МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Бойтесь единственно только того, кто скажет:"Я знаю, как надо !

04/15/2007 | Гюльчатай
Ни украинская, ни русская, ни европейская, ни левая, ни правая, ни марксистская, ни протестантская идеологии меня не интересуют.

Я прохладен к спорам о судьбах человечества (или страны), в ходе которых участники перестают отвечать за собственную мимику.

Хотя я допускаю, что есть люди, исповедующие какую-то связную идеологию и следующие при этом за жестокой этической цепью следствий из ранее ими же и принятых решений.
Однако в течении всей своей жизни я видел и слышал только нескольких таких людей. Их по телевизору не показывают, они немодны. Думаю, что мне хватит пальцев одной руки, чтобы указать на них. Так что не думаю, что "тут у нас" какие-то особые идеологические проблемы с недостатком идеологически подкованных левых, правых, националистов, интернационалистов и т.п.

Дело в том, что человеческое в людях - это именно незнание того, "как надо". Не знать, как жить, - это нормально. Даже если это "ужасное незнание". Я так думаю.

"Нормальный" европеец может смотреть на нашу отечественную политику как на дикость не потому, что нормальный европеец совсем уж аморальный тип, а потому, что спектр решаемых в нашей политике вопросов для "нормального" европейца давно утратил морально-этическую нагрузку.

Для этого мифического европейца стратагемы украинских политических реалий принадлежат к сфере технологичности/нетехнологичности, к сфере инструментария, к сфере привычек и нравов, данных от рождения.

Зачем обсуждать туалетную санитарию, если можно дернуть ручку унитаза или нанять домработницу?

Другими словами, наш украинский бедлам может восприниматься гипотетическим европейцем только лишь в терминах комфорта/дискомфорта, безо всякого привлечения морально-этических категорий и «быть или не быть?». Эдакое пожимание плеч.

Гамлет своей мамаше как-то на ее русский вопрос «Что делать?» отвечал, что привычка – вполне сносная замена добродетели. Мол, не ходите ночью к дяде, и привыкнете быть добродетельной. «Привычка - это чудище, что гложет все чувства, этот дьявол - все же ангел тем, что свершенье благородных дел он точно так же наряжает в платье вполне к лицу.»

Мне кажется, что наше постоянное пребывание в ситуации «экзистенциального гражданского выбора» (паду ли я дрючком пронзенный…) – есть процесс привыкания к выборам. Вообщем-то, это не каламбур и не натяжка.
Человек, как известно, привыкает ко всему, в том числе, к газовым печам. Тем более, он привыкает к выборам.
Момент становления привычки и есть момент становления технологичности.

Так что мы уже движемся в Европу, вперед к комфорту. Безыдейно, без драйва, в поисках идеи и в поисках драйва мы движемся туда, где саркастически относятся к идеям и к драйву, если они не приносят доход, но - слепо следуют привычкам. Вполне-вполне трагический путь.

Наступит время, когда.

Мораль уйдет на сто десятый план, и только официально разрешенные филологи будут наслаждаться конфликтом трагедии Софокла «Антигона» за государственные деньги. Антигона, как известно, нарушила Закон (повеление царя), и похоронила тело погибшего преступника-брата (в пользу – на выбор – общечеловеческих, антивластных, антигосударственнических, семейных, общерелигиозных и т.п. ценностей).

Помнить следует – ради прагматичности выборов – пожалуй, только о том, что древние греки предпочитали смотреть эту трагедию на театре, а не в собственной жизни.

Я не могу знать: хорошо на вкус наше нетехнологичное украинское политическое варево или плохо, потому что я и сам - это варево. Но нет никого, кто стоит за этой кастрюлей и следит за соблюдением рецепта. И рецепта нет. Точнее, рецептов множество, но все эти рецепты сочинены ингредиентами будущего блюда.

В завершение цитата из А.Галича.

Не бойтесь золы, не бойтесь хулы,
Не бойтесь пекла и ада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет:"Я знаю, как надо !"


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".