прогнозы под газом (л)
12/02/2007 | Left Initiative
Виталий КУЛИК
ПРОГНОЗЫ ПОД ГАЗОМ
http://www.livasprava.in.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=416&Itemid=1
Украине придется платить около 200 долл за 1 тыс. куб. м. российского газа и это уже «медицинский» факт. Можно конечно долго спорить вокруг того, насколько экономически оправданны новые цены, каков политический процент и о т.п. абстракциях. Сейчас уже понятно, что Киеву удастся диверсифицировать поставки газа разве что при помощи воздушных шаров. Фактически вся газотранспортная система Центральной Азии находится под контролем «Газпрома» и он определяет правила газовой игры на постсоветской части Евразии. Других трубопроводов в СНГ нет. А собственного газа Украине хватает только на удовлетворение 15-20% своих потребностей.
Мы же попытаемся спрогнозировать, что нас всех ждет в ближайшее время, каковы реальные социально-экономические последствия для Украины от повышения цен на газ.
Уже сейчас западные эксперты советует Банковой готовить население к увеличению потребительских цен на газ, приведению к общему знаменателю цен на внутренний и импортный газ, снижению производства, росту безработицы и пр. Более того, Запад не заинтересован в создании «особых» правил на своих рынках для украинского металлопроката и продуктов химической промышленности, которые особо пострадают от роста газовых цен.
Таким образом, руководству Украины, а если точнее – режиму «олигархического консенсуса» (какая бы коалиция не была сформирована или не сформирована в ВР) - придется искать внутренние резервы для снижения экономических потерь.
Ранее представители горно-металлургического комплекса (ГМК) и химической промышленности, а также правительство Украины, утверждали, что повышение цены на газ для Украины до 100 долл. за 1 тыс. куб. м. приведет к фактической остановке предприятий бюджетообразующих отраслей, а до 150 долл. к коллапсу экономики Украины. Однако, фактический рост цен на газ показал, что в стране существует определенный запас прочности. Заводы не остановились и даже в условиях прошлогоднего поднятия цен украинские товаропроизводители не утратили своих позиций на мировых рынках металлопроката.
С одной стороны, это было связанно с благоприятной мировой ценовой конъюнктурой, с другой – с наличием теневой экономики. В 2007 г. интегральный показатель уровня теневой деятельности составлял 47% официального ВВП или около 300 миллиардов гривен. Сравнительно с концом 2006 г. часть теневой экономики в официальном ВВП выросла на 5 процентных пункта. Нелегальный бизнес наиболее распространен на транспорте и в связи. Там по статистике "черная" экономика почти вдвое превышает легальную. В ГМК и химической промышленности показатели «тени» на уровне 40%.
Таким образом, газовый удар будет смягчен частичным перераспределением доходов из тени в «легальный» сектор. Однако, эти амортизационные меры будут предприняты капиталом исключительно в качестве временных стабилизационных мер. Основным источником для выравнивания ситуации в итоге все равно окажется социальная сфера и трудящиеся как таковые.
Что будет?
Во-первых, нас ожидает снижение макроэкономических показателей. Новое газовое соглашение означает рост давления на производство, госфинансы и платежный баланс. Будут снижены или отменены некоторые внутренние налоги, которые непосредственно влияют на формирование цены, замена выпадающих доходов бюджета увеличением ставок акцизов на импорт и таможенных платежей. Полностью их компенсировать вряд ли удастся и поэтому придется сокращать расходную часть бюджета или идти на увеличение его дефицита без гарантированных источников покрытия.
Банковая рассчитывает, что положение спасут иностранные кредиты и повышение цен на внешнем рынке на товары украинского экспорта, в частности, за счет повышения мировых цен на металлопродукцию. Но это приведет к увеличению внешнего долга, а мировые цены на металл не принесут ожидаемых прибылей.
Для покрытия издержек ГМК и химической промышленности придется идти двумя путями: а) повышать цены на свою продукцию (а это проблематично и может привести к потере рынков сбыта на Западе); б) снижать затраты на зарплату и сбывать социальную сферу. Кроме того, следует ожидать увеличение нагрузки на рабочих (при сокращении рабочих мест, можно ожидать увеличение требований к выработке), снижение их социальной защищенности.
Ухудшение финансового положения предприятий и, соответственно, уменьшение доходов бюджета приведет к снижению уровня социального обеспечения населения, роста не произойдет или реальные доходы снизятся на 5%. В первую очередь, за счет роста коммунальных тарифов и тарифов на тепло- и электроснабжение. Ющенко придется отказаться от амбициозной программы повышения заработной платы.
