Вони самі собі поставили діагно-2.: Кризиса нет. Есть коллапс
01/06/2009 | Крюгер Федір
А що ж робити нам? В тому числі з ними?
http://russoc.kprf.org/Doctrina/Kollaps.htm
Сергей А. Строев
Кризиса нет. Есть коллапс
Фундаментальные причины мирового кризиса
В глобальном отношении кризис является естественным и закономерным следствием внутренних противоречий в рамках капиталистических производственных отношений. Базовая парадигма капитализма – организация производства исходя не из цели удовлетворения наличных человеческих потребностей, а максимальное извлечение прибыли. То есть расширенное производство, которое производит больше, чем потребляют его участники. Разница между производством и потреблением есть прибыль, которая вкладывается в расширение производства с целью дальнейшего извлечения прибыли. То есть в основе капитализма заложена идея неограниченного расширения и роста. Следовательно, он может существовать до тех пор, пока ему есть куда расширяться.
Когда капиталистическая система охватывает весь мир, императив бесконечного расширения вступает в неснимаемое противоречие с фактом ограниченности Земли – то есть рынков потребления, природных ресурсов и наёмного труда. Это крайняя точка, перейти через которую классический производственный капитализм не может.
Капитализм переходит этот рубеж путём коренной трансформации из реального производственного капитализма в виртуальный финансовый капитализм. Суть преодоления критической точки в том, что дальнейший бесконечный неограниченный рост (производство прибыли) переносится из сферы реального производства в сферу спекулятивных финансовых операций – то есть виртуального псевдопроизводства. Реальное же производство постепенно начинает выходить на плато, то есть стремиться к устойчивому (без дальнейшего роста) самовоспроизводству. При этом реальное промышленное и сельскохозяйственное производство – являющиеся необходимыми элементами системы жизневоспроизводства – формируются de facto на некапиталистических и даже прямо антикапиталистических принципах – например, европейское дотационное (то есть заведомо убыточное!) сельское хозяйство. В то же время, ведущим фактором, структурирующим социум и задающим единый ритм и единую систему общественных ценностей, становится симулякр капитализма – виртуальная социоуправленческая машина.
Основное внутреннее противоречие данной двухуровневой системы состоит в полной необеспеченности её финансовой составляющей. То есть основной объём финансов в виде выпущенных бумажных денег, ценных бумаг, выделенных банками кредитов и т.д. не обеспечен реальными товарами и услугами – поскольку финансовый сектор виртуального капитализма растёт неограниченно, а реальный сектор ограничен рамками наличных природных ресурсов и ёмкости платёжеспособного потребительского спроса. Принципиальным образом разрешить данное противоречие можно только одним путём: полным разобщением финансовой сферы и сферы реального производства-жизнеобеспечения. То есть либо введением двух заведомо некорвенируемых между собой систем денежных единиц, либо путём перевода реального производства и распределения основных жизненных благ на заведомо нерыночную и не опосредованную деньгами основу – то есть «по потребности» (не обязательно при этом полное удовлетворение потребностей, достаточно хотя бы обеспечения базового уровня, необходимого для жизневоспроизводства, а предметы «роскоши» могут оставаться товарами виртуальной финансовой системы).
Такое разобщение финансовой и жизневоспроизводственной сфер принципиально разрешило бы одно из основных противоречий современной мировой экономики. Однако этот вариант невозможен по субъективной причине: он лишает мировую транснациональную финансовую олигархию власти над реальными средствами жизневоспроизводства человечества – а, значит, и над самим человечеством. В этом случае финансы из признанного обществом универсального эквивалента ценности превращаются в фантик, в фишечку, имеющую чисто условную ценность только для добровольных участников социальной игры под названием «виртуальный капитализм».
Стремясь сохранить и укрепить власть над человечеством, финансовая олигархия, диктующая правила (произвольные, конвенциональные в силу виртуализации капитала – не имеющие ничего общего с объективными законами) игры, не только не разобщает сферы реального жизневоспроизводства и финансовых операций, но наоборот, стремится навязать человечеству свои виртуальные финансовые единицы в качестве абсолютного и универсального эквивалента любой ценности – не только материальной. В итоге сфера реального жизневоспроизводства человечества оказывается заложницей спекулятивных игр узкого и замкнутого круга лиц – мировой финансовой олигархии. Что, собственно, и обеспечивает существование мировой капиталократии как системы.
Зависимость, подчинённость, незащищённость реального производства жизненных благ от громадного объёма заведомо необеспеченных спекулятивых финансовых единиц, движение которых подчиняется никак не связанной с реальным производством и потреблением, неподконтрольной подавляющему большинству человечества логике финансовых спекулятивных игр, и составляет фундаментальную причину кризиса. В этих условиях возникновение кризиса просто неизбежно. Дополительным усиливающим фактором является единство мирового рынка и мировой финансовой системы, отсутствие границ, изолирующих национальные и региональные экономики друг от друга.
