МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

мне было интересно - Точиловский

04/24/2007 | serv
Владимир Точиловский: Я надеюсь, что мои знания и опыт будут востребованы
MIGnews.com.ua
Конкурсная комиссия по отбору кандидатов на должность объявила конкурс по отбору 3 кандидатов на пост судьи от Украины в Европейском суде по правам человека. На эту должность сегодня претендуют многие юристы. Мы беседовали с одним из возможных кандидатов – Владимиром Точиловским, судебным обвинителем Международного Уголовного Трибунала ООН по бывшей Югославии. Владимир Николаевич работает в Трибунале ООН с 1994 года; бывший заместитель прокурора Одесской области, работал прокурором района и города; кандидат юридических наук (кандидатскую диссертацию защитил в Киевском госуниверситете по специальности уголовный процесс, судоустройство и прокурорский надзор); автор более 30 научных работ, включая монографии и научные статьи, изданные за рубежом.

- Вы работаете в Международном Трибунале уже почти 13 лет. Долгое время Вы были единственным представителем восточной и центральной Европы в этой организации. В чем специфика этой работы?

- Первое судебное слушание в Трибунале началось только в 1996 году (дело Тадича). До этого Прокуратура Трибунала расследовала дела, готовила обвинительные заключения. Вначале я руководил одной из нескольких следственных групп Прокуратуры Трибунала. В моей группе были два американских обвинителя и следователь ФБР, следователи из Германии и Австралии, юрист из Канады.

Процесс в Трибунале основан на англо-саксонской модели судебного процесса и поэтому первые юристы и следователи прибыли в Трибунал из США, Англии и Австралии. Как Вы заметили, я был единственным представителем восточной и центральной Европы в Трибунале. Позже к нам присоединился обвинитель из Германии, а еще через несколько лет - из России. Сейчас у нас работают представители всех континентов мира.

На протяжении 5 лет я был председателем постоянно действующего совещания юристов Прокуратуры Трибунала, разрабатывал процедурные правила, регулирующие деятельность прокуратуры.

- Какое дело Вам запомнилось больше всего?

- Первым моим делом в Трибунале было дело Горана Елисича, который был начальником концлагеря "Лука" в Брчко (Босния) в 1992 году. Я руководил расследованием этого дела, а после ареста Елисича поддерживал обвинение по делу. В декабре 1999 Елисич был осужден Трибуналом к 40 годам лишения свободы за преступления против человечества и военные преступления. Елисич лично расстреливал узников концлагеря. По словам одного из свидетелей Елисич заявлял, что ему нужно "расстрелять 20-30 человек до того как он может выпить свой утренний кофе". В лагере Елисич представлялся “Сербским Адольфом”. На первом заседании суда он также представился как "Горан Елисич известный как Сербский Адольф". После представления доказательств Елисич признал себя виновным в совершенных преступлениях.

- В зарубежной прессе сообщалось, что Вы были одним из кандидатов на должность заместителя Главного Прокурора постоянного Уголовного Суда. Насколько сложен был конкурс по отбору кандидатов?

- В 2003 году Главный Прокурор Международного Уголовного суда Луис Окампо выдвинул меня одним из трех кандидатов на выборы заместителя Прокурора Международного Суда несмотря на то, что Украина еще не ратифицировала Устав Суда. Двумя другими кандидатами были федеральный Прокурор Бельгии Серж Брамертц и бывший генеральный Прокурор Гамбии Хасан Джаллоу. Кандидатуры были отобраны среди 130 претендентов из 47 стран, включая 78 кандидатов от Западной Европы. К сожалению, на выборах в Нью-Йорке тот факт, что Украина не ратифицировала Устав Суда был одним из основных факторов, способствовавшим успеху Брамертца.

Кстати, с 1997 по 2001 я был официальным представителем Международного Трибунала в Подготовительном Комитете ООН пo созданию Международного Уголовного Суда. Я также был членом нескольких экспертных групп по подготовке рекомендаций для Международного Уголовного Суда и готовил проекты Процедурных Правил для Прокуратуры Международного Суда.

- Работа в Трибунале предполагает владение иностранными языками. Какими из рабочих языков Трибунала вы владеете?

- Рабочими языками Трибунала, также как и Европейского Суда, являются английский и французский. Так сложилось, что доминирующим языком в Прокуратуре Трибунала является английский и поэтому, проработав около 13 лет в англоязычной среде, я свободно владею английским. Я хорошо знаю и французский язык.

- Ваши книги и статьи по вопросам международного гуманитарного права и процесса, опубликованные на английском языке, широко известны за рубежом, часто цитируются в публикациях зарубежных специалистов и переводятся на другие языки. Что Вы привнесете в качестве украинского судьи в Евросуде, в случае Вашего избрания?

