А ось і думка про те, що указ про розпуск - блеф та обман (/)
04/03/2007 | Hoja_Nasreddin
http://www.obozrevatel.com/news/2007/4/3/163871.htm
Президентский гамбит
Виктор ОГОЛАБ
Досрочные выборы на руку исключительно Юлии Тимошенко, которая вследствие досрочных выборов, как минимум, станет единоличным лидером оппозиции в масштабах государства, как максимум - вернет себе должность премьер-министра.
Виктор Ющенко неожиданно практически для всех (Юлия Тимошенко, оказывавшая максимальное давление на президента, не исключение) издал указ о роспуске Верховной Раде. Ситуация, мягко говоря, неординарная, и есть основания предполагать, что не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Реакция Ющенко, как уже бывало неоднозначно, была плохо предсказуемой. Все факторы – прошедший съезд «Нашей Украины», массовый, но не триумфальный митинг на Майдане 31 марта 2007 года, готовившийся визит в Россию – указывали, что ситуация будет растянута в пространстве и времени. Однако Виктор Андреевич неожиданно пошел на обострение ситуации.
В итоге ситуация в Украине на утро 3 апреля 2007 года характеризовалась следующими ключевыми моментами:
- издан и опубликован указ Президента Украины о роспуске Верховной Рады, в котором есть весьма противоречивая позиция, на которую обратил внимание спикер Александр Мороз: в документе отсутствуют ссылки на статью 90 Конституции Украины, дающую основания президенту для роспуска Верховной Рады;
- парламент принял постановление «О предотвращении действий, которые угрожают конституционному правопорядку, общественному покою или стабильности в Украине» и постановление «О политической ситуации в Украине, связанные с объявлением указа Президента Украины от 2 апреля 2007 года «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины», которые среди прочего предусматривают любопытные политические шаги. Их сложно оценить иначе, как движение навстречу главе государства:
• ускорение разработки закона об основах внутренней и внешней политики с учетом положений Универсала национального единства;
• внесение на рассмотрение парламента изменений в Закон Украины «О Кабинете Министров», на которых настаивал глава государства;
• установление моратория на дальнейшее увеличение численности коалиции национального единства до разъяснения Конституционным Судом по поводу права на индивидуальное участие парламентария в такой коалиции;
• председатель Верховной Рады должен обеспечить участие представителей Верховной Рады в конституционной комиссии;
• Кабинету Министров запрещено выделять средства для проведения досрочных выборов депутатов Верховной Рады;
• отмена постановления Верховной Рады, принятого 8 декабря 2004 года, о назначении нового состава Центральной избирательной комиссии и восстановление состава Центризбиркома во главе с одиозным Сергеем Киваловым;
• призыв к Президенту отменить его указ о роспуске Верховной Рады.
• Последние две позиции выглядят нецелесообразными в нынешней ситуации и свидетельствуют скорее о стремлении спикера парламента Александра Мороза сохранить любой ценой Верховную Раду пятого созыва и собственное спикерское кресло.
С другой стороны, стремление сохранить лидера СПУ в качестве политического партнера заставляет Виктора Януковича последовательно поддерживать позицию Александра Мороза. Нельзя не отметить, что именно премьер и спикер парламента своими обещаниями консолидировать под знаменами коалиции национального единства 300 депутатских голосов привели к непрогнозируемой реакции главы государства.
Рискну предположить, что низкое качество президентского указа о роспуске парламента не только станет основанием для его обжалования в судах общей юрисдикции и Конституционном Суде, а и создает предпосылки для его оперативной отмены. Кроме того фактически заблокирована возможность нормализации работы Центральной избирательной комиссии как центра разрешения кризиса. Очевидно, что восстановление формального статуса ее старого состава предусматривает сложение Сергеем Киваловым своих депутатских полномочий, что в нынешней ситуации выглядит крайне маловероятным. Если прибавить к этому запрет правительству финансировать досрочные выборы, становится понятным, что выборы в Верховную Раду шестого созыва находятся под угрозой.
Показательно, что докладчик мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы Ханне Северинсен призвала Конституционный Суд Украины как можно скорее дать оценку президентскому указу.
Изданием указа о роспуске парламента Президент Украины Виктор Ющенко не только встряхнул политическую ситуацию в Украине, но и фактически постарался решить одновременно несколько задач:
- идет навстречу подавляющей части своих приверженцев на фоне существенного и пролонгированного во времени падения рейтинга своей популярности, фактически добавляет адекватную и актуальную часть популизма к собственной политической позиции;
- выполняет требования объединенной оппозиции, неконтролируемые действия которой способны дестабилизировать ситуацию в государстве;
- восстанавливает свою роль в качестве активного политического игрока;
- переходит в контрнаступление на позиции коалиции национального единства, вынуждает ее считаться со своими интересами.
Ющенко сделал свой ход, и халтурный вариант указа о роспуске парламента тем более выглядит не случайным. Разрешение сложившегося политического кризиса вероятно в первой половине апреля 2007 года, поскольку в противном случае Украина погрузится в досрочные выборы, которые будут отличаться противоречивым характером, попытками массовой фальсификации результатов волеизъявления, применением преимущественно грязных и манипулятивных технологий.