Непосредственные причины мирового кризиса. Вопросы без ответов
Непосредственные причины кризиса определяются конкретной ситуаций в сфере глобальных спекуляций с виртуальными финансовыми единицами. Закономерности, правила этих игр и конкретный, приведший к кризису расклад интересны преимущественно профессиональным финансисовым спекулянтам и финансовым аналитикам. Для человека, не причастного непосредственно к сфере глобальной спекуляции, вполне достаточно фундаментальной причины, описанной в первой главе.
Нам в данном случае более интересен вопрос о том, насколько текущий мировой кризис является стихийным явлением, а насколько – целенаправленно спланированной операцией с целью преобразования мирового социального и политического порядка в определённом, заданном инициаторами кризиса направлении. Причём, эти два варианта (стихийность и управляемость) не являются взаимоискючающими. Скорее всего они в той или иной форме сочетаются. Вариантов сочетания может быть несколько. Например, 1) стихийно возникший кризис «осёдлан» как волна сёрфером глобальными спекулянтами, реализующими свой проект политического переустройства мира. 2) Наоборот, кризис инициирован в рамках проекта, но вышел из-под контроля и далее развивается стихийно. 3) Кризис управляется «в общих чертах» в рамках давно изучаемых западными элитами моделей «управляемого хаоса». 4) В рамках кризиса сталкиваются несколько игроков, имеющих разные цели и проекты, что делает развитие кризиса в целом столь же «непредсказуемым», как результат войны. Таких вариантов сочетания «стихийности» и «управляемости» можно представить достаточно много.
Однако в данном случае мы можем лишь поставить вопрос, но не дать на него ответ. В условиях недостатка информации любая в деталях описанная конспирологическая схема будет лишь более или менее правдоподобной фантазией.
Причины незащищённости России
Конкретно для России вхождение в кризис определяется всей политикой правящего режима как при Ельцине, так и при Путине, направленной на интеграцию России в систему мировой капиталократии.
В течение последних 17 лет российское государство строилось не как система колективного выживания, жизневоспроизводства и развития совокупности её граждан, а как криминальная бизнес-корпорация, существующая с целью максимизации прибылей её собственников. Причём в качестве реальных собственников этой корпорации выступает не совокупность её граждан, а узкий круг буржуазной и чиновничьей олигархии. Население России рассматривалось и рассматривается государством не как коллективный собственник природных ресурсов России и созданных в советское время материальных ценностей и средств производства, а как фактор с точки зрения максимизации прибылей правящей олигархии.
В результате вся экономика России была построена исходя из комменческих интересов олигархии и без учёта интересов граждан России. Основными чертами этой экономической системы стали:
1) Экспорт сырья (прежде всего - углеводородов) как основа всей экономической структуры.
2) Разрушение отечественной промышленности и сельского хозяйства – нерентабельных с точки зрения государства-корпорации РФ как субъекта мирового рынка. Вытеснение и замещение их импортом иностранных продуктов, более дешёвых в силу климатических различий и (или) региональных различий оплаты труда. Как следствие – разрушение продовольственной и промышленной безопасности, утрата экономического суверенитета страны, её полная зависимость от внешних поставок и от конъюнктуры мирового рынка.
3) Снятие государством-корпорацией с себя социальных функций и обязательств перед гражданами. Минимизация расходов на социальную защиту и обеспечение населения. То есть опять-таки, население рассматривается не как цель политики, а только как средство извлечения прибылей государством-корпорацией.
4) Разрушение системы образования, фундаментальной и прикладной науки. Логичная и закономерная составляющая общей политики превращения России в сырьедобывающую корпорацию. С точки зрения максимизации сырьевых прибылей доставшаяся по наследству от Советского Союза система науки и образования явно избыточна, и расходы на её поддержание не окупаются.
5) Общая политика геноцида, направленная на ограничение рождаемости и повышение смертности (особенно пенсионеров) с целью сокращения экономически неоправданного с точки зрения сырьедобычи населения.
6) Социальная и информационная политика, направленная на десоциализацию, атомизацию и маргинализацию общества, снижение интеллектуального и культурного уровня граждан, разрыв социальных связей. Цель – минимизировать сопротивление населения перестройке социально-экономической системы в интересах олигархии.
7) Вывоз из страны капиталов в форме «погашения кредитов», «стабилизационного фонда» и т.п. То есть присвоенные олигархией прибыли от продажи сырья выводятся из страны и вкладываются в развитие американской и, отчасти, европейской экономики.
