МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Говорит историк : интервью с Марикой Лорткипанидзе

10/04/2008 | aragvi
Если жесткие политические заявления Москвы в адрес Тбилиси давно уже никого не удивляют, то интерпретации истории Грузии первыми лицами государства Российского еще не утратили всей прелести новизны. Вести о том, как С. Лавров просвещал Генри Киссинджера, а В. Путин в интервью CNN назвал сторонников сохранения Абхазии и Южной Осетии в составе Грузии сталинистами, не оставили равнодушными грузинских ученых. (В. Путин: «Когда образовался Советский Союз, то решением Сталина эти территории окончательно закрепили за Грузией. Сталин, как известно, был грузином по национальности. Так что те, кто настаивают на том, чтобы эти территории и дальше принадлежали Грузии – сталинисты».)

Опыт показывает, что исторические экскурсы историков зачастую вредят урегулированию конфликтов не меньше, чем исторические экскурсы политиков, но раз уж читатель знает, что говорят Лавров и Путин, то, может, ему будет полезно познакомиться и с мнением грузинских ученых. Об истории Абхазии и Южной Осетии говорит академик Марика Лорткипанидзе.

- «Есть ложь, есть большая ложь и есть статистика», - сказал Марк Твен. Я, с вашего позволения, статистику заменю на историю. Так вот, с исторической точки зрения где правда в отношении Абхазии и Южной Осетии? Верить ли экс-президенту Путину, назвавшему сталинистами всех, кто протестует против одностороннего признания независимости этих двух регионов Грузии?

- Что касается нашего дорогого соотечественника Иосифа Виссарионовича Сталина, то он никогда ничего хорошего для Грузии не сделал. Он прекрасно разбирался в национальном вопросе, он прекрасно знал, что большинство населения настроено против большевистского режима, поэтому и создал эти три бомбы замедленного действия. Они и сработали, как только Грузия объявила независимость. После советизации в Грузии – которая была чуть ли не самой маленькой республикой СССР – возникли 3 автономных образования: Абхазская и Аджарская автономные республики и Юго-Осетинская Автономная Область. Интересно, что когда в 22-м году была создана Юго-Осетинская АО, на родине осетин – на Северном Кавказе, где они в свое время имели государство – ничего подобного не было. Северная Осетия стала автономной республикой в 1924 году, потом ее статус несколько раз менялся. Северная Осетия появилась потому, что была и Южная, и для того, чтоб когда понадобится, этим воспользоваться.

- И все же, если заглянуть вглубь веков, существуют ли исторические свидетельства, обосновывающие принадлежность Абхазии и Южной Осетии к Грузии?

- Абхазия на протяжении всей своей истории находилась в грузинском историко-политическом мире. Была частью протоколхской культуры, затем Колхидского царства. Потом в результате вмешательства Римской империи Колхидское царство распалось, и на побережье Черного моря образовались этно-административные единицы. Впервые абхазы (абазги) на черноморском побережье упомянуты во II веке: в 134 г. наместник Каппадокии Флавий Арриан представил римскому императору Адриану отчет о военно-политической обстановке на побережье Черного моря. Из его описаний явствует, что к тому времени абазги проживали на южной границе Кавказского хребта до Цхуми – это древнегрузинский город Сухуми. Но дело в том, что термин «Абхазия» - «Апхазети» испытал некоторые изменения. Это связано с теми историко-политическими событиями, которые имели место в Грузии на протяжении всего средневековья.

В I-II веках северокавказские племена совершали набеги, и не исключено, что абазги – это потомки черкесско-адыгских племен, осевших в Грузии. По другой версии, абазги – это те же картвелы. Как бы этот вопрос ни решался, абазги всегда находились в политической, культурной и исторической сферах Грузии. Известный грузинский ученый Нико Бердзенишвили пишет, что абхазы принимали такое же участие в развитии истории Грузии и даже в создании культуры Руставели, как и остальные грузинские племена. (Кстати, это его заявление вызвало в Абхазии чуть ли не революцию. Ужасная была реакция.) Со II века начинает усиливаться Лазика. Лазы постепенно объединяют всю Западную Грузию. В IV веке возникает Лазское царство, или Эгриси. В IV- VI веках на Ближнем Востоке и на территории Южного Кавказа борются за господство Византия и Сасанидский Иран. Сасанидский Иран устанавливает контроль над Восточной Грузией – Картли. В этих условиях Византия пытается противопоставить Ирану христианскую Западную Грузию. В VI веке возникает ислам. Халифат завоевал весь Южный Кавказ, Пиренейский полуостров, и только в 732 г. они терпят поражение от Франции. Три века с лишним в Тбилиси сидел эмир. Трудно сказать почему, но в Грузии и Северной Армении распространить ислам они не смогли. В течение всего этого времени территории Абхазии и созданной при СССР Юго-Осетинской Автономной Области находились в пределах Грузии, граница проходила по Кавказскому хребту. Так что говорить о том, что кому-то что-то подарили...