Нас ожидает ускорение темпа роста цен приблизительно на 25% за первое полугодие 2008 г., что в совокупности с прежними факторами инфляции даст около 110% роста цен за год.
На 5% увеличится безработица (даже официальная, поскольку неофициально безработица давно зашкаливает за 30%).
Можно, также ожидать новый виток приватизации крупных предприятий, в том числе генераций. Это приведет не только к повышению безработицы, но и потере контроля государства над стратегически важными предприятиями («Укрателеком», гидро- и теплоэнергетикой).
Может быть хуже…
Правительство и Секретариат Президента уже успели заявить о том, что намерены идти по пути сокращения потребления газа. По словам председателя Национального агентства по энергосбережению и эффективному использованию энергоресурсов (НАЭР) Евгения Сухина, Украина планирует уменьшить в 2008г. потребление природного газа на 1 млрд куб. м. экономию природного газа предполагается получить за счет использования биомассы. С этой целью возможно привлечение кредитов ЕБРР под ряд инвестпроектов в сфере энергосбережения, в том числе в химической и металлургической отрасли. Но реальное снижение потребления газа не возможно. В 2006г. объем потребления газа на Украине вырос по сравнению с 2006 г. почти на 3 млрд куб. м и составил около 70 млрд куб. м, в 2007 г. потребление газа увеличилось еще на 31%. И в 2008 г. существенно снизить эти показатели просто не возможно. А деньги которые будут выделены на экономию просто украдут.
Покрыть дефицит газа можно за счет увеличения собственной газодобычи. Однако, добыча газа в Украине является дорогостоящей и технически сложной. Поэтому «оранжевые» могут либерализировать рынок газодобычи в Украине. Иными словами, речь идет о концессиях или даже продажу газодобычи в иностранные частные руки. Да хоть той же «Шелл» которая давно уже присматривается к месторождениям, подобных Шебелинскому или Хрестищенскому.
Есть еще один интересный проект - увеличение цены на газ внутренней добычи. По сути, такой вариант предлагают эксперты международных финансовых институтов (Мирового банка, ЕБРР, МВФ и др.). Пересмотр цен в сторону повышения неизбежно повлечет за собой возрастание отпускной цены для домохозяйств, соответственно, произойдет повышение тарифов на коммунальные услуги населению. При этом, просто символическое увеличение цены на газ собственной добычи ничего не изменит, инфляционные процессы очень скоро "сьедят" это повышение. На Банковой рассматривается план заимствования польского опыта (1990-1991 года) многократного повышения цены на газ для домохозяйств.
Верховная Рада уже рассматривала три законопроекта, имеющих непосредственное отношение к ЖКХ. Два – об особенностях передачи в концессию объектов тепло- и водоснабжения, и противоположный им по смыслу проект закона о внесении изменений в Закон “О концессиях”, предполагающий, в свою очередь, исключение этих же объектов из перечня предприятий госсобственности, которые могут быть переданы в концессию, в силу их важности для государственной безопасности. Последний был отклонен, а два первых были приняты в первом чтении.
Кроме того, в качестве антикризисных мер Ющенко будет предлагать введение «европейского» транзитного тарифа на уровне, который «Газпром» платит в Болгарии или Австрии. А если это произойдет, то и «Газпром» выставит Украине «европейские» цены на газ, но уже не 200 долл, а все 380. Вот тогда нам действительно станет туго…
Худший сценарий состоит в том, что Ющенко захочет руками Тимошенко (или ширококоалиционного правительства) провести шоковую терапию. Вполне вероятно, что в качестве первоочередных мер СП внесет в ВР законодательный пакет в русле реализации неолиберального курса:
· обновить проведение пенсионной реформы (повысить пенсионный возраст);
· провести реформу тарифов в энергетике и коммунальном секторе (многократно повысить тарифы);
· провести реформирование сферы социальных услуг (подготовить почву и начать приватизацию);
· активизировать приватизацию госпредприятий (вплоть до генераций);
· создать рынок земли (окончательно отменить мораторий на продажу земли);
· провести судебную и административную реформы (укрупнить области и районы).