8) Разрушение армии как «лишней» нагрузки в связи с тем, что получаемые доходы вывозятся из страны и гарантом своей собственности олигархия видит внешние по отношению к России вооружённые силы – прежде всего армию США и НАТО в целом.
С начала 2000-х годов благодаря фантастически благоприятной конъюнктуре цен на энергоносители российская экономика получила незапланированные сверхдоходы. Следуя описанной выше логике, правящая олигархия вместо того, чтобы вложить полученные от продажи нефти и природного газа средства в развитие реального сектора экономики (сельского хозяйства, промышленности, науки), обеспечивающего поддержание и воспроизводство жизни граждан России, отчасти «заморозила» их в «стабилизационном фонде», отчасти вложила в американские ценные бумаги. То есть, если говорить не о спекулятивных финансовых знаках, а о реальных ценностях, в течение всей путинской восьмилетки природные ресурсы России перекачивались в США и Европу безвозмездно. Или, точнее, в обмен на долю «российской» олигархии в мировой финансовой пирамиде.
В результате:
1) Перекаченные за это время природные ресурсы были для России просто безвозвратно утеряны.
2) Сельское хозяйство, промышленность и наука России практически полностью деградированы. Россия стала полностью зависима от внешних поставок и беззащитна перед любыми кризисными явлениями на мировом рынке энергоносителей (предмет экспорта) и продовольствия (предмет импорта).
3) Население в массе утратило знания и навыки, необходимые для реального производства и обеспечения собственного выживания, а также способность к самоорганизации. В результате в условиях разрушения внешнего продовольственного обеспечения население России принципиально не способно к восстановлению собственной системы жизнеобеспечения и обречено на вымирание. Реакции населения на кризис будут заведомо неадаптивны, деструктивны и в массе девиантны.
Итог: полная беззащитность населения России перед мировым кризисом является прямым и неизбежным следствием проводимой ельцинскими и путинскими правительствами политики, направленной на максимизацию доходов государства-корпорации (то есть узкой олигархии «собственников» государственного аппарата) и полностью игнорировавшей интересы реального сектора экономики, обеспечивающего воспроизводство жизни населения страны.
Антикризисные меры правительства
В условиях начавшегося мирового кризиса правительство Медведева-Путина предприняло ряд эффективных шагов, направленных на защиту российской олигархии – то есть круга реальных собственников государственной машины. Из бюджетных и внебюджетных государственных источников, а также резервов Банка России банковскому сектору страны была предоставлена безвозмездная помощь в размере 3,8 трлн. рублей (почти 150 миллиардов долларов). Как показало дальнейшее развитие событий, государственные средства были потрачены банковскими структурами на приобретение валюты, переведены на иностранные счета кредитных организаций и аффилированных с ними структур, вложены в иностранные активы (Доклад Института Национальной Стратегии «Национальная стратегия в условиях кризиса. Доживет ли Россия до 2020 года?»). Кроме того, 50 миллиардов долларов выделены из международных резервов для рефинансирования внешнего долга российских корпораций, чьи фактические владельцы и топ-менеджеры являются ключевыми виновниками российского экономического кризиса. Полученные средства частично были направлены на оффшорные счета собственников / бенефициаров корпораций, частично — на погашение их обязательств перед зарубежными кредиторами (тот же источник). Ещё 40 миллиардов рублей выделено правительством из федерального бюджета для приобретения построенного жилья, а также жилья высокой степени строительной готовности по средней, утвержденной на федеральном уровне, цене для российских регионов в 40 тыс. рублей за кв. м. Такая цена превышает себестоимость строительства в 1,5-1,7 раза и направлена не только на поддержание спекулятивного ценообразования на рынке жилищного строительства, но и на удовлетворение коррупционных интересов федерального и регионального чиновничества (тот же источник).
При этом реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, наука) фактически не получил ничего, несмотря на декларации государственной поддержки оного. Например, снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20% носит скорее виртуальный характер, так как в условиях нарастания в 2009 г. кризисных явлений деятельность значительной части российских предприятий будет убыточной (тот же источник).
Таким образом, антикризисные меры правительства целиком и полностью направлены на спасение российского олигархата, наёмным менеджером которого правительство de facto и является. Фактически накопленные (за счёт продажи сырьевых запасов, принадлежащих народу России) за путинские годы «государственные» финансовые резервы в настоящее время просто приватизируются олигархией – именно в тот момент, когда их наличие является критическим фактором для выживания населения страны.
При этом интересы населения России, включая проблему простого выживания в условиях мирового кризиса, практически никак не учитывается в антикризисных мерах правительства. Никаких действий, направленных на хотя бы частичное восстановление внутренних систем жизнеобеспечения, правительством не осуществляется. Более того, антикризисная политика правительства, направленная на защиту интересов олигархата, ещё более усугубляет предстоящий удар кризисной волны по населению страны, изымает последние ресурсы, которые могли бы если не поддержать собственные системы жизнеобеспечения, то хотя бы отчасти компенсировать их отсутствие.
