МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

"нова Конституція" від ВР (якщо вірити Комерсантові канешно) (/)

04/22/2008 | Tatarchuk
Рабочая группа Национального конституционного совета вчера завершила работу над проектом концепции обновленной Конституции.


Предполагается, что значительные изменения претерпят полномочия президента – он будет лишен права предлагать кандидатуры министров иностранных дел и обороны и не сможет влиять на экономическую политику правительства. В БЮТ и Партии регионов собираются еще больше сузить полномочия главы государства и превратить Украину в парламентскую республику.

Вчера в секретариате президента (СП) прошло закрытое заседание рабочей группы Национального конституционного совета (НКС). «Концепция системного обновления конституционного урегулирования общественных отношений в Украине» – так официально называется документ – фактически предусматривает разработку новой Конституции. Предполагается, что изменения будут внесены во все без исключения разделы действующего основного закона.

К заседанию НКС, которое состоится 23 апреля и где будет присутствовать президент Виктор Ющенко, рабочая группа выработала твердую позицию относительно формы правления в Украине. «Сначала было много разговоров о том, чтобы перейти к президентской модели, но в результате рабочая группа твердо решила, что, раз уже утвердилась парламентско-президентская республика, от нее отступать нельзя», – сообщил один из членов рабочей группы.

Несмотря на то что форма правления остается прежней, полномочия президента, согласно разработанной концепции, претерпят изменения. Предполагается, что глава государства будет лишен права вносить кандидатуры на назначение двух министров – обороны и иностранных дел. При этом, по имеющейся информации, президент будет отвечать за две сферы – внешнюю политику, а также национальную безопасность и оборону. Помимо этого он будет отстранен от исполнительной власти в части экономики. «У него будут достаточно широкие полномочия, но командовать правительством он, конечно, уже не сможет», – резюмировал другой член рабочей группы.

Определение полномочий президента в новой редакции Конституции – один из ключевых моментов.

– Нельзя говорить, что в этом случае президент что-то потеряет или что-то приобретет. Укрепится статус президента как гаранта Конституции, а также его статус с точки зрения взаимодействия и сбалансированности органов государственной власти и местного самоуправления, – рассказала заместитель главы СП, секретарь НКС Марина Ставнийчук. – С другой стороны, безусловно, для того чтобы избежать последствий дуализма во власти, предлагается закрепить исполнительную власть на центральном уровне и по вертикали – за Кабинетом министров.

Неожиданным является отсутствие в концепции новой редакции Конституции такого понятия, как парламентская коалиция. «Мы пришли к выводу, что само понятие «коалиция» в Конституцию включать не нужно – оно скорее политическое, чем правовое»,– объяснил один из экспертов рабочей группы. В новой редакции Конституции будет прописан четкий механизм формирования правительства. Предполагается, что кандидатуру премьер-министра будет предлагать лидер фракции, получившей наибольшее количество мандатов по итогам выборов. В случае если эта кандидатура не будет утверждена, это право перейдет к фракции, занявшей на выборах второе место. Если же и в этом случае премьер не станет известен, право на выдвижение кандидатуры премьер-министра получит президент. Неутверждение и этой кандидатуры даст главе государства право распустить Раду.

Вместе с тем ряд наиболее дискуссионных вопросов, среди которых есть и достаточно резонансные, был вынесен за скобки. По имеющейся информации, члены рабочей группы не смогли определиться по семи вопросам. В частности, о закреплении в Конституции нейтрального статуса Украины, придании русскому языку статуса государственного или официального, а также об определении системы выборов в парламент и местные органы власти.

В числе этих семи вопросов оказались и ранее не выносившиеся на публичное обсуждение – введение двойного гражданства и института народного вето, а также необходимость формирования двухпалатного парламента. Помимо этого в списке спорных оказались и некоторые аспекты самороспуска Верховной рады: члены рабочей группы пока не определились, на протяжении какого времени, в случае досрочного роспуска или самороспуска парламента, сохраняются его полномочия.

В БЮТ новую редакцию Конституции видят совершенно иной, чем в секретариате президента. На сегодня запланировано заседание фракции БЮТ, которое будет посвящено обсуждению изменений в Конституции. По имеющейся информации, БЮТ, в отличие от рабочей группы, будет настаивать на внесении изменений только в пять разделов, касающихся Верховной рады, президента, Кабинета министров и органов исполнительной власти, суда, правосудия и прокуратуры, а также территориальной организации власти и местного самоуправления. «Концептуально речь пойдет о формировании парламентской республики и об усилении полномочий парламента», – рассказал один из руководителей фракции.

