Кто сотрет коммунистов с карты Украины? (/)
08/18/2008 | Тарас Токар
Витренково, Грач-на-Донце, Симоненковск… Чем не украинские города? Прототипы этих названий делают Украине не меньше гадостей, чем те «пламенные большевики», чьими именами украшены наши города и села сегодня.
События в Грузии, как и следовало ожидать, показали, кроме всего прочего, «кто есть ху» в современной Украине. Огромными «ху» выступили большинство наших электронных средств массовой информации, которые, маскируясь под объективность, тупо ретранслировали телевизионную «картинку» российских телеканалов и повторяли все придуманные «кремлянами» перлы (типа «ВВС Южной Осетии»). Впрочем, об этих «пиховшеках» нового поколения сказано было уже достаточно.
На фоне заявлений украинских политиков всех мастей и пород, посыпавшихся в последнее время как из рога изобилия, особо бросается в глаза их «сдержанность» в первые дни российско-грузинского конфликта. Поначалу наши политические деятели не слишком «заморачивались» войной в Грузии – очевидно, ни Сухуми, ни Гагры, ни Батуми их уставшие за тяжкую трудовую сессию телеса пока не прельщают (даже принципиальный наследник большевизма Леонид Грач предпочитает отдыхать с супругой в Монте-Карло, в самом логове всемирных толстосумов-эксплуататоров, - вероятно, климат и пейзажи Лазурного берега напоминают Леониду Ивановичу родной Крым). В общем, отпускной сезон, и ожидаемых политических заявлений по партийной линии было немного. И все же именно коммунисты не преминули порезвиться на этом пустующем политическом поле и в первый же день войны призвали украинские власти обезоружить Грузию перед лицом российской агрессии. Примечательно, что за день до грузино-российской войны один из лидеров КПУ, все тот же неугомонный Леонид Грач, словно зная что-то (да почему, собственно, «словно»?), обрадовал потенциальных «миротворцев», уже разогревающих танки возле Рокского туннеля, заявив 7 августа в эфире «Радио России», что «народ Крыма практически созрел для выхода из Украины».
То, что за такие слова народного депутата Украины, откровенно ненавидящего это государство, но много лет состоящего у него на очень не хилом довольствии, тут же не взяли под белые ручки – разговор особый (та же ненавистная ему Украина наградила его такой депутатской неприкосновенностью, что куда там броне российских танков). Впрочем, и на этой теме (куда смотрит наша СБУ и чем она вообще занимается, кроме исторических исследований?) уже многие потоптались, и ответов на риторические вопросы не получили. Равно как тяжело получить обнадеживающий ответ по поводу люстрации лиц, всю свою активную жизнь боровшихся с государством Украина и теперь очень неплохо в ней пристроившихся (в отличие от тех, кто за Украину от них страдал). Зададимся вопросом, так сказать, более общим: когда, собственно, Украина избавится от тяжкого коммунистического наследия (от слова «наследить»)? Лишь «во вторую очередь» нас беспокоят тысячи памятников лицам, роль которых в судьбе Украины была более чем сомнительной, а также названных в их честь улиц, площадей, парков. А в первую очередь – имена наших населенных пунктов. Ибо мало что можно найти абсурднее нынешнего положения вещей, при котором десятки украинских городов (не говоря уж про села) по сей день носят имена людей, которые к государству Украина относились в лучшем случае так, как к нему ныне относятся лица типа Грача, Симоненко или Витренко.
Предвидя целый поток традиционных завываний насчет дороговизны подобных мероприятий, а тем более – относительно «исторического значения» тех или иных топонимов, сошлемся на мнение наших, если так можно выразиться, соседей «по истории», не побоявшихся вернуть исторические имена таким мегаполисам как «город Ленина» или же «город Свердлова» (хотя денег в тот период у них явно было поменьше, нежели сейчас, да и в обществе было далеко не все так «единодушно») и «по вере». А именно, сошлемся на мнение одного из «руководящих работников» Российской православной церкви. Тем более, что тот же коммуно-атеист Грач усиленно позиционирует себя как отъявленного защитника именно московского православия.
