Шойгу влево, Шойгу вправо…
03/08/2009 | Давид Михаэли
Океания всегда воевала с Отстазией
Дж. Оруэлл. "1984"
Автор, ставший известным человечеству под именем Виктора Суворова, утверждает среди прочего, что в 1945 г. Сталин не принимал Парад Победы вовсе не потому, что не умел ездить верхом, а при попытке научиться немедленно сверзился с лошади. Причина, по Суворову, была совсем иной. Сталин-де передоверил эту высокую честь другому, ибо не был удовлетворен исходом войны, и более того - не считал его таким уж победным. Ведь вместо планировавшегося "освободительного похода" в Европу и последующего ее превращения в новые республики Союза еле-еле удалось отбить потерянные свои территории да подчинить (и то не в такой степени, как мечталось) десяток второстепенных стран. Чему уж тут, дескать, радоваться и что праздновать?..
Эта позиция Суворова-Резуна хорошо известна. Я не собираюсь сейчас обсуждать ее состоятельность. Упомянул же ее здесь, поскольку она может быть - и то с натяжкой - отнесена к категории "отрицания Победы", каковое действие один российский министр недавно призвал объявить уголовно наказуемым. Больше ничего подобного мне что-то не вспоминается. Не я первый замечу, что вряд ли кто-либо на белом свете, будучи в здравом уме и твердой памяти, вздумает опровергать общеизвестный факт: в 1945 г. СССР победил Германию. Вряд ли и сам Сергей Кужугетович Шойгу всерьез полагает, что такие люди существуют, хотя мотивировал он свою идею как раз ссылками на неких иностранных деятелей, которым, мол, после принятия предлагаемого закона вообще не удастся въехать в Россию. Кстати, упомянутый Суворов (Резун) и есть иностранец, во всяком случае, живет он в Англии, что повышает его шансы подвергнуться действию предложенного законодательного нововведения… Правда, ему и помимо стараний г-на министра на российскую территорию хода нет. Причем давно.
Если серьезно, то у меня по поводу шойгинского предложения возник один вопрос: он что, дурака валяет или в самом деле такой умный? И мне почему-то кажется, что скорее первое. И что имел он в виду не совсем то, что сказал, и даже совсем не то.
Да, за пределами России - как, между прочим, и в пределах - можно обнаружить немало тех, кого факт советской победы в однозначный восторг не приводит. Возьмем, скажем, поляков - не каких-то политиков, а польский, так называемый, простой народ. Тех, кто не забыл и не простил, например, Катыни, Медного и Харькова. Или -"стояния на Висле" во время Варшавского восстания, за разгромом которого доблестная Советская Армия хладнокровно (ну, может, и не хладнокровно, только кому от этого легче?) наблюдала с другого берега. Ну, разумеется: нельзя же было допустить, чтобы в Варшаве освободителей встретило готовое правительство, самим народом поставленное! Зачем тогда тащили в обозе люблинский Комитет национального освобождения? Раз договорено, что Польша "наша" - так наша на все сто - и баста! Восставать будете, когда мы вам разрешим, а не послушались - пеняйте на себя. Могли ли поляки - кроме разве что фанатичных коммунистов - встретить Победу с одной только незамутненной радостью? Неужели не скребли кошки на душе от сознания, что полной свободы освободители не принесли?
Я уж не спрашиваю о прибалтийских странах, которых, прежде чем от Гитлера освободить, с ним поделили. И разгром одного из бывших "бизнес-партнеров" отнятую независимость Литве, Латвии и Эстонии не вернул.
Сложные чувства должны были быть у жителей недавно присоединенных западных территорий. Победа победой, но они-то теперь безнадежно оставались советскими, о чем далеко не все мечтали.
Вряд ли не была омраченной радость от победы для народов Северного Кавказа, высланных к тому времени в казахстанские степи.
Ну, а русские, коих лично Верховный Главнокомандующий титуловал "самым выдающимся из всех входящих в состав СССР народов" (Интересный, между прочим, оказался лексикон у победителя нацистов!). Неужели никто, отрадовавшись и отрыдав, никогда так и не задумался и сейчас не задумывается о том, что лиц у Победы - по крайней мере, больше, чем одно? И, прежде всего, потому что победивший режим не так уж сильно отличался от побежденного. Что он вскорости снова и доказал целым рядом послевоенных мероприятий…
Ну и не забудем о цене. О войне числом, а не умением, о бездарных операциях, о потерях, без которых, может быть, могли бы и обойтись, да не хотели… Или - забудем?