Если же этот сценарий будет реализован - нас ждет интереснейшая весна 2008 г, в плане «социального активизма»…
ПРОГНОЗЫ ПОД ГАЗОМ
http://www.livasprava.in.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=416&Itemid=1
Украине придется платить около 200 долл за 1 тыс. куб. м. российского газа и это уже «медицинский» факт. Можно конечно долго спорить вокруг того, насколько экономически оправданны новые цены, каков политический процент и о т.п. абстракциях. Сейчас уже понятно, что Киеву удастся диверсифицировать поставки газа разве что при помощи воздушных шаров. Фактически вся газотранспортная система Центральной Азии находится под контролем «Газпрома» и он определяет правила газовой игры на постсоветской части Евразии. Других трубопроводов в СНГ нет. А собственного газа Украине хватает только на удовлетворение 15-20% своих потребностей.
Мы же попытаемся спрогнозировать, что нас всех ждет в ближайшее время, каковы реальные социально-экономические последствия для Украины от повышения цен на газ.
Уже сейчас западные эксперты советует Банковой готовить население к увеличению потребительских цен на газ, приведению к общему знаменателю цен на внутренний и импортный газ, снижению производства, росту безработицы и пр. Более того, Запад не заинтересован в создании «особых» правил на своих рынках для украинского металлопроката и продуктов химической промышленности, которые особо пострадают от роста газовых цен.
Таким образом, руководству Украины, а если точнее – режиму «олигархического консенсуса» (какая бы коалиция не была сформирована или не сформирована в ВР) - придется искать внутренние резервы для снижения экономических потерь.
Ранее представители горно-металлургического комплекса (ГМК) и химической промышленности, а также правительство Украины, утверждали, что повышение цены на газ для Украины до 100 долл. за 1 тыс. куб. м. приведет к фактической остановке предприятий бюджетообразующих отраслей, а до 150 долл. к коллапсу экономики Украины. Однако, фактический рост цен на газ показал, что в стране существует определенный запас прочности. Заводы не остановились и даже в условиях прошлогоднего поднятия цен украинские товаропроизводители не утратили своих позиций на мировых рынках металлопроката.
С одной стороны, это было связанно с благоприятной мировой ценовой конъюнктурой, с другой – с наличием теневой экономики. В 2007 г. интегральный показатель уровня теневой деятельности составлял 47% официального ВВП или около 300 миллиардов гривен. Сравнительно с концом 2006 г. часть теневой экономики в официальном ВВП выросла на 5 процентных пункта. Нелегальный бизнес наиболее распространен на транспорте и в связи. Там по статистике "черная" экономика почти вдвое превышает легальную. В ГМК и химической промышленности показатели «тени» на уровне 40%.
Таким образом, газовый удар будет смягчен частичным перераспределением доходов из тени в «легальный» сектор. Однако, эти амортизационные меры будут предприняты капиталом исключительно в качестве временных стабилизационных мер. Основным источником для выравнивания ситуации в итоге все равно окажется социальная сфера и трудящиеся как таковые.
Что будет?
Во-первых, нас ожидает снижение макроэкономических показателей. Новое газовое соглашение означает рост давления на производство, госфинансы и платежный баланс. Будут снижены или отменены некоторые внутренние налоги, которые непосредственно влияют на формирование цены, замена выпадающих доходов бюджета увеличением ставок акцизов на импорт и таможенных платежей. Полностью их компенсировать вряд ли удастся и поэтому придется сокращать расходную часть бюджета или идти на увеличение его дефицита без гарантированных источников покрытия.
Банковая рассчитывает, что положение спасут иностранные кредиты и повышение цен на внешнем рынке на товары украинского экспорта, в частности, за счет повышения мировых цен на металлопродукцию. Но это приведет к увеличению внешнего долга, а мировые цены на металл не принесут ожидаемых прибылей.
Для покрытия издержек ГМК и химической промышленности придется идти двумя путями: а) повышать цены на свою продукцию (а это проблематично и может привести к потере рынков сбыта на Западе); б) снижать затраты на зарплату и сбывать социальную сферу. Кроме того, следует ожидать увеличение нагрузки на рабочих (при сокращении рабочих мест, можно ожидать увеличение требований к выработке), снижение их социальной защищенности.
Ухудшение финансового положения предприятий и, соответственно, уменьшение доходов бюджета приведет к снижению уровня социального обеспечения населения, роста не произойдет или реальные доходы снизятся на 5%. В первую очередь, за счет роста коммунальных тарифов и тарифов на тепло- и электроснабжение. Ющенко придется отказаться от амбициозной программы повышения заработной платы.
Нас ожидает ускорение темпа роста цен приблизительно на 25% за первое полугодие 2008 г., что в совокупности с прежними факторами инфляции даст около 110% роста цен за год.
