«Одесса - Броды» в преддверии аверса (л)
06/05/2008 | Koder
«Одесса - Броды» в преддверии аверса
Валентина Романова, для «Главреда»
Усилиями Украины и при поддержке международного сообщества нефтепровод «Одесса – Броды» готовится к работе в проектном направлении. Использование трубопровода по аверсному маршруту призвано засвидетельствовать приверженность Киева принципам диверсификации своих транзитных возможностей, стать обязательным компонентом собственной энергетической безопасности, а также новым содержанием сотрудничества Украины со странами Европейского Союза, Прикаспия и Средней Азии.
Однако, достижение цели возможно лишь в случае, если нефтепровод «Одесса – Броды» не будет использован как элемент политического противостояния в самой Украине.
Не сразу все устроилось
Преследуя цели развития собственных транзитных возможностей, а также диверсификации поставок нефти на свои нефтеперерабатывающие заводы, Украина изначально проектировала нефтепровод «Одесса-Броды» для прокачки каспийских энергоносителей в Европу. На момент окончания строительства в 2002 году 674-километровый трубопровод суммарной стоимостью 550 млн. грн. позволял прокачивать до 14 млн. тонн нефти в год в направлении западной границы Украины.
Предполагалось, что проектное направление маршрута заинтересует европейские правительства и компании, стремящиеся к обеспечению собственной энергетической безопасности. Однако несмотря на реверансы потенциальных партнеров по поставкам и транзиту энергоносителей, а также подтверждения международной конкурентоспособности проекта со стороны авторитетных аудиторских компаний (например, PriceWaterhouseCооpers), «Одесса-Броды» оставался незагруженным в течение трех лет. Представители правительства и нефтяного бизнеса Польши не спешили приниматься за достройку нефтепровода до Плоцка, а поставщики из Средней Азии – за выкраивание объемов нефти из уже законтрактованного сырья.
Единственным альтернативным применением нефтепровода оказалась работа в реверсном направлении. В 2004 году «Укртранснафта» и российско-британская «ТНК-ВР» подписали соответствующее соглашение, предполагающее ежегодную прокачку до 9 млн. тонн нефти Urals по маршруту Мозырь – Броды – МНТ «Южный» на протяжении трех лет. Уже в 2004 году по нему было прокачано 1 млн. 048 тыс. тонн нефти, в 2005 г. - 5 млн. 754 тыс. тонн, в 2006 г. - 3 млн. 418 тыс. тонн., а в 2007 г. – рекордный объем нефти – 9 млн. 056 тыс. тонн. Таким образом, в целом за время работы реверсного маршрута (с конца 2004 г. по 1 мая 2008 г.) было прокачано 22 млн. 036 тыс. тонн сырья, за что Украина получила в виде платежей за транзит и портовых сборов 226,3 млн. долл. В конце 2006 г. стороны задекларировали готовность к дальнейшему сотрудничеству, договорившись о транспортировке российских ресурсов по тому же маршруту (в объеме 9 млн. тонн в год) до 2010 года.
Как видно, реверсный режим работы нефтепровода оказался не так уж и плох. Особенно в условиях отсутствия реалистичных альтернатив его использования.
Новый поворот
Однако поиски возможностей проектного направления «Одесса-Броды» наконец-то увенчались успехом. Подтверждения тому – указ Президента Виктора Ющенко о переводе нефтепровода в аверсный режим до конца года, а также решения Международного энергетического форума и Киевского саммита по вопросам энергетической безопасности, прошедшие 22-23 мая 2008 г. Президент поручил Межведомственной рабочей группе разработать и подать в недельный срок план мероприятий относительно перевода с 2008 года нефтепровода «Одесса-Броды» по проектному направлению с сохранением при этом уровня доходов от его использования. Форум и саммит обеспечили необходимую международную поддержку новой энергетической политики Украины. В частности, были подписаны: Киевская декларация относительно принципов глобальной энергетической безопасности; Общее заявление относительно Каспийско-Черноморско-Балтийского энерготранзитного пространства и Общее заявление Президентов Азербайджанской Республики, Грузии, Литовской Республики, Республики Польша и Украины относительно проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора.
