МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Запах ливийской нефти (л)

04/03/2007 | Left Initiative
Запах ливийской нефти

Олег Верник

http://www.vovremya.info/?id=18964&

Украина, имея солидное стартовое преимущество, проиграла «Газрпрому» борьбу за ливийские нефть и газ

Вспоминается достаточно яркий и показательный эпизод образца мая 2005 года. На трибуну научно-практической конференции «Третья мировая теория: альтернативные модели развития» поднимается Посол Украины в Ливии Алексей Рыбак и по бумажке зачитывает приветственное обращение Президента Украины к участникам конференции, которое начинается с тезиса о том, что Оранжевая революция в Украине 2004 года вдохновлялась, ни много, ни мало, сентябрьской революцией 1969 года в Ливии. Нельзя сказать, что этот тезис Виктора Андреевича тогда шокировал ученую публику.

Кто-то понимающе улыбался, кто-то бурно аплодировал, а кто-то весьма прямо и сходу высказывался в стиле: «Если нефть Каддафи не пахнет для Буша, почему она должна пахнуть для Ющенко?». А в это самое время на авто-заправках Киева творился сущий ценовой беспредел, творчески организованный местными «бензиновыми королями» в купе с их российскими патронами для нанесения решающего удара по правительству Юлии Тимошенко.

Как известно, Ливия располагает самыми большими запасами нефти в Африке (их разведанные объемы превышают 3,8 млрд. т.) и вторыми по величине запасами газа (1,3 трлн. кубометров). Объем добычи нефти в стране составляет 40 млн. т, 75% которых страна экспортирует на средиземноморские биржи нефти (Триест, Марсель). Мощности по переработке нефти в Ливии подходят к 13,7 млн. т. сырья в год. Все операции по добыче и переработке нефти в Ливии, так или иначе, контролирует государственная компания «National Oil Corporation of Libya», ее доля участия в каждом из соглашений по разработке и эксплуатации нефтяных месторождений составляет не менее 50%. После окончательного снятия экономической блокады с Ливии в 2005 году международные инвесторы наперегонки устремились в Триполи. Еще в 2004 году Ливия предложила иностранным компаниям для разработки около 140 нефтегазоносных блоков на суше и в Средиземном море.

Историю украино-ливийских экономических отношений нельзя назвать абсолютно безоблачной. С начала 90-х годов был налажен официальный канал трансфера украинских врачей на работу по контрактам в Ливию. Находясь во многих городах Ливийской Джамахирии, мне приходилось слышать только лестные отзывы о высоком профессиональном уровне и качестве украинских медиков, равно как и о многих бюрократических преградах в Украине, мешающих развивать объемы сотрудничества в данной сфере. Начавшееся в начале нового тысячелетия сотрудничество между Управлением гражданской авиации Ливийской Арабской Народной Социалистической Джамахирии и Харьковским государственным авиационным производственным предприятием также, мягко говоря, нельзя назвать безоблачным. Практически ни разу самолеты разнообразных модификаций базовой модели Ан-74ТК не сдавались ливийской стороне в сроки и в надлежащем качестве исполнения, обусловленных контрактами. В данный момент возникла серьезная угроза ухода ливийских заказчиков с самолетостроительного рынка Украины.

Уже достаточно давно «Центр исследований армии, конверсии и разоружения» представил экспертный анализ о том, что военно-техническое сотрудничество с Ливией может приносить Украине до $500 млн. ежегодно. Однако присутствие украинского ВПК в Ливии остается мизерным, равно как и представительство химических отраслей украинской промышленности, чрезвычайно перспективных для развития двухстороннего экономического сотрудничества. Но, разумеется, ключевым направлением двухстороннего сотрудничества является нефтегазовое направление.

Памятуя о том, кто был инициатором эмбарго против Ливии, и, отдавая дань своей антиимпериалистической программе, Муаммар Каддафи не намерен большинство месторождений передавать в руки западных компаний, чтобы диверсифицировать риски на случай повторения эмбарго со стороны США или стран Евросоюза. Именно поэтому компаниям из стран бывшего СССР отдается приоритет в сотрудничестве в рамках нефтегазового сектора. Борьба между российскими монополиями и украинским НАК «Нафтогаз Украины» за приоритетное положение на ливийском рынке разведки и добычи столь желанных углеводородов с каждым днем набирает свои обороты.

