МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Дещо про переселення кримських татар

05/04/2007 | kotygoroshko
ось, мадам з форуму мотоциклістів виклала такий от матеріальчик:









Хороший материал в крымской газете:


Наша история: выселение крымских татар из Крыма
Виктор Романов
автор: Виктор Романов
Изданный на 05/20/2006

Что же побудило Сталина отдать приказы о выселении «сотен тысяч невинных людей?» Как свидетельствуют архивные документы, у него были достаточно веские причины. Это хорошо видно на примере татар Крыма....

--------------------------------------------------------------------------------
История: выселение крымских татар из Крыма

"Мы, мусульмане, с приходом в Крым доблестных сынов Великой Германии с Вашего благословения и в память долголетней дружбы стали плечом к плечу с германским народом, взяли в руки оружие и начали до последней капли крови сражаться за выдвинутые Вами великие общечеловеческие идеи - уничтожение красной жидовско-большевистской чумы до конца и без остатка. " (Президиум Мусульманского Комитета)....

"Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма." (Государственный Комитет Обороны товарищу Сталину И.В., 10 мая 1944 г.)

Тема «репрессированных народов» остается благодатным полем для антисталинских спекуляций. Вот типичная цитата, взятая, что характерно, из вузовского учебника:

«Зачем нужно было войскам НКВД и резервным частям Советский армии перевозить сотни тысяч невинных людей в необжитые районы, снимая солдат с фронта, занимая тысячи вагонов и забивая железнодорожные пути, до сих пор остается неясным. Вероятно, здесь присутствовала прихоть вождя, получавшего донесения от НКВД об обращениях некоторых представителей национальностей к немецким оккупационным властям с просьбой о предоставлении автономии. Или Сталин рассчитывал одернуть малые народы, чтобы окончательно сломить их стремление к независимости и укрепить свою империю».

Прочтя это, кое-кто из студентов может всерьез решить, что депортации народов во время Великой Отечественной войны были каким-то неслыханным злодеянием, совершенным исключительно «по прихоти вождя». В таком случае вот им пример для сравнения: 19 февраля 1942 года, спустя два с небольшим месяца после начала войны с Японией, президент США Рузвельт подписал указ о выселении из западных штатов всех без исключения лиц японской национальности и размещении их в лагерях в центральной части страны. Согласно этому указу было интернировано около 120 тысяч человек, из которых две трети являлись американскими гражданами, а остальные имели легальный вид на жительство. Одновременно с депортацией этнических японцев из действующей армии США были уволены все военнослужащие японского происхождения. Однако об этом эпизоде американской истории, особенно примечательном, если вспомнить, что за всю войну на территорию США ни разу не ступала нога вражеского солдата, в нашей стране мало кто знает.

Что же побудило Сталина отдать приказы о выселении «сотен тысяч невинных людей?» Как свидетельствуют архивные документы, у него были достаточно веские причины. Это хорошо видно на примере татар Крыма.

Накануне войны крымские татары составляли меньше одной пятой населения полуострова. Вот данные переписи 1939 года1:

Русские 49,6% 558.481
Украинцы 13,7% 154.120
Армяне 1,1% 12.873
Татары 19,4% 218.179
Немцы 4,6% 51.299
Евреи 5,8% 65.452
Болгары 1,4% 15.353
Греки 1,8% 20.652
Прочие 2,6% 29.276
Всего:100% 1.126.385

Тем не менее, татарское меньшинство нисколько не было ущемлено в своих правах по отношению к «русскоязычному» населению. Скорее наоборот. Государственными языками Крымской АССР являлись русский и татарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип: в 1930 г. были созданы национальные сельсоветы: русских 207, татарских 144, немецких 37, еврейских 14, болгарских 9, греческих 8, украинских 3, армянских и эстонских - по 2. Кроме того, были организованы национальные районы. В 1930 г. было 7 таких районов: 5 татарских (Судакский, Алуштинский, Бахчисарайский, Ялтинский и Балаклавский), 1 немецкий (Биюк-Онларский, позже Тельманский) и 1 еврейский (Фрайдорфский)2. Во всех школах дети нацменьшинств учились на своем родном языке.

После начала Великой Отечественной войны многие крымские татары были призваны в Красную Армию. Однако служба их оказалась недолгой. Процитируем докладную записку зам. наркома госбезопасности СССР Б.З.Кобулова и зам. наркома внутренних дел СССР И.А.Серова на имя Л.П.Берии, датированную 22 апреля 1944 г.:

«... Все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. чел., в том числе 20 тыс. крымских татар ... 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении ее из Крыма ...»3.

Таким образом, дезертирство крымских татар из Красной Армии было практически поголовным. Это подтверждается и данными по отдельным населенным пунктам. Так, в деревне Коуш из 132 призванных в 1941 г. в Красную Армию дезертировали 120 человек4.

Затем началось прислужничество немецким оккупантам.

«С первых же дней своего прихода немцы, опираясь на татар-националистов, не грабя их имущество открыто, так, как они поступали с русским населением, старались обеспечить хорошее отношение к себе местного населения»5, - писал начальник 5-го партизанского района Красников.

Уже в декабре 1941 года немецкое командование приступило к организации так называемых «мусульманских комитетов». Под руководством немцев стали формироваться вооруженные отряды «самообороны». Многие татары использовались в качестве проводников карательных отрядов против партизан. Отдельные отряды посылались на Керченский фронт и частично на Севастопольский участок фронта, где участвовали в боях против Красной Армии. Но больше всего они прославились расправами с мирным населением.

Здесь уместно вспомнить один из основных аргументов защитников «репрессированных народов»:
«Обвинение в предательстве, действительно совершенном отдельными группами крымских татар, было необосновано распространено на весь крымско-татарский народ»6.

Дескать, не все татары служили немцам, а лишь «отдельные группы», а другие в это время партизанили. Однако в Германии тоже существовало антигитлеровское подполье, так что, теперь немцев записывать в наши союзники по 2-й мировой? Давайте смотреть конкретные цифры.

Обратимся к данным самого Н.Ф.Бугая:

«В подразделениях немецкой армии, дислоцировавшейся в Крыму, состояло, по приблизительным данным, более 20 тыс. крымских татар»7.

То есть, с учетом сведений, приведенных в процитированной выше записке Кобулова и Серова, практически все крымско-татарское население призывного возраста. Показательно, что это неблаговидное обстоятельство фактически признается в весьма характерном издании («Книга составляет документальную историческую основу проводимых в Российской Федерации мер по реабилитации поруганных и наказанных народов»8).

А сколько же крымских татар находилось среди партизан? На 1 июня 1943 г. в крымских партизанских отрядах было 262 человека, из них 145 русских, 67 украинцев и ... 6 татар9. На 15 января 1944 г., по данным партийного архива Крымского обкома Компартии Украины, в Крыму насчитывалось 3733 партизана, из них русских - 1944, украинцев - 348, татар - 59810. Наконец, согласно справке о партийном, национальном и возрастном составе партизан Крыма на апрель 1944 года, среди партизан было: русских - 2075, татар - 391, украинцев - 356, белорусов - 71, прочих - 75411.