Именно проект «Одесса-Броды» стал одной из главных тем саммита. В своем вступительном слове Президент Украины В. Ющенко отметил, что достройка нефтепровода до Плоцка позволит решить вопрос обеспечения стран Европейского Союза каспийской нефтью. Свою приверженность реализации проекта подтвердили все участники саммита. В частности, член Всемирного совета по энергетике (от турецкого национального комитета) Н. Памир заявил, что Еврокомиссия и страны ЕС заинтересованы в аверсном использовании «Одесса-Броды».
Однако наибольший оптимизм вселяет позиция Азербайджана. Значимость участия в проекте этого среднеазиатского партнера сложно преувеличить. Практика показала, как нелегко выстраиваются отношения с восточными партнерами. Если прибытие на саммит не Президента Н. Назарбаева, а вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Л. Кетебаевича позволяет рассчитывать на участие Казахстана только в будущем, то заявления И. Алиева свидетельствуют о готовности Азербайджана поставлять сырье для нефтепровода «Одесса-Броды». В частности, Украина и Азербайджан договорились о поставке 470 тыс. тонн технологической каспийской нефти для обеспечения работы трубопровода в аверсном режиме. Созданная украино-азербайджанская комиссия на уровне президентов двух стран призвана подготовить и представить до середины июля 2008 г. технико-экономическое обоснование наполнения трубопровода.
Решение об аверсном использовании нефтепровода «Одесса-Броды» уже переводится в практическую плоскость. НАК «Нафтогаз Украины» до конца первого полугодия 2008 г. планирует перевести трубопровод в проектный режим для транспортировки легкой каспийской нефти. Первая партия нефти по нему будет поставлена из Азербайджана в Чехию транзитом через Словакию, что не предусматривает достройки нефтепровода. По словам председателя правления «Укртранснафты» И. Кирюшина, в настоящее время запланировано проведение технологического эксперимента по поставкам нефти на Кралупский НПЗ в объеме 40 тыс. тонн. Реализация задуманного не заставит себя долго ждать – «Укртранснафта» готова к проведению эксперимента по прокачке каспийской нефти уже в ближайшие дни.
Это не единственная договоренность на поставку каспийской нефти по трубопроводу «Одесса-Броды» в аверсном режиме. И. Кирюшин также сообщил о заключении предварительных договоренностей на поставку каспийской нефти с компаниями MOL (Венгрия) и PGING (Польша). В случае прокачки каспийской нефти по нефтепроводу «Одесса-Броды» в аверсном направлении компания MOL может приобретать для последующей переработки до 500 тыс. тонн нефти в год. Как заявил директор департамента экономического сотрудничества МИД Украины Корсунский, в настоящее время в процессе работы находится технико-экономическое обоснование поставок нефти из Азербайджана по «Одесса-Броды» до Мажейкяйского НПЗ (Литва) для загрузки завода, что станет возможным после подключения Литвы к проекту. По словам уполномоченного Президента В. Ющенко по международным вопросам энергетической безопасности Б. Соколовского, планируется разработка новой ветки нефтепровода «Одесса – Броды» на Белоруссию, которая будет идти параллельно существующим уже ниткам «Дружбы».
С позиции национальных интересов
Наконец-то украинская элита обеспечила долгожданный энергетический прорыв. Без преувеличения – это венец многолетних усилий ряда политических команд. Сегодня, как и раньше, использование трубопровода «Одесса-Броды» в аверсном направлении полностью отвечает украинским национальным интересам. В первую очередь, речь идет о диверсификации источников поставок энергоресурсов, а также о развитии собственных транзитных возможностей. Именно к этому Киев стремился в течение многих лет своей энергетической зависимости и нереализованных амбиций в сфере энергетики.
Реализация проекта «Одесса-Броды» в аверсном режиме наполняет практическим содержанием идею регионального лидерства Украины. Существенное повышение роли Киева в системе энергетической безопасности и энергетических коммуникаций между поставщиками и потребителями энергоресурсов отмечают даже скептики. Украине удалось успешно ответить на запрос о формировании единой энергетической политики в регионе. Инициатива Киева об эффективном транзитном пространстве безопасности оказалась требованием времени.