Итак приведем суждения и. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священника Георгия Рябых, высказанные им ровно месяц назад в интервью, озаглавленном«Не отмежевавшись от злодеяний советской эпохи, мы легко можем их повторить». Приносим извинения за пространное цитирование, но все же:
«Если КПРФ уже отказалась от многих постулатов, которые прежние вожди считали обязательными, то почему же нынешние коммунисты до сих пор упорно держатся за ушедшие в прошлое имена и символы?.. Думаю, что самые искренние и честные среди коммунистов не должны бояться признать всем известных злодеяний, совершенных большевистской властью.
ВОПРОС: Кто-то считает, что вместо того, чтобы бороться за отмену или введение каких-то символов, лучше улучшать социально-экономическую ситуацию в стране. Вы с этим согласны?
- На мой взгляд, мы недооцениваем роль символов в нашей жизни или намеренно умаляем их значение. Символ концентрированно воплощает в себе какую-либо идею или систему ценностей, а значит, в значительной мере влияет на направление мыслей и действий человека... Разве сегодня могут кого-то вдохновлять на труд и предпринимательство рассуждения о борьбе классов и отрицании частной собственности? Тем более пугают предложения некоторых общественных и политических деятелей «все взять и поделить». А памятники, напоминающие об идейных призывах советской власти, распространяют революционный дух и будоражат классовые чувства. Может ли большинство людей чувствовать себя спокойно в такой атмосфере?...
Правовой нигилизм, коррупция, невнимание к судьбе простого человека, хамство и безразличие чиновников, нередкий обман при предоставлении услуг - эти явления тянутся из советской эпохи, когда человеческая личность не значила ничего. Не отмежевавшись от злодеяний советской эпохи, мы легко можем их повторить.
ВОПРОС: Но в нашем обществе есть определенная часть людей, для которой советская символика и идеологические деятели имеют значение. Вам не кажется, что Ваши заявления могут привести к расколу в обществе?
- Этот раскол может произойти, если другая, большая часть общества будет вынуждена жить в пространстве чуждых ей советских символов, которыми наполнены улицы наших городов. Такое явное доминирование большевистских знаков, на мой взгляд, неприемлемо. Для нынешнего поколения историческими ориентирами скорее являются святые Александр Невский, Димитрий Донской, Сергий Радонежский, а не вездесущие Ленин, Маркс, Энгельс и другие коммунистические идеологи. У нас эти памятники стоят напротив государственных зданий и на центральных площадях. Это не соответствует ценностным предпочтениям людей.
Сегодня существует явный дисбаланс не в пользу современной российской символики. Слава Богу, России возвращен ее исторический герб - двуглавый орел. Хотелось бы видеть этот законный символ нашего государства на фронтонах административных зданий. Это обычная практика во всех странах мира. Не вижу ничего неприемлемого в этом пожелании.
При этом не надо заниматься варварством и уничтожать советские памятники. Их надо переместить в небольшие скверы или парки, находящиеся на расстоянии от центральных площадей и улиц населенных пунктов...
Не уверен, что подчеркивание исторической связи с советской политикой позволит начать реальную интеграцию на пространстве исторической России. Одна за другой бывшие советские республики осуждают коммунистическую идеологию и отдают дань памяти жертвам советской эпохи. В то же самое время желаемого сближения не происходит даже с Белоруссией, которая в меньшей степени отказалась от советского наследия. Тогда какой смысл хранить верность советской символике?...
России необходимо сегодня стать естественным центром притяжения для других народов. Такой, какой она была в царское время, когда различные этносы искали покровительства у русского императора. Конечно, для этого надо наращивать экономические мускулы. Но они должны конвертироваться в мягкую власть - притягивать людей, а не тащить их к себе насильно. Уверен, что это может произойти, только если Россия вновь осознает себя частью открытой для всех народов христианской цивилизации, а не наследницей большевистского проекта...
Уже сегодня тема осуждения коммунизма используется против России. Есть все основания полагать, что эта тенденция будет только нарастать. Наша страна может легко усугубить эту проблему или решить ее. Первое произойдет, если Россия станет активно защищать всю советскую эпоху. Второе возможно, если наша страна признает свой народ жертвой большевизма...
Осуждение коммунизма не означает запрета советской символики. Она должна скорее занять соответствующее ей место в музеях и книжных изданиях, а не в повседневной жизни людей. А осуждать репрессии, просчеты в национальной и экономической политике, выдворение за пределы страны собственных граждан, расстрелы, классовую вражду, агрессивный материализм просто необходимо…
Историческая справедливость должна восторжествовать через возвращение названий городам, улицам и площадям. Подчеркну: не через переименование, а через возвращение. Если наши предки давали определенные названия делам рук своих, то мы должны уважать их выбор, и сейчас мне представляется исторически справедливым возвратить наследие, некогда отобранное у нашего народа. Именно вернув прежние дореволюционные названия улицам и историческим памятникам, мы скажем «нет» любым попыткам новых переименований».