Итак, даже если взять максимальную из приведенных цифр - 598, то соотношение татар в немецкой армии и в партизанах будет больше чем 30 к 1.

Весьма интересно также почитать газету «Азат Крым» («Освобожденный Крым»), издававшуюся в оккупированном Крыму с 1942 по 1944 год. Вот некоторые характерные выдержки12:

03.03.1942 г.

После того как наши братья-немцы перешли исторический ров у ворот Перекопа, для народов Крыма взошло великое солнце свободы и счастья.

10.03.1942 г.

Алушта. На собрании, устроенном мусульманским комитетом, мусульмане выразили свою благодарность Великому Фюреру Адольфу Гитлеру-эфенди за дарованную им мусульманскому народу свободную жизнь. Затем устроили богослужение за сохранение жизни и здоровья на многие лета Адольфу Гитлеру-эфенди.

В этом же номере:

Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий! 2 тысячи татар дер. Коккозы (ныне с. Соколиное Бахчисарайского района) и окрестностей собрались для молебна ... в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву ... Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!

20.03.1942 г.

Совместно со славными братьями-немцами, подоспевшими, чтобы освободить мир Востока, мы, крымские татары, заявляем всему миру, что мы не забыли торжественных обещаний Черчилля в Вашингтоне, его стремления возродить жидовскую власть в Палестине, его желания уничтожить Турцию, захватить Стамбул и Дарданеллы, поднять восстание в Турции и Афганистане и т.д. и т.п. Восток ждет своего освободителя не от солгавшихся демократов и аферистов, а от национал-социалистической партии и от освободителя Адольфа Гитлера. Мы дали клятву идти на жертвы за такую священную к блестящую задачу.

10.04.1942 г.

Из послания А.Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман г. Карасубазара.

Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей помощи и благодаря смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны. Теперь нет и не может быть такой силы, которая отделила бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский народ поклялся и дал слово, записавшись добровольцами в ряды немецких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови. Ваша победа - это победа всего мусульманского мира. Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руководитель мусульманского мира - газы Адольф Гитлер.

В этом же номере.

Освободителю угнетенных народов, сыну германского народа Адольфу Гитлеру.

Мы, мусульмане, с приходом в Крым доблестных сынов Великой Германии с Вашего благословения и в память долголетней дружбы стали плечом к плечу с германским народом, взяли в руки оружие и начали до последней капли крови сражаться за выдвинутые Вами великие общечеловеческие идеи - уничтожение красной жидовско-большевистской чумы до конца и без остатка.

Наши предки пришли с Востока, и мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение нам идет с запада. Может быть, первый и единственный раз в истории случилось так, что солнце свободы взошло с запада. Это солнце - Вы, наш великий друг и вождь, со своим могучим германским народом.

Президиум Мусульманского Комитета.







Как мы видим, у Горбачева с его пресловутыми «общечеловеческими ценностями» был достойный предшественник.


После освобождения Крыма советскими войсками наступил час расплаты.

Государственный Комитет Обороны товарищу Сталину И.В.13
10 мая 1944 г.
Органами НКВД и НКГБ проводится в Крыму работа по выявлению и изъятию агентуры противника, изменников Родины, пособников немецко-фашистских оккупантов и другого антисоветского элемента.

По состоянию на 7 мая с.г. арестовано таких лиц 5381 человек.

Изъято незаконно хранящегося населением оружия 5995 винтовок, 337 пулеметов, 250 автоматов, 31 миномет и большое количество гранат и винтовочных патронов ...

Из частей Красной Армии к 1944 г. дезертировали свыше 20 тыс. татар, которые изменили Родине, перешли на службу к немцам и с оружием в руках боролись против Красной Армии ...

Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма.

Считаем целесообразным расселить крымских татар в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР для использования на работах как в сельском хозяйстве - колхозах, совхозах, так и в промышленности и на строительстве.

Вопрос о расселении татар в Узбекской ССР согласован с секретарем ЦК КП(б) Узбекистана т. Юсуповым.

По предварительным данным, в настоящее время в Крыму насчитывается 140-160 тыс. татарского населения. Операция по выселению будет начата 20-21 мая и закончена 1-го июня. Представляю при этом проект постановления Государственного Комитета Обороны, прошу Вашего решения.
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР
Л.Берия

Сов. секретно

Государственный Комитет Обороны
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОКО №5859сс
от 11 мая 1944 года, Москва, Кремль

О крымских татарах
В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличались своими зверскими расправами по отношению советских партизан, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей.

Крымские татары активно сотрудничали с немецкими оккупационными властями, участвуя в организованных немецкой разведкой, так называемых, «татарских национальных комитетах» и широко использовались немцами для целей заброски в тыл Красной Армии шпионов и диверсантов. «Татарские национальные комитеты», в которых главную роль играли белогвардейско-татарские эмигранты, при поддержке крымских татар направляли свою деятельность на преследование и притеснение нетатарского населения Крыма и вели работу по подготовке насильственного отторжения Крыма от Советского Союза при помощи германских вооруженных сил.

Учитывая вышеизложенное, Государственный Комитет Обороны постановляет:

Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (т. Берия) выселение крымских татар закончить к 1 июня 1944 г.
Установить следующий порядок и условия выселения:

а) разрешить спецпереселенцам взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 килограммов на семью.
Остающиеся на месте имущество, здания, надворные постройки, мебель и приусадебные земли принимаются местными органами власти; весь продуктивный и молочный скот, а также домашняя птица принимаются Наркоммясомолпромом, вся сельхозпродукция - Наркомзагом СССР, лошади и другой рабочий скот - Наркомземом СССР, племенной скот - Наркомсовхозов СССР.
Приемку скота, зерна, овощей и других видов сельхозпродукции производить с выпиской обменных квитанций на каждый населенный пункт и каждое хозяйство.
Поручить НКВД СССР, Наркомзему, Наркоммясомолпрому, Наркомсовхозов и Наркомзагу СССР к 1 июля с. г. представить в СНК СССР предложения о порядке возврата по обменным квитанциям спецпереселенцам принятого от них скота, домашней птицы и сельскохозяйственной продукции;