Заключение
Авторы доклада Института Национальной Стратегии «Национальная стратегия в условиях кризиса. Доживет ли Россия до 2020 года?» утверждают: «Экономический кризис 2008-2010 гг. — это классический вызов, который история предъявила России, её элитам. Если элиты найдут адекватный системный ответ на этот вызов, страна может выйти на траекторию устойчивого развития и роста, вернуть себе достойное место в качестве влиятельного геополитического субъекта. Если ответы найдены не будут — придется говорить о кризисе самой российской цивилизации, ее разложении и закате, особенно с учетом достижения ею критического цивилизационного возраста (1 200 лет)».
На наш взгляд, оптимизм авторов основан на пустоте и противоречит их же собственным фактам и выводам.
В марте 2005 года в статье «Социализм как державность» нами были описаны три возможных сценария в условиях кризиса, к которому неизбежно вела политика путинского режима. Эти три варианта таковы:
«1. Самоорганизуется одна политически мотивированная группа, готовая к обузданию хаоса посредством жесткого прямого насилия и способная предложить проект, более или менее полно воплощающий общественный идеал. Этот путь (аналог выхода из Смуты 17 века) идеален: он даёт надежду на то, что смута закончится относительно быстро, а внутренняя война (которая неизбежна) приобретет характер не гражданской, а национально-освободительной, не будет затяжной, и её кровавость будет умеренной.
2. Сложится две или более таких групп, каждая из которых будет стремиться легитимизировать свою власть через политический проект, воплощающий отдельные стороны общественного идеала, и при этом антагонистически противопоставляющий себя проектам, воплощающим иные стороны (ставшие знаменем в руках конкурирующих элит). Более подробно угроза этого варианта излагается в статье «Красное или оранжевое». Этот путь (аналог варианта вековой давности) предполагает затяжную и кровавую гражданскую войну с последующим долгим периодом политического террора. Возможно, сил подняться из этого котла хватит, возможно – нет (особенно с учетом внешнеполитической обстановки: угрозе вмешательства НАТО, территориальной экспансии Китая, нарастании искусственно разжигаемого конфликта с Исламским миром, нарастании национал-сепаратистских тенденций в регионах и т.д.).
3. Не сложится ни одной такой группы, но все субъекты политики окажутся или на уровне исключительно мелких групповых интересов или политически безвольны. Это приведёт к затяжной смуте, потери большей части территорий, расчленению России и превращению её в совокупность враждующих между собой протекторатов. Вероятнее всего, в этом случае Россия будет замкнута в границах своей европейской части с отторжением Дальнего Востока, Сибири, Урала, Северного Кавказа, Татарстана».
Сегодня очевидно, что реализуется третий вариант – то есть для России мировой кризис оборачивается внутренним не кризисом, а коллапсом.
http://russoc.kprf.org/Doctrina/Kollaps.htm
Сергей А. Строев
Кризиса нет. Есть коллапс
Фундаментальные причины мирового кризиса
В глобальном отношении кризис является естественным и закономерным следствием внутренних противоречий в рамках капиталистических производственных отношений. Базовая парадигма капитализма – организация производства исходя не из цели удовлетворения наличных человеческих потребностей, а максимальное извлечение прибыли. То есть расширенное производство, которое производит больше, чем потребляют его участники. Разница между производством и потреблением есть прибыль, которая вкладывается в расширение производства с целью дальнейшего извлечения прибыли. То есть в основе капитализма заложена идея неограниченного расширения и роста. Следовательно, он может существовать до тех пор, пока ему есть куда расширяться.
Когда капиталистическая система охватывает весь мир, императив бесконечного расширения вступает в неснимаемое противоречие с фактом ограниченности Земли – то есть рынков потребления, природных ресурсов и наёмного труда. Это крайняя точка, перейти через которую классический производственный капитализм не может.
Капитализм переходит этот рубеж путём коренной трансформации из реального производственного капитализма в виртуальный финансовый капитализм. Суть преодоления критической точки в том, что дальнейший бесконечный неограниченный рост (производство прибыли) переносится из сферы реального производства в сферу спекулятивных финансовых операций – то есть виртуального псевдопроизводства. Реальное же производство постепенно начинает выходить на плато, то есть стремиться к устойчивому (без дальнейшего роста) самовоспроизводству. При этом реальное промышленное и сельскохозяйственное производство – являющиеся необходимыми элементами системы жизневоспроизводства – формируются de facto на некапиталистических и даже прямо антикапиталистических принципах – например, европейское дотационное (то есть заведомо убыточное!) сельское хозяйство. В то же время, ведущим фактором, структурирующим социум и задающим единый ритм и единую систему общественных ценностей, становится симулякр капитализма – виртуальная социоуправленческая машина.