Пожалуй, эти слова можно порекомендовать всем украинским «грачам», которые во всем берут пример с России и ратуют за «историческую справедливость». Но наших украинофобов не переделаешь, а вот нашим властям, которые тоже за ту же «справедливость», следовало бы прислушаться к мнению священника РПЦ. Ибо положение в Украине в интересующем нас аспекте просто ужасающее.
Чтобы представить себе ситуацию с украинской топонимикой, нужно просто взять телефонный справочник и пройтись для начала по списку районных и областных центров. Картина предстанет удручающая. Чтобы не обвинили в предвзятости по линии «Восток-Запад», пойдем строго по алфавиту.
Днепропетровск и область. Город, бывший в 17 веке польской крепостью Кодак (с ударением на последнем слоге), взятой запорожскими казаками и ставшей Кодакской паланкой, в 18 веке получил имя Екатеринослав (в честь святой великомученицы Екатерины Александрийской, но с намеком на императрицу Екатерину Вторую), во время Украинской Народной Республики (1918-1919) город стал Сичеславом, и только в 1925-м был переименован в честь Григория Петровского. Читаем в справочниках: «Григорий Иванович Петровский (1878-1958 гг.) - русский революционер, советский партийный и государственный деятель. Петровский был вторым советским наркомом внутренних дел (с 1917 по 1919),.в 1919—1936 был председателем ЦИК УССР и, после образования СССР в 1923, одним из сопредседателей ЦИК СССР, представлявшим Украину». В области имени товарища Петровского есть еще города Днепродзержинск (понятно, в честь кого) и Орджоникидзе (большевик, непосредственно участвовавший в свержении демократических правительств в Азербайджане, Армении и Грузии. В самих кавказских государствах его вряд ли ныне чтят – в отличие от Украины, так как именем товарища Серго назван еще и поселок в Крыму).
Далее идет Донецкая область – с городами Артемовск (бывший Бахмут, названый в честь Федора Сергеева, псевдоним «Артём», уроженец России, основатель прототипа «ПиСУАРа» - антиукраинской Донецко-Криворожской Советской Республики у 1918-1919 гг), Дзержинск (до 1938 г. – Щербиновка), Кировское (в честь Сергея Кирова, о котором чуть ниже). Напомним, что от переименования второго по величине города области из Жданова в Мариуполь мир не перевернулся, и сейчас даже странно представить, что всего лишь несколько лет назад те же коммунисты резко протестовали против такого «надругательства над исторической памятью многих поколений советских людей».
Запорожская область – райцентр Куйбышево. Носит имя советского деятеля Валериана Куйбышева, который в «1930-м стал председателем Госплана СССР, был активным участником составления первых 5-летних планов, форсирования индустриализации и коллективизации». Что такое «форсированная коллективизация» в украинских селах – комментировать не нужно.
Кировоградская область. Областной центр в сердце Украины, назван в честь первого секретаря обкома ВКП(б) с 1927 года, непосредственного организатора строительства Беломорско – Балтийского канала (Беломора) и создания СЛОНа – Соловецкого лагеря особого назначения ОГПУ.
Луганская область. К счастью, сам областной центр уже давно не носит имя Клима Ворошилова. Зато здесь увековечен все тот же Киров (город Кировск, бывшая Голубовка), а также Яков Свердлов, вдохновитель «красного террора». Луганский Свердловск находится рядом с границей России, – в которой тоже был Свердловск, давно переименованный в Екатеринбург.
Одесская область. Здесь есть Ильичевск, знаменитый город-порт, выросший из поселка Буговые Хутора. Есть и город Котовск – на месте села Бирзула, в котором в 1925 году советские спецслужбы по своим мотивам убили бывшего грабителя, а позже пламенного революционера Григория Котовского. Есть и поселок Фрунзовка (в честь Михаила Фрунзе, «уполномоченного Реввоенсовета на Украине и командующим вооружёнными силами Украины и Крыма, одновременно - члена Политбюро ЦК КП(б)У, с февраля 1922 - заместитель председателя СНК УССР. Руководил разгромом Повстанческой армии Н. И. Махно и отряда Ю. О. Тютюнника».