б) для организации приема от спецпереселенцев оставленного ими в местах выселения имущества, скота, зерна и сельхозпродукции командировать на место комиссию СНК СССР в составе: председателя комиссии т. Гриценко (заместителя председателя СНК РСФСР) и членов комиссии - т. Крестьянинова (члена коллегии Наркомзема СССР), т. Надьярных (члена коллегии НКМиМП), т. Пустовалова (члена коллегии Наркомзага СССР), т. Кабанова (заместителя Народного комиссара совхозов СССР), т. Гусева (члена коллегии НКФина СССР).
Обязать Наркомзем СССР (т. Бенедиктова), Наркомзаг СССР (т. Субботина), НКМиМП СССР (т. Смирнова), Наркомсовхозов СССР (т. Лобанова) для обеспечения приема от спецпереселенцев скота, зерна и сельхозпродуктов командировать, по согласованию с т. Гриценко, в Крым необходимое количество работников;
в) обязать НКПС (т. Кагановича) организовать перевозку спецпереселенцев из Крыма в Узбекскую ССР специально сформированными эшелонами по графику, составленному совместно с НКВД СССР. Количество эшелонов, станции погрузки и станции назначения по заявке НКВД СССР.
Расчеты за перевозки произвести по тарифу перевозок заключенных;

г) Наркомздраву СССР (т. Митереву) выделить на каждый эшелон со спецпереселенцами, в сроки по согласованию с НКВД СССР, одного врача и две медсестры с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпереселенцев в пути;

д) Наркомторгу СССР (т. Любимову) обеспечить все эшелоны со спецпереселенцами ежедневно горячим питанием и кипятком.
Для организации питания спецпереселенцев в пути выделить Наркомторгу продукты в количестве, согласно приложению №1.
Обязать секретаря ЦК КП(б) Узбекистана т. Юсупова, председателя СНК УзССР т. Абдурахманова и Народного Комиссара внутренних дел Узбекской ССР т. Кобулова до 1 июня с.г. провести следующие мероприятия по приему и расселению спецпереселенцев:

а) принять и расселить в пределах Узбекской ССР 140-160 тысяч человек спецпереселенцев - татар, направляемых НКВД СССР из Крымской АССР.
Расселение спецпереселенцев произвести в совхозных поселках, существующих колхозах, подсобных сельских хозяйствах предприятий и в заводских поселках для использования в сельском хозяйстве и промышленности;

б) в областях расселения спецпереселенцев создать комиссии в составе председателя облисполкома, секретаря обкома и начальника УНКВД, возложив на эти комиссии проведение всех мероприятий, связанных с приемом и размещением прибывающих спецпереселенцев;

в) в каждом районе вселения спецпереселенцев организовать районные тройки в составе председателя райисполкома, секретаря райкома и начальника РО НКВД, возложив на них подготовку к размещению и организацию приема прибывающих спецпереселенцев;

г) подготовить гуж-автотранспорт для перевозки спецпереселенцев, мобилизовав для этого транспорт любых предприятий и учреждений;

д) обеспечить наделение прибывающих спецпереселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов местными стройматериалами;

е) организовать в районах расселения спецпереселенцев спецкомендатуры НКВД, отнеся содержание их за счет сметы НКВД СССР;

ж) ЦК и СНК УзССР к 20 мая с.г. представить в НКВД СССР т. Берия проект расселения спецпереселенцев по областям и районам с указанием станции разгрузки эшелонов.
Обязать Сельхозбанк (т. Кравцова) выдавать спецпереселенцам, направляемым в Узбекскую ССР, в местах их расселения, ссуду на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 50.000 рублей на семью, с рассрочкой до 7 лет.
Обязать Наркомзаг СССР (т. Субботина) выделить в распоряжение СНК Узбекской ССР муки, крупы и овощей для выдачи спецпереселенцам в течение июня-августа с.г. ежемесячно равными количествами, согласно приложению №2.
Выдачу спецпереселенцам муки, крупы и овощей в течение июня-августа с.г. производить бесплатно, в расчет за принятую у них в местах выселения сельхозпродукцию и скот.
Обязать НКО (т. Хрулева) передать в течение мая-июня с.г. для усиления автотранспорта войск НКВД, размещенных гарнизонами в районах расселения спецпереселенцев - в Узбекской ССР, Казахской ССР и Киргизской ССР, автомашин «Виллис» 100 штук и грузовых 250 штук, вышедших из ремонта.
Обязать Главнефтеснаб (т. Широкова) выделить и отгрузить до 20 мая 1944 года в пункты по указанию НКВД СССР автобензина 400 тонн и в распоряжение СНК Узбекской ССР - 200 тонн.
Поставку автобензина произвести за счет равномерного сокращения поставок всем остальным потребителям.
Обязать Главснаблес при СНК СССР (т. Лопухова) за счет любых ресурсов поставить НКПСу 75.000 вагонных досок по 2,75 мтр. каждая с поставкой их до 15 мая с.г.; перевозку досок НКПСу произвести своими средствами.
Наркомфину СССР (т. Звереву) отпустить НКВД СССР в мае с.г. из резервного фонда СНК СССР на проведение специальных мероприятий 30 миллионов рублей.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН

Послано т.т. Молотову, Берия, Маленкову, Микояну, Вознесенскому, Андрееву, Косыгину, Гриценко, Юсупову, Абдурахманову, Кобулову (НКВД УзССР), Чадаеву - все; Шаталину, Горкину, Жданову, Смирнову, Субботину, Бенедиктову, Лобанову, Звереву, Кагановичу, Митереву, Любимову, Кравцову, Хрулеву, Жукову, Широкову, Лопухову - соответственно.


Операция была проведена быстро и решительно. Выселение началось 18 мая, а уже 20 мая Серов и Кобулов докладывали:

Телеграмма на имя народного комиссара внутренних дел СССР Л. П. Берии 20 мая 1944 г.

Настоящим докладываем, что начатая в соответствии с Вашими указаниями 18 мая с.г. операция по выселению крымских татар закончена сегодня, 20 мая, в 16 часов. Выселено всего 180014 чел., погружено в 67 эшелонов, из которых 63 эшелона численностью 173.287 чел. отправлены к местам назначения, остальные 4 эшелона будут также отправлены сегодня.

Кроме того, райвоенкомы Крыма мобилизовали 6000 татар призывного возраста, которые по нарядам Главупраформа Красной Армии направлены в города Гурьев, Рыбинск и Куйбышев.

Из числа направляемых по Вашему указанию в распоряжение треста «Московуголь» 8000 человек спецконтингента 5000 чел. также составляют татары.

Таким образом, из Крымской АССР вывезено 191.044 лиц татарской национальности.

В ходе выселения татар арестовано антисоветских элементов 1137 чел., а всего за время операции - 5989 чел.

Изъято оружия в ходе выселения: минометов - 10, пулеметов - 173, автоматов - 192, винтовок - 2650, боеприпасов - 46.603 шт.

Всего за время операции изъято: минометов - 49, пулеметов - 622, автоматов - 724, винтовок - 9888 и боепатронов - 326.887 шт.

При проведении операции никаких эксцессов не имело места.