- За время работы за рубежом я опубликовал 5 книг и 12 научных статей на английском языке, посвященных вопросам международного уголовного процесса и правам обвиняемого в процессе. Моя последняя книга, выходящая в этом году на английском языке (Jurisprudence of the International Criminal Courts and the European Court of Human Rights: Procedure and Evidence) посвящена юриспруденции Европейского Суда по правам человека и международных судов в области уголовного процесса (включая права обвиняемого и потерпевших).

Мой доклад о правах потерпевших в уголовном процессе на IX Международном Симпозиуме по Виктимологии в Амстердаме был включен в число докладов Симпозиума, избранных для публикации. Ссылку на этот доклад можно также найти в документе ООН "Правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления уголовного правосудия" (апрель 2000 г).

Я читал лекции по международному гуманитарному праву, а также по правам обвиняемого и потерпевших слушателям Высших Курсов по Правам Человека Польского Хельсинского Союза, судьям Хорватии, Македонии, Норвегии, и т.д.

Мое участие в рассмотрении в международном Трибунале ООН дел о серьезных нарушениях международного гуманитарного права на протяжении последних 13 лет имеет непосредственное отношение к правам человека. До этого, работая в органах прокуратуры Украины, на протяжении более 18 лет я рассматривал жалобы граждан на нарушения конституционных прав, представлял интересы граждан в судах; осуществлял надзор за соблюдением прав граждан исполнительными органами, а также за соблюдением прав граждан в местах лишения свободы.

У меня практический опыт в области судопроизводства как на международном, так и на национальном уровнях, что также важно для судьи Европейского Суда. Работая в Международном Трибунале, я принимаю участие в рассмотрении дел о серьезных нарушениях международного гуманитарного права. Кстати, знание англо-саксонской и европейской континентальной систем уголовного процесса, имеет важное значение в практике Европейского Суда, однако в настоящее время недостаточно представлено в Суде.

В Трибунал я пришел с должности заместителя прокурора Одесской области по судебным вопросам. В этой должности на протяжении 7 лет я, в частности, принимал участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел в порядке надзора в областном суде, отвечал за работу районных прокуроров и отделов облпрокуратуры по надзору за рассмотрение уголовных и гражданских дел в судах. В течении 18 лет я непосредственно принимал участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах первой инстанции.

Я надеюсь, что мои знания и опыт будут востребованы в Европейском суде по правам человека.

- Ваш критический анализ роли советской прокуратуры в государстве ("О концепции прокурорской власти"), опубликованный в журнале "Советское государство и право" в 1990 г., цитируется почти в каждой диссертации, посвященной этой теме, и по настоящее время. Насколько актуальна критика в этой статье для Украинской прокуратуры?

- В этой статье впервые подверглась критике роль прокуратуры в экономической жизни государства (так называемый общий надзор прокуратуры). B конце 20-х годов, с переходом к командно-административным методам управления экономикой, на эту сферу была обрушена вся обвинительная, а по существу репрессивная мощь прокуратуры. Вооружившись прокурорским мечом, командно-административная система проникала во все уголки экономической и хозяйственной жизни. Экономика укладывалась в прокрустово ложе циркуляров, всякие живые ростки жестоко вырубались тем же беспощадным мечом. Прокуратура безотказно реагировала на любой призыв. Достаточно привести только названия приказов по прокуратуре того времени: "О привлечении к ответственности за кастрацию племенных баранов", "О привлечении к ответственности за хищническую эксплуатацию верблюдов", "Об ответственности за переманивание рабочей силы", "Об ответственности за подачу под налив неочищенных вагонов".

С помощью прокурорских санкций "боролись" за проведение поставки мяса, за поставку молока, за качество продукции и проведение весеннего сева. От прокуроров требовали "содействовать руководителям предприятий в борьбе за промфинплан мерами репрессий". Журнал "Советская юстиция" призывал прокуроров "сегодня же начать и изо дня в день драться за увеличение количества лошадей, коров, овец, свиней, за лучшее качество, за их упитанность". Короче говоря, обязанность прокурора состояла в том, чтобы, как подчеркивалось в установках Прокуратуры СССР, "со всей революционной бдительностью, энергией и мужеством драться до конца со всеми извращениями директив партии и правительства". В статье я предположил, что продолжающееся вмешательство прокуратуры в сферу экономических отношений объясняется именно попытками командно-административного регулирования этой сферы. Мне кажется, что критика так называемой общенадзорной деятельности прокуратуры в этой статье в некоторой степени актуальна, хотя сегодня сфера общего надзора значительно сужена. Кстати, в 2003 году Венецианская Комиссия Совета Европы также обратила внимание Украины на необходимость пересмотреть общенадзорную роль Украинской прокуратуры.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".