Як Портнов вивчив досвід Франції та Литви (л)
09/22/2008 | Микола Гудкович
…
Прямая речь нардепа:
«Коли ми цей законопроект запропонували, ми вивчили ретельно досвід Національних Зборів Франції і парламенту Італії. До речі, і Сейму Литви. Яким чином це відбувається у Франції? У Франції два тури парламентських виборів: в першому турі, якщо немає абсолютного переможця, до другого туру виходять тільки ті сили, які набрали не менш, ніж 12,5% Тобто, всі, хто у нас говорять, що не потрібно підвищувати 3% бар’єр, а ми, до речі, і не збільшуємо, то у Франції це взагалі 12,5%, фактично. І далі в два тури формується коаліція [sic! — авт.]. Щодо Італії, то там 630 мандатів в парламенті, і треба, щоб одна з політичних сил набрала 340 – трохи більше, ніж проста більшість. Так от, якщо політична сила менше цієї кількості голосів набирає, то інші мандати їй автоматично надаються. Для чого це робиться? Для того, щоб сформувалась ефективна більшість, для того, щоб припинились коаліційні дрязги».
Несколько раз прослушав сказанное Портновым, автор долго недоумевал, как можно было, «тщательно изучив» опыт вышеперечисленных стран, впоследствии нести такую ахинею?! Здесь или Портнов с Лавриновичем «сачконули» при изучении, либо же действительно попотели на славу, но не с тем, чтобы потом использовать европейский опыт у нас, а для того, чтобы по возможности грамотно выстроить систему псевдоаргументов в защиту своего законопроекта.
Во Франции, действительно, депутаты избираются путем двухтурового голосования. Но — депутаты, а не политические силы, в чем нас пытается убедить Андрей Портнов. Во Франции выборы проходят по мажоритарной избирательной системе в 577 одномандатных избирательных округах. Участие во втором туре могут принимать все кандидаты, набравшие в округе по результатам первого тура не меньше 12,5% голосов избирателей. Повторимся — кандидаты, а не политические силы. Чувствуете разницу? То, что бютовец сопоставляет наших 3% с французскими 12,5%, является откровенной манипуляцией понятиями сродни той, если бы кто-то стал доказывать, что, например, 3 метра яблок намного лучше, чем 12,5 литров колбасы. Сопоставлять величины украинского и французского избирательных барьеров настолько же бессмысленно, насколько беcсмысленно сопоставлять величины длинны и веса, поскольку и у тех, и у других совсем иная природа.
Что хотел сказать народный депутат словами «І далі в два тури формується коаліція», нам, к сожалению, так и не удалось расшифровать — уж больно замысловатая и глубокая мысль. Все это вдвойне странно, так как в Верховной Раде прошлого, 5-го, созыва Андрей Портнов был членом группы по межпарламентским связям с Французской Республикой. Мог бы по старой памяти запросить у кого-то из депутатов Национального Собрания, как они туда попадают.
Хотелось верить, что Италию Портнов с Лавриновичем проштудировали тщательней, чем Францию, но, увы, не обошлось без проколов и здесь. На Апеннинах с 2005 года используется бонусная избирательная система, которая обеспечивает партии или блоку, набравшему относительное большинство голосов избирателей, минимальное количество депутатских мандатов, равное, правда, не 340 из 630, как утверждает Портнов, а 340 из 618. Оставшиеся 12 мандатов «разыгрываются» в 4 заграничных избирательных регионах и партия победитель также может рассчитывать на некоторое их количество, если, конечно, за нее там проголосуют избиратели.
С Литвой вообще какой-то конфуз получился. В этой прибалтийской стране выборы проходят по смешанной избирательной системе: 70 депутатов литовского Сейма избираются при помощи пропорциональной избирательной системы, 71 – в одномандатных избирательных округах на основе мажоритарной избирательной системы в два тура. Второй тур выборов проводится в том случае, если избирательная явка в округе не дотянула до 40%, или же ни одному из кандидатов не удалось набрать больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В отличие от Франции, в Литве для мажоритарщиков не предусмотрен избирательный барьер, а во второй тур выходят два кандидата, набравшие по результатам первого тура наибольшее количество голосов. Трудно даже не то что сказать, но даже и придумать, каким боком Литва с ее избирательной системой касается законопроекта Портнова-Лавриновича.
