Интересная версия про конфликт России и Эстонии (л)
05/16/2007 | Daisy
Труба с двумя концами
[Мирослава Скибинская]
http://www.dsnews.kiev.ua/archive/index.php?action=article&r_id=1&article_id=30835&arc_num=330
Неожиданно бурные протесты России по поводу перенесения памятника Воину-освободителю из центра Таллинна на окраину эстонской столицы, как оказалось, имеют под собой вполне реальную экономическую подоплеку. Суть конфликта вовсе не в статуе, а в запланированном Москвой строительстве Северо-Европейского газопровода, который задуман как альтернатива украинской газотранспортной системе. Эстонское правительство блокирует проект, надеясь получить от транзита свою долю прибыли, украинское же рассчитывает на этом строительстве заработать.
Stream’ный проект
Проект Nord Stream, известный как Северо-Европейский газопровод (СЕГ), является альтернативным вариантом доставки газа — в обход территории Украины. СЕГ — магистраль, которая протянется по дну Балтийского моря вдоль берегов Эстонии — от российского прибрежного Выборга до германского Грайфсвальда. Его акционерами являются российский «Газпром» (51% акций) и два немецких концерна — Wintershall и Eon (по 24,5% акций каждый). Проходя по дну международных территориальных вод, Nord Stream минует транзитные страны, что позволит снизить стоимость российского газа и минимизировать политические риски, связанные со строптивыми странами Балтии.
Дабы получить свою долю дохода от российско-немецкого газопровода, в конце апреля законодатели Эстонии разработали законопроект, предусматривающий расширение территориальных вод этой страны с нынешних 3 до 12 миль — максимально возможного уровня, разрешенного международным правом. Благодаря этой хитрости газопровод будет проходить по эстонским территориальным водам, а ее казна получит плату за транзит. Если примеру Эстонии последует Финляндия, также расширив свои владения до 12 миль, Россия вообще утратит доступ к Финскому заливу: по иронии судьбы в самом узком месте его ширина как раз и составляет 25,4 мили, так что международных вод в устье этого залива не остается. Для России это не только означает потерю контроля над Северо-Европейским газопроводом, но и делает бессмысленным развитие портовой инфраструктуры в Финском заливе и ставит под вопрос существование Балтийского флота. Понятно, что такая инициатива Таллинна возмутила Москву, запустившую в ответ антиэстонскую пропагандистскую кампанию.
А нам все равно
Желая надавить на Эстонию, РФ попыталась ввести экономическую блокаду. Российские импортеры отказались от эстонских конфет фабрики Kalev (объем продаж этого производителя в Россию составлял около 260 тыс. евро в месяц), а Российские железные дороги приостановили отгрузку в Эстонию нефти «в связи с ремонтными работами на трассе». Но эти меры не принесли Москве желаемого результата, поскольку на Россию приходится лишь 10% эстонского экспорта. В то время как российские коммерсанты более зависимы от транзитной Эстонии. Через тамошние порты Россия ежегодно экспортирует около 25 млн т котельного топлива, газойля и бензина. Эстонский маршрут для россиян — один из самых дешевых: экспорт тонны нефтепродуктов по железной дороге из центра России в Эстонию, по информации трейдеров, обходится в $50, тогда как в порт Мурманска — около $54, а в Одессу — более чем $70. Сама же Эстония не очень зависит от российских энергетических поставок: если российский газ покрывает половину энергетической потребности Литвы и Латвии, то в Эстонии — всего лишь треть.
Вдобавок Эстония полностью заблокировала весь процесс переговоров по строительству Северо-Европейского газопровода. Юридическим подспорьем необходимости участия Эстонии в переговорах стало заявление о том, что строительство СЕГ может грозить экологической катастрофой для Балтийского моря, поскольку на его дне находятся захоронения химического оружия фашистской Германии. Эстонский премьер Андрус Ансип даже отказался принять председателя совета акционеров Nord Stream Герхарда Шредера (поводом для чего стала его критика в адрес эстонского правительства в связи с перенесением памятника Воину-освободителю). Именно на этой несостоявшейся встрече должен был решиться ключевой вопрос, от которого зависит судьба трубопровода: возможен ли перенос маршрута Nord Stream ближе к эстонским территориальным водам. Строительство газопровода натолкнулось на возражения Швеции и Финляндии — также по причине экологической угрозы. Очевидно, что протесты скандинавских стран относительно строительства СЕГ продиктованы более тесными их связями с Эстонией, чем с Россией.