Основное внутреннее противоречие данной двухуровневой системы состоит в полной необеспеченности её финансовой составляющей. То есть основной объём финансов в виде выпущенных бумажных денег, ценных бумаг, выделенных банками кредитов и т.д. не обеспечен реальными товарами и услугами – поскольку финансовый сектор виртуального капитализма растёт неограниченно, а реальный сектор ограничен рамками наличных природных ресурсов и ёмкости платёжеспособного потребительского спроса. Принципиальным образом разрешить данное противоречие можно только одним путём: полным разобщением финансовой сферы и сферы реального производства-жизнеобеспечения. То есть либо введением двух заведомо некорвенируемых между собой систем денежных единиц, либо путём перевода реального производства и распределения основных жизненных благ на заведомо нерыночную и не опосредованную деньгами основу – то есть «по потребности» (не обязательно при этом полное удовлетворение потребностей, достаточно хотя бы обеспечения базового уровня, необходимого для жизневоспроизводства, а предметы «роскоши» могут оставаться товарами виртуальной финансовой системы).
Такое разобщение финансовой и жизневоспроизводственной сфер принципиально разрешило бы одно из основных противоречий современной мировой экономики. Однако этот вариант невозможен по субъективной причине: он лишает мировую транснациональную финансовую олигархию власти над реальными средствами жизневоспроизводства человечества – а, значит, и над самим человечеством. В этом случае финансы из признанного обществом универсального эквивалента ценности превращаются в фантик, в фишечку, имеющую чисто условную ценность только для добровольных участников социальной игры под названием «виртуальный капитализм».
Стремясь сохранить и укрепить власть над человечеством, финансовая олигархия, диктующая правила (произвольные, конвенциональные в силу виртуализации капитала – не имеющие ничего общего с объективными законами) игры, не только не разобщает сферы реального жизневоспроизводства и финансовых операций, но наоборот, стремится навязать человечеству свои виртуальные финансовые единицы в качестве абсолютного и универсального эквивалента любой ценности – не только материальной. В итоге сфера реального жизневоспроизводства человечества оказывается заложницей спекулятивных игр узкого и замкнутого круга лиц – мировой финансовой олигархии. Что, собственно, и обеспечивает существование мировой капиталократии как системы.
Зависимость, подчинённость, незащищённость реального производства жизненных благ от громадного объёма заведомо необеспеченных спекулятивых финансовых единиц, движение которых подчиняется никак не связанной с реальным производством и потреблением, неподконтрольной подавляющему большинству человечества логике финансовых спекулятивных игр, и составляет фундаментальную причину кризиса. В этих условиях возникновение кризиса просто неизбежно. Дополительным усиливающим фактором является единство мирового рынка и мировой финансовой системы, отсутствие границ, изолирующих национальные и региональные экономики друг от друга.
Непосредственные причины мирового кризиса. Вопросы без ответов
Непосредственные причины кризиса определяются конкретной ситуаций в сфере глобальных спекуляций с виртуальными финансовыми единицами. Закономерности, правила этих игр и конкретный, приведший к кризису расклад интересны преимущественно профессиональным финансисовым спекулянтам и финансовым аналитикам. Для человека, не причастного непосредственно к сфере глобальной спекуляции, вполне достаточно фундаментальной причины, описанной в первой главе.
Нам в данном случае более интересен вопрос о том, насколько текущий мировой кризис является стихийным явлением, а насколько – целенаправленно спланированной операцией с целью преобразования мирового социального и политического порядка в определённом, заданном инициаторами кризиса направлении. Причём, эти два варианта (стихийность и управляемость) не являются взаимоискючающими. Скорее всего они в той или иной форме сочетаются. Вариантов сочетания может быть несколько. Например, 1) стихийно возникший кризис «осёдлан» как волна сёрфером глобальными спекулянтами, реализующими свой проект политического переустройства мира. 2) Наоборот, кризис инициирован в рамках проекта, но вышел из-под контроля и далее развивается стихийно. 3) Кризис управляется «в общих чертах» в рамках давно изучаемых западными элитами моделей «управляемого хаоса». 4) В рамках кризиса сталкиваются несколько игроков, имеющих разные цели и проекты, что делает развитие кризиса в целом столь же «непредсказуемым», как результат войны. Таких вариантов сочетания «стихийности» и «управляемости» можно представить достаточно много.
Однако в данном случае мы можем лишь поставить вопрос, но не дать на него ответ. В условиях недостатка информации любая в деталях описанная конспирологическая схема будет лишь более или менее правдоподобной фантазией.