Крым – это вообще территория топонимического геноцида. После депортации татар советская власть попыталась уничтожить любые напоминания об этом народе и русифицировала почти все населенные пункты полуострова. Повезло разве что Бахчисараю, Джанкою и еще нескольким местам. На полный реестр «советских» топонимов Крыма потребуется немало килобайт, поэтому упомянем только очередное Кировское (Ислам Терек), Ленино (Семь колодцев) и Советский (Ички).
Херсонщина отметилась Цурюпинском, бывшем когда-то городом Олешки, где в начале 18 века существовала Олешская Сечь. Сейчас город носит имя народного комиссара по продовольствию (то есть человека, руководившего печально известной продразверсткой).
Городок Щорс на Черниговщине, бывший Сновск (по имени речки Снов) в 1935 году был назван в честь уроженца этих мест Николая Щорса. В справочниках находим следующее: «Военными противниками его полка были германские войска и вооруженные силы Украинской народной республики. Щорс добился значительных успехов в ходе наступления большевистских войск на Киев в начале 1919 года. В феврале 1919 г. назначен большевистским комендантом Киева. В качестве командира дивизии участвовал в наступлении на запад и боях с польскими и украинскими войсками в районе Ровно и Сарны летом 1919 г». Личность Щорса сделали культовой после короткого указания Сталина Александру Довженко сделать для советской Украины «своего» Чапаева, в честь чего и был снят популярный кинофильм (а как же, ведь кино – «важнейшее из искусств». Этому не только Ленин учил, это и сейчас актуально для той же России)…
Но самое смешное, что шевеления по очистке карты Украины от имен тех, кто приложил немало усилий в борьбе с ней, имеются. И идут они от любителя древностей, собирателя археологических ценностей, вообще неслабого знатока истории, по совместительству – Президента Украины Виктора Ющенко. Не далее как в мае сего года Виктор Андреевич заявил: «Украина должна раз и навсегда отмежеваться от советского прошлого, осудить коммунистический режим», сделав это на церемонии почтения памяти жертв тоталитарного режима, проходившей на территории Национального историко-мемориального заповедника «Быковнянские могилы». Тогда же стало известно, что Президент Ющенко планирует внести на рассмотрение парламента законопроект о ликвидации в государстве символов тоталитарного и коммунистического режимов. Но с ликвидацией тяжелого красного наследия у Виктора Андреевича получилось так же, как и с почти любым его начинанием – от «возрождений» дорогих его сердцу объектов до борьбы с коррупцией. То есть – никак. Ведь на самом деле, напомним об этом Виктору Андреевичу, «декоммунизацию» он объявил еще в прошлом году. 26 октября 2007 глава Секретариата Президента Виктор Балога направил во все областные администрации официальное письмо с требованием составить списки названий населенных пунктов, улиц, площадей и памятников, «посвященных событиям и деятелям коммунистического режима 1917-1991 годов», чтобы к февралю сего года подготовить законопроект о переименовании этих объектов «для восстановления исторической справедливости». Тогда же губернаторы западных областей отчитались, что в их вотчинах переименовывать, в общем-то, нечего, зато из Крыма пришел ожидаемый ответ – мол, ничего там менять и не собираются. С Крымом солидаризировались и губернаторы других регионов юга-востока.
Ну, а как благое пожелание Ющенко может выполниться год спустя после его оглашения, можно судить по сообщениям из регионов. Возьмем наугад одно из последних – на днях Харьковский облсовет приказал изучать в школах историю комсомола…
Никто не призывает одним махом покончить со всеми этими «родимыми пятнами» большевизма на карте Украины. Но пришло время хотя бы с чего-то начать.
Олег СУПРУНЕНКО
http://obkom.net.ua/articles/2008-08/14.1405.shtml
І скажіть, що автор щось перебільшує.
События в Грузии, как и следовало ожидать, показали, кроме всего прочего, «кто есть ху» в современной Украине. Огромными «ху» выступили большинство наших электронных средств массовой информации, которые, маскируясь под объективность, тупо ретранслировали телевизионную «картинку» российских телеканалов и повторяли все придуманные «кремлянами» перлы (типа «ВВС Южной Осетии»). Впрочем, об этих «пиховшеках» нового поколения сказано было уже достаточно.
