МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Пиар церковный (л)

11/06/2007 | observer
Пиар церковный

Евгений Минко, 06.11.2007

В наши дни труд пиарщиков ценится очень высоко, потому, наряду с работниками рекламного бизнеса, представителям этой профессии свойственно представлять себя вершителями судеб современного мира, умело манипулирующими умами миллиардов простых землян. При этом основными видами деятельности многих пиарщиков являются переливание из пустого в порожнее, заговаривание зубов, примитивная пропаганда и выдача на-гора скроенных швами наружу по лекалам Блэка и Почепцова проектов.

Хотя и хорошее что-то пиарщики, случается, делают. Как раз поддерживать хорошие начинания пиар-индустрии и не поддерживать плохие призвана эта колонка.

Поддерживать и не поддерживать есть что – по расчетам агентства Publicity Creating и «Бюро маркетинговых коммуникаций», в прошлом году рынок пиар-услуг в Украине оценивался в сумму от $60 млн., хотя по сведениям Украинской ассоциации по связям с общественностью оценить его можно было и в $15 млн (споры по этому поводу читайте здесь).

Писать будем не только о пиар-агентствах – зачастую ведь разные персоны и организации, вроде бы не являющиеся профессионалами общественных связей, устраивают такой пиар и такое паблисити, что мало не покажется.

Анализ, интервью, рейтинги, слухи, разоблачения и пасквили – место в колонке найдется любому жанру.

В начале какого-нибудь четко очерченного периода времени принято окидывать взглядом период предыдущий. И сегодня (в самом начале ноября) мне не хочется нарушать эту туповатую, но психологически комфортную традицию. Потому окинем взглядом октябрь и рассмотрим одну историю о пиаре, которая заслужила внимания пуще все остальных в связи со своей рыночной экзотичностью.

Речь о том, как Украинская православная церковь московского патриархата наняла для себя пиар-агентство.

В ночь с 7 на 8 октября на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры были разрушены въездные ворота на территорию Нижней лавры. Общественность возопила – как же можно разрушать такой исторический объект, да еще и занесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО?

Возопила и сама ЮНЕСКО – точнее, Национальная комиссия по его (ЮНЕСКО) делам, косвенно обвинив в разрушении Украинскую православную церковь московского патриархата, которая распоряжается частью территорий Киево-Печерской лавры.

Обвинения ЮНЕСКО в адрес УПЦ московского патриархата поддерживает, конечно же, УПЦ патриархата киевского.

Тут УПЦ МП проявляет чудеса здравого взгляда на публичную репутацию и понимает, что ей нужен спин.

Следующий шаг – привлечение для проведения соответствующей пресс-конференции вполне мирского пиар-агентства Clever Group.

Надо заметить, что с Clever Group Лавра поработала не впервые – в декабре 2006 года агентство провело пресс-конференцию «Дни Киево-Печерской Лавры во Франции», по результатам визита в эту самую Францию делегации УПЦ во главе с митрополитом Владимиром. И вот – в продолжение сотрудничества – 11 октября Clever Group, готовясь к приезду The Chemical Brothers, проводит для УПЦ МП пресс-конференцию на ее же территории.

Сама идея подобного союза пока все еще привлекает своей экстравагантностью. Действующая при церкви пресс-служба давно стала нормой (католические институты даже выпускают дипломированных пресс-секретарей), но вот привлечение специализированных агентств пока что выглядит как диковина. Вряд ли надолго, конечно – с каждым днем в мире все сложнее отыскать хоть что-то, к чему не прилагается пиар-агентство.

Собственно, церкви последние годы неоднократно обращались к услугам пиарщиков – пока, в основном, дабы профессионалы работы со СМИ и прочим человечеством обелили замаранный светскими страстями имидж той или иной церкви. Самый известный пример такого рода – сотрудничество американской католической церкви с конторой Sitrick & Co для отмывания репутации после цепи сообщений о случаях педофилии среди католических священников. К вящей радости, скандал вокруг нашей, украинской, церкви оказался не столь пикантным – так, всего лишь небольшое разрушение исторического памятника мирового значения.

