Скоро нардепы запретят сайт Майдан (\)
01/04/2010 | NBIU
«Одноклассники», «ВКонтакте» и «Живой журнал», многие сайты об искусстве, фотоленты мировых информагентств и новостные сайты. Эти и бесчисленное множество других ресурсов после принятия Верховной Радой нового закона могут попасть в запрещенные.
Не удивляйтесь, если уже очень скоро в 2010 году доступ в Интернет в Украине будет продаваться только по паспорту и ограничиваться набором разрешенных к посещению сайтов. При этом вряд ли стоит надеяться, что в числе разрешенных окажутся «Одноклассники», «ВКонтакте» и «Живой журнал», многие сайты об искусстве, фотоленты мировых информагентств и новостные сайты. Эти и бесчисленное множество других ресурсов после принятия Верховной Радой Украины нового закона могут попасть под определение… распространителей детской порнографии. Более того, в преступники можно будет записать практически любого украинского интернет-пользователя.
Стремление государственной власти заполучить максимальный контроль над Интернетом понятно: этот канал коммуникации позволяет рядовым гражданам пока свободно без темников и цензуры, которые ныне присутствуют на телевидении, радио и печатных сми, расспространять компроментирующую информацию о политиках и олигархах, свободно обсуждать деятельность парламентарием и госслужащих. Именно поэтому в государствах, признающих права и свободы человека, такое стремление считается незаконным. Формально Украина входит в их число, однако фактически в эти дни украинские законодатели пытаются осуществить очередную попытку подчинить государству Интернет — его провайдеров, пользователей и ресурсы.
Законопроект №3271 на крайне актуальную и непростую тему противодействия распространению детской порнографии, инициированый бютовцем Павлом Унгуряном, мариновался в парламенте Украины с прошлого года, поскольку его содержанием и качеством были недовольны все — от профессионалов телекоммуникационной отрасли до главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Эксперты сходились в одном: закон представляет неоправданную угрозу для граждан Украины, не имеющих отношения к производству и сознательному распространению детской порнографии.
Именно этот сырой документ внезапно всплыл в парламентской повестке дня в октябре 2009 года и получил невероятное одобрение в первом чтении: 404 голоса «за» и ни одного «против». Расчет коварных бютовцев на то, что в разгар скандала с изнасилованием детей в «Артеке» законопроект о борьбе с детским порно будет одобрен не глядя, сработал: под видом узконаправленных мер по борьбе с преступностью прошел мощнейший инструмент для контроля над Интернетом.
Открывшаяся перспектива возмутила телекомщиков, правозащитников и интернет-общественность, которая сразу же окрестила принятый документ «законом 404» — по аналогии с кодом ошибки, означающим, что запрашиваемая пользователем страница в Интернете не найдена. Аналогия получилась буквальной: прошедший первое чтение проект закона подразумевал возможность ограничения доступа клиентов украинских провайдеров к любым интернет-ресурсам по указанию правоохранителей, даже не по решению суда (!). Кроме того, законопроект обязывал провайдеров докладывать правоохранителям обо всех незаконных действиях клиентов, даже если эти действия никак не связаны с детской порнографией. Чтобы не нарушать такую норму, провайдерам пришлось бы вести мониторинг всей интернет-активности своих клиентов и фактически заниматься оперативно-розыскной деятельностью без права на ее проведение и каких-либо законных оснований.
Самих интернет-пользователей документ обязывает рапортовать правоохранителям о встреченном в Интернете незаконном контенте (информационном наполнении), в том числе о детском порно. При этом определение детской порнографии было предложено настолько нечеткое, что под него спокойно попадала фотография ребенка на пляже из семейного альбома.