При этом, несмотря на намерение перейти к парламентской форме правления, о чем премьер-министр Юлия Тимошенко заявила в ПАСЕ, в БЮТ не собираются ликвидировать пост президента. Более того, во фракции не планируют менять процедуру избрания главы государства. Что касается полномочий президента, в этом вопросе взгляды БЮТ и рабочей группы НКС совпадают. В БЮТ согласны с необходимостью сместить центр власти от президента к правительству и парламенту, ограничив полномочия главы государства внешнеполитической и оборонной сферами.

Наибольшее количество дискуссий, по прогнозам юристов БЮТ, может вызвать реформирование органов местного самоуправления. В ходе заседания члены фракции рассмотрят возможность ликвидации института председателей облгосадминистраций или закрепления за ними исключительно контрольных функций.

Радикальные изменения в БЮТ намерены внести и в судебную систему. В их числе может быть предложено поддержать восстановление трехзвенной системы судебного рассмотрения (суд первой инстанции, апелляционная и кассационные инстанции), а также введение системы избрания судей всех уровней «народом, путем голосования».

Если в БЮТ предложения пока сформулированы в виде тезисов, то у Партии регионов имеется готовый проект основного закона. В ПР, как и в БЮТ, рассматривают только один вариант внесения изменений в Конституцию – по итогам работы временной специальной парламентской комиссии, которую, правда, эти фракции пока так и не смогли создать. «После создания специальной комиссии в парламенте мы будем консультироваться с другими фракциями. И те положения, которые могут получить поддержку более трехсот депутатов, будут оформлены в виде законопроекта, который мы и подадим», – сказал высокопоставленный источник во фракции Партии регионов.

При этом в ПР готовы поддержать, как минимум, два предложения БЮТ – сосредоточить исполнительную власть в руках премьер-министра и превратить Украину в парламентскую республику. «Приоритетом является парламентская форма правления. Она больше позволяет защитить демократическое развитие. Кроме того, эта же форма является предохранителем от желания одного человека сконцентрировать в своих руках чрезмерные полномочия», – уверенно заявил собеседник.

Совпадение взглядов двух крупнейших парламентских фракций, имеющих в сумме 331 голос, дает основания предполагать, что именно их предложения в итоге и будут приняты в Раде.


Коммерсант-Украина

22 апреля 2008. 09:30

http://obkom.net.ua/news/2008-04-22/0930.shtml

Відповіді

  • 2008.04.22 | ilia25

    Ніфіга собі -- це ж визнання поразки!

    Найцікавіше, що і проект СП -- це теж фактично парламентська республіка!

    Єдине що я не розумію, так це що і порект СП, і (хоча це може бути помилка в статті) проект БЮТ залишають за Президентом зовнішню політику та оборону -- яким чином, адже відповіних міністрів призначатиме коаліція!

    Знову буде той же маразм коли Конституція буде сама собі протирічити і її будут трактувати кожет так, як йому вигідно?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.04.22 | Shooter

      поразки, перемоги, наші, німці..

      як казав поет, "ти мариш гаслами стертими".

      Чому не припустити, що "внормалізована" Конституція таки вигідна всім?

      Не у варіанті БЮТівсько-ПРУшної диктатури, звісно, але і не в корявому сьогоднішньому...
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2008.04.22 | ilia25

        Це поразка "Балоги -- це я" і ідеї зміцнення Президента

        Мушу вам нагадати, що Ющенко послідовно боровся за відміну політреформи чи не з самого початку. Зокрема, ВР на хвилиночку була розпущена саме для того, щоб попередити перехід до парламентської республіки.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2008.04.22 | Shooter

          Ще раз Вам кажу: світ далеко не дуальний

          ilia25 пише:
          > Мушу вам нагадати, що Ющенко послідовно боровся за відміну політреформи чи не з самого початку.

          Ну і? Він і далі продовжує - бо реХворма ім. тов. Мудведчука є мертвонароджене дитя.

          > Зокрема, ВР на хвилиночку була розпущена саме для того, щоб попередити перехід до парламентської республіки.

          ВР була розпущена насамперед тому, що "прихильники парламентної республіки" (і як то я тоді не зауважив між ними Юлю? до цих пір "дивуюся") вирішили, що владу дає бабло, а не голоси виборців.

          Тому й вчисту програли - якщо Ви ще не зауважили.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2008.04.22 | ilia25

            Хіба я про те писав?

            Shooter пише:
            > ilia25 пише:
            > > Мушу вам нагадати, що Ющенко послідовно боровся за відміну політреформи чи не з самого початку.
            >
            > Ну і? Він і далі продовжує - бо реХворма ім. тов. Мудведчука є мертвонароджене дитя.

