Україна може розширити свою територію
12/07/2007 | stefan
Украина может расширить свою территорию
Решение относительно острова Змеиный должно быть принято международным судом ООН в следующем году. Но Украина может превратить его в пустую формальность, расширив границы своих внутренних вод
Делимитация и демаркация государственных границ, как правило, является довольно сложным процессом, успешность которого зависит от умения сторон находить компромиссные решения. Каждый из участников переговоров отстаивает свои интересы, поэтому разногласия в таких ситуациях практически неизбежны. И причина конфликтов часто заключается отнюдь не в злом умысле одной из сторон. Как утверждают специалисты в данной сфере, один укол циркуля на карте, например масштабом 1:50 000, равняется 5 метрам территории.
В сложившейся ситуации становятся актуальными рекомендации отечественных картографов и специалистов по морскому праву о возможном увеличения территории Украины за счет расширения ее внутренних вод.
Предлагается использовать благоприятное географическое положение украинских побережий Черного и Азовского морей, по форме напоминающих большие заливы. Необходимо провести замыкающие линии в Черном и Азовском морях, как это показано на карте, а также объявить эти воды заливами или исторически принадлежащими Украине. Основанием для такой процедуры является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.
В пункте 2 статьи 10 этого документа понятие «залив» определяется как «хорошо очерченное углубление берега, которое заходит в сушу таким образом, что содержит замкнутые сушей воды и создает что-то большее, чем просто извив берега. Углубление, однако, не признается заливом, если его площадь не равняется или не больше площади полукруга, диаметром которого будет линия, пересекающая вход в это углубление».
Пункт первый этой же статьи гласит, что данное определение касается только заливов, берега которых принадлежат одному государству, а пункт 4 ограничивает длину замыкающей линии 24 морскими милями. Однако пункт 6 указывает, что предыдущие положения не распространяются на «исторические заливы».
В соответствии с обозначенными международно-правовыми нормами замыкающая линия в Черном море могла бы пройти от мыса Херсонес (возле Севастополя) до самого южного из группы островов в Старостамбульской дельте Дуная. Ее длина — около 160 морских миль. По этой же схеме проводится замыкающая линия и в Азовском море — от мыса Хрони Керченского полуострова до крайней южной точки Белосарайской косы возле Мариуполя. Длина такой линии составит около ста морских миль. Как видим, в обоих случаях длина замыкающих линий превышает 24 мили.
В то же время в мире имеется достаточно морских водных образований таких размеров, которые государства провозгласили «историческими заливами». Среди самых ярких примеров Бристольский залив (Великобритания) — 100 миль; Панамский залив — 102 мили; залив Петра Великого (РФ) — 102 мили; Манарский залив (Шри-Ланка) — 96 миль. Помимо этого, в некоторых случаях и без ссылки на их «историчность» внутренними водами объявлялись заливы, ширина входа в которые превышает 24 морские мили: Восточно-Корейский залив (КНДР) — 163 мили, а также относящиеся к территории Аргентины заливы Сан-Матиас (125 миль) и Сан-Хорхе (128 миль).
Эти примеры на первый взгляд противоречат международным нормам. Однако право государств объявлять «свои» заливы с шириной входа более 24 миль историческими под сомнение не ставится. В силу исторических причин или обстоятельств, связанных с особенностями подобного залива, прибрежное государство вправе притязать на более широкий пояс береговых вод. Но в том лишь случае, если оно в состоянии доказать, что длительное время контролировало данный залив и что такое притязание прямо или молчаливо признано подавляющим большинством государств. Впрочем, последняя категория в международной практике не является абсолютной. Подтверждает это ситуация, сложившаяся в начале 1980-х вокруг залива Сидр, омывающего побережье Ливии. Когда лидер Джамахирии Муаммар Каддафи объявил его ливийскими территориальными водами, Америка активно воспротивилась такому положению вещей — две авианосные группировки ВМС США демонстративно начали проводить учения в заливе. Впрочем, кроме пары воздушных боев между палубной авиацией и ливийскими истребителями, инцидент не имел каких-либо иных заметных политических последствий и ни коим образом не отразился и на статусе Сидра.
А вот если Киев пойдет по пути реализации концепции исторических заливов, его права будут оспаривать многие. Это и понятно: вряд ли кому-нибудь может понравиться даже теоретическая возможность увеличения Украиной площади своих внутренних вод. Так что жесткое противодействие практически всех соседей по черноморскому региону нам обеспечено.
