МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

видеопрокат для Генпрокуратуры

05/19/2007 | "Светлый Дом"
В субботу, 19 мая 2007 года, ряд одесских информационных агентств опубликовал информацию о конфликтной ситуации, связанной с визитом сотрудников Генеральной прокуратуры в одесский благотворительный фонд «Светлый Дом» якобы с целью проведения прокурорской проверки.
Из сообщения издания «Эхо» (http://eho-ua.com) мы узнали, что непосредственным участником событий является постоянный автор "Майдана" Сергей Дибров. Наш корреспондент С.Маданович взяла у него интервью.

Майдан: Добрый день, Сергей. Насколько нам известно, сегодня в Одессе произошел конфликт между представителями генеральной прокуратуры и фонда «Светлый Дом». Не могли бы Вы для начала вкратце рассказать, что это за организация?
Сергей Дибров: «Светлый Дом» появился в Одессе более десяти лет назад. Его основная задача – прямая помощь детям и подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации. На сегодняшний день – это место, в котором любой ребенок, по каким-либо причинам оказавшийся без попечения взрослых, может получить еду и крышу над головой. Дети могут пользоваться благотворительной помощью до тех пор, пока в этом будет необходимость. Кроме того, об их появлении в Доме будут немедленно поставлены в известность соответствующие государственные органы.
«Светлый Дом» - это благотворительная организация, существующая исключительно за счет добровольных пожертвований и добровольного труда волонтеров. В штате Фонда – опытные педагоги и психологи, которые имеют большой опыт работы с детьми, оказавшимися в непростой жизненной ситуации.

М.: Что же произошло сегодня?
С.Д.: Рано утром, примерно в 8 часов утра, на территории. арендуемой фондом, появились люди, которые представились сотрудниками Генеральной прокуратуры. По их словам, они проводили прокурорскую проверку фонда, однако у меня есть основания полагать, что это не соответствуют действительности.
Во-первых, они не предъявили никаких документов, подтверждающих их полномочия проводить проверку. Служебное удостоверение предъявила только начальник отдела Генпрокуратуры Скитенко Людмила Александровна. Остальные не посчитали нужным представиться, и у нас есть основания полагать, что к Генеральной прокуратуре они имеют достаточно косвенное отношение.
Во-вторых, они не смогли указать, что послужило законным основанием для проверки. В качестве такового прозвучала «отработка области Генпрокуратурой». К сожалению, ч. 2 ст. 19 Закона Украины «О прокуратуре» не упоминает каких-либо «отработок» в числе оснований для проведения проверок.
Да, в законе содержатся достаточно широкие полномочия прокурорских работников. Так, согласно ч.1 ст. 20 Закона, они имеют право беспрепятственно входить в помещения, требовать документы, вызывать граждан и требовать от них пояснений. Однако такие права они имеют исключительно «при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов». Вряд ли работники прокуратуры исполняют свои обязанности по осуществлению прокурорского надзора в нерабочее время (8 часов утра выходного дня).
С учетом всего этого у меня есть все основания полагать, что группа товарищей во главе с госпожой Скитенко действовала с превышением своих полномочий.

Один из принципов работы «Светлого Дома» - это открытые двери. Не только для детей, но и для взрослых, желающих оказать помощь, или просто узнать, как живут дети. Если бы госпожа Скитенко сказала, что пришла, чтобы познакомиться с приютом и его обитателями – она получила бы ответы на все интересующие их вопросы, за исключением, пожалуй, тех, которые касаются обстоятельств личной жизни детей. Однако с того момента, как прозвучала фраза «прокурорская проверка», ситуация изменилась кардинально. «Гости» превратились в должностных лиц, которые обязаны действовать исключительно в пределах своих полномочий и в предусмотренном законом порядке.

М.: Что же искали прокурорские работники в помещении благотворительной организации?
С.Д.: Они не скрывали своих целей. Их задача – сделать так, чтобы «Светлый Дом» перестал существовать. Пообещали, что в ближайшем будущем нас ждет иск об отмене государственной регистрации фонда. По всей видимости, сегодняшний налет со стороны прокуратуры – это подготовка к составлению искового заявления.

М.: Вы сказали «налет»?
С.Д.: У меня нет других слов для обозначения того, что происходило. Работник Генпрокуратуры и несколько неустановленных лиц заявляют, что им якобы «все можно», допрашивают и обыскивают несовершеннолетних, требуют немедленно явиться директору (в выходной день), увозят в неизвестном направлении находившееся на территории фонда имущество (несколько видеокассет), и при этом категорически отказываются оставить какие-либо документальные свидетельства своего пребывания. Как это еще назвать?