В результате имеем следующую ситуацию: из мажоритарной избирательной системы с двухтуровым голосованием во Франции бютовец и регионал берут двухтуровое голосование, а из пропорциональной бонусной избирательной системы Италии – бонусную составляющую. Все это дело аккуратно скрещивается и преподносится гражданам в качестве европейского опыта. Здесь к месту вспомнить Жванецкого: «Никогда не пробовали слабительное одновременно со снотворным? Интересный эффект получается!». С той лишь разницей, что эффект от слабительного со снотворным – предсказуем, а подобные же эксперименты с избирательными процедурами – нет. В данном случае это так уже хотя бы потому, что ни в одной стране мира не применяется подобная комбинация элементов избирательной системы.
На первый взгляд может показаться, что, действительно, почему бы не взять лучшее из европейской практики, свалить в кучу и попробовать, что из этого получится? Но главная проблема такого заимствования состоит в том, что избирательная система любой страны – Франции ли, Италии ли, Литвы ли etc., – со всеми своими плюсами и минусами, работает как цельный, единый механизм. Это к вопросу о том, «что лєбєдь красівий как лєбєдь, а обізяна, как обізяна». Вырывать же составляющие из разных контекстов и лепить их вместе можно либо от небольшого ума, либо от большой хитрости. Вряд ли авторам законопроекта можно отказать в уме и сообразительности. А если так, то налицо «метод двоечника»: подсмотреть в конце учебника ответ к задаче, а потом тупо подогнать решение под этот ответ. Именно это и сделали Портнов с Лавриновичем: подсмотрели у Европы готовые решения, и сложили их в угодный своим политическим силам узор. А потом, подобно двоечнику, который надувает щеки и бахвалится своими познаниями, вещают с телеэкранов о «тщательном изучении». Прав был классик: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».
Под конец Андрей Портнов все же успокоил: «Цей закон буде тільки в тому випадку розглядатися Верховною Радою, до речі, і фракціями, які представлені в парламенті, коли ми запропонуємо і масштабний закон про парламентську опозицію. Тільки вкупі ці два закони можуть дати ефективну модель виборів».
…
http://obkom.net.ua/articles/2008-09/22.0953.shtml
Прямая речь нардепа:
«Коли ми цей законопроект запропонували, ми вивчили ретельно досвід Національних Зборів Франції і парламенту Італії. До речі, і Сейму Литви. Яким чином це відбувається у Франції? У Франції два тури парламентських виборів: в першому турі, якщо немає абсолютного переможця, до другого туру виходять тільки ті сили, які набрали не менш, ніж 12,5% Тобто, всі, хто у нас говорять, що не потрібно підвищувати 3% бар’єр, а ми, до речі, і не збільшуємо, то у Франції це взагалі 12,5%, фактично. І далі в два тури формується коаліція [sic! — авт.]. Щодо Італії, то там 630 мандатів в парламенті, і треба, щоб одна з політичних сил набрала 340 – трохи більше, ніж проста більшість. Так от, якщо політична сила менше цієї кількості голосів набирає, то інші мандати їй автоматично надаються. Для чого це робиться? Для того, щоб сформувалась ефективна більшість, для того, щоб припинились коаліційні дрязги».
Несколько раз прослушав сказанное Портновым, автор долго недоумевал, как можно было, «тщательно изучив» опыт вышеперечисленных стран, впоследствии нести такую ахинею?! Здесь или Портнов с Лавриновичем «сачконули» при изучении, либо же действительно попотели на славу, но не с тем, чтобы потом использовать европейский опыт у нас, а для того, чтобы по возможности грамотно выстроить систему псевдоаргументов в защиту своего законопроекта.
Во Франции, действительно, депутаты избираются путем двухтурового голосования. Но — депутаты, а не политические силы, в чем нас пытается убедить Андрей Портнов. Во Франции выборы проходят по мажоритарной избирательной системе в 577 одномандатных избирательных округах. Участие во втором туре могут принимать все кандидаты, набравшие в округе по результатам первого тура не меньше 12,5% голосов избирателей. Повторимся — кандидаты, а не политические силы. Чувствуете разницу? То, что бютовец сопоставляет наших 3% с французскими 12,5%, является откровенной манипуляцией понятиями сродни той, если бы кто-то стал доказывать, что, например, 3 метра яблок намного лучше, чем 12,5 литров колбасы. Сопоставлять величины украинского и французского избирательных барьеров настолько же бессмысленно, насколько беcсмысленно сопоставлять величины длинны и веса, поскольку и у тех, и у других совсем иная природа.