Серов
Кобулов


Помимо татар, из Крыма были выселены болгары, греки, армяне и лица иностранного подданства. Необходимость этого шага обосновывалась следующим документом:

И. В. Сталину16
29 мая 1944 г.
После выселения крымских татар в Крыму продолжается работа по выявлению и изъятию органами НКВД СССР антисоветского элемента, проческа и пр. На территории Крыма учтено проживающих в настоящее время болгар - 12075, греков - 14300, армян - 9919 чел.

Болгарское население проживает большей частью в населенных пунктах между Симферополем и Феодосией, а также в районе Джанкоя. Имеется до 10 сельсоветов с населением в каждом от 80 до 100 жителей-болгар.

В период немецкой оккупации значительная часть болгарского населения активно участвовала в проводимых немцами мероприятиях по заготовке хлеба и продуктов питания для германской армии, содействовала германским военным властям в выявлении и задержании военнослужащих Красной Армии и советских партизан, получала «охранные свидетельства» от германского командования.

Немцами организовывались полицейские отряды из болгар, а также проводилась среди болгарского населения вербовка для посылки на работу в Германию.

Греческое население проживает в большинстве районов Крыма. Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занялась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власти оказывали содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т. д.

Армянское население проживает в большинстве районов Крыма. Крупных населенных пунктов с армянским населением нет. Организованный немцами Армянский комитет активно сотрудничал с немцами и проводил большую антисоветскую работу.

В гор. Симферополе существовала немецкая разведывательная организация «Дромедар», возглавляемая бывшим дашнакским генералом Дро, который руководил разведывательной работой против Красной Армии и в этих целях создал несколько армянских комитетов для шпионской и подрывной работы в тылу Красной Армии и для содействия организации добровольческих армянских легионов.

Армянские национальные комитеты при активном участии прибывших из Берлина и Стамбула эмигрантов проводили работу по пропаганде «независимой Армении».

Существовали так называемые «армянские религиозные общины», которые, кроме религиозных и политических вопросов, занимались организацией среди армян торговли и мелкой промышленности. Эти организации оказывали немцам помощь, особенно «путем сбора средств» на военные нужды Германии.

Армянскими организациями был сформирован так называемый «Армянский легион», который содержался за счет средств армянских общин.

НКВД считает целесообразным провести выселение с территории Крыма всех болгар, греков, армян.

Л. Берия.


Подводя итоги операций по выселению из Крыма, Берия докладывал Сталину:
Государственный комитет Обороны
товарищу И. В. Сталину17
5 июля 1944 г.
Во исполнение Вашего указания НКВД-НКГБ СССР в период с апреля по июль 1944 г. была проведена очистка территории Крыма от антисоветского шпионского элемента, а также выселены в восточные районы Советского Союза крымские татары, болгары, греки, армяне и лица иностранного подданства. В результате мер изъяты антисоветские элементы 7.883 чел., шпионов - 998 чел., выселено спецконтингента - 225.009 чел., изъято нелегально хранящегося у населения оружия 15.990 единиц,
в том числе 716 пулеметов, боеприпасов - 5 млн. штук.

В операциях по Крыму участвовали 23.000 бойцов и офицеров войск НКВД и до 9000 человек оперативного состава органов НКВД-НКГБ.

Л. Берия.


Согласно общепринятому мнению, выселению подверглись все без исключения крымские татары, в том числе и те, кто честно воевал в Красной Армии или в партизанских отрядах. На самом деле это не так:

«От статуса «спецпоселенец» освобождались и участники крымского подполья, действовавшие в тылу врага, члены их семей. Так, была освобождена семья С.С.Усеинова, который в период оккупации Крыма находился в Симферополе, состоял с декабря 1942 г. по март 1943 г. членом подпольной патриотической группы, затем был арестован гитлеровцами и расстрелян. Членам семьи было разрешено проживание в Симферополе»18.

«... Крымские татары-фронтовики сразу же обращались с просьбой освободить от спецпоселений их родственников. Такие обращения направляли зам. командира 2-й авиационной эскадрильи 1-го истребительного авиационного полка Высшей офицерской школы воздушного боя капитан Э.У.Чалбаш, майор бронетанковых войск Х.Чалбаш и многие другие ... Зачастую просьбы такого характера удовлетворялись, в частности, семье Э.Чалбаша разрешили проживание в Херсонской области»19.

Освобождались от выселения и женщины, вышедшие замуж за русских:


Донесение на имя народного комиссара внутренних дел СССР Л.П.Берии20
1 августа 1944 г.
При переселении из Крыма имели место случаи выселения женщин по национальности татарок, армянок, гречанок и болгарок, мужья которых являются по национальности русскими и оставлены на жительство в Крыму или находятся в Красной Армии.

Считаем целесообразным таких женщин при отсутствии на них компрометирующих данных из спецпоселения освободить.

Просим Вашего указания.


--------------------------------------------------------------------------------

Крым при татарских ханах
«Самое жестокое сердце тронулось бы, говорит Боплан, при виде, как татары разлучают мужа с женой, мать с дочерью, без надежды когда-нибудь им увидеться; самый хладнокровный человек пришел бы в содрогание, слыша дикое веселье татар, плач и вой несчастных русских...».

Ханское поведение
Арсений Маркевич о Крымском ханстве

Арсений Иванович МАРКЕВИЧ (1855-1942) — видный крымский историк, один из основателей Таврической ученой архивной комиссии. Был сначала правителем дел, а затем председателем ТУАК. Маркевич способствовал созданию Крымского центрального архива, Симферопольского художественного музея, Центрального музея Тавриды, Таврического университета. В 1927 году был избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1937 году Арсений Иванович подвергся травле, его труды были названы контрреволюционными. Умер в блокадном Ленинграде.

Стремление приукрасить собственную историю в той или иной степени свойственно всем народам. Но иногда (обычно это случается благодаря усилиям так называемых историков, отрабатывающих политические заказы) оно переходит всякие разумные границы и достигает стадии маразма. Это в полной мере касается изложения истории Крымского ханства. В последние годы некоторые «исследователи» переписывают и перевирают ее так, что история превращается в сладенькую, как шербет, восточную сказочку. Мол, жили-были миролюбивые, прогрессивные и веротерпимые крымские ханы, никого не трогали. А если и захватывали время от времени рабов в сопредельных странах, то только для того, чтобы их накормить, напоить и к «истинной вере» приобщить. А потом пришли русские и устроили геноцид. Конечно, исторические факты можно толковать по-разному. Но иногда эти факты таковы, что, как говорится, хоть толкуй, хоть не толкуй... Для того чтобы составить ясное представление о «миролюбии» и «веротерпимости» ханов, а значит, и об объективности упомянутых «исследователей», обратимся к известной работе Арсения Маркевича с академическим названием «К вопросу о положении христиан в Крыму во время татарского владычества»*. Работа написана на основе большого количества исторических документов.