Эстонские дипломаты намерены задействовать еще один козырь в противостоянии с РФ — свое членство в НАТО и Евросоюзе. А ссоры с такими гигантами для Кремля крайне нежелательны. Координатор внешней политики Европейского Союза Хавьер Солана уже выразил Эстонии поддержку и осудил акты насилия россиян в Таллинне. Хавьер Солана позвонил президенту Эстонии г-ну Ильвесу и сказал, что «ЕС понимает и поддерживает Эстонию».
Двуличные интересы
Судьба Северо-Европейского газопровода беспокоит и Украину. В принципе украинские власти должны были бы поддержать Таллинн в намерениях заблокировать строительство обходного газопровода: ведь в случае реализации Nord Stream доходы украинской газотранспортной системы значительно снизятся. Однако позиция Киева оказалась диаметрально противоположной: министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что Киев готов помочь строить Nord Stream. «Мы готовы стать партнером в этом проекте по поставкам оборудования и материалов», — сказал он в Лондоне. Речь идет о поставках труб большого диаметра, крупнейшим производителем которого в Украине является Харцызский трубный завод. Сейчас о желании поставлять трубы для СЕГ заявили российская «Северсталь» и две японские компании. Общий объем закупок труб для первой ветки газопровода, которая будет строиться в 2008–2009 гг., — 1,2 млн т. Их стоимость может составить $1,2 млрд. Как оказалось, украинских чиновников, лоббирующих интересы отечественных производителей, больше, чем девальвация стратегического статуса украинской газотранспортной системы, интересуют объемы потенциальных контрактов.
[Мирослава Скибинская]
http://www.dsnews.kiev.ua/archive/index.php?action=article&r_id=1&article_id=30835&arc_num=330
Неожиданно бурные протесты России по поводу перенесения памятника Воину-освободителю из центра Таллинна на окраину эстонской столицы, как оказалось, имеют под собой вполне реальную экономическую подоплеку. Суть конфликта вовсе не в статуе, а в запланированном Москвой строительстве Северо-Европейского газопровода, который задуман как альтернатива украинской газотранспортной системе. Эстонское правительство блокирует проект, надеясь получить от транзита свою долю прибыли, украинское же рассчитывает на этом строительстве заработать.
Stream’ный проект
Проект Nord Stream, известный как Северо-Европейский газопровод (СЕГ), является альтернативным вариантом доставки газа — в обход территории Украины. СЕГ — магистраль, которая протянется по дну Балтийского моря вдоль берегов Эстонии — от российского прибрежного Выборга до германского Грайфсвальда. Его акционерами являются российский «Газпром» (51% акций) и два немецких концерна — Wintershall и Eon (по 24,5% акций каждый). Проходя по дну международных территориальных вод, Nord Stream минует транзитные страны, что позволит снизить стоимость российского газа и минимизировать политические риски, связанные со строптивыми странами Балтии.
Дабы получить свою долю дохода от российско-немецкого газопровода, в конце апреля законодатели Эстонии разработали законопроект, предусматривающий расширение территориальных вод этой страны с нынешних 3 до 12 миль — максимально возможного уровня, разрешенного международным правом. Благодаря этой хитрости газопровод будет проходить по эстонским территориальным водам, а ее казна получит плату за транзит. Если примеру Эстонии последует Финляндия, также расширив свои владения до 12 миль, Россия вообще утратит доступ к Финскому заливу: по иронии судьбы в самом узком месте его ширина как раз и составляет 25,4 мили, так что международных вод в устье этого залива не остается. Для России это не только означает потерю контроля над Северо-Европейским газопроводом, но и делает бессмысленным развитие портовой инфраструктуры в Финском заливе и ставит под вопрос существование Балтийского флота. Понятно, что такая инициатива Таллинна возмутила Москву, запустившую в ответ антиэстонскую пропагандистскую кампанию.