В результате выстраивается следующий алгоритм выхода из сложившейся ситуации:
- Конституционный Суд отменит указ Президента Украины о роспуске Верховной Рады, которая позволит главе государства сохранить политическое лицо;
- Дальнейшие решения будут постановлять в виде политико-правового компромисса, который, вероятнее всего, будет заключаться в следующем:
* Верховная Рада не будет отменять постановления, принятые парламентом вечером 2 апреля 2007 года, что позволит им стать базисом для политического компромисса между президентом и коалицией национального единства;
*Постановление о внесении изменений в состав Центральной избирательной комиссии будет упразднено, ситуацию в ЦВК стабилизировано;
*Может состояться переформатирование парламентской коалиции за счет привлечения части фракции «Наша Украина» и отхода от коалиции фракции коммунистов;
*Стартует процесс дальнейшего реформирования Конституции Украины с целью сбалансирования полномочий ветвей власти и относительного усиления президентских полномочий.
В сложившейся ситуации проведение досрочных парламентских выборов играет на руку исключительно Юлии Тимошенко, которая вследствие досрочных выборов, как минимум, станет единоличным лидером оппозиции в масштабах государства, как максимум - вернет себе должность премьер-министра, что, учитывая положения закона «О Кабинете Министров», разрешит ей сосредоточить всю полноту власти в государстве в своих руках. В случае поражения сил оппозиции в ходе досрочных выборов, они будут лишены возможности апеллировать к общественному мнению с требованием еще одних досрочных выборов (Конституция запрещает это делать на протяжении года). Президент Виктор Ющенко, который куда больше обеспокоенный политической активностью Тимошенко, чем действиями Януковича, имеет возможность разыграть политический гамбит и получить усиление собственных позиций за счет уступок со стороны коалиции национального единства. Это позволяет надеяться на нормализацию ситуации на период до конца 2008 года
Президентский гамбит
Виктор ОГОЛАБ
Досрочные выборы на руку исключительно Юлии Тимошенко, которая вследствие досрочных выборов, как минимум, станет единоличным лидером оппозиции в масштабах государства, как максимум - вернет себе должность премьер-министра.
Виктор Ющенко неожиданно практически для всех (Юлия Тимошенко, оказывавшая максимальное давление на президента, не исключение) издал указ о роспуске Верховной Раде. Ситуация, мягко говоря, неординарная, и есть основания предполагать, что не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Реакция Ющенко, как уже бывало неоднозначно, была плохо предсказуемой. Все факторы – прошедший съезд «Нашей Украины», массовый, но не триумфальный митинг на Майдане 31 марта 2007 года, готовившийся визит в Россию – указывали, что ситуация будет растянута в пространстве и времени. Однако Виктор Андреевич неожиданно пошел на обострение ситуации.
В итоге ситуация в Украине на утро 3 апреля 2007 года характеризовалась следующими ключевыми моментами:
- издан и опубликован указ Президента Украины о роспуске Верховной Рады, в котором есть весьма противоречивая позиция, на которую обратил внимание спикер Александр Мороз: в документе отсутствуют ссылки на статью 90 Конституции Украины, дающую основания президенту для роспуска Верховной Рады;
- парламент принял постановление «О предотвращении действий, которые угрожают конституционному правопорядку, общественному покою или стабильности в Украине» и постановление «О политической ситуации в Украине, связанные с объявлением указа Президента Украины от 2 апреля 2007 года «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины», которые среди прочего предусматривают любопытные политические шаги. Их сложно оценить иначе, как движение навстречу главе государства:
• ускорение разработки закона об основах внутренней и внешней политики с учетом положений Универсала национального единства;
• внесение на рассмотрение парламента изменений в Закон Украины «О Кабинете Министров», на которых настаивал глава государства;
• установление моратория на дальнейшее увеличение численности коалиции национального единства до разъяснения Конституционным Судом по поводу права на индивидуальное участие парламентария в такой коалиции;
• председатель Верховной Рады должен обеспечить участие представителей Верховной Рады в конституционной комиссии;
• Кабинету Министров запрещено выделять средства для проведения досрочных выборов депутатов Верховной Рады;
• отмена постановления Верховной Рады, принятого 8 декабря 2004 года, о назначении нового состава Центральной избирательной комиссии и восстановление состава Центризбиркома во главе с одиозным Сергеем Киваловым;
• призыв к Президенту отменить его указ о роспуске Верховной Рады.
• Последние две позиции выглядят нецелесообразными в нынешней ситуации и свидетельствуют скорее о стремлении спикера парламента Александра Мороза сохранить любой ценой Верховную Раду пятого созыва и собственное спикерское кресло.
С другой стороны, стремление сохранить лидера СПУ в качестве политического партнера заставляет Виктора Януковича последовательно поддерживать позицию Александра Мороза. Нельзя не отметить, что именно премьер и спикер парламента своими обещаниями консолидировать под знаменами коалиции национального единства 300 депутатских голосов привели к непрогнозируемой реакции главы государства.