Такое сотрудничество на пользу и церквям, повышающим навыки взаимодействия с общественными субъектами в современном мире, и агентствам, открывающим для себя новые профессиональные горизонты. В самом деле, пиарить церковь (московского, при этом, патриархата) – занятие более увлекательное, чем возиться с очередным кирпичным заводом.

Clever Group горизонты действительно пришлось открыть, ибо спикером пресс-конференции 11 октября выступил не кто либо, а сам архиепископ Павел, бронзовый призер (составленного Независимым медиа-профсоюзом и Институтом массовой информации рейтинга врагов прессы за прошлый год. Сами понимаете, пообщаться с владыкой Павлом – это не со Светланой Лободой (также клиентом Clever Group) повидаться.

Спин, в итоге, вышел не лишенный своеобразного остроумия. В ходе пресс-конференции архиепископ Павел пояснил, что злосчастные ворота разрушились сами собой, а вот окончательно разобраны были по его личному указанию. Указание было сделано во благо живых существ, которые утром могли бы пройтись под воротами и получить по голове их разваливающимися останками. Но главное – теперь УПЦ возьмется за надлежащее восстановление ворот, за которые должно было бы отвечать руководство Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, с которым УПЦ делит территорию Лавры. Заодно владыка показал ряд визуальных материалов, свидетельствующих о том, что сотрудников заповедника лучше к историческим памятникам не подпускать – от них одна беда.

Пояснение слабоватое. Если ворота давно находились в аварийном состоянии, то почему же их не оградили и не запретили передвижение сквозь них? Почему не били в набат тревоги перед властями? Почему не было оповещена ЮНЕСКО, волнение которой могло бы принести какой-то результат? И почему же раньше УПЦ не бралось за восстановление ворот, раз они готовы были в любой момент обратиться в прах, а теперь вдруг выражает такую готовность? Не складывается в какую-то вразумительную картинку.

Ну, вроде как не складывается. На самом деле, для УПЦ все сложилось чудесно. Спустя две недели после пресс-конференции, УПЦ МП, по распоряжению столичного горсовета, получила в свое пользование три корпуса Киево-Печерской Лавры, включая и сторожку тех самых разрушенных ворот, которые теперь обязуется стеречь как зеницу ока, а не так, как безответственные работники заповедника.

Роль Clever Group в описанном распределении имущества точно не известна, однако у нас такие вопросы решают, как известно, совсем не пиар-агентства. Но проведенная 11 октября пресс-конференция – на которой поднимался вопрос передачи под управление церкви ряда корпусов Лавры – определенно подготовила общественную почву для вестей о пополнении активов УПЦ МП.

Заданные «ТК» Clever Group вопросы, касающиеся сотрудничества агентства с УПЦ МП и, в частности того, как им был получен столь нетривиальный заказ, остались без ответов – от комментариев по поводу работы на УПЦ Clever Group отказалось. Что для профессионального пиар-агентства, вообще-то, роскошь непозволительная.

Ну да ладно – по счастью, сама УПЦ МП оказалась коммуникабельнее, не в пример нанятым пиарщикам.

Отвечавший за организацию пресс-конференции со стороны Киево-Печерской Лавры, ее казначей архимандрит Варсонофий рассказал «ТК», что к Clever Group еще для проведения прошлогодней пресс-конференции представители церкви обратились через знакомых, поскольку для работы со СМИ стоит привлекать профессиональные организации. Результатом тогда были довольны, и вот теперь пригласили вновь. И опять довольны остались. Благодать.

Но самое интересное: отец Варсанофий сообщил, отвечая на вопрос «ТК» о том, планирует ли Лавра в будущем проводить тендеры среди пиар-агентств на обслуживание: «Я считаю, что это было бы правильно».

А это – сигнал для рынка. Берите на заметку, дорогие друзья. В скором времени вы сможете побороться за нешуточного клиента.

Если Бог даст.


Автор – главный редактор журнала «Телекритика»


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".