Техническая некомпетентность авторов законопроекта также сделала заведомо виновными всех, кто случайно встретил в Интернете порнобаннер или не успел удалить весь спам (нежелательную корреспонденцию) из почтовой программы до облавы по заказу конкурентов или политических опонентов. В довершение всего законодатели выдвинули технически невыполнимое и нарушающее базовые права и свободы граждан Украины требование к провайдерам хранить и предоставлять информацию обо всех соединениях их клиентов с Интернетом, никак не ограничив тип данных, их объем, способ и сроки хранения …
Спешка с принятием такого закона удивила и встревожила специалистов Интернет-ассоциации Украины, которые уже больше года вели работу по согласованию благих депутатских намерений по борьбе с преступностью со спецификой Интернета. По словам председателя правления ИнАУ Татьяны Поповой, борьба с преступностью оказалась ширмой для создания «инструмента, который позволит закрывать рот не только неугодным контент-ресурсам, но и любому гражданину Украины». В Верховную Раду поступили конкретные предложения ИнАУ по внесению изменений в законопроект, а также обращения правозащитных организаций о недопустимости принятия документа в текущем виде. В подготовленной ко второму чтению версии законопроекта большинство рекомендаций специалистов были учтены, но ряд существенных замечаний снова проигнорирован. В результате создаваемый законом инструмент для контроля над Интернетом утратил поражающий воображение масштаб, однако остался удобным для избирательного применения к неугодным.
Согласно обновленному тексту законопроекта, следователь или участковый уже не сможет закрывать доступ к интернет-ресурсам по своему усмотрению — теперь необходимо решение суда. Однако эта норма по-прежнему применяется к сайтам, распространяющим не только детское порно, а любой незаконный контент — например, «клевету» на кандидата в президенты или непогрешимого премьер-министра. Определение детской порнографии сужено до международных норм, что вывело из-под удара семейные фотоальбомы. Предпринята весьма неуклюжая попытка ограничить объемы хранимых данных об интернет-пользователях: специалисты отрасли не могут дать однозначную трактовку уточненных требований закона и, соответственно, оценить их техническую выполнимость. Специалисты также предупреждают, что текущая формулировка требований к хранению и предоставлению информации о соединениях пользователей вынуждает провайдеров и операторов продавать по паспорту абсолютно все телекоммуникационные услуги, включая SIM-карты и услуги интернет-клубов. В неопределенном положении остаются сами провайдеры, которым можно вменить в вину «предложение и предоставление доступа» к детской порнографии — они же продают доступ в весь Интернет, включая сайты с детским порно. Проект закона по-прежнему опасен для рядовых интернет-пользователей. Возможно, им придется отвечать за несознательное распространение детского порно в результате подхваченного компьютером вируса, взлома учетной записи или просто направленных действий недоброжелателей. Не согласованы со спецификой Интернета нормы о запрете хранения детской порнографии: под их действие пока что попадают, например, все интернет-пользователи, которые хоть раз натолкнулись на детское порно в Интернете, пускай ненамеренно или вообще не заметив этого. Эти же нормы позволяют подбрасывать нужным «преступникам» не наркотики, а детское порно, только теперь для этого не надо даже вставать со стула…
За такую версию законопроекта в ноябре свои голоса отдали во втором чтении 367 депутатов. Некоторые из них подтвердили очевидное, ответив «Да черт его знает!» на вопрос газеты «Зеркало недели» о том, за что же они только что проголосовали. Правда, стоит отдать должное: большинство парламентариев все же прислушались к мнению правозащитиков и отказались поддержать норму законопроекта о закрытии доступа к ресурсам с «незаконным контентом».
Как изменится законопроект к третьему чтению, предположить пока трудно. На сегодняшний день мы имеем дважды одобренный внушительным количеством голосов проект неграмотно составленного закона, который не будет работать по назначению и при этом создаст широкие возможности для злоупотреблений. В неофициальных беседах сотрудники правоохранительных органов подтверждают, что в таком виде «закон 404» развяжет им руки — независимо от того, какой смысл закладывали в него авторы. В лучшем случае политические репресии к опозиционным Интернет — изданиям и нецелевое применение норм закона будет продолжаться до тех пор, пока не появится ограничивающее разъяснение Министерства юстиции или решение Конституционного суда.
Такой прогноз правоохранителей подтверждают юристы. «Опасен не сам закон, а то, как его будут применять, — говорит адвокат, специализирующийся на правовом сопровождении интернет-индустрии, управляющий партнер ЮФ «Батуринец и Партнеры» Борис Батуринец. — Если закон будет принят в таком виде, он не усилит борьбу с детской порнографией, но действительно может развязать руки правоохранителям, стать инструментом для сведения счетов, конкурентных разборок и так далее. С детской порнографией бороться необходимо, но наша власть, как всегда, зашла не с той стороны».