Диверсификация энергетического рынка необходима сегодня как Европе, так и Азии. Потому практическая реализация проекта «Одесса-Броды» в аверсном режиме получило столь широкую международную поддержку. Этап формальных деклараций уже позади. Сегодня Украина получила реальный шанс действенно интегрироваться в единое европейское энергетическое пространство, выстраивая при этом партнерские и взаимовыгодные отношения со странами-поставщиками энергоресурсов.
В том числе и с нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией. Злые языки уже успели окрестить готовящееся аверсное использование трубопровода «Одесса-Броды» «подножкой» России. Однако не стоит путать грешное с праведным. Еще 16 мая 2008 г. российское правительство приняло решение об изъятии нефти, которая идет по маршруту «Одесса-Броды» в реверсном направлении и заполнить ею БТС-2. Возможно, это решение связано с уменьшением добычи нефти в РФ, которое отмечает, в частности, вице-президент ЛУКОЙЛа Л. Федун. В своем интервью для британской The Financial Times от 16 апреля 2008 г. он признал, что Россия прошла пик нефтедобычи и что уже в ближайшее время ее ожидает спад. Мнение топ-менеджера российской нефтяной компании подтверждают обнародованные данные Росстата, которые свидетельствуют о спаде добычи нефти в 1 квартале 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,2% - до 121 млн. тонн.
Умение поступать с позиций своих национальных интересов в рамках международного права должно стать постоянной характеристикой Украины. Сегодня для этого есть все необходимые предпосылки – возможности собственного транзита энергоносителей, гарантии о поставках необходимых объемов сырья, а также запрос международных партнеров на диверсификацию транзитных маршрутов.
Раскачивание лодки недопустимо
Ключевым фактором успешного аверсного использования нефтепровода «Одесса-Броды» является политическая стабильность, непосредственно определяющая положение дел в энергетической политике Украины. Безусловно, добрая воля наших партнеров по транзиту и поставкам энергоносителей, физическое наличие необходимых объемов, вопросы финансирования и временных рамок достройки трубопровода оказывают серьезное воздействие на КПД всего проекта. Упомянутые аспекты будут приниматься в расчет на каждом этапе его реализации, а их учет станет прогнозируемым предметом консенсуса всех стран-участниц. Куда больше опасений вызывает вопрос внутренней разобщенности украинских элит – фактор, который традиционно определяет эффективность нашей энергетической политики.
Последние несколько месяцев обострения политического противостояния во властной среде лишь усиливают высказанные опасения. Нарастающая политизация украинской экономики уже привела к снижению конкурентоспособности украинской экономики. По оценкам Швейцарского экономического института IMD, за последний год Украина опустилась на 8 позиций в соответствующем рейтинге, заняв 54 место из 55 возможных.
Нарастающая политизация отечественной экономики может аукнуться и в сфере энергетики. Это особенно актуально сейчас, когда до запуска нефтепровода «Одесса-Броды» в аверсном режиме рукой подать. Потенциальной мишенью для атак может стать, в первую очередь, «Укртранснафта», являющаяся непосредственным подписантом достигнутой договоренности о поставках азербайджанской нефти на чешские НПЗ. Однако шанс успешного аверсного использования нефтепровода «Одесса-Броды» - это как раз тот случай, когда национальный интерес должен возобладать над личной выгодой в борьбе за власть и ее ценные призы. Как раз смена менеджмента госкомпании часто становилась причиной, из-за которой тормозились и даже прикрывались крупные проекты.
Сегодня запрос на политическую стабильность в Украине приобретает международный формат. Мы так долго говорили о многочисленных геополитических рисках, преграждающих запуск нефтепровода в аверсном направлении. Пришло время обезопасить проект от политических рисков, формирующих нынешнюю повестку дня в Украине.
Национальной элите не пристало уподобляться паукам в банке. Особенно непозволительно перетягивать одеяло в шаге от долгожданной цели – диверсификации поставок энергоносителей, развития собственных транзитных возможностей и создания единого энергетического пространства с Европейским Союзом.