О «миролюбии»
С него и начнем. Вот что говорит об этом Маркевич:

«Набеги крымцев на Россию начались в XVI веке... и в этом веке, наиболее тяжелом по количеству и многочисленности татарских набегов на Московское государство, было около 20 больших набегов, то есть приблизительно по одному в пять лет. Хан Селим-Гирей в 1533 году хвастался тем, что вывел в этот год не менее 100 тысяч людей из Московского государства, а Девлет-Гирей в 1571 году сжег самую Москву, и тогда, по словам современников, погибло до 800 тысяч человек и было уведено в плен до 150 тысяч. Но, кроме больших набегов, происходили ежегодные мелкие нападения на русские пограничные земли и воровство людей на границах и в степи, своего рода «охота за людьми»... которая в общем обходилась русскому государству не дешевле больших набегов.

...В XVII веке набеги татар на Московское государство были реже, но и они были ужасны. Например, в 1633 г., в 1645 г. и особенно в эпоху войн за Малороссию... В 1662 году с Северной Украины было выведено в плен до 20 тысяч человек, которые, к счастью, были отбиты русскими воеводами... В промежутках между первым и вторым походами князя В. В. Голицына на Крым, в 1688 году, было выведено ханом в плен из Волыни и Украины до 60 тысяч человек и множество пленных с Восточной Украины...

В 1736 году, во время похода Миниха в Крым, хан Фети-Гирей, в свою очередь... произвел ужасное опустошение Украины и увел в плен, по словам крымских историков, сотни тысяч пленных.

Последний набег крымских татар произошел в 1769 году, в начале первой турецкой войны, когда хан Крым-Гирей вывел из Новой Сербии до 20 тысяч человек...».

«Надо иметь в виду, — пишет далее Маркевич, — что набеги татар на соседние страны не были военными действиями, происходили без предупреждения и объявления войны, это были просто грабительские нашествия».

Историк приводит эмоциональное свидетельство очевидца, кстати, не русского: «Самое жестокое сердце тронулось бы, говорит Боплан, при виде, как татары разлучают мужа с женой, мать с дочерью, без надежды когда-нибудь им увидеться; самый хладнокровный человек пришел бы в содрогание, слыша дикое веселье татар, плач и вой несчастных русских...».

«Московское правительство выкупало пленных деньгами; на размен же пленных татары соглашались неохотно, не видя в том выгоды, — утверждает Маркевич. — Большую часть выкупало государство... Простых людей выкупали за 15 — 40 рублей, а за знатных давали больше, иногда по несколько тысяч. Ежегодно поминок (то есть дани — О. М.) посылалось в Крым более чем на 20 тысяч рублей, на выкуп пленных гораздо больше».

О «веротерпимости»
Еще одним источником пополнения ханской казны был так называемый харадж, то есть особый подушный налог с христиан и иудеев. Надо сказать, что сильного рвения к обращению «неверных» в ислам крымские ханы действительно не проявляли. Но не по причине излишней веротерпимости, а по экономическим соображениям: ведь с каждым новообращенным автоматически уменьшались поступления в казну.

«Веротерпимость» ханов — сначала ордынских, а затем и крымских — христиане Крыма ощущали на своей шкуре в течение четырех с половиной столетий. Маркевич приводит свидетельство арабского путешественника Ибн-Батуты, посетившего полуостров в первой половине XIV века. Араб сообщает о резне греков в Сугдее, в результате которой значительная часть греческого населения была перебита воинами хана Узбека или изгнана из города. Пришлые степняки по приказу хана сняли колокола с церквей, переломали иконы и кресты, сами же церкви разрушили или закрыли.

Впрочем, все это были только «цветочки». Особенно тяжелые для христиан времена наступили намного позже. Хан Менгли-Гирей признал вассальную зависимость своего ханства от Турции, а в 1475 году турки и татары взяли Кафу, принадлежавшую генуэзцам. Христианское население города, как пишет Маркевич, «было перебито или вывезено в Константинополь».

После разгрома генуэзских колоний Крым покинули 50 тысяч христиан. Менгли-Гирей переселил множество греков и армян в степные районы полуострова, а побережье начали заселять татары. Горстка оставшихся генуэзцев ассимилировалась. По словам доминиканца Дортели д'Асколи, побывавшего в Крыму в XVII веке, (их потомки забыли родной язык, «одичали», «ходили с ханом в походы, уводили пленных, держали невольников».

Мартин Броневский видел в 1578 году в окрестностях Судака множество разрушенных церквей. Маркевич рассказывает и о записках русского священника Иакова, побывавшего в Крыму в 1634 — 35 годах с посланником Дворяниновым. Иаков подробно описывает пещерную церковь в Инкермане, «уже разоренную и оставленную... ». Есть в записках сведения и о других крымских городах: «... в Козлеве (Евпатории — О. М.) церковь християнская зело велика и украшена, сделана мечетью; в Бахчисарае, где царь живет, християнская же церковь велика и высока, сделана мечетью, царь ходит в нее по своей вере молиться. Искиюрт, от Бахчисарая с версту, церковь зело велика и украшена велми была, ныне же сделана мечетью, а кладутся в ней крымскии цари и царевичи...».

Таким образом, положение бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, которое обычно приводится в качестве доказательства веротерпимости ханов (они, говорят, даже посылали монахам воск на свечи) было исключением из правил. К тому же на самом деле монастырь бедствовал и не раз обращался с просьбами о помощи, но не к ханам, а к московским государям. И получал от них жалованье. Помогали русские цари и ему, и другим православным церквям Крыма.

Вот как оценивает Маркевич положение крымских христиан, находившихся под властью ханов: «...Христиане в Крыму были элементом, лишенным всякой самостоятельности, угнетенным... Христиан изнуряли тяжелыми работами, часто бесплатно, причем они исполняли и работу скота. Броневский говорит, что греки-христиане возделывали поля татар как невольники».

О «прогрессивности»
Но, может быть, жизнь людей, исповедовавших христианство, постепенно улучшалась и ко времени упразднения «прогрессивного» ханства веротерпимость таки восторжествовала? Если бы! Весьма красноречивую картину жизни местных христиан-невольников нарисовал иезуитский пастор Дюбан в письме к маркизу де Турси (письмо датируется началом XVIII века).

«Одни из этих деревенских невольников имели господами людей жестоких и корыстолюбивых, которые заставляли их трудиться без отдыха; другие составляли нечто вроде отпущенников; они, не имея определенных господ, становились рабами всех и каждого для снискания себе пропитания; третьи же были старики, удрученные годами и искалеченные, которые никому не были нужны, потому что из них нельзя было извлечь никакой выгоды. Эти бедные люди, оставленные всеми, полумертвые от голода и почти голые, постоянно искали средств к существованию по деревням и вокруг домов, где они когда-то служили... У них совершенно изгладились всякие понятия о религии, они не знали молитв, не умели даже делать крестное знамение. Многие невольники, женившиеся уже на родине, вступали здесь в незаконные связи, по принуждению господ, с целью еще большего закрепления их за собою и увеличения своей челяди новыми рабами, которых они продавали впоследствии или же обращали с нежного возраста в магометанство, особенно девочек; мальчиков же часто обрекали на жалкую развратную жизнь».