Статистика нарушений правоохранительными органами и судебной системой прав человека, опубликованная в газете «Зеркало недели», к сожалению, только подтверждает справедливость этих опасений. Борис Батуринец также ожидает, что одним из последствий принятия закона станет ужесточение условий предоставления телекоммуникационных услуг: чтобы защитить себя, провайдеры будут вынуждены повышать ответственность и ограничивать возможности пользователей. «Например, обязанность пользователей сообщать об обнаруженном в Интернете детском порно провайдеры будут закладывать в договоры для того, чтобы к ним самим не было претензий. И несоблюдение этого пункта договора может стать поводом для разрыва договора по инициативе провайдера», — допускает юрист.
В связи с этим всем хотелось бы напомнить законодателям о том, что они пытаются запустить бумеранг, который обязательно вернется, но необязательно — в руку. Описываемые нововведения можно будет применить и в отношении самих депутатов и политиков, их семей, окружения и партнеров, на чьи личные компьютеры без их ведома в меру талантливые недоброжелатели могут подложить все, что угодно, и сообщить, куда потребует закон. И в этом смысле законопроект для них самих гораздо опаснее, чем для рядовых пользователей, поскольку недоброжелателей у публичных людей, как правило, несравнимо больше. Если же такие сценарии кажутся малореальными и надуманными, стоит обратиться к опыту США, о котором пока еще можно свободно прочитать в Интернете. Расследование Агентства Associated Press подтвердило, что от подобных законодательных норм страдают невинные люди, которые знать не знают о действиях вирусов на собственных компьютерах. Общество и ошеломленные друзья клеймят их педофилами, они теряют работу и зачастую семью, а когда наконец добиваются справедливости и снятия обвинений в хранении или распространении детской порнографии, ни репутацию, ни работу, ни семью восстановить уже не могут. Поэтому вряд ли стоит дожидаться, пока Генпрокуратура обратится в парламент за разрешением на привлечение любого из депутатов к уголовной ответственности за распространение детской порнографии, скажем, накануне президентских выборов.
Впрочем, по последней информации из парламентских источников, количество осознавших собственную уязвимость законодателей уже стало критическим, и поправки в телекоммуникационное законодательтво пройти не должны. По крайней мере, в таком опасном виде для свободы слова и демократии Украины.
Народна правда
Не удивляйтесь, если уже очень скоро в 2010 году доступ в Интернет в Украине будет продаваться только по паспорту и ограничиваться набором разрешенных к посещению сайтов. При этом вряд ли стоит надеяться, что в числе разрешенных окажутся «Одноклассники», «ВКонтакте» и «Живой журнал», многие сайты об искусстве, фотоленты мировых информагентств и новостные сайты. Эти и бесчисленное множество других ресурсов после принятия Верховной Радой Украины нового закона могут попасть под определение… распространителей детской порнографии. Более того, в преступники можно будет записать практически любого украинского интернет-пользователя.
Стремление государственной власти заполучить максимальный контроль над Интернетом понятно: этот канал коммуникации позволяет рядовым гражданам пока свободно без темников и цензуры, которые ныне присутствуют на телевидении, радио и печатных сми, расспространять компроментирующую информацию о политиках и олигархах, свободно обсуждать деятельность парламентарием и госслужащих. Именно поэтому в государствах, признающих права и свободы человека, такое стремление считается незаконным. Формально Украина входит в их число, однако фактически в эти дни украинские законодатели пытаются осуществить очередную попытку подчинить государству Интернет — его провайдеров, пользователей и ресурсы.
Законопроект №3271 на крайне актуальную и непростую тему противодействия распространению детской порнографии, инициированый бютовцем Павлом Унгуряном, мариновался в парламенте Украины с прошлого года, поскольку его содержанием и качеством были недовольны все — от профессионалов телекоммуникационной отрасли до главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Эксперты сходились в одном: закон представляет неоправданную угрозу для граждан Украины, не имеющих отношения к производству и сознательному распространению детской порнографии.
Именно этот сырой документ внезапно всплыл в парламентской повестке дня в октябре 2009 года и получил невероятное одобрение в первом чтении: 404 голоса «за» и ни одного «против». Расчет коварных бютовцев на то, что в разгар скандала с изнасилованием детей в «Артеке» законопроект о борьбе с детским порно будет одобрен не глядя, сработал: под видом узконаправленных мер по борьбе с преступностью прошел мощнейший инструмент для контроля над Интернетом.