Рискну предположить, что низкое качество президентского указа о роспуске парламента не только станет основанием для его обжалования в судах общей юрисдикции и Конституционном Суде, а и создает предпосылки для его оперативной отмены. Кроме того фактически заблокирована возможность нормализации работы Центральной избирательной комиссии как центра разрешения кризиса. Очевидно, что восстановление формального статуса ее старого состава предусматривает сложение Сергеем Киваловым своих депутатских полномочий, что в нынешней ситуации выглядит крайне маловероятным. Если прибавить к этому запрет правительству финансировать досрочные выборы, становится понятным, что выборы в Верховную Раду шестого созыва находятся под угрозой.
Показательно, что докладчик мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы Ханне Северинсен призвала Конституционный Суд Украины как можно скорее дать оценку президентскому указу.
Изданием указа о роспуске парламента Президент Украины Виктор Ющенко не только встряхнул политическую ситуацию в Украине, но и фактически постарался решить одновременно несколько задач:
- идет навстречу подавляющей части своих приверженцев на фоне существенного и пролонгированного во времени падения рейтинга своей популярности, фактически добавляет адекватную и актуальную часть популизма к собственной политической позиции;
- выполняет требования объединенной оппозиции, неконтролируемые действия которой способны дестабилизировать ситуацию в государстве;
- восстанавливает свою роль в качестве активного политического игрока;
- переходит в контрнаступление на позиции коалиции национального единства, вынуждает ее считаться со своими интересами.
Ющенко сделал свой ход, и халтурный вариант указа о роспуске парламента тем более выглядит не случайным. Разрешение сложившегося политического кризиса вероятно в первой половине апреля 2007 года, поскольку в противном случае Украина погрузится в досрочные выборы, которые будут отличаться противоречивым характером, попытками массовой фальсификации результатов волеизъявления, применением преимущественно грязных и манипулятивных технологий.
В результате выстраивается следующий алгоритм выхода из сложившейся ситуации:
- Конституционный Суд отменит указ Президента Украины о роспуске Верховной Рады, которая позволит главе государства сохранить политическое лицо;
- Дальнейшие решения будут постановлять в виде политико-правового компромисса, который, вероятнее всего, будет заключаться в следующем:
* Верховная Рада не будет отменять постановления, принятые парламентом вечером 2 апреля 2007 года, что позволит им стать базисом для политического компромисса между президентом и коалицией национального единства;
*Постановление о внесении изменений в состав Центральной избирательной комиссии будет упразднено, ситуацию в ЦВК стабилизировано;
*Может состояться переформатирование парламентской коалиции за счет привлечения части фракции «Наша Украина» и отхода от коалиции фракции коммунистов;
*Стартует процесс дальнейшего реформирования Конституции Украины с целью сбалансирования полномочий ветвей власти и относительного усиления президентских полномочий.
В сложившейся ситуации проведение досрочных парламентских выборов играет на руку исключительно Юлии Тимошенко, которая вследствие досрочных выборов, как минимум, станет единоличным лидером оппозиции в масштабах государства, как максимум - вернет себе должность премьер-министра, что, учитывая положения закона «О Кабинете Министров», разрешит ей сосредоточить всю полноту власти в государстве в своих руках. В случае поражения сил оппозиции в ходе досрочных выборов, они будут лишены возможности апеллировать к общественному мнению с требованием еще одних досрочных выборов (Конституция запрещает это делать на протяжении года). Президент Виктор Ющенко, который куда больше обеспокоенный политической активностью Тимошенко, чем действиями Януковича, имеет возможность разыграть политический гамбит и получить усиление собственных позиций за счет уступок со стороны коалиции национального единства. Это позволяет надеяться на нормализацию ситуации на период до конца 2008 года
Відповіді
2007.04.03 | троль ak1001
хе-хе, Обозреватель уже приготовил говна лопату
впрочем чего от Медведева еще было ожидать2007.04.03 | Hoja_Nasreddin
Чого саме Медведев?
Там є статті цілком протилежного змісту. Наприклад стаття Глухова. Є ще одна стаття, ніби недотична до виборів, але явно про це. То стаття Бурсова.2007.04.03 | троль ak1001
тому що він пропогандист
а написати "халтурний указ" і не "не згадується 90 стаття" - пряме маніпулюваннячому юридичні позиції слабкі і чому не згадується 90 стаття всім тут зрозуміло
2007.04.03 | ЧитачНеСлухач
мантри, мантри...
Поштучно розбирати всі бздури "аргументів" навіть нецікаво.Все зводиться до того, що які б кроки не робив президент, воно ні до чого не призводить, а все, що задумала кризова каліція - виконається і саме так, як їм того треба.
2007.04.03 | AK
Дурня.
2007.04.03 | Сахаров
У кубі
2007.04.03 | Volodymir
Re: А ось і думка про те, що указ про розпуск - блеф та обман (/)
після пасажів про те, хто здійснює найбільший тиск на Президента ті букви не читав.Ближче до аналітики пассаж, імхо: у Тимошенко є на що спиратися, але як і на кожну силу це потребує деякою обережності.