М.: Почему внимание работников Генпрокуратуры привлекли именно видеокассеты?
С.Д.: Незванные гости искали любой «компромат», который можно использовать для дискредитации «Светлого Дома». Например, они вызвали специалиста СЭС и потребовали провести немедленную проверку. В помещении библиотеки, помимо богатейшего собрания книг, они обнаружили видеокассету, и возжелали немедленно узнать, что на ней записано. Кроме того, несколько десятков кассет они выгребли из кабинета председателя правления фонда и устроили «ознакомление». К их величайшему разочарованию, на кассетах оказались всего лишь мультипликационные и художественные фильмы, а также музыкальные клипы. Несмотря на это, работники прокуратуры конфисковали несколько кассет с фильмами, в основном в жанре молодежной комедии и мистического триллера. При этом они не посчитали нужным даже оставить список и подробную опись изъятого, указать процессуальные нормы, которыми они руководствовались.

М.: Как я понимаю, тем самым работники прокуратуры проявляют заботу о правильном, с их точки зрения, воспитании детей?
С.Д.: Возможно и так. Хотя мне трудно сказать, как может повлиять на воспитательный процесс, например, видеокассета с фильмом Тарантино, принадлежащая сотруднику фонда и лежащая в его служебном кабинете. Как бы там ни было, где находятся изъятые кассеты и что на них записано в настоящее время, мне остается только догадываться.

М.: Неужели Вы, подозреваете сотрудников прокуратуры в нечистоплотности?
С.Д.: К сожалению, это не первый случай, когда фонд ощущает, мягко говоря, недружественное отношение со стороны чиновников. В соответствии со ст. 52 Конституции, забота о детях, лишенных родительской опеки, возлагается на государство, которое также
поощряет и поддерживает благотворительную деятельность в отношении детей. На практике за годы своего существования фонд не получил ни копейки бюджетных денег, а «поощрение и поддержка» в последнее время наблюдается по большей части в виде незаконных действий или, скажем, в распространении заведомо ложной информации работниками прокуратуры (я освещала эти события, см. http://maidan.org.ua/static/mai/1137107725.html - авт.).

Если ребенок оказывается в «Светлом Доме», - это значит, что государственная машина дала сбой. Поэтому он для чиновников – как бельмо в глазу. Противно было слышать сегодня претензии по поводу того, что многие дети «Светлого Дома» не поставлены на квартирный учет, а некоторые из воспитанников, достигшие совершеннолетия, несколько лет не могут получить паспорт. Вдумайтесь: прокуратура, в функции которой входит защита прав ребенка, за несколько лет не соизволила выполнить свои прямые ОБЯЗАННОСТИ – и еще имеет наглость обвинять в этом общественную благотворительную организацию, которая этого ребенка приютила. Вдумайтесь: чиновник, который получает зарплату из бюджетных, то есть наших с вами, денег, обвиняет в собственных упущениях людей, которые тратят личное время и средства, чтобы помочь детям. Более того, при этом еще и злоупотребляет своими чиновничьими ПРАВАМИ для того, чтобы эту благотворительную организацию ликвидировать.

Надеюсь, этот пример наглядно показывает уровень морали наших государственных служащих. Поэтому я не исключаю любых провокаций, любых противоправных действий, - в том числе со стороны работников прокуратуры, которые сегодня неоднократно подчеркивали свою бесконтрольность и неподотчетность кому бы то ни было.

М.: Что Вы собираетесь предпринять в связи с произошедшим?
С.Д.: Давайте на минуту представим, что действительно, прокурор поручил своим подчиненным провести проверку, они отправились по заданию и вернулись с пачкой видеокассет. Вопрос: где они были? Где взяли эти кассеты? Ведь документальных подтверждений того, что они действительно посещали «Светлый Дом» и проводили здесь какие-то действия, у них нет. Учитывая, что все это происходило в выходной день, у меня нет сомнений в том, что это – личная инициатива отдельных прокурорских работников. В связи с этим мы зафиксировали произошедшее и составили соответствующий акт (см. ниже - авт.). В самое ближайшее время мы намерены предпринять активные меры для того, чтобы оградить благотворительный фонд «Светлый Дом» от противоправных действий со стороны чиновников.