Открывшаяся перспектива возмутила телекомщиков, правозащитников и интернет-общественность, которая сразу же окрестила принятый документ «законом 404» — по аналогии с кодом ошибки, означающим, что запрашиваемая пользователем страница в Интернете не найдена. Аналогия получилась буквальной: прошедший первое чтение проект закона подразумевал возможность ограничения доступа клиентов украинских провайдеров к любым интернет-ресурсам по указанию правоохранителей, даже не по решению суда (!). Кроме того, законопроект обязывал провайдеров докладывать правоохранителям обо всех незаконных действиях клиентов, даже если эти действия никак не связаны с детской порнографией. Чтобы не нарушать такую норму, провайдерам пришлось бы вести мониторинг всей интернет-активности своих клиентов и фактически заниматься оперативно-розыскной деятельностью без права на ее проведение и каких-либо законных оснований.
Самих интернет-пользователей документ обязывает рапортовать правоохранителям о встреченном в Интернете незаконном контенте (информационном наполнении), в том числе о детском порно. При этом определение детской порнографии было предложено настолько нечеткое, что под него спокойно попадала фотография ребенка на пляже из семейного альбома.
Техническая некомпетентность авторов законопроекта также сделала заведомо виновными всех, кто случайно встретил в Интернете порнобаннер или не успел удалить весь спам (нежелательную корреспонденцию) из почтовой программы до облавы по заказу конкурентов или политических опонентов. В довершение всего законодатели выдвинули технически невыполнимое и нарушающее базовые права и свободы граждан Украины требование к провайдерам хранить и предоставлять информацию обо всех соединениях их клиентов с Интернетом, никак не ограничив тип данных, их объем, способ и сроки хранения …
Спешка с принятием такого закона удивила и встревожила специалистов Интернет-ассоциации Украины, которые уже больше года вели работу по согласованию благих депутатских намерений по борьбе с преступностью со спецификой Интернета. По словам председателя правления ИнАУ Татьяны Поповой, борьба с преступностью оказалась ширмой для создания «инструмента, который позволит закрывать рот не только неугодным контент-ресурсам, но и любому гражданину Украины». В Верховную Раду поступили конкретные предложения ИнАУ по внесению изменений в законопроект, а также обращения правозащитных организаций о недопустимости принятия документа в текущем виде. В подготовленной ко второму чтению версии законопроекта большинство рекомендаций специалистов были учтены, но ряд существенных замечаний снова проигнорирован. В результате создаваемый законом инструмент для контроля над Интернетом утратил поражающий воображение масштаб, однако остался удобным для избирательного применения к неугодным.
Согласно обновленному тексту законопроекта, следователь или участковый уже не сможет закрывать доступ к интернет-ресурсам по своему усмотрению — теперь необходимо решение суда. Однако эта норма по-прежнему применяется к сайтам, распространяющим не только детское порно, а любой незаконный контент — например, «клевету» на кандидата в президенты или непогрешимого премьер-министра. Определение детской порнографии сужено до международных норм, что вывело из-под удара семейные фотоальбомы. Предпринята весьма неуклюжая попытка ограничить объемы хранимых данных об интернет-пользователях: специалисты отрасли не могут дать однозначную трактовку уточненных требований закона и, соответственно, оценить их техническую выполнимость. Специалисты также предупреждают, что текущая формулировка требований к хранению и предоставлению информации о соединениях пользователей вынуждает провайдеров и операторов продавать по паспорту абсолютно все телекоммуникационные услуги, включая SIM-карты и услуги интернет-клубов. В неопределенном положении остаются сами провайдеры, которым можно вменить в вину «предложение и предоставление доступа» к детской порнографии — они же продают доступ в весь Интернет, включая сайты с детским порно. Проект закона по-прежнему опасен для рядовых интернет-пользователей. Возможно, им придется отвечать за несознательное распространение детского порно в результате подхваченного компьютером вируса, взлома учетной записи или просто направленных действий недоброжелателей. Не согласованы со спецификой Интернета нормы о запрете хранения детской порнографии: под их действие пока что попадают, например, все интернет-пользователи, которые хоть раз натолкнулись на детское порно в Интернете, пускай ненамеренно или вообще не заметив этого. Эти же нормы позволяют подбрасывать нужным «преступникам» не наркотики, а детское порно, только теперь для этого не надо даже вставать со стула…
За такую версию законопроекта в ноябре свои голоса отдали во втором чтении 367 депутатов. Некоторые из них подтвердили очевидное, ответив «Да черт его знает!» на вопрос газеты «Зеркало недели» о том, за что же они только что проголосовали. Правда, стоит отдать должное: большинство парламентариев все же прислушались к мнению правозащитиков и отказались поддержать норму законопроекта о закрытии доступа к ресурсам с «незаконным контентом».
