Обiцянка – цяцянка, а дурному – радiсть!
03/14/2008 | Майдан-ІНФОРМ
Гостями этой передачи был я и главный специалист Госуправления ООПС в Харьковской области Б.С. Антоненко. Вначале Борис Савельевич сказал, что управление полностью поддерживает мнение общественности относительно того, что в 61 квартале нужно лишь убрать старые деревья в полосах: 40-50 м вокруг Мемориала и 10-15 – вокруг детской железной дороги. Однако в ходе диалога выяснилось, что при этом Управление собирается согласовать в рубку то самое количество деревьев, которое просил «Зеленстрой» – 340 стволов. И проект согласования, как оказалось, был готов еще два месяца назад!
Когда я спросил Б.С. Антоненко, для чего в таком случае проводились слушания – он в раздражении сказал, потому что «так положено».
Ну, правильно, харьковчане должны впасть в полный щенячий восторг уже от того, что занятые чиновники соизволили нас выслушать. А чтобы они еще и мнение наше учли – это было бы уж слишком жирно!
Кстати, пока шли прения и обсуждения, «Зеленстрой», время зря не терял: наверное, параллельно с написанием протокола и резолюции слушаний, он вынес в натуру эту вырубку – см. фото (В. Яроцкий, ДОП ХНУ, 12.03.08). Для тех, кто не знаком с терминологией лесников, поясню: «кв. 61» – место проведения рубки, «СРВ» – «санитарная рубка выборочная», «2008 г.» – год проведения рубки, «15,1 га» – площадь, на которой будут рубиться деревья.
ЭКГ «ПЕЧЕНЕГИ» И ДОП ХНУ БУДУТ ДОБИВАТЬСЯ СОКРАЩЕНИЯ МАСШТАБОВ РУБКИ В 61 КВАРТАЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С НАШИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ (см. «Байбак» # 285 от 13.03.08).
КТО ХОЧЕТ ПОДДЕРЖАТЬ ИХ – ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ! ЛЕСОПАРКУ ОЧЕНЬ НУЖНА НАША ПОДДЕРЖКА!
Ниже вашему вниманию предлагаем подробный обзор слушаний, подготовленный Олегом Перегоном.
С уважением, С. Шапаренко
*
СЛУШАНИЯ БЕЗ СЛЫШАНИЯ
12 марта в 10 утра на Мемориале Славы в Лесопарке прошли общественные слушания, посвященные вырубке мертвых и аварийных деревьев. С самого начала эти слушания вызвали большие подозрения экологов-общественников. Увы, и после их окончания подозрения эти не развеялись. Однако, обо всем по порядку.
О том, что в Лесопарке должны состояться данные слушания мы узнали из уст одного из чиновников Госуправления охраны окружающей природной среды. Никаких объявлений в прессе ни один из нас, членов ЭкГ «Печенеги» не видел. Когда до слушаний оставалось три дня, мы поняли, что мероприятие может оказаться «кулуарным», и мы, придя, просто будем поставлены перед фактом: «Будем рубить». Такая подозрительность с нашей стороны совершенно не беспочвенна: подобные «слушания без слышания» — стандартная, увы, практика. Мы были свидетелями подобных действ (в которых участвовали исключительно «свои», а общественность если и получала голос, то была освистана подготовленных большинством) проходили и в Дунайском заповеднике, и в Харькове, и в Киеве. Чтобы не допустить проведения вместо слушаний бенефиса одной стороны, мы разослали информацию о готовящихся слушаниях во все СМИ региона. По крайней мере, два из них — новости АТН и агентство «Статус-Кво» обнародовали информацию о мероприятии за день до слушаний. В результате, человек 5-10 жителей окрестных районов Харькова откликнулись и пришли. Как выяснилось в беседе с ними, их соседи и знакомые также хотели бы поприсутствовать на подобном мероприятии и принять участие в защите любимого Лесопарка. Но конкретное место в информации названо не было: согласитесь, Лесопарк велик, да и Мемориал не такой уж маленький. Кроме того, слушания были назначены на будний день, пришедшим пришлось отпрашиваться с работы. Непришедшие — не смогли этого сделать. Еще один недостаток — отсутствие объявлений на местности. Так называемые «слушания» прошли в стороне от главной аллеи. От входа на Мемориал это место практически не просматривается. Таким образом, с самого начала, еще до того, как был дан старт слушаниям, их организаторы сделали все возможное, чтобы мероприятие прошло «кулуарно» и без свидетелей.