            Навпаки, проект СП її поглиблює :) Політреформа вивела уряд з під контролю Президента, і Ющенко всі ці роки намагався собі цей контроль повернути. До цього тиждня, себто :)

            >
            > > Зокрема, ВР на хвилиночку була розпущена саме для того, щоб попередити перехід до парламентської республіки.
            >
            > ВР була розпущена насамперед тому, що "прихильники парламентної республіки" (і як то я тоді не зауважив між ними Юлю? до цих пір "дивуюся") вирішили, що владу дає бабло, а не голоси виборців.

            Розповідайте ці казочки іншим зазомбованим.
    • 2008.04.22 | Mossad

      просто Комерсант все переплутав, це ж нарізка повідомлень з лент

      згорнути/розгорнути гілку відповідей
  • 2008.04.22 | 123

    Тут більше про Конституцію від Балоги

  • 2008.04.22 | SpokusXalepniy

    Попробуйте мне объяснить то, с чем все согласны.

    Из приведенных заметок ясно, что обе комиссии ограничивают президента. И при этом отдают ему чуть большие или чуть меньшие сферы влияния.
    Ну, допустим, комиссии согласятся, что военное ведомоство, СБУ и внешняя политика - за президентом, а остальное - за премьером. Прокуратура - никому не подчиняется, а только подотчетна.

    Тут у меня вопрос вовсе не в том кто и как назначает министров, главу СБУ, Генпрокурора и пр.
    Мне совсем не понятно ПОЧЕМУ линия разделения полномочий между президентом и премьером проходит по внешней/внутренней политике.

    Разве принцип разделения властей заключается в том, кто сколькими и какими министерствами ведает? С чего это вдруг взялось такое размежевание между внутренней и внешней политикой? Чем вызвано это различие?

    По-моему, экономика (да и политика) внешних и внутренних отношений СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ намного прочнее, чем, скажем якобы "единство" таких министерств (под управлением премьера) как сельского хозяйства и культуры и спорта.

    Короче, мне кажется, что такое искусственное разделение полномочий президента и премьера смотрится как авианосец, на котором нет капитана, а есть два командующих - один отвечает за боевые операции самолётов в воздухе и секретные шифры команд, а другой за судоходную часть, эти же самолёты и их экипажи, когда они на палубе. В то время как сам авианосец - это целостная система, которую никаким "автогеном" не разрежешь, кроме случаев сдачи его на металлолом.

    Вывод. Линия разделение между президентом и премьером должна проходить по ТОЙ ЖЕ САМОЙ ГРАНИЦЕ, которую указывает ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, а не "кто первым стоял в очереди на власть".

    Поясните где я не прав. Пояснение в виде: "посмотри как в Херландии" не принимаются, потому что у всех этих "лапландий" черти прячутся в деталях, о которых мы не знаем.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.04.22 | ilia25

      Это нельзя объяснить потому, что это маразм

    • 2008.04.22 | cartes

      Президент - Голова держави.

      Тобто особа, що виступає від імені держави на міжнародному рівні.
      Виконувати цю функцію повною мірою він може у випадку президентської форми устрою влади. У випадку президентсько-парламентської форми він може виконувати представницьку функцію так-сяк за умови достатнього порозуміння з ПМ.

      Як на мене, для нас Президент є зайвою фігурою, принаймні до того часу, поки національний інтерес не стане найвищим пріоритетом для очільників країни. Щоб хоча б назовні вони діяли консолідовано.

      Посилити парламент і уряд за рахунок президента є проміжною сходинкою до парламентської моделі. Ну, не можна ж отак зразу викинути балаган з Печерських пагорбів!
    • 2008.04.22 | Tatarchuk

      тому що (с)

      SpokusXalepniy пише:
      > Из приведенных заметок ясно, что обе комиссии ограничивают президента. И при этом отдают ему чуть большие или чуть меньшие сферы влияния.

      Дуже просте пояснення.
      Балога не хотів би щоб Тимошенко (авдруг!) дісталася посада президента з існуючими на сьогодні повноваженнями. Це він Ющенкові може вішати локшину, що другий термін практично в кишені. А собі не збрешеш.
  • 2008.04.22 | catko

    так і з нав що без домовленості з регіонами юлька так впевнено

    конституцію би не краяла на міжнародному рівні


    > При этом в ПР готовы поддержать, как минимум, два предложения БЮТ – сосредоточить исполнительную власть в руках премьер-министра и превратить Украину в парламентскую республику.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.04.22 | Mossad

      дичина дуже смачна, не дивно, що її ділитимуть обидві партії

      Крім того, Тимошенко влітку виходить заміж за Шуфріча.
      Доведено методом Нєхорошева.

      У звязку із чим новий прапор України виглядатиме так: червоне серце на біло-синьому тлі, і девіз -- "Тому що ми вас любимо!"


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".