Картина положения христиан в Крыму была бы неполной без совершенно диких подробностей из жизни тогдашнего греческого духовенства. Вот как рассказывает об этом Маркевич. «Духовенство греческое терпело всякого рода оскорбления, унижения, поборы, — пишет историк. — Например, татарские чиновники... объезжая деревни за сборами податей, обыкновенно останавливались у священника, который, кроме всякого угощения, должен был уплатить еще за честь «тыш-парасы», то есть внести плату за действие зубов, за то, что благородные гости утруждали свои зубы в его доме. Недаром существует... в Крыму предание, что некогда ялтинский ага любил беседовать с престарелым никитским муллой, но так как мулле трудно было ездить верхом и ходить пешком в гости к аге, то ага приказал никитскому священнику два раза в неделю приносить его на своих плечах и уносить обратно».

«Только последний крымский хан Шагин-Гирей, — говорит Маркевич, — издал указ о выдаче русских беглых, представлении ему пленных и уравнении греков и армян Крыма в податях и правах с татарами, что привело татар в страшное негодование».

Но это было уже неважно, потому что дни Крымского ханства были сочтены.

Крымская история сложна и кровава. Свой собственный счет исторических обид есть у каждого народа, населяющего Крым. И если мы начнем сегодня предъявлять наши счета друг другу, ничего хорошего из этого не выйдет. Не надо в угоду политике превращать историю в сказку, в которой действуют хорошие «свои парни» и плохие «чужие». Надо просто принять ее такой, какая она есть, со всеми сложностями и противоречиями. И сделать правильные выводы. Главный из них, по-моему, заключается в том, что нельзя жить обидами и ненавистью. Нельзя. Ведь история имеет опасное свойство: то в ней, на чем мы делаем акценты, воскресает, как бы обрастая плотью, и становится реальностью сегодняшнего дня.

Работу Арсения МАРКЕВИЧА
изучал Олег МАРКЕЛОВ

Источник: Газета «Крымское время»
http://motodrive.com.ua/forum/index.php?showtopic=5611&pid=39917&st=40&#entry39917

Відповіді

  • 2007.05.04 | ГайдиДоБайди

    Re: Ага, а від кого цей перепис?

    Немов перед переселенням там жили на свободі?

    Крим не турецька провінція, а українська Турія. Факінґ сину, навіщо Вам хочеться відродити Оттоманську Порту по українських землях? Ще до того запросячи іслямських радикалів!

    Це все криве висвітлювання, яке не бере під увагу українську цивілізацію.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.05.04 | kotygoroshko

      Re: Ага, а від кого цей перепис?

      ГайдиДоБайди пише:
      > Факінґ сину, навіщо Вам хочеться відродити Оттоманську Порту по українських землях?

      імбіцильність теж мусить мати якісь межі

      якщо я зопостив цей текст на цей форум і вказав джерело, з якого я його запостив - це аж ніяк не говорить про моє бажання бачити Крим таким чи іншим, також не вказує на моє співавторство з авторами тексту


      мене цікавлять коментарі дописувачів форуму по суті тексту а також мене цікавить можливість відшукати в коментарях аргументи, які б я міг використати у відповідь людині, яка запостила цей текст на мотофорум
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.05.04 | ГайдиДоБайди

        Re: Гадаю, що в такому набуренні,

        мені краще не повернути свою спину у ваш бік :)
  • 2007.05.04 | igorg

    Ага! Про українців забули згадати. Вони з поляками і татарами

    також на Москву ходили :). За такою логікою цілком зрозуміло, чому Росія усіх має за ворогів. Можливо за винятком Батия і дружнього монгольського народу, як засновника Московії :).

    Однак це все на форум історія не годиться. Надто тенденційна вибірка фактів, яку інакше як тупою пропагандою назвати важко. Можливо за винятком окремих документів.
    Зайдіть на форум Історія, там пробували просувати ще один опус. Автор - член СПУ, в минулому голова Днвпропетровської організації СПУ і нмд дописаний проректор з наукової роботи ДНУ. Рівень приблизно такий самий, якщо не гірший. Презантують совєтську агітаціяю як нову методологію в історичні науці. Зверніть увагу.
  • 2007.05.04 | Tatarchuk

    Я вам коротко скажу

    > Работу Арсения МАРКЕВИЧА
    > изучал Олег МАРКЕЛОВ
    >
    > Источник: Газета «Крымское время»

    Щоб не витрачати багато часу, скажу що ця газета Льва Миримського та цей параісторик "вивчають" будь-які джерела під кутом або спаплюжити укранське, або спаплюжити татарське - з огляду на темник від пана Лєбєдева (це такий депутат ГосДуми).

    Коли вас не влаштовує коротка відповідь - завісьте це на кримський форум та попрохайте всіх відкоментувати. Там критична маса істориків різних національностей - отож дізнаєтеся де саме правдиві речі, де півправда а де відверте пересмикування. Там же можете отримати рекомендації на дійсно цікаві статті з історії Криму-України.

    Взагалі рекомендую роботи Олекси Гайворонського, це досить колорітна особа та фаховий історик із кримсько-українських звязків середньовіччя.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.05.04 | ГайдиДоБайди

      Re: У середньовіччі

      Була лише Оттоманська займанщина по україсньких землях. Та ця займанщина не тільки обмежилася по Криму.

      З бузурманщеного населення щойно в новітньому часі зробили новий нарід з назвою кримські татари. Тобто кримські татари як такий нарід походять щойно з Азії. А перед тим, це були піддані оттоманської потуги, які осталися після витіснення турків. Та за тим сховаються чужі сили і гроші.

      За кримськими татарами сховаються турки і почасти росіяни, які хочуть ускладнити. Поза тим, буває тісна співпраця поміж турками і Кремлем. Кримські татари, це зазіхання на українські землі. Тих людей зловживають лише засобом.

      Гадаю, що Туреччина доволі велика країна для турецьких мечетів. Задля цього не потрібно малий Крим, який має велечезне значіння для українського народу.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.05.04 | Tatarchuk

        Re: У середньовіччі

        Знаєте, а от вам не раджу ходити на кримський форум. Бо застебуть так, що це якимось чином погано відобразиться на вашій психіці.

        ГайдиДоБайди пише:
        > Була лише Оттоманська займанщина по україсньких землях. Та ця займанщина не тільки обмежилася по Криму.

        Було Кримське ханство у середньовіччі, до вашого відома. Там жили не турки, також до вашого відома.

        > З бузурманщеного населення щойно в новітньому часі зробили новий нарід з назвою кримські татари. Тобто кримські татари як такий нарід походять щойно з Азії. А перед тим, це були піддані оттоманської потуги, які осталися після витіснення турків. Та за тим сховаються чужі сили і гроші.