Бесспорно, в свете нынешних реалий наиболее болезненно воспримет такую украинскую инициативу Румыния. В 2008 году ожидается принятие решения о размежевании украинско-румынской морской границы Международным судом ООН. Камнем преткновения в этом вопросе стало оспаривание Румынией правового статуса острова Змеиный. Румыны намерены доказать, что эта часть территории Украины является скалой, следовательно при разграничении территории не учитывается. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что согласно международному морскому праву остров имеет право на исключительную экономическую зону и континентальный шельф, а скала — нет. Объявление Украиной обозначенной выше акватории Черного моря «историческим заливом» может существенно повлиять на ситуацию. При таком раскладе юридический статус Змеиного, ввиду его нахождения во внутренних водах Украины, будет иметь исключительно формальный характер.
Позитивной реакции на такой шаг Украины не следует ожидать и от Кремля. Между тем оформление украинско-российской границы все еще не завершено, и внесение определенных корректив является вполне своевременным. В этой ситуации действия Украины находятся в рамках правового поля, и она не затрагивает территорию РФ в акватории Азовского моря.
На сегодня международное право не содержит ни договорных, ни обычных норм, содержащих определения понятий «исторические воды» либо «исторический залив». Кроме того, оно не устанавливает и оснований для заявления государствами своих прав на такие воды. Хотя попытки регламентировать этот вопрос предпринимались. Так, еще в 1959 году Генеральная ассамблея ООН своей резолюцией поручила Комиссии международного права изучить данный вопрос и представить ей полученные результаты. Многогранность проблематики «исторических вод» — главная причина того, что комиссия работает над этим вопросом и по сей день, однако это не должно расхолаживать украинских политиков, дипломатов и ученых.
Как и любая новация, концепция расширения территории Украины за счет «исторических вод» не лишена определенных погрешностей. Но ее юридическая обоснованность и практическая применимость в случае реализации способны вывести Украину из состояния внешнеполитического ресивера. Который лишь воспринимает существующие международные отношения как факт, не принимая при этом активного участия в процессе их формирования.
Обсудить в форуме
Источник proua
Решение относительно острова Змеиный должно быть принято международным судом ООН в следующем году. Но Украина может превратить его в пустую формальность, расширив границы своих внутренних вод
Делимитация и демаркация государственных границ, как правило, является довольно сложным процессом, успешность которого зависит от умения сторон находить компромиссные решения. Каждый из участников переговоров отстаивает свои интересы, поэтому разногласия в таких ситуациях практически неизбежны. И причина конфликтов часто заключается отнюдь не в злом умысле одной из сторон. Как утверждают специалисты в данной сфере, один укол циркуля на карте, например масштабом 1:50 000, равняется 5 метрам территории.
В сложившейся ситуации становятся актуальными рекомендации отечественных картографов и специалистов по морскому праву о возможном увеличения территории Украины за счет расширения ее внутренних вод.
Предлагается использовать благоприятное географическое положение украинских побережий Черного и Азовского морей, по форме напоминающих большие заливы. Необходимо провести замыкающие линии в Черном и Азовском морях, как это показано на карте, а также объявить эти воды заливами или исторически принадлежащими Украине. Основанием для такой процедуры является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.
В пункте 2 статьи 10 этого документа понятие «залив» определяется как «хорошо очерченное углубление берега, которое заходит в сушу таким образом, что содержит замкнутые сушей воды и создает что-то большее, чем просто извив берега. Углубление, однако, не признается заливом, если его площадь не равняется или не больше площади полукруга, диаметром которого будет линия, пересекающая вход в это углубление».
Пункт первый этой же статьи гласит, что данное определение касается только заливов, берега которых принадлежат одному государству, а пункт 4 ограничивает длину замыкающей линии 24 морскими милями. Однако пункт 6 указывает, что предыдущие положения не распространяются на «исторические заливы».
В соответствии с обозначенными международно-правовыми нормами замыкающая линия в Черном море могла бы пройти от мыса Херсонес (возле Севастополя) до самого южного из группы островов в Старостамбульской дельте Дуная. Ее длина — около 160 морских миль. По этой же схеме проводится замыкающая линия и в Азовском море — от мыса Хрони Керченского полуострова до крайней южной точки Белосарайской косы возле Мариуполя. Длина такой линии составит около ста морских миль. Как видим, в обоих случаях длина замыкающих линий превышает 24 мили.