Вот это все и многое другое - оно было или нет? Может, все пострадавшие в самом деле обязаны о своих страданиях забыть? Или не упоминать о них вслух, чтобы не мешать "патриотическому воспитанию"?
Кажется, г-н чрезвычайный "министр правды" действительно желал бы заставить народы пересортировать содержимое их исторической памяти.
А вот другой патриот - Анатолий Кучерена из Общественной палаты -в развитие этой интересной инициативы упомянул о возможности принять закон об ответственности за отрицание роли СССР в победе… Чувствуете разницу? Отрицать победу как таковую - и с этим отрицанием бороться -это смахивает на борьбу с ветряными мельницами. А вот отрицание роли…
То есть, не вздумайте, не дай Бог, ляпнуть, что если бы не ленд-лиз, то еще неизвестно, кто бы победил… Или - что не блокируй англичане итальянский флот в Средиземном море, он бы, чего доброго, вошел в Черное, прикончил бы флот Черноморский, который изрядно превосходил, обеспечил бы немцам высадку на Черноморском побережье Кавказа - а тогда вся кампания 1942 г., включая Сталинградскую битву, могла сложиться совершенно иначе… И уж точно не следует заикаться о том, что советские политики (то есть Сталин) даже в таком, безусловно, святом и благородном деле, как борьба с фашизмом, преследовали не одни только святые и благородные цели - в отношении той же Польши, например… Как и о, мягко говоря, неоднозначном поведении воинов-освободителей на германской территории. Это ведь может бросить тень на благородную роль СССР!
Слышу уже ехидное возражение: а вот в некоторых странах существует уголовная ответственность за отрицание Холокоста…
Во-первых, утверждать, что уничтожение европейского еврейства не имело места - это не только не меньшая подлость, но и не меньшая глупость (или безумие), чем отрицать советскую победу над Германией. Достаточно только спросить: если евреев не убили, куда же все эти миллионы девались? Сколько-нибудь вразумительного ответа на этот вопрос дать невозможно. Поэтому и пребывают все эти отрицатели в маргиналах. Во-вторых, утверждения такого сорта и дискуссии о подробностях этого события - это не одно и тоже. Насколько мне известно, такие дискуссии никем еще не запрещались. Вот, например, в книге одного израильского (sic!) автора я прочел, что известная история о найденном мыле с клеймом RJF (Reine Judiscshe Fette -"Чистый еврейский жир") - то ли недоразумение, то ли легенда. На самом деле будто бы жир, согласно штампу, был не "еврейский", а "индустриальный" (немецкое сокращение - RIF), а малосведущие в языках солдаты легко перепутали буквы J и I. И, таким образом, никаких достоверных свидетельств того, что нацисты пускали людей на мыло, не существует. Может, оно так, а может, и не так. Это - тема отдельного разговора. Но - разговора, а не уголовного кодекса. Что-то я ничего не слышал о попытках обвинить упомянутого автора в отрицании Катастрофы.
Министр говорил еще о предстоящем обсуждении Европейским Союзом крымского вопроса. "Так они и до Киевской Руси дойдут…". Сдается, этим упоминанием о вещах, никакого отношения к Победе не имеющим, он обнаружил свои истинные желания. Не в Победе тут дело. По крайней мере, не только в ней. А в том, что организуемая сверху некая сборная идеологическая солянка, именуемая патриотизмом, нуждается в "исторической" составляющей. В опорных, так сказать, концепциях, кои предложено будет признать единственно верными - не сейчас, так в будущем. Сейчас речь идет о победе в Великой Отечественной войне, но тут главное - начать. А там… Скажем, насчет победы в другой Отечественной - той, что с Наполеоном - тоже есть разные мнения…
Взгляд на прошлое снова хотят сделать прямым и неуклонным - как властная вертикаль. А Победа - просто наиболее подходящий - для затравки - материал. Ввиду святости, которая, подобно смазке, может облегчить протаскивание идеи в массы.