- Но существовало ведь Абхазское царство?

- Да, конечно. В VIII веке в Западной Грузии было создано единое государство, которое было названо Абхазским царством, так как возглавил его царь – выходец из Абхазии. Кто он был по национальности, мы не знаем. Мы знаем только то, что он по своему государственному самосознанию был грузинский царь грузинского государства. Абхазское царство проводило четко выраженную грузинскую государственную и культурно-религиозную политику, было одним из активных участников борьбы за объединение грузинских земель и создание единого грузинского государства. При царском дворе в Кутаиси были созданы грузинские агиографические и гимнографические произведения. Дело в том, что вообще искать какую-то генетическую связь, когда дело касается царской династии, не стоит. К примеру, Бурбоны. Династия в Испании и Франции. Кто-нибудь ставит вопрос: испанские Бурбоны – это французы, а французские – испанцы? Никто не ставит. Они по своему национальному самосознанию – представители того государства, царями которого они являются. С этим надо считаться, это нельзя не учитывать. Когда в 80-х годах Х века представитель грузинской царской семьи Баграт Багратиони был коронован в Западной Грузии, первый титул, который он получил, был «мепе апхазта» - «царь абхазов», но это означало, что он царь Западной Грузии. После смерти своего предшественника, «царя картвелов», он унаследовал и этот титул. После воссоединения Кахети и Эрети к его титулу прибавилось: «царь эров и кахов». Титулатура царей единого грузинского средневекового государства сложилась так: «царь абхазов, картвелов, эров, кахов...» Таким образом, эта титулатура вовсе не означает, как пишут некоторые, что Баграт был абхазом, но то, что это был первый титул, который он принял. Титул «царь абхазов» до конца сохранился в титулатуре грузинских царей. Когда взошел на престол Давид Строитель, он имел два очень высоких византийских титула, но в скором времени отказался от них. Если бы титул «царь абхазов» был для него неким одиозным явлением, он бы и от него отказался. Он прекрасно мог изменить титулатуру. Но этот вопрос вообще не стоял. Абхазия для всех была Грузией, царь абхазов – царь Западной Грузии.

- А что касается Южной Осетии?

- Так называемая Южная Осетия – это грузинская провинция Шида Картли, Внутренняя Картли. Это один из центров грузинской государственности, один из центров грузинского языка, грузинской культуры. Шида Картли всегда входила в состав грузинского государства. У нас есть письменные источники, по которым до нас дошел список эриставств – воеводств. Шида Картли и Апхазети указаны как административные единицы. В конце ХV – начале ХVI веков в силу сложнейших внешне- и внутриполитических процессов Грузия распалась на 4 независимых государства: царства Картли, Кахети, Имерети и княжество Самцхе-Саатабаго. После падения Константинополя на юго-западной границе с Грузией возникла османская Турция, на юго-востоке – сефевидская Персия. Они боролись за власть над Грузией. К примеру, в 1555 г. был заключен мирный договор, по которому Грузия была буквально разделена на две части: Восточная Грузия объявлялась поданной Персии, Западная – Османской империи. Грузинские государства не признавали эти договоры, и все называли друг друга Сакартвело. Три века, включая весь ХVIII век, шла борьба за существование, и даже в это время Абхазия и Шида Картли входили в Грузию.

- В Грузии часто говорят, что те абхазы, которые проживают сейчас на территории Абхазии – это потомки не абазгов, а северокавказского племени апсуа. Как и когда они и осетины обосновались в Грузии?

- В ХVI-ХVII веках положение Грузии было тяжелейшим. Низина разорена, демографическая ситуация – катастрофическая. Часть населения погибла, часть скрывалась в горах. В это же время на севере начинает развиваться новое сильное государство – православная Россия. Она постепенно занимает почти весь сегодняшний Северный Кавказ, жители которого находят приют на северных склонах Кавказского хребта. В это же самое время здесь появляются племена апсуа. Очень интересно, что римский историк I века н. э. прямо указывает, что по среднему течению реки Кубань проживают апсуа. После этого история об этом племени умалчивает. Но существует итальянская карта ХVI века (сейчас она издана), на которой именно на среднем течении реки Кубань прямо написано: «Regnum Apsua», южнее – «Мегрелия» и город «Аква» (это абхазское название города Сухуми). Видимо, эти апсуа, которые вместе с другими племенами испытали натиск со стороны России, постепенно продвинулись на запад и на юг, сперва на северные склоны Кавказского хребта, затем на южные. Но дело в том, что потомков пришедших с Северного Кавказа и поселившихся в Абхазии черкесско-адыгских племен наши предки назвали абхазами. По грузинскому средневековому юридическому кодексу, потомки поселившихся в Грузии чужеземцев («хизани») в третьем поколении называются уже «мквидри», то есть местными жителями. У апсуа-абхазов нет своей письменности. Самоназвание у них – «апсуа», свой язык они называют «языком апсуа», но мы их назвали «апхази», и это название через грузинский язык перешло в русский и в остальные языки.