Причины незащищённости России
Конкретно для России вхождение в кризис определяется всей политикой правящего режима как при Ельцине, так и при Путине, направленной на интеграцию России в систему мировой капиталократии.
В течение последних 17 лет российское государство строилось не как система колективного выживания, жизневоспроизводства и развития совокупности её граждан, а как криминальная бизнес-корпорация, существующая с целью максимизации прибылей её собственников. Причём в качестве реальных собственников этой корпорации выступает не совокупность её граждан, а узкий круг буржуазной и чиновничьей олигархии. Население России рассматривалось и рассматривается государством не как коллективный собственник природных ресурсов России и созданных в советское время материальных ценностей и средств производства, а как фактор с точки зрения максимизации прибылей правящей олигархии.
В результате вся экономика России была построена исходя из комменческих интересов олигархии и без учёта интересов граждан России. Основными чертами этой экономической системы стали:
1) Экспорт сырья (прежде всего - углеводородов) как основа всей экономической структуры.
2) Разрушение отечественной промышленности и сельского хозяйства – нерентабельных с точки зрения государства-корпорации РФ как субъекта мирового рынка. Вытеснение и замещение их импортом иностранных продуктов, более дешёвых в силу климатических различий и (или) региональных различий оплаты труда. Как следствие – разрушение продовольственной и промышленной безопасности, утрата экономического суверенитета страны, её полная зависимость от внешних поставок и от конъюнктуры мирового рынка.
3) Снятие государством-корпорацией с себя социальных функций и обязательств перед гражданами. Минимизация расходов на социальную защиту и обеспечение населения. То есть опять-таки, население рассматривается не как цель политики, а только как средство извлечения прибылей государством-корпорацией.
4) Разрушение системы образования, фундаментальной и прикладной науки. Логичная и закономерная составляющая общей политики превращения России в сырьедобывающую корпорацию. С точки зрения максимизации сырьевых прибылей доставшаяся по наследству от Советского Союза система науки и образования явно избыточна, и расходы на её поддержание не окупаются.
5) Общая политика геноцида, направленная на ограничение рождаемости и повышение смертности (особенно пенсионеров) с целью сокращения экономически неоправданного с точки зрения сырьедобычи населения.
6) Социальная и информационная политика, направленная на десоциализацию, атомизацию и маргинализацию общества, снижение интеллектуального и культурного уровня граждан, разрыв социальных связей. Цель – минимизировать сопротивление населения перестройке социально-экономической системы в интересах олигархии.
7) Вывоз из страны капиталов в форме «погашения кредитов», «стабилизационного фонда» и т.п. То есть присвоенные олигархией прибыли от продажи сырья выводятся из страны и вкладываются в развитие американской и, отчасти, европейской экономики.
8) Разрушение армии как «лишней» нагрузки в связи с тем, что получаемые доходы вывозятся из страны и гарантом своей собственности олигархия видит внешние по отношению к России вооружённые силы – прежде всего армию США и НАТО в целом.
С начала 2000-х годов благодаря фантастически благоприятной конъюнктуре цен на энергоносители российская экономика получила незапланированные сверхдоходы. Следуя описанной выше логике, правящая олигархия вместо того, чтобы вложить полученные от продажи нефти и природного газа средства в развитие реального сектора экономики (сельского хозяйства, промышленности, науки), обеспечивающего поддержание и воспроизводство жизни граждан России, отчасти «заморозила» их в «стабилизационном фонде», отчасти вложила в американские ценные бумаги. То есть, если говорить не о спекулятивных финансовых знаках, а о реальных ценностях, в течение всей путинской восьмилетки природные ресурсы России перекачивались в США и Европу безвозмездно. Или, точнее, в обмен на долю «российской» олигархии в мировой финансовой пирамиде.
В результате:
1) Перекаченные за это время природные ресурсы были для России просто безвозвратно утеряны.
2) Сельское хозяйство, промышленность и наука России практически полностью деградированы. Россия стала полностью зависима от внешних поставок и беззащитна перед любыми кризисными явлениями на мировом рынке энергоносителей (предмет экспорта) и продовольствия (предмет импорта).
3) Население в массе утратило знания и навыки, необходимые для реального производства и обеспечения собственного выживания, а также способность к самоорганизации. В результате в условиях разрушения внешнего продовольственного обеспечения население России принципиально не способно к восстановлению собственной системы жизнеобеспечения и обречено на вымирание. Реакции населения на кризис будут заведомо неадаптивны, деструктивны и в массе девиантны.
Итог: полная беззащитность населения России перед мировым кризисом является прямым и неизбежным следствием проводимой ельцинскими и путинскими правительствами политики, направленной на максимизацию доходов государства-корпорации (то есть узкой олигархии «собственников» государственного аппарата) и полностью игнорировавшей интересы реального сектора экономики, обеспечивающего воспроизводство жизни населения страны.