Их затея не удалась: благодаря нашему, «печенежскому» приглашению (это можно проверить у самих новостийщиков) на место встречи прибыло рекордное количество журналистов. Навскидку перечислю по памяти: «АТН», «Укринформ», «Харьковские новости», «Фора», «Городской дозор», «Иначе», «Р1», «Вечерний Харьков» и т.д. Видимо, из-за этого, чтобы обеспечить «слушания без слышания» организаторы акции применили новую технологию искажения общественного мнения ради внешнего соблюдения законодательства. А именно:
1. Регистрация участников слушаний никем не велась. Теперь можно говорить, что на слушаниях присутствовали (или не присутствовали) любые личности. Не существует ни одного списка, ни одного регистрационного листа. То есть организаторы слушаний запросто могут заявить, что на мероприятие не пришел никто, или что сторонников вырубки было больше, чем ее противников. Слава Богу, журналисты зафиксировали, как все было на самом деле, но кто из власть имущих в наше время считается с этой самой зафиксированной на пленку правдой?..
2. Совершенно не велся протокол слушаний. Люди, высказывавшие свое мнение, скорее обращались к журналистам, чем к организаторам. Последних выступления участников мероприятия (в том числе и ученых, специалистов в области охраны природы, лесного хозяйства, зоологов) просто не интересовали: в самый разгар дискуссии представители руководства «Зеленстроя» покинули Мемориал, оставив общественность «с носом»: «галочка» напротив проведения слушаний где-то поставлена, а мнение общественности учесть невозможно, ибо оно осталось у людей при себе...
3. Известно с древности, что в споре рождается истина. Пришедшие на слушания жители близлежащих районов, специалисты различных отраслей знаний, общественники и гос. чиновники могли бы, обменявшись мнениями и подходами, найти, может быть, лучшее, более правильное решение в данной ситуации, разработать подходы, которые позволили бы значительно улучшить состояние «харьковской жемчужины» — лесопарка. Увы, с самого начала организаторы акции их коллеги из Госуправления по охране окружающей природной среды построили беседу по принципу отдельных монологов. Ведущего на слушаниях не было, каждый из желающих выступить брал слово сам, дискуссия организована не была. Аргументы одних и других звучали параллельно, никто и не пытался найти между ними компромисс...
На основе диктофонной записи слушаний попытаемся вкратце восстановить ход дискуссии (конечно, протокола это не заменит, но может помочь разобраться в ситуации):
Мастер леса КП «Зеленстрой» Александра Каденко выступала первой. Она отметила:
— Этот участок Лесопарка — особенный потому, что здесь находится Мемориальный комплекс «Слава», поэтому мы уделяем ему наибольшее внимание. На насаждениях, которые по возрасту, из-за болезней, засыхают, мы должны проводить санитарные мероприятия. С целью профилактики для остального древесного состава, чтобы не распространялись вредители, мы должны убирать сухостойные деревья. Для этого мы составляем план санитарно-оздоровительных мероприятий. А Лесопарк работает согласно плана, разработанного на 10-летний период. Мы подготовили документы, так называемые отводы, получим разрешением на вырубку больных деревьев, и будем их вырубать. Мы составляем ведомости, деревья уже помечены. Всего на этом квартале 340 деревьев.