В то же время в мире имеется достаточно морских водных образований таких размеров, которые государства провозгласили «историческими заливами». Среди самых ярких примеров Бристольский залив (Великобритания) — 100 миль; Панамский залив — 102 мили; залив Петра Великого (РФ) — 102 мили; Манарский залив (Шри-Ланка) — 96 миль. Помимо этого, в некоторых случаях и без ссылки на их «историчность» внутренними водами объявлялись заливы, ширина входа в которые превышает 24 морские мили: Восточно-Корейский залив (КНДР) — 163 мили, а также относящиеся к территории Аргентины заливы Сан-Матиас (125 миль) и Сан-Хорхе (128 миль).
Эти примеры на первый взгляд противоречат международным нормам. Однако право государств объявлять «свои» заливы с шириной входа более 24 миль историческими под сомнение не ставится. В силу исторических причин или обстоятельств, связанных с особенностями подобного залива, прибрежное государство вправе притязать на более широкий пояс береговых вод. Но в том лишь случае, если оно в состоянии доказать, что длительное время контролировало данный залив и что такое притязание прямо или молчаливо признано подавляющим большинством государств. Впрочем, последняя категория в международной практике не является абсолютной. Подтверждает это ситуация, сложившаяся в начале 1980-х вокруг залива Сидр, омывающего побережье Ливии. Когда лидер Джамахирии Муаммар Каддафи объявил его ливийскими территориальными водами, Америка активно воспротивилась такому положению вещей — две авианосные группировки ВМС США демонстративно начали проводить учения в заливе. Впрочем, кроме пары воздушных боев между палубной авиацией и ливийскими истребителями, инцидент не имел каких-либо иных заметных политических последствий и ни коим образом не отразился и на статусе Сидра.
А вот если Киев пойдет по пути реализации концепции исторических заливов, его права будут оспаривать многие. Это и понятно: вряд ли кому-нибудь может понравиться даже теоретическая возможность увеличения Украиной площади своих внутренних вод. Так что жесткое противодействие практически всех соседей по черноморскому региону нам обеспечено.
Бесспорно, в свете нынешних реалий наиболее болезненно воспримет такую украинскую инициативу Румыния. В 2008 году ожидается принятие решения о размежевании украинско-румынской морской границы Международным судом ООН. Камнем преткновения в этом вопросе стало оспаривание Румынией правового статуса острова Змеиный. Румыны намерены доказать, что эта часть территории Украины является скалой, следовательно при разграничении территории не учитывается. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что согласно международному морскому праву остров имеет право на исключительную экономическую зону и континентальный шельф, а скала — нет. Объявление Украиной обозначенной выше акватории Черного моря «историческим заливом» может существенно повлиять на ситуацию. При таком раскладе юридический статус Змеиного, ввиду его нахождения во внутренних водах Украины, будет иметь исключительно формальный характер.
Позитивной реакции на такой шаг Украины не следует ожидать и от Кремля. Между тем оформление украинско-российской границы все еще не завершено, и внесение определенных корректив является вполне своевременным. В этой ситуации действия Украины находятся в рамках правового поля, и она не затрагивает территорию РФ в акватории Азовского моря.
На сегодня международное право не содержит ни договорных, ни обычных норм, содержащих определения понятий «исторические воды» либо «исторический залив». Кроме того, оно не устанавливает и оснований для заявления государствами своих прав на такие воды. Хотя попытки регламентировать этот вопрос предпринимались. Так, еще в 1959 году Генеральная ассамблея ООН своей резолюцией поручила Комиссии международного права изучить данный вопрос и представить ей полученные результаты. Многогранность проблематики «исторических вод» — главная причина того, что комиссия работает над этим вопросом и по сей день, однако это не должно расхолаживать украинских политиков, дипломатов и ученых.
Как и любая новация, концепция расширения территории Украины за счет «исторических вод» не лишена определенных погрешностей. Но ее юридическая обоснованность и практическая применимость в случае реализации способны вывести Украину из состояния внешнеполитического ресивера. Который лишь воспринимает существующие международные отношения как факт, не принимая при этом активного участия в процессе их формирования.
Обсудить в форуме
Источник proua