На фоне заявлений украинских политиков всех мастей и пород, посыпавшихся в последнее время как из рога изобилия, особо бросается в глаза их «сдержанность» в первые дни российско-грузинского конфликта. Поначалу наши политические деятели не слишком «заморачивались» войной в Грузии – очевидно, ни Сухуми, ни Гагры, ни Батуми их уставшие за тяжкую трудовую сессию телеса пока не прельщают (даже принципиальный наследник большевизма Леонид Грач предпочитает отдыхать с супругой в Монте-Карло, в самом логове всемирных толстосумов-эксплуататоров, - вероятно, климат и пейзажи Лазурного берега напоминают Леониду Ивановичу родной Крым). В общем, отпускной сезон, и ожидаемых политических заявлений по партийной линии было немного. И все же именно коммунисты не преминули порезвиться на этом пустующем политическом поле и в первый же день войны призвали украинские власти обезоружить Грузию перед лицом российской агрессии. Примечательно, что за день до грузино-российской войны один из лидеров КПУ, все тот же неугомонный Леонид Грач, словно зная что-то (да почему, собственно, «словно»?), обрадовал потенциальных «миротворцев», уже разогревающих танки возле Рокского туннеля, заявив 7 августа в эфире «Радио России», что «народ Крыма практически созрел для выхода из Украины».
То, что за такие слова народного депутата Украины, откровенно ненавидящего это государство, но много лет состоящего у него на очень не хилом довольствии, тут же не взяли под белые ручки – разговор особый (та же ненавистная ему Украина наградила его такой депутатской неприкосновенностью, что куда там броне российских танков). Впрочем, и на этой теме (куда смотрит наша СБУ и чем она вообще занимается, кроме исторических исследований?) уже многие потоптались, и ответов на риторические вопросы не получили. Равно как тяжело получить обнадеживающий ответ по поводу люстрации лиц, всю свою активную жизнь боровшихся с государством Украина и теперь очень неплохо в ней пристроившихся (в отличие от тех, кто за Украину от них страдал). Зададимся вопросом, так сказать, более общим: когда, собственно, Украина избавится от тяжкого коммунистического наследия (от слова «наследить»)? Лишь «во вторую очередь» нас беспокоят тысячи памятников лицам, роль которых в судьбе Украины была более чем сомнительной, а также названных в их честь улиц, площадей, парков. А в первую очередь – имена наших населенных пунктов. Ибо мало что можно найти абсурднее нынешнего положения вещей, при котором десятки украинских городов (не говоря уж про села) по сей день носят имена людей, которые к государству Украина относились в лучшем случае так, как к нему ныне относятся лица типа Грача, Симоненко или Витренко.
Предвидя целый поток традиционных завываний насчет дороговизны подобных мероприятий, а тем более – относительно «исторического значения» тех или иных топонимов, сошлемся на мнение наших, если так можно выразиться, соседей «по истории», не побоявшихся вернуть исторические имена таким мегаполисам как «город Ленина» или же «город Свердлова» (хотя денег в тот период у них явно было поменьше, нежели сейчас, да и в обществе было далеко не все так «единодушно») и «по вере». А именно, сошлемся на мнение одного из «руководящих работников» Российской православной церкви. Тем более, что тот же коммуно-атеист Грач усиленно позиционирует себя как отъявленного защитника именно московского православия.
Итак приведем суждения и. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священника Георгия Рябых, высказанные им ровно месяц назад в интервью, озаглавленном«Не отмежевавшись от злодеяний советской эпохи, мы легко можем их повторить». Приносим извинения за пространное цитирование, но все же:
«Если КПРФ уже отказалась от многих постулатов, которые прежние вожди считали обязательными, то почему же нынешние коммунисты до сих пор упорно держатся за ушедшие в прошлое имена и символы?.. Думаю, что самые искренние и честные среди коммунистов не должны бояться признать всем известных злодеяний, совершенных большевистской властью.
ВОПРОС: Кто-то считает, что вместо того, чтобы бороться за отмену или введение каких-то символов, лучше улучшать социально-экономическую ситуацию в стране. Вы с этим согласны?