Автор - эксперт ЦСИ «София»
http://glavred.info/archive/2008/06/04/113036-0.html
Валентина Романова, для «Главреда»
Усилиями Украины и при поддержке международного сообщества нефтепровод «Одесса – Броды» готовится к работе в проектном направлении. Использование трубопровода по аверсному маршруту призвано засвидетельствовать приверженность Киева принципам диверсификации своих транзитных возможностей, стать обязательным компонентом собственной энергетической безопасности, а также новым содержанием сотрудничества Украины со странами Европейского Союза, Прикаспия и Средней Азии.
Однако, достижение цели возможно лишь в случае, если нефтепровод «Одесса – Броды» не будет использован как элемент политического противостояния в самой Украине.
Не сразу все устроилось
Преследуя цели развития собственных транзитных возможностей, а также диверсификации поставок нефти на свои нефтеперерабатывающие заводы, Украина изначально проектировала нефтепровод «Одесса-Броды» для прокачки каспийских энергоносителей в Европу. На момент окончания строительства в 2002 году 674-километровый трубопровод суммарной стоимостью 550 млн. грн. позволял прокачивать до 14 млн. тонн нефти в год в направлении западной границы Украины.
Предполагалось, что проектное направление маршрута заинтересует европейские правительства и компании, стремящиеся к обеспечению собственной энергетической безопасности. Однако несмотря на реверансы потенциальных партнеров по поставкам и транзиту энергоносителей, а также подтверждения международной конкурентоспособности проекта со стороны авторитетных аудиторских компаний (например, PriceWaterhouseCооpers), «Одесса-Броды» оставался незагруженным в течение трех лет. Представители правительства и нефтяного бизнеса Польши не спешили приниматься за достройку нефтепровода до Плоцка, а поставщики из Средней Азии – за выкраивание объемов нефти из уже законтрактованного сырья.
Единственным альтернативным применением нефтепровода оказалась работа в реверсном направлении. В 2004 году «Укртранснафта» и российско-британская «ТНК-ВР» подписали соответствующее соглашение, предполагающее ежегодную прокачку до 9 млн. тонн нефти Urals по маршруту Мозырь – Броды – МНТ «Южный» на протяжении трех лет. Уже в 2004 году по нему было прокачано 1 млн. 048 тыс. тонн нефти, в 2005 г. - 5 млн. 754 тыс. тонн, в 2006 г. - 3 млн. 418 тыс. тонн., а в 2007 г. – рекордный объем нефти – 9 млн. 056 тыс. тонн. Таким образом, в целом за время работы реверсного маршрута (с конца 2004 г. по 1 мая 2008 г.) было прокачано 22 млн. 036 тыс. тонн сырья, за что Украина получила в виде платежей за транзит и портовых сборов 226,3 млн. долл. В конце 2006 г. стороны задекларировали готовность к дальнейшему сотрудничеству, договорившись о транспортировке российских ресурсов по тому же маршруту (в объеме 9 млн. тонн в год) до 2010 года.
Как видно, реверсный режим работы нефтепровода оказался не так уж и плох. Особенно в условиях отсутствия реалистичных альтернатив его использования.
Новый поворот
Однако поиски возможностей проектного направления «Одесса-Броды» наконец-то увенчались успехом. Подтверждения тому – указ Президента Виктора Ющенко о переводе нефтепровода в аверсный режим до конца года, а также решения Международного энергетического форума и Киевского саммита по вопросам энергетической безопасности, прошедшие 22-23 мая 2008 г. Президент поручил Межведомственной рабочей группе разработать и подать в недельный срок план мероприятий относительно перевода с 2008 года нефтепровода «Одесса-Броды» по проектному направлению с сохранением при этом уровня доходов от его использования. Форум и саммит обеспечили необходимую международную поддержку новой энергетической политики Украины. В частности, были подписаны: Киевская декларация относительно принципов глобальной энергетической безопасности; Общее заявление относительно Каспийско-Черноморско-Балтийского энерготранзитного пространства и Общее заявление Президентов Азербайджанской Республики, Грузии, Литовской Республики, Республики Польша и Украины относительно проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора.
Именно проект «Одесса-Броды» стал одной из главных тем саммита. В своем вступительном слове Президент Украины В. Ющенко отметил, что достройка нефтепровода до Плоцка позволит решить вопрос обеспечения стран Европейского Союза каспийской нефтью. Свою приверженность реализации проекта подтвердили все участники саммита. В частности, член Всемирного совета по энергетике (от турецкого национального комитета) Н. Памир заявил, что Еврокомиссия и страны ЕС заинтересованы в аверсном использовании «Одесса-Броды».