Немного истории. Бывший Президент Украины Леонид Кучма, которому нельзя отказать в известной доле геополитического прагматизма, заложил основы для интервенции «Нафтогаза» на ливийский рынок. В октябре 2003 году в присутствии Кучмы и Каддафи подписывается Меморандум о сотрудничестве между «Нафтогазом» и «National Oil Corporation of Libya». А уже 10 октября 2004 года ими подписывается соглашение о разделе продукции (СРП), которое предполагало разработку 4 нефтегазовых блоков, площадь которых превышает 200 тыс. кв. км, а прогнозные ресурсы составляют около 110 млн. т. нефти и 30 млрд. кубометров природного газа. Минимальный объем инвестиций «Нафтогаза» в поисково-разведочные работы в Ливии, согласно условиям СРП, должен был составить $57,5 млн., и компания рассчитывала добывать 1,5 млн. т. нефти в год, а по некоторым оценкам экспертов и все 5-7 млн. т. нефти в год (мнение Генерального директора ОАО «Галичина» Александра Лазорко). Следует указать, что на конец 2004 года ни конкуренты из российской «Татнефти», ни, тем более, существенно отстающий на тот момент «Газпром» не имели аналогичных преференций, подкрепленных на самом высоком политическом уровне. Правительство Юлии Тимошенко подтверждало весомость данного соглашения, однако уже следующее за ней т.н. «правительство любых друзів» вносит существенные коррективы в ход реализации данного проекта.

Многолетний ставленник интересов российских монополий в Украине Алексей Ивченко, занимая пост Председателя правления НАК «Нафтогаз Украины», затевает по очевидной наводке россиян «проверку законности» заключенных в 2004 году соглашений с ливийской стороной. Проверка закончилась только в декабре 2005 года, нарушений выявлено не было, но, поскольку необходимая работа с органами власти Ливии была прекращена, ливийская сторона заморозила реализацию контракта и отказалась его ратифицировать на правительственном уровне.

Интересно отметить, что тогдашний премьер-министр Украины Юрий Ехануров был человеком отнюдь не посторонним в контексте украино-ливийских экономических отношений, так как еще при премьерстве того же Виктора Ющенко был координатором межправительственной комиссии Украина-Ливия и прекрасно ориентировался в ситуации. Нам остается только гадать, исходя из каких соображений «оранжевый» премьер Ехануров, фактически, потворствовал Ивченко в деле торможения реализации столь выгодного Украине проекта. И это в ситуации 2005 года, который «Нафтогаз» закончил с убытком в $368,4 млн.

Российские монополии получили серьезную фору во времени и, разумеется, активно воспользовались ею. В 2005 году «Газпром» осуществляет массированную подготовку к своей будущей агрессии на нефте- и газодобывающий рынок Ливии. В 2006 году данная агрессия начинается. «Газпром» получает 49% в ливийских проектах немецкого концерна BASF (добыча 8 млн. т. в год). 26 марта 2007 года «Газпром» и «National Oil Corporation of Libya» подписывают соглашение о разделе продукции (СРП) на право разведки и разработки углеводородов на шельфе Средиземного моря. Речь идет об участке №19 на ливийском шельфе Средиземного моря, в котором «Газпрому» достанется 10% от объема найденных и добытых углеводородов. Российская монополия обязалась инвестировать в проект $200 млн. Буквально через несколько дней «Газпром» получает существенные доли в ливийских проектах итальянской корпорации «AgipENI».

На фоне очевидных успехов на ливийском рынке российского «Газпрома», казалось бы, обнадеживающими выглядят заявления Министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко о том, что в ходе визита в Ливию 8 февраля 2007 года украинской стороне удалось разблокировать украино-ливийское соглашение от 10 октября 2004 года. В Минтопэнерго считают, что разработка месторождений в Ливии может быть начата уже в этом году. Этот проект по оценкам ряда экспертов позволит «Нафтогазу» зарабатывать дополнительно до $350-400 млн. в год. Однако коммерческая и геополитическая завязка ядра правящей коалиции на российские монополистические интересы вряд ли дает нам основания предполагать, что в ближайшее время не возникнет множество «объективных факторов», так или иначе способных помешать в решающий момент реализовать очевидный украинский стратегический интерес.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".