- На мой взгляд, мы недооцениваем роль символов в нашей жизни или намеренно умаляем их значение. Символ концентрированно воплощает в себе какую-либо идею или систему ценностей, а значит, в значительной мере влияет на направление мыслей и действий человека... Разве сегодня могут кого-то вдохновлять на труд и предпринимательство рассуждения о борьбе классов и отрицании частной собственности? Тем более пугают предложения некоторых общественных и политических деятелей «все взять и поделить». А памятники, напоминающие об идейных призывах советской власти, распространяют революционный дух и будоражат классовые чувства. Может ли большинство людей чувствовать себя спокойно в такой атмосфере?...
Правовой нигилизм, коррупция, невнимание к судьбе простого человека, хамство и безразличие чиновников, нередкий обман при предоставлении услуг - эти явления тянутся из советской эпохи, когда человеческая личность не значила ничего. Не отмежевавшись от злодеяний советской эпохи, мы легко можем их повторить.
ВОПРОС: Но в нашем обществе есть определенная часть людей, для которой советская символика и идеологические деятели имеют значение. Вам не кажется, что Ваши заявления могут привести к расколу в обществе?
- Этот раскол может произойти, если другая, большая часть общества будет вынуждена жить в пространстве чуждых ей советских символов, которыми наполнены улицы наших городов. Такое явное доминирование большевистских знаков, на мой взгляд, неприемлемо. Для нынешнего поколения историческими ориентирами скорее являются святые Александр Невский, Димитрий Донской, Сергий Радонежский, а не вездесущие Ленин, Маркс, Энгельс и другие коммунистические идеологи. У нас эти памятники стоят напротив государственных зданий и на центральных площадях. Это не соответствует ценностным предпочтениям людей.
Сегодня существует явный дисбаланс не в пользу современной российской символики. Слава Богу, России возвращен ее исторический герб - двуглавый орел. Хотелось бы видеть этот законный символ нашего государства на фронтонах административных зданий. Это обычная практика во всех странах мира. Не вижу ничего неприемлемого в этом пожелании.
При этом не надо заниматься варварством и уничтожать советские памятники. Их надо переместить в небольшие скверы или парки, находящиеся на расстоянии от центральных площадей и улиц населенных пунктов...
Не уверен, что подчеркивание исторической связи с советской политикой позволит начать реальную интеграцию на пространстве исторической России. Одна за другой бывшие советские республики осуждают коммунистическую идеологию и отдают дань памяти жертвам советской эпохи. В то же самое время желаемого сближения не происходит даже с Белоруссией, которая в меньшей степени отказалась от советского наследия. Тогда какой смысл хранить верность советской символике?...
России необходимо сегодня стать естественным центром притяжения для других народов. Такой, какой она была в царское время, когда различные этносы искали покровительства у русского императора. Конечно, для этого надо наращивать экономические мускулы. Но они должны конвертироваться в мягкую власть - притягивать людей, а не тащить их к себе насильно. Уверен, что это может произойти, только если Россия вновь осознает себя частью открытой для всех народов христианской цивилизации, а не наследницей большевистского проекта...
Уже сегодня тема осуждения коммунизма используется против России. Есть все основания полагать, что эта тенденция будет только нарастать. Наша страна может легко усугубить эту проблему или решить ее. Первое произойдет, если Россия станет активно защищать всю советскую эпоху. Второе возможно, если наша страна признает свой народ жертвой большевизма...
Осуждение коммунизма не означает запрета советской символики. Она должна скорее занять соответствующее ей место в музеях и книжных изданиях, а не в повседневной жизни людей. А осуждать репрессии, просчеты в национальной и экономической политике, выдворение за пределы страны собственных граждан, расстрелы, классовую вражду, агрессивный материализм просто необходимо…
Историческая справедливость должна восторжествовать через возвращение названий городам, улицам и площадям. Подчеркну: не через переименование, а через возвращение. Если наши предки давали определенные названия делам рук своих, то мы должны уважать их выбор, и сейчас мне представляется исторически справедливым возвратить наследие, некогда отобранное у нашего народа. Именно вернув прежние дореволюционные названия улицам и историческим памятникам, мы скажем «нет» любым попыткам новых переименований».
Пожалуй, эти слова можно порекомендовать всем украинским «грачам», которые во всем берут пример с России и ратуют за «историческую справедливость». Но наших украинофобов не переделаешь, а вот нашим властям, которые тоже за ту же «справедливость», следовало бы прислушаться к мнению священника РПЦ. Ибо положение в Украине в интересующем нас аспекте просто ужасающее.