Как изменится законопроект к третьему чтению, предположить пока трудно. На сегодняшний день мы имеем дважды одобренный внушительным количеством голосов проект неграмотно составленного закона, который не будет работать по назначению и при этом создаст широкие возможности для злоупотреблений. В неофициальных беседах сотрудники правоохранительных органов подтверждают, что в таком виде «закон 404» развяжет им руки — независимо от того, какой смысл закладывали в него авторы. В лучшем случае политические репресии к опозиционным Интернет — изданиям и нецелевое применение норм закона будет продолжаться до тех пор, пока не появится ограничивающее разъяснение Министерства юстиции или решение Конституционного суда.
Такой прогноз правоохранителей подтверждают юристы. «Опасен не сам закон, а то, как его будут применять, — говорит адвокат, специализирующийся на правовом сопровождении интернет-индустрии, управляющий партнер ЮФ «Батуринец и Партнеры» Борис Батуринец. — Если закон будет принят в таком виде, он не усилит борьбу с детской порнографией, но действительно может развязать руки правоохранителям, стать инструментом для сведения счетов, конкурентных разборок и так далее. С детской порнографией бороться необходимо, но наша власть, как всегда, зашла не с той стороны».
Статистика нарушений правоохранительными органами и судебной системой прав человека, опубликованная в газете «Зеркало недели», к сожалению, только подтверждает справедливость этих опасений. Борис Батуринец также ожидает, что одним из последствий принятия закона станет ужесточение условий предоставления телекоммуникационных услуг: чтобы защитить себя, провайдеры будут вынуждены повышать ответственность и ограничивать возможности пользователей. «Например, обязанность пользователей сообщать об обнаруженном в Интернете детском порно провайдеры будут закладывать в договоры для того, чтобы к ним самим не было претензий. И несоблюдение этого пункта договора может стать поводом для разрыва договора по инициативе провайдера», — допускает юрист.
В связи с этим всем хотелось бы напомнить законодателям о том, что они пытаются запустить бумеранг, который обязательно вернется, но необязательно — в руку. Описываемые нововведения можно будет применить и в отношении самих депутатов и политиков, их семей, окружения и партнеров, на чьи личные компьютеры без их ведома в меру талантливые недоброжелатели могут подложить все, что угодно, и сообщить, куда потребует закон. И в этом смысле законопроект для них самих гораздо опаснее, чем для рядовых пользователей, поскольку недоброжелателей у публичных людей, как правило, несравнимо больше. Если же такие сценарии кажутся малореальными и надуманными, стоит обратиться к опыту США, о котором пока еще можно свободно прочитать в Интернете. Расследование Агентства Associated Press подтвердило, что от подобных законодательных норм страдают невинные люди, которые знать не знают о действиях вирусов на собственных компьютерах. Общество и ошеломленные друзья клеймят их педофилами, они теряют работу и зачастую семью, а когда наконец добиваются справедливости и снятия обвинений в хранении или распространении детской порнографии, ни репутацию, ни работу, ни семью восстановить уже не могут. Поэтому вряд ли стоит дожидаться, пока Генпрокуратура обратится в парламент за разрешением на привлечение любого из депутатов к уголовной ответственности за распространение детской порнографии, скажем, накануне президентских выборов.
Впрочем, по последней информации из парламентских источников, количество осознавших собственную уязвимость законодателей уже стало критическим, и поправки в телекоммуникационное законодательтво пройти не должны. По крайней мере, в таком опасном виде для свободы слова и демократии Украины.
Народна правда
Відповіді
2010.01.04 | Адвокат ...
Нє бздо, таварішьчь! Твоі "однакласнікі" остануться с тобой
"вконтактє".2010.01.04 | Hadjibei
Радше Майдан заборонить Верховну Раду.
Бо та Рада - це саме ті "казли", які дійсно заважають жити усім нормальним людям в Україні.2010.01.08 | xobbit
закон 404 не должен заработать
Защитим себя: закон 404 не должен заработатьmihailobrodskiy пишет в vilni_s
23 ноября, 2009...
й чимало подібних -- цей закон може бути початком кінця свободи слова...