А нам все равно
Желая надавить на Эстонию, РФ попыталась ввести экономическую блокаду. Российские импортеры отказались от эстонских конфет фабрики Kalev (объем продаж этого производителя в Россию составлял около 260 тыс. евро в месяц), а Российские железные дороги приостановили отгрузку в Эстонию нефти «в связи с ремонтными работами на трассе». Но эти меры не принесли Москве желаемого результата, поскольку на Россию приходится лишь 10% эстонского экспорта. В то время как российские коммерсанты более зависимы от транзитной Эстонии. Через тамошние порты Россия ежегодно экспортирует около 25 млн т котельного топлива, газойля и бензина. Эстонский маршрут для россиян — один из самых дешевых: экспорт тонны нефтепродуктов по железной дороге из центра России в Эстонию, по информации трейдеров, обходится в $50, тогда как в порт Мурманска — около $54, а в Одессу — более чем $70. Сама же Эстония не очень зависит от российских энергетических поставок: если российский газ покрывает половину энергетической потребности Литвы и Латвии, то в Эстонии — всего лишь треть.
Вдобавок Эстония полностью заблокировала весь процесс переговоров по строительству Северо-Европейского газопровода. Юридическим подспорьем необходимости участия Эстонии в переговорах стало заявление о том, что строительство СЕГ может грозить экологической катастрофой для Балтийского моря, поскольку на его дне находятся захоронения химического оружия фашистской Германии. Эстонский премьер Андрус Ансип даже отказался принять председателя совета акционеров Nord Stream Герхарда Шредера (поводом для чего стала его критика в адрес эстонского правительства в связи с перенесением памятника Воину-освободителю). Именно на этой несостоявшейся встрече должен был решиться ключевой вопрос, от которого зависит судьба трубопровода: возможен ли перенос маршрута Nord Stream ближе к эстонским территориальным водам. Строительство газопровода натолкнулось на возражения Швеции и Финляндии — также по причине экологической угрозы. Очевидно, что протесты скандинавских стран относительно строительства СЕГ продиктованы более тесными их связями с Эстонией, чем с Россией.
Эстонские дипломаты намерены задействовать еще один козырь в противостоянии с РФ — свое членство в НАТО и Евросоюзе. А ссоры с такими гигантами для Кремля крайне нежелательны. Координатор внешней политики Европейского Союза Хавьер Солана уже выразил Эстонии поддержку и осудил акты насилия россиян в Таллинне. Хавьер Солана позвонил президенту Эстонии г-ну Ильвесу и сказал, что «ЕС понимает и поддерживает Эстонию».
Двуличные интересы
Судьба Северо-Европейского газопровода беспокоит и Украину. В принципе украинские власти должны были бы поддержать Таллинн в намерениях заблокировать строительство обходного газопровода: ведь в случае реализации Nord Stream доходы украинской газотранспортной системы значительно снизятся. Однако позиция Киева оказалась диаметрально противоположной: министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что Киев готов помочь строить Nord Stream. «Мы готовы стать партнером в этом проекте по поставкам оборудования и материалов», — сказал он в Лондоне. Речь идет о поставках труб большого диаметра, крупнейшим производителем которого в Украине является Харцызский трубный завод. Сейчас о желании поставлять трубы для СЕГ заявили российская «Северсталь» и две японские компании. Общий объем закупок труб для первой ветки газопровода, которая будет строиться в 2008–2009 гг., — 1,2 млн т. Их стоимость может составить $1,2 млрд. Как оказалось, украинских чиновников, лоббирующих интересы отечественных производителей, больше, чем девальвация стратегического статуса украинской газотранспортной системы, интересуют объемы потенциальных контрактов.
Відповіді
2007.05.16 | alx_1904
автор малость передёргивает. (л)
1) мин. 20% эстонской экономики - чисто транзит грузов из России через свои порты, не говоря о транзите грузов в Россию.2)
>Посол Эстонии в России Марина Кальюранд сообщила о том, что товарооборот между двумя странами - "небольшой" - 1 млрд евро. Это примерно десятая часть экономики Эстонии. В списке торговых партнеров прибалтийского государства Россия занимает четвертое место после Финляндии, Швеции и Германии.
>....Россияне потребляют около 20% эстонского рыбного экспорта.
http://www.korrespondent.net/main/188623
3) По поводу транзита нефти - забыли о новом нефтеналивном порте - Приморск под Питером, который не был загружен из-за Эстонии.