В Шида Картли аналогичная ситуация. Туда через хребет переходят северокавказские племена – в основном, это были осетины. Они тоже селятся сначала на северных склонах Кавказского хребта, затем на южных и постепенно спускаются вниз. Известный европейский ученый и путешественник академик Гюльденштедт в конце ХVIII века пишет, что осетины живут только в горах. Русские историки подтверждают, что осетины в Грузии появились только в ХIХ веке. В лучшем случае, они проживают тут два века. Историк Вахушти Багратиони в ХVIII веке создал географические карты как всей Грузии, так и провинций. Я часто говорю, что он, наверное, предвидел то положение, в котором мы оказались: на его карте селения в Шида Картли, где компактно проживали осетины, и грузинские селения обозначены по-разному. Ниже предгорной полосы осетин нет, они спустились в низину позже.

- Кокойты и его окружение заявляют, что во время августовских событий грузины целенаправленно уничтожали памятники осетинской культуры...

- На этой территории нет ни одного памятника осетинской культуры. Это церкви и крепости, построенные грузинами, и на всех имеются грузинские надписи. В текстах указывается, кто строил ту или иную церковь – фамилии грузинские, причем не только царей и феодалов, но и строителей. Это такое документальное доказательство, спорить с которым трудно. Тоже самое в Абхазии: на исторических памятниках нет надписей ни на каком другом языке, кроме грузинского и греческого. В период существования Абхазского царства Западная Грузия в церковном отношении окончательно вышла из подчинения Константинопольского патриархата, после чего грузинский язык окончательно вытеснил во всей Западной Грузии греческий и стал единственным языком богослужения, государственного управления, письменности.

- А после заключения Георгиевского трактата Абхазия и Шида Картли были отдельными субъектами российской империи?

- Когда в 1783 году между Восточной Грузией и Россией был заключен Георгиевский трактат, была составлена карта, оригинал которой хранится в одном из московских архивов. Граница Грузия проходит по Кавказскому хребту, так что территория Шида Картли находится в пределах царства Картли-Кахети. После аннексии Грузии, чтобы искоренить само название государства, Россия делит Грузию на две губернии – Тифлисскую и Кутаисскую. Шида Картли входит в Тифлисскую, а Абхазия (тогда Сухумский военный округ) – в Кутаисскую губернию. Когда Российская империя пала и 26 мая 1918 г. была основана независимая Демократическая Республика Грузия, и тогда тоже и Абхазия, и Шида Картли входили в ее состав.

В мае 1920 г. Советская Россия заключила договор с Грузией и признала ее независимость. А в феврале 21-го года вы знаете, что произошло. Интересный факт: пока существовала Демократическая Республика Грузия, Россия также мутила ситуацию в Абхазии и так называемой Южной Осетии. Абхазские, осетинские большевики с помощью России устраивали восстания. Власти, естественно, принимали меры. Между прочим, до падения коммунистического режима во всех книгах писалось, что грузины проводили карательные экспедиции, и нигде не было сказано – почему это происходило.

- Соответствуют ли действительности утверждения, что после советизации Грузии Абхазия стала отдельной советской республикой?

- В 22-м году Абхазии, действительно, присвоили статус советской социалистической республики. Очень скоро стало ясно, что как республика она самостоятельно существовать не может, и ей дали статус ассоциированной с Грузией советской социалистической республики. Так было до 1931 г., а после этого Абхазия стала автономной республикой в составе Грузии. Между прочим, надо сказать, что Ленин никогда Абхазию отдельно не упоминал. Говорил «Грузия», и подразумевалось, что Абхазия входит в состав Грузии. Даже в первой конституции СССР Абхазия фигурирует как автономная советская социалистическая республика в составе Грузии, но ассоциированная.

- Как вы считаете, не слишком ли часто повторяется история в российско-грузинских отношениях?

- Могу сказать одно. Начиная с ХVI века, когда начали завязываться российско-грузинские политические отношения, Россия не выполнила ни одного своего обязательства перед Грузией. Заявляю это с полной ответственностью.

Беседовала Диана Тосунян
http://www.pankisi.info/analitic/?page=ge&id=254


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".