И вот эти еще что-то болтают о кощунстве…
Дж. Оруэлл. "1984"
Автор, ставший известным человечеству под именем Виктора Суворова, утверждает среди прочего, что в 1945 г. Сталин не принимал Парад Победы вовсе не потому, что не умел ездить верхом, а при попытке научиться немедленно сверзился с лошади. Причина, по Суворову, была совсем иной. Сталин-де передоверил эту высокую честь другому, ибо не был удовлетворен исходом войны, и более того - не считал его таким уж победным. Ведь вместо планировавшегося "освободительного похода" в Европу и последующего ее превращения в новые республики Союза еле-еле удалось отбить потерянные свои территории да подчинить (и то не в такой степени, как мечталось) десяток второстепенных стран. Чему уж тут, дескать, радоваться и что праздновать?..
Эта позиция Суворова-Резуна хорошо известна. Я не собираюсь сейчас обсуждать ее состоятельность. Упомянул же ее здесь, поскольку она может быть - и то с натяжкой - отнесена к категории "отрицания Победы", каковое действие один российский министр недавно призвал объявить уголовно наказуемым. Больше ничего подобного мне что-то не вспоминается. Не я первый замечу, что вряд ли кто-либо на белом свете, будучи в здравом уме и твердой памяти, вздумает опровергать общеизвестный факт: в 1945 г. СССР победил Германию. Вряд ли и сам Сергей Кужугетович Шойгу всерьез полагает, что такие люди существуют, хотя мотивировал он свою идею как раз ссылками на неких иностранных деятелей, которым, мол, после принятия предлагаемого закона вообще не удастся въехать в Россию. Кстати, упомянутый Суворов (Резун) и есть иностранец, во всяком случае, живет он в Англии, что повышает его шансы подвергнуться действию предложенного законодательного нововведения… Правда, ему и помимо стараний г-на министра на российскую территорию хода нет. Причем давно.
Если серьезно, то у меня по поводу шойгинского предложения возник один вопрос: он что, дурака валяет или в самом деле такой умный? И мне почему-то кажется, что скорее первое. И что имел он в виду не совсем то, что сказал, и даже совсем не то.
Да, за пределами России - как, между прочим, и в пределах - можно обнаружить немало тех, кого факт советской победы в однозначный восторг не приводит. Возьмем, скажем, поляков - не каких-то политиков, а польский, так называемый, простой народ. Тех, кто не забыл и не простил, например, Катыни, Медного и Харькова. Или -"стояния на Висле" во время Варшавского восстания, за разгромом которого доблестная Советская Армия хладнокровно (ну, может, и не хладнокровно, только кому от этого легче?) наблюдала с другого берега. Ну, разумеется: нельзя же было допустить, чтобы в Варшаве освободителей встретило готовое правительство, самим народом поставленное! Зачем тогда тащили в обозе люблинский Комитет национального освобождения? Раз договорено, что Польша "наша" - так наша на все сто - и баста! Восставать будете, когда мы вам разрешим, а не послушались - пеняйте на себя. Могли ли поляки - кроме разве что фанатичных коммунистов - встретить Победу с одной только незамутненной радостью? Неужели не скребли кошки на душе от сознания, что полной свободы освободители не принесли?
Я уж не спрашиваю о прибалтийских странах, которых, прежде чем от Гитлера освободить, с ним поделили. И разгром одного из бывших "бизнес-партнеров" отнятую независимость Литве, Латвии и Эстонии не вернул.
Сложные чувства должны были быть у жителей недавно присоединенных западных территорий. Победа победой, но они-то теперь безнадежно оставались советскими, о чем далеко не все мечтали.
Вряд ли не была омраченной радость от победы для народов Северного Кавказа, высланных к тому времени в казахстанские степи.
Ну, а русские, коих лично Верховный Главнокомандующий титуловал "самым выдающимся из всех входящих в состав СССР народов" (Интересный, между прочим, оказался лексикон у победителя нацистов!). Неужели никто, отрадовавшись и отрыдав, никогда так и не задумался и сейчас не задумывается о том, что лиц у Победы - по крайней мере, больше, чем одно? И, прежде всего, потому что победивший режим не так уж сильно отличался от побежденного. Что он вскорости снова и доказал целым рядом послевоенных мероприятий…
Ну и не забудем о цене. О войне числом, а не умением, о бездарных операциях, о потерях, без которых, может быть, могли бы и обойтись, да не хотели… Или - забудем?