Чтобы представить себе ситуацию с украинской топонимикой, нужно просто взять телефонный справочник и пройтись для начала по списку районных и областных центров. Картина предстанет удручающая. Чтобы не обвинили в предвзятости по линии «Восток-Запад», пойдем строго по алфавиту.
Днепропетровск и область. Город, бывший в 17 веке польской крепостью Кодак (с ударением на последнем слоге), взятой запорожскими казаками и ставшей Кодакской паланкой, в 18 веке получил имя Екатеринослав (в честь святой великомученицы Екатерины Александрийской, но с намеком на императрицу Екатерину Вторую), во время Украинской Народной Республики (1918-1919) город стал Сичеславом, и только в 1925-м был переименован в честь Григория Петровского. Читаем в справочниках: «Григорий Иванович Петровский (1878-1958 гг.) - русский революционер, советский партийный и государственный деятель. Петровский был вторым советским наркомом внутренних дел (с 1917 по 1919),.в 1919—1936 был председателем ЦИК УССР и, после образования СССР в 1923, одним из сопредседателей ЦИК СССР, представлявшим Украину». В области имени товарища Петровского есть еще города Днепродзержинск (понятно, в честь кого) и Орджоникидзе (большевик, непосредственно участвовавший в свержении демократических правительств в Азербайджане, Армении и Грузии. В самих кавказских государствах его вряд ли ныне чтят – в отличие от Украины, так как именем товарища Серго назван еще и поселок в Крыму).
Далее идет Донецкая область – с городами Артемовск (бывший Бахмут, названый в честь Федора Сергеева, псевдоним «Артём», уроженец России, основатель прототипа «ПиСУАРа» - антиукраинской Донецко-Криворожской Советской Республики у 1918-1919 гг), Дзержинск (до 1938 г. – Щербиновка), Кировское (в честь Сергея Кирова, о котором чуть ниже). Напомним, что от переименования второго по величине города области из Жданова в Мариуполь мир не перевернулся, и сейчас даже странно представить, что всего лишь несколько лет назад те же коммунисты резко протестовали против такого «надругательства над исторической памятью многих поколений советских людей».
Запорожская область – райцентр Куйбышево. Носит имя советского деятеля Валериана Куйбышева, который в «1930-м стал председателем Госплана СССР, был активным участником составления первых 5-летних планов, форсирования индустриализации и коллективизации». Что такое «форсированная коллективизация» в украинских селах – комментировать не нужно.
Кировоградская область. Областной центр в сердце Украины, назван в честь первого секретаря обкома ВКП(б) с 1927 года, непосредственного организатора строительства Беломорско – Балтийского канала (Беломора) и создания СЛОНа – Соловецкого лагеря особого назначения ОГПУ.
Луганская область. К счастью, сам областной центр уже давно не носит имя Клима Ворошилова. Зато здесь увековечен все тот же Киров (город Кировск, бывшая Голубовка), а также Яков Свердлов, вдохновитель «красного террора». Луганский Свердловск находится рядом с границей России, – в которой тоже был Свердловск, давно переименованный в Екатеринбург.
Одесская область. Здесь есть Ильичевск, знаменитый город-порт, выросший из поселка Буговые Хутора. Есть и город Котовск – на месте села Бирзула, в котором в 1925 году советские спецслужбы по своим мотивам убили бывшего грабителя, а позже пламенного революционера Григория Котовского. Есть и поселок Фрунзовка (в честь Михаила Фрунзе, «уполномоченного Реввоенсовета на Украине и командующим вооружёнными силами Украины и Крыма, одновременно - члена Политбюро ЦК КП(б)У, с февраля 1922 - заместитель председателя СНК УССР. Руководил разгромом Повстанческой армии Н. И. Махно и отряда Ю. О. Тютюнника».
Крым – это вообще территория топонимического геноцида. После депортации татар советская власть попыталась уничтожить любые напоминания об этом народе и русифицировала почти все населенные пункты полуострова. Повезло разве что Бахчисараю, Джанкою и еще нескольким местам. На полный реестр «советских» топонимов Крыма потребуется немало килобайт, поэтому упомянем только очередное Кировское (Ислам Терек), Ленино (Семь колодцев) и Советский (Ички).
Херсонщина отметилась Цурюпинском, бывшем когда-то городом Олешки, где в начале 18 века существовала Олешская Сечь. Сейчас город носит имя народного комиссара по продовольствию (то есть человека, руководившего печально известной продразверсткой).