Вопрос журналиста:
— Проводились ли раньше подобные общественные слушания, и чем они вызваны?
— Нет, раньше не проводились. А вызваны они тем, что люди не все знают, они напуганы тем, что что-то рубят. В Лесопарке проводятся санитарные мероприятия, есть план, который уже утвержден.
Вторым выступил Александр Каряка, правозащитник, представитель общественной организации «Харьков — сильный регион». Он рассказал о том, что деревья для города — не просто торчащие из земли палки. Они и воздух очищают, и глобальное потепление климата останавливают. Правозащитник подчеркнул, что на смену каждого срубленного дерева необходимо посадить новое, молодое. А Сергей Шапаренко заметил, что рубка деревьев у Мемориала, где 9 мая пройдут наши старики, участники Великой Отечественной, действительно дело нужное. Но таких деревьев, которые угрожают людям, — несколько десятков. Остальные 300-320 погибнут зазря. Вообще, в ботаническом памятнике природы, которым являются несколько кварталов Лесопарка, где растет и тюльпан дубравный, и многие другие редкие растения, где живут летучие мыши, водятся другие редкие и исчезающие животные, хозяйственная деятельность человека недопустима. С этой мыслью полностью согласился кандидат биологических наук, младший научный сотрудник БИНа ХНУ имени Каразина Антон Влащенко. Специалист отметил, что рубить деревья с дуплами — преступление против природы. Он подчеркнул, что авторы проекта вырубки 340 деревьев пользуются научными подходами 40-50-летней давности. Уже сегодня наука пришла к выводу, что без соседства старых умирающих деревьев молодые здоровыми не вырастут. Жизнь и смерть в природе — естественный, неразрывный процесс. Старые и больные деревья служат домом для тысяч видов редких насекомых, субстратом для роста грибов, «столовой» для дятлов и других птиц. «Лес не будет живым, если вырубать в нем все те деревья, которые нам по каким-то причинам не нравятся!» — подчеркнул ученый.
Предложения экологов — рубить только на расстоянии в 50 метров от аллей мемориала и 10 — от дорог. Остальной лес на территории ботанического памятника природы — оставить в покое, дать ему развиваться так, как это предусмотрела Природа, а не по человеческим прихотям. Среди пришедших было две женщины, по их словам — местные жительницы (правда, злые языки утверждали, что они — уборщицы Мемориала), которые высказались против этого, заявив, что очень боятся, что в чаще леса на них упадет ветка и убьет их. Но не смогли пояснить, почему, если они так боятся веток, им не ограничиться прогулками по тем кварталам Лесопарка, которые не входят в состав памятника природы «Сокольники-Померки» или не отправиться на прогулку в Горпарк или Сад Шевченко.
Следующим слово взял главный специалист Госуправления охраны окружающей природной среды Борис Антоненко. Он отметил:
— Данное мероприятие будет проводиться КП «Зеленстрой», оно связано с тем, что в последнее время поступает нам много жалоб (впоследствии не смог назвать ни одну жалобу, прим. авт.) по поводу самовольных рубок в лесопарке. Мы рассматриваем это заявление. Так как это совпало с тем, что к нам попал на согласование план санитарно-выборочных рубок в 61-м квартале, мы приняли решение о проведении данных слушаний. Собрать граждан, поместить на страницы газет, сайтов сообщение о слушаниях. На протяжении длительного времени идут споры: нужно рубить или действительно оставить данные сухостойные деревья. Сюда попало 340 деревьев, которые вымечены, обозначены. Вы можете поднять головы и убедиться в том, что эти деревья действительно сухие. В 13 выделах эти деревья располагаются. Мы будем принимать решение о согласовании, тут деваться нам уже некуда, так как это природоохранная территория, ботанический памятник природы. На прогалинах будет возможность за счет «Зеленстроя» посадить форму дуба, березку или елочку. Но густота этого насаждения не дает надобности в этом деле. Тут подрост молодой тоже есть. Я хочу сказать, что данная рубка ни в коем разе не сочленяется ни с каким планом застройки, ни с каким отводом земли. Это есть зона природно-заповедного фонда Украины, она охраняется законом. Не может быть об этом даже речи! А парк Горького (был вопрос) — это совсем другая тема!