Антикризисные меры правительства
В условиях начавшегося мирового кризиса правительство Медведева-Путина предприняло ряд эффективных шагов, направленных на защиту российской олигархии – то есть круга реальных собственников государственной машины. Из бюджетных и внебюджетных государственных источников, а также резервов Банка России банковскому сектору страны была предоставлена безвозмездная помощь в размере 3,8 трлн. рублей (почти 150 миллиардов долларов). Как показало дальнейшее развитие событий, государственные средства были потрачены банковскими структурами на приобретение валюты, переведены на иностранные счета кредитных организаций и аффилированных с ними структур, вложены в иностранные активы (Доклад Института Национальной Стратегии «Национальная стратегия в условиях кризиса. Доживет ли Россия до 2020 года?»). Кроме того, 50 миллиардов долларов выделены из международных резервов для рефинансирования внешнего долга российских корпораций, чьи фактические владельцы и топ-менеджеры являются ключевыми виновниками российского экономического кризиса. Полученные средства частично были направлены на оффшорные счета собственников / бенефициаров корпораций, частично — на погашение их обязательств перед зарубежными кредиторами (тот же источник). Ещё 40 миллиардов рублей выделено правительством из федерального бюджета для приобретения построенного жилья, а также жилья высокой степени строительной готовности по средней, утвержденной на федеральном уровне, цене для российских регионов в 40 тыс. рублей за кв. м. Такая цена превышает себестоимость строительства в 1,5-1,7 раза и направлена не только на поддержание спекулятивного ценообразования на рынке жилищного строительства, но и на удовлетворение коррупционных интересов федерального и регионального чиновничества (тот же источник).
При этом реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, наука) фактически не получил ничего, несмотря на декларации государственной поддержки оного. Например, снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20% носит скорее виртуальный характер, так как в условиях нарастания в 2009 г. кризисных явлений деятельность значительной части российских предприятий будет убыточной (тот же источник).
Таким образом, антикризисные меры правительства целиком и полностью направлены на спасение российского олигархата, наёмным менеджером которого правительство de facto и является. Фактически накопленные (за счёт продажи сырьевых запасов, принадлежащих народу России) за путинские годы «государственные» финансовые резервы в настоящее время просто приватизируются олигархией – именно в тот момент, когда их наличие является критическим фактором для выживания населения страны.
При этом интересы населения России, включая проблему простого выживания в условиях мирового кризиса, практически никак не учитывается в антикризисных мерах правительства. Никаких действий, направленных на хотя бы частичное восстановление внутренних систем жизнеобеспечения, правительством не осуществляется. Более того, антикризисная политика правительства, направленная на защиту интересов олигархата, ещё более усугубляет предстоящий удар кризисной волны по населению страны, изымает последние ресурсы, которые могли бы если не поддержать собственные системы жизнеобеспечения, то хотя бы отчасти компенсировать их отсутствие.
Заключение
Авторы доклада Института Национальной Стратегии «Национальная стратегия в условиях кризиса. Доживет ли Россия до 2020 года?» утверждают: «Экономический кризис 2008-2010 гг. — это классический вызов, который история предъявила России, её элитам. Если элиты найдут адекватный системный ответ на этот вызов, страна может выйти на траекторию устойчивого развития и роста, вернуть себе достойное место в качестве влиятельного геополитического субъекта. Если ответы найдены не будут — придется говорить о кризисе самой российской цивилизации, ее разложении и закате, особенно с учетом достижения ею критического цивилизационного возраста (1 200 лет)».
На наш взгляд, оптимизм авторов основан на пустоте и противоречит их же собственным фактам и выводам.
В марте 2005 года в статье «Социализм как державность» нами были описаны три возможных сценария в условиях кризиса, к которому неизбежно вела политика путинского режима. Эти три варианта таковы:
«1. Самоорганизуется одна политически мотивированная группа, готовая к обузданию хаоса посредством жесткого прямого насилия и способная предложить проект, более или менее полно воплощающий общественный идеал. Этот путь (аналог выхода из Смуты 17 века) идеален: он даёт надежду на то, что смута закончится относительно быстро, а внутренняя война (которая неизбежна) приобретет характер не гражданской, а национально-освободительной, не будет затяжной, и её кровавость будет умеренной.