Однако наибольший оптимизм вселяет позиция Азербайджана. Значимость участия в проекте этого среднеазиатского партнера сложно преувеличить. Практика показала, как нелегко выстраиваются отношения с восточными партнерами. Если прибытие на саммит не Президента Н. Назарбаева, а вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Л. Кетебаевича позволяет рассчитывать на участие Казахстана только в будущем, то заявления И. Алиева свидетельствуют о готовности Азербайджана поставлять сырье для нефтепровода «Одесса-Броды». В частности, Украина и Азербайджан договорились о поставке 470 тыс. тонн технологической каспийской нефти для обеспечения работы трубопровода в аверсном режиме. Созданная украино-азербайджанская комиссия на уровне президентов двух стран призвана подготовить и представить до середины июля 2008 г. технико-экономическое обоснование наполнения трубопровода.
Решение об аверсном использовании нефтепровода «Одесса-Броды» уже переводится в практическую плоскость. НАК «Нафтогаз Украины» до конца первого полугодия 2008 г. планирует перевести трубопровод в проектный режим для транспортировки легкой каспийской нефти. Первая партия нефти по нему будет поставлена из Азербайджана в Чехию транзитом через Словакию, что не предусматривает достройки нефтепровода. По словам председателя правления «Укртранснафты» И. Кирюшина, в настоящее время запланировано проведение технологического эксперимента по поставкам нефти на Кралупский НПЗ в объеме 40 тыс. тонн. Реализация задуманного не заставит себя долго ждать – «Укртранснафта» готова к проведению эксперимента по прокачке каспийской нефти уже в ближайшие дни.
Это не единственная договоренность на поставку каспийской нефти по трубопроводу «Одесса-Броды» в аверсном режиме. И. Кирюшин также сообщил о заключении предварительных договоренностей на поставку каспийской нефти с компаниями MOL (Венгрия) и PGING (Польша). В случае прокачки каспийской нефти по нефтепроводу «Одесса-Броды» в аверсном направлении компания MOL может приобретать для последующей переработки до 500 тыс. тонн нефти в год. Как заявил директор департамента экономического сотрудничества МИД Украины Корсунский, в настоящее время в процессе работы находится технико-экономическое обоснование поставок нефти из Азербайджана по «Одесса-Броды» до Мажейкяйского НПЗ (Литва) для загрузки завода, что станет возможным после подключения Литвы к проекту. По словам уполномоченного Президента В. Ющенко по международным вопросам энергетической безопасности Б. Соколовского, планируется разработка новой ветки нефтепровода «Одесса – Броды» на Белоруссию, которая будет идти параллельно существующим уже ниткам «Дружбы».
С позиции национальных интересов
Наконец-то украинская элита обеспечила долгожданный энергетический прорыв. Без преувеличения – это венец многолетних усилий ряда политических команд. Сегодня, как и раньше, использование трубопровода «Одесса-Броды» в аверсном направлении полностью отвечает украинским национальным интересам. В первую очередь, речь идет о диверсификации источников поставок энергоресурсов, а также о развитии собственных транзитных возможностей. Именно к этому Киев стремился в течение многих лет своей энергетической зависимости и нереализованных амбиций в сфере энергетики.
Реализация проекта «Одесса-Броды» в аверсном режиме наполняет практическим содержанием идею регионального лидерства Украины. Существенное повышение роли Киева в системе энергетической безопасности и энергетических коммуникаций между поставщиками и потребителями энергоресурсов отмечают даже скептики. Украине удалось успешно ответить на запрос о формировании единой энергетической политики в регионе. Инициатива Киева об эффективном транзитном пространстве безопасности оказалась требованием времени.
Диверсификация энергетического рынка необходима сегодня как Европе, так и Азии. Потому практическая реализация проекта «Одесса-Броды» в аверсном режиме получило столь широкую международную поддержку. Этап формальных деклараций уже позади. Сегодня Украина получила реальный шанс действенно интегрироваться в единое европейское энергетическое пространство, выстраивая при этом партнерские и взаимовыгодные отношения со странами-поставщиками энергоресурсов.