Відповіді

  • 2007.05.20 | Пані

    Вони точно аморалку шити збираються

    Я не дуже в процесуальних тонкощях розбираюся, але... Може на них заяву в міліцію написати за пограбування? Бо оті "из`ятиє касети" точно можна вважати пограбуванням, мабуть...
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.05.20 | Сергей ГРУЗДОВ

      Re: Вони точно шити збираються

      Нет, грабеж сюда не пришьешь :)
      Это обычное превышение должностных и служебных полномочий. Надо обоснованную жалобу Ген.Прокурору направлять, подключать депутатов и, конечно, хорошо задокументировать что произошло, что пропало, что нарушено. Если у кого из детей или взрослых наступило расстройство здоровья - моральный вред расписать.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.05.20 | S.D.

        Плани приблизно такі.

        В тексті статті на першій є текст акту, який ми для початку склали. Дати йому хід досі не вдалося: вихідні скрізь, включаючи ГПУ :)

        http://maidan.org.ua/static/mai/1179608343.html

        Один з "гостей" майже 100% впізнаний як прокурор області по захисту прав неповнолітних. До речі, це йому я читав лекцію щодо різниці між правом громадян на благодійність та обов"язком прокуратури захищати права дітей. І було це в присутності перевіряючої особи з Києва. Після того він якось зменшився в розмірі, і склалося враження, що в нього виникло бажання десь сховатися.

        Взагалі, моє враження таке.
        Зараз в області діє група перевіряючих з ГПУ. "Трусять" місцевих, аж гай шумить. Певно, ім пригадали історію річної давини, коли вони провели дуже сумнівну "прокурорську перевірку", наслідком якої стало розповсюдження завідомої брехні працівниками прокуратури в усної формі під час багатолюдного засідання. Тоді тільки пожежа, яка спалила приміщення прокуратури, захистила її від судового позова з боку "Світлого Дому".

        Я бачу, як перевіряючі виклали ці претензії одеським прокурорам та отримали відповідь: "да ви що, там суцільний притон, їх треба зачиняти, поїхали подивимося". Саме тому представниця ГПУ була ДУЖЕ здивована, коли випадково побачила папку поточної переписки завуча Дому. Першим листом там лежало чергове повідомлення про прибулих дітей, на три адреси: міліція, прокуратура та міськрада. Тобто держава чудово проінформована про дітей, що перебувають у Домі.

        До речі, один прибулих з дітей, за його словами - круглий сирота, мешканець Придністров"я. Повертатися йому нема куди. Що з ним робити (він іноземний громадянин, неповнолітний, без батьків) - теперь має вирішувати держава. Це може вирішуватися місяць, рік, п"ять (такі випадки були). Доки держава спроможиться, дитина буде мати дах над головою та іжу, відвідувати школу, отримувати за потреби медичну допомогу. Якщо б не було Дому, він би мешкав на вулиці, про нього ніхто навіть не дізнався, ніхто б не ворушився, все було тихо та спокійно.

        Є ще одна проблема. "Світлий Дім" розташований в центрі міста, неподалік від моря. Наскільки нам відомо, саме інтерес з боку потенційних забудовників є першоджерелом усіх останніх "наїздів". Тому ми будемо робити усе, щоб прокуратура займалася своїми прямими обов"язками, а не сприянню інтересам комерційних структур.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.05.20 | Сергей ГРУЗДОВ

          Re: Плани приблизно такі.

          Вот с последнего абзаца и надо начинать: Здание, в котором функционирует ... расположено в удобном месте, что привлекает внимание лиц, решивших противозаконными методами, приобщая к противоправному "сотрудничеству" работников прокуратуры, лишить сотрудников ..., собственника ..., детей их защищаемых прав и законных интересов. В деяниях ... просматриваются признаки коррупции. Действуя в интересах третьих лиц, превышая свои должностные и служебные полномочия ... Вторжение, состоявшееся ... с ... по ... в количестве ... сопровождалось ... В результате противоправных деяний указанных лиц, содержащих признаки преступления, предусмотренного статьями ... УК Украины, ...
          Прошу принять меры к установлению личностей подозреваемых в совершении преступления ... расследовать ... наказать виновных.

          Да, дежурный в прокуратуре есть всегда. Главное - не опускайте заявление "в ящик" как они того желают. Только под роспись на остающемся у вас экземпляре и в порядке УПК (заявление о преступлении). Кидайте и электронный вариант на сайт Ген.Прокуратуры.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.05.20 | S.D.

            За консультацию спасибо, будем действовать.



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".