Вот это все и многое другое - оно было или нет? Может, все пострадавшие в самом деле обязаны о своих страданиях забыть? Или не упоминать о них вслух, чтобы не мешать "патриотическому воспитанию"?
Кажется, г-н чрезвычайный "министр правды" действительно желал бы заставить народы пересортировать содержимое их исторической памяти.
А вот другой патриот - Анатолий Кучерена из Общественной палаты -в развитие этой интересной инициативы упомянул о возможности принять закон об ответственности за отрицание роли СССР в победе… Чувствуете разницу? Отрицать победу как таковую - и с этим отрицанием бороться -это смахивает на борьбу с ветряными мельницами. А вот отрицание роли…
То есть, не вздумайте, не дай Бог, ляпнуть, что если бы не ленд-лиз, то еще неизвестно, кто бы победил… Или - что не блокируй англичане итальянский флот в Средиземном море, он бы, чего доброго, вошел в Черное, прикончил бы флот Черноморский, который изрядно превосходил, обеспечил бы немцам высадку на Черноморском побережье Кавказа - а тогда вся кампания 1942 г., включая Сталинградскую битву, могла сложиться совершенно иначе… И уж точно не следует заикаться о том, что советские политики (то есть Сталин) даже в таком, безусловно, святом и благородном деле, как борьба с фашизмом, преследовали не одни только святые и благородные цели - в отношении той же Польши, например… Как и о, мягко говоря, неоднозначном поведении воинов-освободителей на германской территории. Это ведь может бросить тень на благородную роль СССР!
Слышу уже ехидное возражение: а вот в некоторых странах существует уголовная ответственность за отрицание Холокоста…
Во-первых, утверждать, что уничтожение европейского еврейства не имело места - это не только не меньшая подлость, но и не меньшая глупость (или безумие), чем отрицать советскую победу над Германией. Достаточно только спросить: если евреев не убили, куда же все эти миллионы девались? Сколько-нибудь вразумительного ответа на этот вопрос дать невозможно. Поэтому и пребывают все эти отрицатели в маргиналах. Во-вторых, утверждения такого сорта и дискуссии о подробностях этого события - это не одно и тоже. Насколько мне известно, такие дискуссии никем еще не запрещались. Вот, например, в книге одного израильского (sic!) автора я прочел, что известная история о найденном мыле с клеймом RJF (Reine Judiscshe Fette -"Чистый еврейский жир") - то ли недоразумение, то ли легенда. На самом деле будто бы жир, согласно штампу, был не "еврейский", а "индустриальный" (немецкое сокращение - RIF), а малосведущие в языках солдаты легко перепутали буквы J и I. И, таким образом, никаких достоверных свидетельств того, что нацисты пускали людей на мыло, не существует. Может, оно так, а может, и не так. Это - тема отдельного разговора. Но - разговора, а не уголовного кодекса. Что-то я ничего не слышал о попытках обвинить упомянутого автора в отрицании Катастрофы.
Министр говорил еще о предстоящем обсуждении Европейским Союзом крымского вопроса. "Так они и до Киевской Руси дойдут…". Сдается, этим упоминанием о вещах, никакого отношения к Победе не имеющим, он обнаружил свои истинные желания. Не в Победе тут дело. По крайней мере, не только в ней. А в том, что организуемая сверху некая сборная идеологическая солянка, именуемая патриотизмом, нуждается в "исторической" составляющей. В опорных, так сказать, концепциях, кои предложено будет признать единственно верными - не сейчас, так в будущем. Сейчас речь идет о победе в Великой Отечественной войне, но тут главное - начать. А там… Скажем, насчет победы в другой Отечественной - той, что с Наполеоном - тоже есть разные мнения…
Взгляд на прошлое снова хотят сделать прямым и неуклонным - как властная вертикаль. А Победа - просто наиболее подходящий - для затравки - материал. Ввиду святости, которая, подобно смазке, может облегчить протаскивание идеи в массы.
И вот эти еще что-то болтают о кощунстве…