В том числе и с нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией. Злые языки уже успели окрестить готовящееся аверсное использование трубопровода «Одесса-Броды» «подножкой» России. Однако не стоит путать грешное с праведным. Еще 16 мая 2008 г. российское правительство приняло решение об изъятии нефти, которая идет по маршруту «Одесса-Броды» в реверсном направлении и заполнить ею БТС-2. Возможно, это решение связано с уменьшением добычи нефти в РФ, которое отмечает, в частности, вице-президент ЛУКОЙЛа Л. Федун. В своем интервью для британской The Financial Times от 16 апреля 2008 г. он признал, что Россия прошла пик нефтедобычи и что уже в ближайшее время ее ожидает спад. Мнение топ-менеджера российской нефтяной компании подтверждают обнародованные данные Росстата, которые свидетельствуют о спаде добычи нефти в 1 квартале 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,2% - до 121 млн. тонн.
Умение поступать с позиций своих национальных интересов в рамках международного права должно стать постоянной характеристикой Украины. Сегодня для этого есть все необходимые предпосылки – возможности собственного транзита энергоносителей, гарантии о поставках необходимых объемов сырья, а также запрос международных партнеров на диверсификацию транзитных маршрутов.
Раскачивание лодки недопустимо
Ключевым фактором успешного аверсного использования нефтепровода «Одесса-Броды» является политическая стабильность, непосредственно определяющая положение дел в энергетической политике Украины. Безусловно, добрая воля наших партнеров по транзиту и поставкам энергоносителей, физическое наличие необходимых объемов, вопросы финансирования и временных рамок достройки трубопровода оказывают серьезное воздействие на КПД всего проекта. Упомянутые аспекты будут приниматься в расчет на каждом этапе его реализации, а их учет станет прогнозируемым предметом консенсуса всех стран-участниц. Куда больше опасений вызывает вопрос внутренней разобщенности украинских элит – фактор, который традиционно определяет эффективность нашей энергетической политики.
Последние несколько месяцев обострения политического противостояния во властной среде лишь усиливают высказанные опасения. Нарастающая политизация украинской экономики уже привела к снижению конкурентоспособности украинской экономики. По оценкам Швейцарского экономического института IMD, за последний год Украина опустилась на 8 позиций в соответствующем рейтинге, заняв 54 место из 55 возможных.
Нарастающая политизация отечественной экономики может аукнуться и в сфере энергетики. Это особенно актуально сейчас, когда до запуска нефтепровода «Одесса-Броды» в аверсном режиме рукой подать. Потенциальной мишенью для атак может стать, в первую очередь, «Укртранснафта», являющаяся непосредственным подписантом достигнутой договоренности о поставках азербайджанской нефти на чешские НПЗ. Однако шанс успешного аверсного использования нефтепровода «Одесса-Броды» - это как раз тот случай, когда национальный интерес должен возобладать над личной выгодой в борьбе за власть и ее ценные призы. Как раз смена менеджмента госкомпании часто становилась причиной, из-за которой тормозились и даже прикрывались крупные проекты.
Сегодня запрос на политическую стабильность в Украине приобретает международный формат. Мы так долго говорили о многочисленных геополитических рисках, преграждающих запуск нефтепровода в аверсном направлении. Пришло время обезопасить проект от политических рисков, формирующих нынешнюю повестку дня в Украине.
Национальной элите не пристало уподобляться паукам в банке. Особенно непозволительно перетягивать одеяло в шаге от долгожданной цели – диверсификации поставок энергоносителей, развития собственных транзитных возможностей и создания единого энергетического пространства с Европейским Союзом.
Автор - эксперт ЦСИ «София»
http://glavred.info/archive/2008/06/04/113036-0.html
Відповіді
2008.06.05 | Дядя Вова
Потом Грузия изберёт пророссийского президента - и всё по-новой?
2008.06.05 | Koder
З якого дива?
На недавніх парламентських виборах партія Саакашвілі здобула більшість у парламенті. Економічно від Росії Грузія практично не залежить.При Саакашвілі грузинська державність встала буквально з руїн. Економіка зросла в рази.