— А в каком номере, какой газеты были опубликованы объявления о данных общественных слушаниях?
— Это, будьте любезны, вопрос к СКП «Зеленстрой». Они вам и квитанцию покажут об оплате объявления и саму газету!
— А известен субъект, который вырубает здесь деревья самовольно?
— Пока еще нет. Нам неведом субъект, который здесь рубит.
— А участки, которые самовольно рубятся?
— Речь идет об отводе земли пока, я так думаю. А рубки мне неизвестны в 61-м квартале. Нас поджимает время, поскольку на это части растет тюльпан дубравный. Он сейчас очень быстро поднимется, и мы не сможем тут ничего рубить. Тут представители с общественных формирований, группа «Печенеги», наш уважаемый господин Каряка скажет нам свое заключение. Мы заинтересованы в том, чтобы данное зеленое насаждение сохранять для будущих поколений граждан города Харькова в таком виде, как оно должно быть, а не в таком, как оно должно быть запущено. Сухостойные эти палки и деревья должны быть убраны.
— Мы все понимаем, что здесь 50 метров в одну сторону, 50 метров в другую — уже все вырублено, захвачено, заборы стоят. Какова позиция вашего управления в этом вопросе?
— Мы сегодня интересуемся вопросом 61-го квартала. А о каком квартале вы сейчас говорите? 61-м или нет?
— Ну вот, строение какое-то выглядывает. Это еще лесопарк или нет?
— Не знаю, надо пройти туда.
— Давайте пройдем?
— Давайте, идите. Пожалуйста. Меня сейчас интересует 61-й квартал.
— А улица Александровская? Там сейчас стоит забор, ведутся рубки?
— Не знаю я этого. Кто отвечает за лесопарк? «Зеленстрой» — так идите к ним и спрашивайте!
— А к кому обращаться по застройке Лесопарка?
— Чья территория? Земля чья? Города Харькова. Если Вы закон немного знаете, пользователь земли — городской совет. Коммунальное хозяйство, задайте вопрос им. Это, как я понимаю, эти «Печенеги», задайте им вопрос. Все вопросы, которые мы согласовываем, мы рассматриваем. Все, которые нам подходят. Напишите нам письмо, что на улице Александровской вырубают лес, и точный адрес укажите. А потом я буду комментировать!
— А слушания уже закончились?
— Уже уехали они. Закончились.
— А как будет учтено мнение общественности?
— В письменном виде все они предоставят нам все свои комментарии, а мы протокол напишем и туда внесем.
— То есть все харьковчане должны на эти слушания присылать вам письма со своей точкой зрения на эти вырубки деревьев?
— Пожалуйста! Можете присылать! Точка зрения всех.
— До которого часа, какого числа надо присылать эти письма?
— У нас в прессе, это не мы, а СКП «Харьковзеленстрой» сделало, написано, куда и когда надо направлять эти замечания. Сейчас я вам скажу, в какой газете... Есть газета, есть.
— А как называется?
— Видите, уже ушла представительница «Зеленстроя»...
— Так что это за общественные слушания, где не собирали мнение общественности, никто не вел протокол?
— Вели протокол! СКП «Зеленстрой». Им это поручено, они инициаторы. Вы хотите еще раз встретиться с ними? Так встретьтесь с ними, пройдите в их контору. Почему комедия? Это полностью их дело, они полностью выполняют эту позицию: собрать нас, выслушать. И протокольчик они напишут. А до того момента мы им ничего не согласуем. Пожалуйста, до свидания, спасибо! На сегодняшний день мы хотели получить мнение граждан, ваше мнение.