Городок Щорс на Черниговщине, бывший Сновск (по имени речки Снов) в 1935 году был назван в честь уроженца этих мест Николая Щорса. В справочниках находим следующее: «Военными противниками его полка были германские войска и вооруженные силы Украинской народной республики. Щорс добился значительных успехов в ходе наступления большевистских войск на Киев в начале 1919 года. В феврале 1919 г. назначен большевистским комендантом Киева. В качестве командира дивизии участвовал в наступлении на запад и боях с польскими и украинскими войсками в районе Ровно и Сарны летом 1919 г». Личность Щорса сделали культовой после короткого указания Сталина Александру Довженко сделать для советской Украины «своего» Чапаева, в честь чего и был снят популярный кинофильм (а как же, ведь кино – «важнейшее из искусств». Этому не только Ленин учил, это и сейчас актуально для той же России)…
Но самое смешное, что шевеления по очистке карты Украины от имен тех, кто приложил немало усилий в борьбе с ней, имеются. И идут они от любителя древностей, собирателя археологических ценностей, вообще неслабого знатока истории, по совместительству – Президента Украины Виктора Ющенко. Не далее как в мае сего года Виктор Андреевич заявил: «Украина должна раз и навсегда отмежеваться от советского прошлого, осудить коммунистический режим», сделав это на церемонии почтения памяти жертв тоталитарного режима, проходившей на территории Национального историко-мемориального заповедника «Быковнянские могилы». Тогда же стало известно, что Президент Ющенко планирует внести на рассмотрение парламента законопроект о ликвидации в государстве символов тоталитарного и коммунистического режимов. Но с ликвидацией тяжелого красного наследия у Виктора Андреевича получилось так же, как и с почти любым его начинанием – от «возрождений» дорогих его сердцу объектов до борьбы с коррупцией. То есть – никак. Ведь на самом деле, напомним об этом Виктору Андреевичу, «декоммунизацию» он объявил еще в прошлом году. 26 октября 2007 глава Секретариата Президента Виктор Балога направил во все областные администрации официальное письмо с требованием составить списки названий населенных пунктов, улиц, площадей и памятников, «посвященных событиям и деятелям коммунистического режима 1917-1991 годов», чтобы к февралю сего года подготовить законопроект о переименовании этих объектов «для восстановления исторической справедливости». Тогда же губернаторы западных областей отчитались, что в их вотчинах переименовывать, в общем-то, нечего, зато из Крыма пришел ожидаемый ответ – мол, ничего там менять и не собираются. С Крымом солидаризировались и губернаторы других регионов юга-востока.
Ну, а как благое пожелание Ющенко может выполниться год спустя после его оглашения, можно судить по сообщениям из регионов. Возьмем наугад одно из последних – на днях Харьковский облсовет приказал изучать в школах историю комсомола…
Никто не призывает одним махом покончить со всеми этими «родимыми пятнами» большевизма на карте Украины. Но пришло время хотя бы с чего-то начать.
Олег СУПРУНЕНКО
http://obkom.net.ua/articles/2008-08/14.1405.shtml
І скажіть, що автор щось перебільшує.
Відповіді
2008.08.18 | Тарас Токар
Двадцать дней без вождя (л)
http://obkom.net.ua/articles/2008-08/15.1225.shtml - матеріал на аналогічну тему. Теж рекомендую до прочитання.2008.08.18 | zmej_gorynych
Із лекції спеціаліста з глобальних процесів для ФСБшників
Сабдж. Це був цілий цикл лекцій. Конкретна проходила 2003, чи 2004 року.Цитата лектора:
"Я утверждаю, что управление будущим всегда осуществляется на основе изменений прошлого.
Если вы сформировали определенные стереотипы прошлого - у вас гарантированно будет одно будущее. Сформировали их по-другому - у вас гарантированно будущее будет другое... Для того, чтобы увести куда-то, нужно заново переписать всю историю. Чем, собственно, мы и занимаемся последние 10 лет."
Колись, здається, я вже приводив цю цитату і давав посилання на відеоролик (малесенький кусок лекційних занять).
2008.08.18 | Sean
українці зітруть. потроху
2008.08.21 | Михайло Свистович
Час Re: Кто сотрет коммунистов с карты Украины? (/)
2008.08.21 | Оk
Якщо не помиляюсь, зараз Товариство політичних в"язнів
та репресованих намагається через суд.