На 5% увеличится безработица (даже официальная, поскольку неофициально безработица давно зашкаливает за 30%).
Можно, также ожидать новый виток приватизации крупных предприятий, в том числе генераций. Это приведет не только к повышению безработицы, но и потере контроля государства над стратегически важными предприятиями («Укрателеком», гидро- и теплоэнергетикой).
Может быть хуже…
Правительство и Секретариат Президента уже успели заявить о том, что намерены идти по пути сокращения потребления газа. По словам председателя Национального агентства по энергосбережению и эффективному использованию энергоресурсов (НАЭР) Евгения Сухина, Украина планирует уменьшить в 2008г. потребление природного газа на 1 млрд куб. м. экономию природного газа предполагается получить за счет использования биомассы. С этой целью возможно привлечение кредитов ЕБРР под ряд инвестпроектов в сфере энергосбережения, в том числе в химической и металлургической отрасли. Но реальное снижение потребления газа не возможно. В 2006г. объем потребления газа на Украине вырос по сравнению с 2006 г. почти на 3 млрд куб. м и составил около 70 млрд куб. м, в 2007 г. потребление газа увеличилось еще на 31%. И в 2008 г. существенно снизить эти показатели просто не возможно. А деньги которые будут выделены на экономию просто украдут.
Покрыть дефицит газа можно за счет увеличения собственной газодобычи. Однако, добыча газа в Украине является дорогостоящей и технически сложной. Поэтому «оранжевые» могут либерализировать рынок газодобычи в Украине. Иными словами, речь идет о концессиях или даже продажу газодобычи в иностранные частные руки. Да хоть той же «Шелл» которая давно уже присматривается к месторождениям, подобных Шебелинскому или Хрестищенскому.
Есть еще один интересный проект - увеличение цены на газ внутренней добычи. По сути, такой вариант предлагают эксперты международных финансовых институтов (Мирового банка, ЕБРР, МВФ и др.). Пересмотр цен в сторону повышения неизбежно повлечет за собой возрастание отпускной цены для домохозяйств, соответственно, произойдет повышение тарифов на коммунальные услуги населению. При этом, просто символическое увеличение цены на газ собственной добычи ничего не изменит, инфляционные процессы очень скоро "сьедят" это повышение. На Банковой рассматривается план заимствования польского опыта (1990-1991 года) многократного повышения цены на газ для домохозяйств.
Верховная Рада уже рассматривала три законопроекта, имеющих непосредственное отношение к ЖКХ. Два – об особенностях передачи в концессию объектов тепло- и водоснабжения, и противоположный им по смыслу проект закона о внесении изменений в Закон “О концессиях”, предполагающий, в свою очередь, исключение этих же объектов из перечня предприятий госсобственности, которые могут быть переданы в концессию, в силу их важности для государственной безопасности. Последний был отклонен, а два первых были приняты в первом чтении.
Кроме того, в качестве антикризисных мер Ющенко будет предлагать введение «европейского» транзитного тарифа на уровне, который «Газпром» платит в Болгарии или Австрии. А если это произойдет, то и «Газпром» выставит Украине «европейские» цены на газ, но уже не 200 долл, а все 380. Вот тогда нам действительно станет туго…
Худший сценарий состоит в том, что Ющенко захочет руками Тимошенко (или ширококоалиционного правительства) провести шоковую терапию. Вполне вероятно, что в качестве первоочередных мер СП внесет в ВР законодательный пакет в русле реализации неолиберального курса:
· обновить проведение пенсионной реформы (повысить пенсионный возраст);
· провести реформу тарифов в энергетике и коммунальном секторе (многократно повысить тарифы);
· провести реформирование сферы социальных услуг (подготовить почву и начать приватизацию);
· активизировать приватизацию госпредприятий (вплоть до генераций);
· создать рынок земли (окончательно отменить мораторий на продажу земли);
· провести судебную и административную реформы (укрупнить области и районы).
Если же этот сценарий будет реализован - нас ждет интереснейшая весна 2008 г, в плане «социального активизма»…
Відповіді
2007.12.02 | Left Initiative
Re: прогнозы под газом (л)
Так админы сняли запрет на месаджи в этой ветке или нет? Уточните, плиис..2007.12.02 | Предсказамус
Если бы не сняли - Вы не могли бы сюда постить
2007.12.02 | Left Initiative
Re: в отсутствии логики вас трудно упрекнуть :))))