— А вы его получили?
— Нет, мы его не получили. Да с такими позициями как у вас...
— А какая у меня позиция, Вы знаете?
— Да вы подойдите немного к этому дереву, постойте возле него, может ветер будет, тогда Вы узнаете!
(вступает девочка из пресс-службы Управления):
— Вы были здесь, вы все слышали. Когда мы спрашивали мнение общественности, общественных каких-то правозащитников, да, они начали рассказывать про динозавров, про дупла, про земельный аукцион, а конкретно об этих деревьях ничего не сказали!
Борис Антоненко: — Вы, конкретно вас хотел бы спросить, какое у Вас мнение?
Олег Перегон: — Первое — на каждое срубленное посадить одно новое. Это не только мое мнение, а это регулируется нормативными актами, принятыми в городе Харькове.
Б.А. (перебивает): — Годится. Где именно посадить?
О.П.: — На том же месте, а не на Рогани, как у нас делается. На том же месте или рядом. Как это делается во всех парках мира. Не знаете как это делается — в Аскании-Нова в дендропарке вас научат. Второе — больше денег направлять в парковой, мемориальной зоне не на вырубку, а на лечение деревьев. Эти деревья для нас — святые. Здесь пролита кровь наших дедов и прадедов. Наши предки верили, что деревья на могилах — это не просто так, это вместилище душ умерших. Здесь — братская могила. Нельзя рубить сплеча. Лечить надо, подпирать, чтобы не упали. Как это делается — могут рассказать в дендропарке Аскании-Нова, где каждое дерево за сотни лет учтено и вылечено, если оно начинало болеть.
Б.А.: — Какими методами. Я сам лесоинженер, как дуб лечить?
О.П.: — Я не буду проводить с вами лекцию. Вы лесоинженер, а это — Лесопарк. Парковое хозяйство отличается от лесного. Ведется оно иначе. Здесь деревья имеют эстетическую, культурную, и, если хотите, ритуальную ценность. Третье, что на расстоянии 50 метров от бетонных дорожек, рубок не проводить. Так это делается во всем мире, нужно укрепить таблички: если ты сойдешь с дорожки, государство за тебя ответственности не несет. И там — лес, там живут и птицы, и летучие мыши, и косули. Вот это — мое мнение.
Б.А.: — Все, принято!
О.П.: — А как она будет учтена?
Б.А.: — Ну, посмотрим, как. Протокол сделает СКП «Зеленстрой».
О.П.: — А как оно сделает, если его представители уже ушли?
Б.А.: — Механизм такой: «Зеленстрой» сделает проект. Ваши замечания я уже понял, если придет протокол, вашу мысль мы как раз внесем в этот протокол. А потом так и будет: 50 метров и табличку поставим. Я все запомнил!
Когда все официальные лица организованно покинули место так называемых «слушаний», на Мемориале остались представители общественности. Местные жители рассказали экологам о тех безобразиях, которые творятся на территории Лесопарка. И высказали убежденность: на защиту деревьев сюда готовы выйти тысячи людей, их только нужно организовать. Мы постараемся это сделать, если парку действительно будет угрожать опасность!
Олег Перегон
(расшифровки сделаны с диктофонных записей, которые могут быть предоставлены всем желающим)
*
____________________
КОНТАКТЫ:
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков):
Сергей Шапаренко; тел. (066) 387-46-81
Олег Перегон; тел. 8(050)228-82-36,
Подготовлено ЭкГ "Печенеги", членом Международного Социально-экологического Союза.
Украинская коалиция "За дикую природу"
Відповіді
2008.03.14 | Олег
Re: Обiцянка – цяцянка, а дурному – радiсть!
Предлагаю, прокуратуре области возбудить уголовное дело и согласно подписей впротоколе приминить меру присечения, как взятие под стражу!Чиновникам будет время обдумать, не будут отвлекать назойливые граждане и журналисты!