        Та ви що. В новітній час кримські татари вже були, це слушно. А в Кримському ханстві їх не було? :lol: Ага, це вони для маскування так називалися, щоб надурити пильність Гайди до Байди :)

        > За кримськими татарами сховаються турки і почасти росіяни, які хочуть ускладнити. Поза тим, буває тісна співпраця поміж турками і Кремлем. Кримські татари, це зазіхання на українські землі. Тих людей зловживають лише засобом.

        Була також тісна співпраця між кримськими татарами і козаками. І навіть були царевичи кримські які тікали на Січ та давали початок родам Ханенків, Царенків, Барабашів, Чабаненків.
        І були такі собі Петро Суховій та Юрась Хмельниченко, які принимали іслам та об\днувалися із Кримським ханством час від часу - проти поляків та москалів водночас. Але ці сторінки вашої ж історії вам мабуть не подобаються.
        Були й спільні походи козаків та татарів проти турків, а також - походи турків та козаків проти татар. І навіть походи козаків і москалів проти турок та татар. І походи москалів і турок проти козаків були. Все було. Раджу сприймати історію цілісно а не цільово.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.05.04 | ГайдиДоБайди

          Re:Перекручуєте

          Не була тісна співпраця, а поляки не дали визволити українські землі від турків, бо якраз татари/турецькі піддані ослабили козацьку силу, щоб польська шляхта (не польський нарід, а поміщики) змогла забрати укр. землі.

          Для мене неодмінно, що тут зловживають долею людей, запрягаючи... По вашому перекрученні помітно, що Ви буваєте в службі ворожих сил. Це також зрозуміло. Усе іслямське духовенство в Криму не походить з України. Вони не отримали українську освіту, ба і не проповідують українською...

          Ха, Ха Аллаг милосердний і такі інші дурниці. Це лише промивання мізків за гроші.
    • 2007.05.04 | Маклай

      "Депортация. Горе не бывает чужим" (л)

      Tatarchuk пише:
      > Щоб не витрачати багато часу, скажу що ця газета Льва Миримського ... або спаплюжити укранське, або спаплюжити татарське
      Істинно так.

      > Взагалі рекомендую роботи Олекси Гайворонського
      Ось, колись я зберіг собі Олексину публіцистику про депортацію:
      ====================


      Олекса Гайворонский
      ГОРЕ НЕ БЫВАЕТ ЧУЖИМ

      Май 1944 года.

      Рейх обречен, и зона германской оккупации на карте Европы неумолимо тает с каждой неделей. Генерал Монтгомери готовит высадку американских и британских войск в Нормандии, а четыре украинских фронта уже очистили от нацистов большую часть Украины. В середине апреля от захватчиков освобожден и Крым — враг удерживается лишь в Севастополе, откуда его последние отряды будут выбиты к 12 мая.

      Армейские части еще сражаются на берегах севастопольских бухт, а в крымском тылу у них уже кишат «бойцы» другого сорта — это НКВД, пропустив армию вперед, пришел собирать свой урожай. Ночами по крымским полустанкам гремят перегоняемые взад и вперед пустые грузовые вагоны, а днем по дворам ходят учетчики, переписывающие имущество. Ничего удивительного: три года оккупации позади, пора налаживать мирное хозяйство.

      Рейх обречен, но еще дымят трубы концлагерей в Бухенвальде и Аушвице. В их печах сжигают тех, чья единственная вина заключается лишь в «неправильной» национальности: цыганской или еврейской.
      Между тем в освобожденном Крыму энкаведисты приступают к делу. Установив пулеметы вокруг сёл, на заре 18 мая «герои» вламываются в дома и орут: «Вы высылаетесь как изменники родины, пятнадцать минут на сборы — и на выход!». Конвоиры для антуражу тычут в лица перепуганных женщин и детей стволы автоматов (большинство мужчин, как и положено, воюют на фронте, и потому «бойцы» не опасаются какого-либо сопротивления).

      Затем людей прикладами гонят к станциям, чтобы затолкать их в товарные вагоны и отправить на вечную высылку. Вина несчастных абсолютно та же, что и у узников гитлеровских концлагерей: они уродились с «неправильной» национальностью.
      В данном случае — с крымскотатарской.

      Бросается в глаза дьявольская извращенность происходящего: в разгар войны, которая должна положить конец гитлеровскому режиму с его репрессиями по национальному признаку, в стране, считающей себя лидером борьбы с нацизмом, идет классическая расовая чистка.

      То, что творили 18 мая 1944 года в Крыму советские «специалисты» по расовому вопросу, мало чем отличалось от «спецопераций» их нацистских коллег по другую сторону фронта — в обоих случаях поводом к репрессиям против безоружного мирного населения служила вовсе не степень его лояльности и благонадежности, а исключительно раса (ведь в изгнание, наравне с прочими, были отправлены и секретари парткомов, и красные партизаны, и вернувшиеся позже с войны фронтовики крымскотатарской национальности).

      Массовые насильственные переселения народов иногда практиковались в некоторых древневосточных державах — но напрасно искать корни этой затеи на азиатском дне сталинской души. Замысел о поголовном выселении крымцев появился вовсе не в сталинское время: он веками вызревал в царских хоромах Москвы и Петербурга. Еще в XVII столетии, почуяв в себе силу после присоединения Украины, Москва поставила Стамбулу ультиматум с требованием удалить всех крымских татар с полуострова и передать Крым под царскую руку. Затея провалилась, но несколько позже мечта о безлюдном Крыме вновь всплыла на поверхность. В 1770-х, уже при подготовке колониального захвата Крыма, в Петербурге прозвучала мысль не просто выселить местных жителей, а полностью истребить их. Но, овладев полуостровом, цари так и не рискнули воплотить в жизнь эту идею: всё-таки, при всех оговорках, Российская империя считала себя европейской державой и, втихую вынуждая крымцев к массовой эмиграции в Турцию, не решалась опуститься до откровенного варварства.

      Взлелеянный царями замысел дождался своего исполнения лишь в советское время, когда к власти пришли коммунисты, уже не заботившиеся даже и о внешнем сходстве с Европой. Улучив удобный момент, большевики-интернационалисты осуществили вековую мечту русского царизма, нисколько не опасаясь, что кто-то в мире вступится за крымцев хотя бы словом.

      Расчет оказался точен: свободный мир, привыкший за годы войны к известиям о физическом истреблении миллионов, никак не отреагировал на насильственное переселение двухсот тысяч человек. Уж на что тонким и проницательным политиком считался Уинстон Черчилль, но даже и он, похоже, не осознал крайней двусмысленности собственной фразы, когда по прибытии в Ливадию на Крымскую конференцию 1945 года приветствовал Сталина «на земле, освобожденной от варваров».

