приклад з життя Ялтинського Об'єднання співвласників квартир у будинку. Дуже короткочасного життя. Тому що "багатенькому Буратине" побажалося відбудуватися на прибудинковій території.
          Так що не треба про нетямущі мізки. ;)
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.03.06 | Boroda__

            C больной головы на здоровую

            У меня сложилось устойчивое мнение по двум вопросам:
            Первое - Такое впечатление, что мы живем на Марсе, а не на планете, страны и общественные группы решали эти же проблемы многократно и с разной степенью успеха. НУ НЕТ ДРУГОГО ПУТИ НОРМАЛИЗАЦИИ ЛЮБОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ - В ТОМ ЧИСЛЕ И ЖКХ - БЕЗ РАЗГОСУДАРСТВЛИВАНИЯ ЕЕ, ПРИВЕДЕНИЯ К РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ.
            Второе - Благодаря усилиям чиновничьего аппарата от ЖКХ любой самый малый отрицательный пример негосударственных ЖЭК-ов раздувается до общегосударственных масштабов и при этом делается вид, что государственный (коммунальные) ЖЭК-и работают вообще без проблем. И чиновникам это до сих пор удается.
            Никто не говорит, что создание негосударственных ЖЭК-ов будет проходить гладко, без проблем или злоупотреблений. НО ДЕЛАТЬ ЭТО НАДО!!!
            Если нет - о какой калькуляции тарифов может вообще идти речь?
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2007.03.06 | MentBuster

              +100000000000000000000000000000000000000000000000000000000

              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2007.03.06 | Сергей ГРУЗДОВ

                Мы все говорим об одном.

            • 2007.03.07 | Михайло Свистович

              Re: C больной головы на здоровую

              Boroda__ пише:
              >
              > Первое - Такое впечатление, что мы живем на Марсе, а не на планете, страны и общественные группы решали эти же проблемы многократно и с разной степенью успеха. НУ НЕТ ДРУГОГО ПУТИ НОРМАЛИЗАЦИИ ЛЮБОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ - В ТОМ ЧИСЛЕ И ЖКХ - БЕЗ РАЗГОСУДАРСТВЛИВАНИЯ ЕЕ, ПРИВЕДЕНИЯ К РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ.

              Роздержавлення - це не приведення до ринкової системи. Для ринкової системи потрібна демонополізація.

              > Второе - Благодаря усилиям чиновничьего аппарата от ЖКХ любой самый малый отрицательный пример негосударственных ЖЭК-ов раздувается до общегосударственных масштабов и при этом делается вид, что государственный (коммунальные) ЖЭК-и работают вообще без проблем. И чиновникам это до сих пор удается.

              Ви перебільшуєте. Насправді переважна більшість приватгних ЖЕКів працює нічим не краще за комунальні, і не чиновники роздувають цю проблему а люди. Приватна власність - не панацея. Треба зруйнувати монополію.

              > Никто не говорит, что создание негосударственных ЖЭК-ов будет проходить гладко, без проблем или злоупотреблений. НО ДЕЛАТЬ ЭТО НАДО!!!

              Не кричіть :) Ніхто не заперечує, що треба, але не шляхом приватизації комунальних ЖЕКів-монополістів, а шляхом сприяння (незаважання) створення нових приватних ЖЕКів, які складуть конкуренцію комунальним. Коли ж буде кілька ЖЕКів (а це теж проблема, бо максимум на район обслуговування їх буде два - інакше нерентабельно), тоді можна приватизувати комунальний.
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2007.03.07 | Boroda__

                Что-то мы сами забалтываемся.

                Вопрос реформации Жилищно-коммунального хозяйства, как любая проблема (пусть самая самая сложная) должна включать в себя три составляющие:
                1. Ситуация.
                2. Конечная цель.
                3. Путь от "сегодня" до конечной цели.
                Когда грамотно разложишь эти составляющие - то все становится намного ясней. Знаете - как хорошо поставленный вопрос уже предусматривает частичный ответ.
                Не будем вдаваться в детали, а в самом общем виде представим себе цель. Представьте, что в Вашем регионе существуют несколько предприятия, которые готовы (за деньги, конечно) оказывать услуги по водоснабжению, уборке территории, электроснабжению и т.д. С другой стороны - владельцы жилья, в лице своих объединений (в бывшем - кооперативов, ныне - Обществ собственников квартир) решают в каком объеме им необходимы эти услуги (может - уборку территории или, к примеру, содержание электросетей жильцы захотят обеспечивать сами - через наемных работников) и сколько они готовы выделить в качестве платы за услуги. После решения этих кардинальных вопросов выбирается структура (предприятие, обеспечивающее предоставление услуг) исходя из стоимости, качества услуг, репутации предпроиятия, предлоставляемых гарантий и т.д. При этом НИКОГО НЕ БУДЕТ ВОЛНОВАТЬ КАЛЬКУЛЯЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ!!! Жильцы в лице Общества владельцев заказывают конкретный перечень услуг, контролируют полноту и качество их предоставления и производят оплату за них; предприятие оказывет услуги, отчитывается перед жильцами и получает за это определенные договором деньги.
                КАК ПРОСТО!!!
                Можно ли работать на таких принципах уже сегодня? Будет ли рентабельным такое предприятие в нынешних условиях? Со своей стороны скажу уверенно - может и будет рентабельно. И тому уже есть десятки и сотни примеров.
                А вот низкое качество работы частных ЖЭК-ов сегодня является причиной того, что как раз просто "перелицовывают" коммунальные ЖЭК-и в частные и, главное, потому, что мало частных ЖЭК-ов и нет конкуренции.
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2007.03.07 | Михайло Свистович