Что хотел сказать народный депутат словами «І далі в два тури формується коаліція», нам, к сожалению, так и не удалось расшифровать — уж больно замысловатая и глубокая мысль. Все это вдвойне странно, так как в Верховной Раде прошлого, 5-го, созыва Андрей Портнов был членом группы по межпарламентским связям с Французской Республикой. Мог бы по старой памяти запросить у кого-то из депутатов Национального Собрания, как они туда попадают.
Хотелось верить, что Италию Портнов с Лавриновичем проштудировали тщательней, чем Францию, но, увы, не обошлось без проколов и здесь. На Апеннинах с 2005 года используется бонусная избирательная система, которая обеспечивает партии или блоку, набравшему относительное большинство голосов избирателей, минимальное количество депутатских мандатов, равное, правда, не 340 из 630, как утверждает Портнов, а 340 из 618. Оставшиеся 12 мандатов «разыгрываются» в 4 заграничных избирательных регионах и партия победитель также может рассчитывать на некоторое их количество, если, конечно, за нее там проголосуют избиратели.
С Литвой вообще какой-то конфуз получился. В этой прибалтийской стране выборы проходят по смешанной избирательной системе: 70 депутатов литовского Сейма избираются при помощи пропорциональной избирательной системы, 71 – в одномандатных избирательных округах на основе мажоритарной избирательной системы в два тура. Второй тур выборов проводится в том случае, если избирательная явка в округе не дотянула до 40%, или же ни одному из кандидатов не удалось набрать больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В отличие от Франции, в Литве для мажоритарщиков не предусмотрен избирательный барьер, а во второй тур выходят два кандидата, набравшие по результатам первого тура наибольшее количество голосов. Трудно даже не то что сказать, но даже и придумать, каким боком Литва с ее избирательной системой касается законопроекта Портнова-Лавриновича.
В результате имеем следующую ситуацию: из мажоритарной избирательной системы с двухтуровым голосованием во Франции бютовец и регионал берут двухтуровое голосование, а из пропорциональной бонусной избирательной системы Италии – бонусную составляющую. Все это дело аккуратно скрещивается и преподносится гражданам в качестве европейского опыта. Здесь к месту вспомнить Жванецкого: «Никогда не пробовали слабительное одновременно со снотворным? Интересный эффект получается!». С той лишь разницей, что эффект от слабительного со снотворным – предсказуем, а подобные же эксперименты с избирательными процедурами – нет. В данном случае это так уже хотя бы потому, что ни в одной стране мира не применяется подобная комбинация элементов избирательной системы.
На первый взгляд может показаться, что, действительно, почему бы не взять лучшее из европейской практики, свалить в кучу и попробовать, что из этого получится? Но главная проблема такого заимствования состоит в том, что избирательная система любой страны – Франции ли, Италии ли, Литвы ли etc., – со всеми своими плюсами и минусами, работает как цельный, единый механизм. Это к вопросу о том, «что лєбєдь красівий как лєбєдь, а обізяна, как обізяна». Вырывать же составляющие из разных контекстов и лепить их вместе можно либо от небольшого ума, либо от большой хитрости. Вряд ли авторам законопроекта можно отказать в уме и сообразительности. А если так, то налицо «метод двоечника»: подсмотреть в конце учебника ответ к задаче, а потом тупо подогнать решение под этот ответ. Именно это и сделали Портнов с Лавриновичем: подсмотрели у Европы готовые решения, и сложили их в угодный своим политическим силам узор. А потом, подобно двоечнику, который надувает щеки и бахвалится своими познаниями, вещают с телеэкранов о «тщательном изучении». Прав был классик: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».
Под конец Андрей Портнов все же успокоил: «Цей закон буде тільки в тому випадку розглядатися Верховною Радою, до речі, і фракціями, які представлені в парламенті, коли ми запропонуємо і масштабний закон про парламентську опозицію. Тільки вкупі ці два закони можуть дати ефективну модель виборів».
…
http://obkom.net.ua/articles/2008-09/22.0953.shtml
Відповіді
2008.09.22 | Адвокат ...
Портнов з Лярвиновичем хтять увійти в історію...
У якости спів-батьків однопартійної системи. Видко, що вони,-- не одні, адже дуже поспішають.2008.09.22 | ak1001
а чіго, непогано вивчив. мабуть юлєфани в захваті
2008.09.22 | simsimopen
Re: Як Портнов вивчив досвід Франції та Литви (л)
Спрацював досвід організаторів рейдерства - якомога намутити, отримати ліві судові чи якісь інші рішення і виловити із каламутної води якомога більше. Бридота!2008.09.24 | Михайло Свистович
Афіґєть! А якби вони не ретельно вивчили? Юля, вперед!