      Речь не шла о массовых казнях (местами, впрочем, шла: где-то на дне Азовского моря лежит целая баржа с костями тех, кого решили потопить, чтобы «не возиться»). Но убивать можно не только свинцом и газом, но и голодом, болезнями, ужасающими условиями существования: по разным оценкам, в первые годы депортации погибло от трети до половины людей, заброшенных в узбекистанские пустоши (где партинструкторы вдобавок заранее позаботились о том, чтобы местное население обеспечило «предателям родины» самый «теплый» прием).

      Двести тысяч депортированных составляли без остатка целый отдельно взятый народ (десятки тысяч мужчин, что служили на тот момент в армии, впоследствии также проследовали на восток вслед за своими семьями). Эта всеохватность не оставляет акту депортации иного определения, кроме целенаправленного геноцида. У армян, болгар и греков Крыма, высланных вслед за крымскими татарами, где-то на земле, к счастью, еще оставались соотечественники, мирно живущие в собственных государствах; но крымцы были лишены даже и такого слабого утешения — иной родины, кроме Крыма, у них не было.

      Официальное обоснование депортации как кары, наложенной на народ за сотрудничество с оккупантами — ничтожная и не слишком старательно слепленная выдумка. Нетрудно выяснить, что по процентному соотношению полицаев и красноармейцев в своей среде крымские татары ничем не выделялись среди прочих народов Крыма. (Впрочем, если бы даже какой-нибудь из этих народов и выделялся бы в неблагоприятную сторону — то поголовные репрессии против всех его представителей, от младенцев до старцев, в любом случае остались бы преступлением, вполне сравнимым со злдеяниями пресловутых оккупантов).

      К слову, если уж говорить о преобладающих политических симпатиях в крымскотатарском обществе тех времен, оно способно удивить скорее противоположной тенденцией: лояльностью к властям, очень быстрой советизацией после революции и равнодушием к антикоммунистическим идеям (история крымскотатарского националистического движения 1917-1920-х гг. — это скорее повествование о деятельности отдельных выдающихся личностей, нежели хроника общенародной борьбы за национальное освобождение).

      На самом деле Кремль едва ли когда-нибудь всерьез сомневался в лояльности своих крымскотатарских подданных — тем более, тех активистов из их числа, которые попытались завести с Хрущевым разговор в русле «ленинской национальной политики» о возвращении на родину. Однако Москве была нужна вовсе не преданность крымских татар, а попросту их отсутствие в Крыму — и поэтому все попытки решить вопрос заканчивались ничем.

      После смерти Сталина на родину вернулись все депортированные народы из черного списка советского расизма: ингуши, калмыки, чеченцы, — все кроме крымских татар, которые «удостоились» лишь снятия с них административного надзора в местах высылки. Через 11 лет Москва нехотя совершила еще один акт гуманизма: «огульные обвинения» были сняты, но путь в Крым оставался по-прежнему закрыт. Характерно, что в тексте соответствующего указа фигурировали уже не «крымские татары», а «граждане татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму». Смена терминологии легко объяснима: поскольку выселение считалось вечным, упоминание Крыма в этнониме поспешили счесть анахронизмом.
      Позже на смену лояльным активистам пришли национал-демократы в лице Мустафы Джемилева, которые, наконец, заставили мир обратить внимание на проблему — благо, мир, познакомившись уже к тому времени с Мартином Лютером Кингом и Нельсоном Манделой, наконец, дозрел до осознания преступности государственного расизма во всех его формах и проявлениях.

      Пытаясь припудрить физиономию развитого социализма, в начале 80-х годов режим решил создать в Узбекистане специальную автономную резервацию для компактного проживания «бывших крымских» татар. Однако империи и ее принципам расовой политики жить оставалось уже недолго: власть силилась сдерживать волну репатриации еще до конца 1989 года — а затем сдалась.

      Вот, вкратце, что стоит за датой 18 мая, которая ежегодно отмечается в Крыму как день скорби.

      Симферопольский социолог Т. Хриенко в качестве пропагандистской поще-чины крымским татарам из года в год публикует в промосковской газете «Крымская правда» данные своих опросов, свидетельствующих якобы о том, что лишь около трети крымских студентов осуждают акт депортации. Правда, Совет молодых ученых Таврического Национального университета утверждает, что эти цифры — грубая фальсификация. В это очень хочется верить, потому что семидесятипроцентная солидаризация образованной молодежи с расистскими преступлениями сталинизма — это страшная цифра, сулящая нашему обществу весьма грустное будущее.

      Горе не бывает, не может быть чужим, потому что стон и плач звучат одинаково на всех языках мира.


      =============================
      Зберіг колись звідсі: http://www.newsukraine.com.ua/clients/ami.nsf/all/index?opendocument, але теперь лінк чомусь не відкривається...
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.05.04 | ГайдиДоБайди

        Re: З мільйонів запроторених українці мало хто вижив

        Та про їх повернення ніхто не дбає. Та в більшості вони не мали щастя розплодитися, а якраз навпаки.

        Ніхто тут не оспорить жахіття крім росіян. Навіщо тут переплутуєте? Невже один українець заперечує, що запроторили? Це саме ця сумнівна людина підтаскає.

        Ми ж не росіяни. Справа в цьому, до чого нині запрягають, зловживаючи.

        Та в дійсності не про татарів, а про іслямізацію, про Туреччину по укр. землях....

        Крим це українська земля. Крим не Німеччина, не Туреччина. От, тому саме жили так багато німців у Криму і не тільки, бо росіяни хотіли винищити українську цивілізацію. Та крім того, ніхто не зазіхає на людей з турецько-татарського походження, що в багатьох випадках навіть ще сумнівно. Та в дійсності, на жаль, про цих людей також не йдеться. Справа така, що ніхто так точно доглядає, хто там усе називаєтья кримським татаром... Це вже така самотека як з голокостом. Хоч Німеччина платить безустанно мільярди, а дійсні жертви голокосту ще живуть у США в крайній бідності...

        Отже, Ви бездумно переплітуєте на користь ворожої політики, що саме не стосується до жертв, а до намагання, щоб Крим перетворити в якийсь каганат, тощо...

        Дійсні жертви, це сьогодні поодинці, а все інше це політикою.
  • 2007.05.05 | Сахаров

    Re: Дещо про переселення кримських татар

    Такий обсяг інформації викласти у одному пості - це ж треба. Я б на таке за малі гроші не погодився. Авторе, а Вам нагадати про Власова, його армію, 14-ту кавалерійську дивізію? Що ж Ви про самих тільки татар? Або нагадати передові статті газет геть усіх російських окупованих міст? Там теж повсюдно дякували доблесній германській армії і Адольфу Гітлеру за визволення. Вибірковість у даному разі це не ангажованість а відпрацювання певних завдань. Ви не на той форум з цим прийшли. А якщо хочете таким чином назбирати аргументів, це виглядає паскудством все одно. Ідіть собі.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".