2. Сложится две или более таких групп, каждая из которых будет стремиться легитимизировать свою власть через политический проект, воплощающий отдельные стороны общественного идеала, и при этом антагонистически противопоставляющий себя проектам, воплощающим иные стороны (ставшие знаменем в руках конкурирующих элит). Более подробно угроза этого варианта излагается в статье «Красное или оранжевое». Этот путь (аналог варианта вековой давности) предполагает затяжную и кровавую гражданскую войну с последующим долгим периодом политического террора. Возможно, сил подняться из этого котла хватит, возможно – нет (особенно с учетом внешнеполитической обстановки: угрозе вмешательства НАТО, территориальной экспансии Китая, нарастании искусственно разжигаемого конфликта с Исламским миром, нарастании национал-сепаратистских тенденций в регионах и т.д.).
3. Не сложится ни одной такой группы, но все субъекты политики окажутся или на уровне исключительно мелких групповых интересов или политически безвольны. Это приведёт к затяжной смуте, потери большей части территорий, расчленению России и превращению её в совокупность враждующих между собой протекторатов. Вероятнее всего, в этом случае Россия будет замкнута в границах своей европейской части с отторжением Дальнего Востока, Сибири, Урала, Северного Кавказа, Татарстана».
Сегодня очевидно, что реализуется третий вариант – то есть для России мировой кризис оборачивается внутренним не кризисом, а коллапсом.
Відповіді
2009.01.06 | Мартинюк
У кого імунітет проти конспірологізму - то може читати.
Може навіть якісь цікаві думки виловить в тому.Якщо ні - то краще не братися - заболить голова і захочеться залізти під ліжко чи втекти у ліс. А світові конспірологи тільки й того і чекають...
2009.01.06 | Володимир I
Re: У кого імунітет проти конспірологізму - то може читати.
А де тут конспірологізм? Просто спроба пояснитите, що сталося. Не дуже вдала, як на мене. Але деякі цікавів думки дійсно є. Одна з них навіть збіглася з моєю, коли я намагався розібратися сам для себе в причинах кризи: відрив фінансової сфери від виробничої та її віртуалізація.Стосовно ж росєї - прогноз досить реалістичний. пукєнці все це добре розуміють, тому їх і перекосопиздило.
2009.01.07 | Майстер
Ви ще Черчіля процитуйте
п.Мартинюк. Чи ви серйозно вважаєте, що група людей, яка володіє величезними фінансовими ресурсами, пов'язана між собою родинно та ідеологічно, усунеться від управління своїми ресурсами? Навіть продавці яблук на базарі створюють своєрідний картель (змову!), а от фінансові магнати світового рівня нізащо не гратимуть на ринку, не вживатимуть жодних заходів, у т.ч. й таємних (конспірологічних!!) для захисту та примноження своїх ресурсів? Ги!2009.01.06 | Адвокат ...
Виконаю будь яку Вашу збаганку що до бану за
порушення Правил:1. На 3-ри дні
2. На 7-м днів.
3. На 1-н місяць.
4. На 1/2 року.
5. Назавжди.
Ваш вибвр!
P.S. Бо мій буде,-- "Назавжди".
2009.01.07 | Сергій Кабуд
криза виникла через збільшення неринкових важелів
1.У 80і-90ідо економічної світової спільноти прийняли Китай і Росіюпочали думати що економіка буде рости і рости
але не все так просто. Китай і Росія не є ринковими економіками і не мають правових механізмів
2.забагато сподівалися на регуляції фінансових ринків, які(регуляції і нагляд) відставали від реальності виникнення нових фінансових продуктів,
отже НАДІЯ НА ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ теж додалася, але не спрацювала
висновок: ринкова економіка була забруднена неринковим втручанням як в торгівлі так і мізках наівного людства.
2009.01.14 | Крюгер Федір
Москва. Медведев vs Путин. Судя по сигналу Медведева, он стара-
ется сбросить иго ПутинаВ недавнем заявлении Дмитрия Медведева корреспондент The Financial Times Чарльз Кловер увидел признаки стремления президента России избавиться от влияния Путина.
«Финальная ответственность за все, что происходит в стране, за ряд судьбоносных решений будет лежать только на мне, и я не смогу ни с кем разделить эту ответственность», — цитирует британское издание Медведева. (По официальной стенограмме на kremlin.ru).
«Для обычного президента в обычной стране такое замечание было бы констатацией очевидного, — комментирует Чарльз Кловер слова российского президента. — Однако для посвященных это был тайный знак, посыл, понятный лишь тем, до кого хотел его донести Медведев».
По наблюдениям корреспондента The Financial Times, обычно в подобных случаях Медведев подчеркивал, что «советуется» с Владимиром Путиным. Теперь же, полагает Кловер, Медведеву надоело быть на вторых ролях. По словам Димитрия Саймса, возглавляющего Никсоновский Центр в Вашингтоне, российского премьера также обуревает «дурное предчувствие».
Лилия Шевцова из Московского Центра Карнеги считает, что финансовый кризис «станет серьезным испытанием» для российского дуумвирата.