                  Угу

                  Boroda__ пише:
                  >
                  > Представьте, что в Вашем регионе существуют несколько предприятия, которые готовы (за деньги, конечно) оказывать услуги по водоснабжению, уборке территории, электроснабжению и т.д. С другой стороны - владельцы жилья, в лице своих объединений (в бывшем - кооперативов, ныне - Обществ собственников квартир) решают в каком объеме им необходимы эти услуги (может - уборку территории или, к примеру, содержание электросетей жильцы захотят обеспечивать сами - через наемных работников) и сколько они готовы выделить в качестве платы за услуги. После решения этих кардинальных вопросов выбирается структура (предприятие, обеспечивающее предоставление услуг) исходя из стоимости, качества услуг, репутации предпроиятия, предлоставляемых гарантий и т.д. При этом НИКОГО НЕ БУДЕТ ВОЛНОВАТЬ КАЛЬКУЛЯЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ!!! Жильцы в лице Общества владельцев заказывают конкретный перечень услуг, контролируют полноту и качество их предоставления и производят оплату за них; предприятие оказывет услуги, отчитывается перед жильцами и получает за это определенные договором деньги.
                  > КАК ПРОСТО!!!

                  Так я ж про це і писав. Тільки значно коротше.

                  > Можно ли работать на таких принципах уже сегодня?

                  Можна

                  > А вот низкое качество работы частных ЖЭК-ов сегодня является причиной того, что как раз просто "перелицовывают" коммунальные ЖЭК-и в частные и, главное, потому, что мало частных ЖЭК-ов и нет конкуренции.

                  Я ж про це і писав
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2007.03.07 | дідусь

                    Re: Угу

                    > Boroda__ пише:
                    > >
                    > > Представьте, что в Вашем регионе существуют несколько предприятия, которые готовы (за деньги, конечно) оказывать услуги по водоснабжению, уборке территории, электроснабжению и т.д. С другой стороны - владельцы жилья, в лице своих объединений (в бывшем - кооперативов, ныне - Обществ собственников квартир) решают в каком объеме им необходимы эти услуги (может - уборку территории или, к примеру, содержание электросетей жильцы захотят обеспечивать сами - через наемных работников) и сколько они готовы выделить в качестве платы за услуги. После решения этих кардинальных вопросов выбирается структура



                    Як красиво у теорії - але на практиці чой то нє очєнь, тому що половина жильців (які роками просто ні за який хєр не платять і платити не збираються) - ні в що обьєднуватись не будутьі ні в що вступати не хочуть, бо їх цілком влаштовує життя на халяву, при чому - в незалежності від розміру тарифів (вони ні за якими не платять).
                    І от що "обьєднавшієся" зроблять "необьєднавшимся"? - В одно мєсто поцілують (є значна практика на прикладі тих же кооперативів).
                    То хто буде платити приватним ЖЕКам за неплатників? а якщо ніхто, та й ще якщо ті хто платить будуть платити лише за себе (за реальними тарифами) - то такі приватні ЖЕКи або вилетять у трубу, або скоріш за все ніякої угоди з вами не укладуть.
                    Тому така картина реальна хіба що у нових будинках де жувать круті в яких бабла дофуя, але більшість будинків києва це проблемні і там практика з теорією зовсім не збігаються.
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2007.03.07 | saha

                      Re: Угу

                      Ну есть куча способов влиять на них.
                      От ключать то что неоплачивается.
                      Сложнее отключить уборку и вывоз мусора
                      Остальное отключается:).
                      Можно даже лифт сделать на электронном ключе как вход в подьезд пусть на 9 этаж пешком ходит.
                      И рано или позно телодвижения в этом направлении ускорятся.
                      А дома где много таких людей от туда вообще все платильщики съедут.
                      А дальше как отключить весь дом нафиг. потом когда зимой развалитсся раздать все кирпичи в руки и вперед. но таких будет не много.
        • 2007.03.06 | Громадянин

          Re: Не надо о тарифах!

          На мій погляд потрібно ще ж враховувати ту обставину, що совкові тарифи ЖКХ відповідали совковій же офіціальній оплаті праці. Намагання встановити ринкові, тобто такі що відповідають реальності, тарифи підводять людей до останньої межі. Всі це розуміють, але ж чинити у відповідності з цим розумінням бажання ні у кого не виникає бо для цього потрібно займатись дійсно ринковим бізнесом, а не ринковим бандитизмом. Без реальної оплати праці (25 гривень на годину мінімум) ніякі "науково обгрунтовані" тарифи сприйматись не будуть. І не тому, повторюю, що це комусь не подобається, а тому, що перпетуум мобіля бути не може принципово.
  • 2007.03.06 | Пані

    Я поставлю вас в статті, ок?

    підпишу поки Борода. Якщо захочете підпиатися власним іменем, або іншим псевдом - намильте мені на pani@maidan.org.ua

    ПС. Я підписуюся під кожним вашим словом.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".