Академик Сахаров и наступление нового средневековья
05/18/2011 | Александр Даниэль
Александр Даниэль: какой образ Андрея Дмитриевича Сахарова вошел в национальное сознание?
Великий физик, сумевший объяснить феномен "барионной асимметрии" — одну из главных загадок Вселенной, автор ряда смелых космологических гипотез, до сих пор не потерявших научной актуальности? Вряд ли. Для этого нужно иметь хоть какое-то представление о современной физике, а она нынче немодна.
Выдающийся инженер, сконструировавший советскую водородную бомбу? Это ближе к истине. На телевидении, откуда современный человек в основном черпает информацию, академик Сахаров чаще всего упоминается именно как "отец советской термоядерной бомбы". (Сейчас серьезную конкуренцию телевидению составляет интернет; кстати, многие ли посетители Сети знают, что Сахаров был еще и блестящим футурологом, предсказавшим появление интернета?)
Последовательный борец с военной угрозой, человек, чьи предложения легли в основу Московского договора 1963 года о запрете ядерных испытаний в трех средах? Кажется, о роли Сахарова в подготовке Договора нет никаких опубликованных источников, кроме воспоминаний самого Андрея Дмитриевича; но многие ли прочли эти воспоминания?
Выдающийся критик советской системы, самый знаменитый диссидент 1970-х, постоянно и настойчиво выступавший за освобождение политических заключенных в СССР и во всем мире? Политический деятель, организатор и один из лидеров первой с 1918 года парламентской оппозиции в истории СССР? Думаю, какое-то смутное представление обо всем этом у широкой публики все же есть. Даже в большинстве школьных учебников 1990-х об общественной деятельности Сахарова мельком, но говорилось. А те, кому сейчас за сорок и больше, своими глазами видели академика на трибуне Съезда народных депутатов.
Вот о каком Сахарове не помнит почти никто — это о создателе новой общественной философии, мыслителе, пытавшемся сформулировать ответы на глобальные вызовы времени и указать человечеству на возможные выходы из тупиков. Начисто не помнят о Сахарове-эссеисте, авторе "Размышлений о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", "Мира через полвека", "Тревоги и надежды". Не прочитана и не услышана ни у нас, ни за рубежом нобелевская лекция Сахарова "Мир, прогресс, права человека". Не стала предметом широкой международной дискуссии двадцатилетняя сахаровская проповедь, смысл которой можно выразить одной фразой: "Чтобы выжить, человечество должно преодолеть свою разобщенность".
Но в этом нет ничего удивительного. В сегодняшнем мире паладины Разума не в чести. И дело вовсе не только в том, что в России возрождаются советские общественные стереотипы, что страна живет под лозунгом "Назад, в СССР!", что значительная часть населения тоскует не по Сахарову, а по Сталину. Это тоже миф: страна рвется не к социализму, а к победившему гламуру — последней стадии коммунизма. Образы прошлого тоже должны соответствовать общему гламурному идеалу. И ни Путин, ни Сталин здесь ни при чем. Страна тоскует не по Сталину — она тоскует по "Сталин.Live".
Это не вопрос того или иного понимания отечественной истории, это отказ от исторического бытия вообще — ради жизни вне истории, в пространстве мифологизированного, иррационального, мистического по своей сути сознания. Боюсь, это не только российская, но и всеобщая тенденция.
Память о Сахарове не стала частью национального мифа — вот что хотят сказать те, кто утверждает, что Андрея Дмитриевича "забыли". Но эта память и не могла вписаться ни в какую мифологию, ибо Сахаров был, вероятно, последним великим рационалистом ХХ столетия, и очень возможно, что его общественной философии суждено стать последним рубежом обороны человечества против наступления нового средневековья.
Так что не стоит волноваться раньше времени.
http://hro.org/node/11071
Великий физик, сумевший объяснить феномен "барионной асимметрии" — одну из главных загадок Вселенной, автор ряда смелых космологических гипотез, до сих пор не потерявших научной актуальности? Вряд ли. Для этого нужно иметь хоть какое-то представление о современной физике, а она нынче немодна.
Выдающийся инженер, сконструировавший советскую водородную бомбу? Это ближе к истине. На телевидении, откуда современный человек в основном черпает информацию, академик Сахаров чаще всего упоминается именно как "отец советской термоядерной бомбы". (Сейчас серьезную конкуренцию телевидению составляет интернет; кстати, многие ли посетители Сети знают, что Сахаров был еще и блестящим футурологом, предсказавшим появление интернета?)
Последовательный борец с военной угрозой, человек, чьи предложения легли в основу Московского договора 1963 года о запрете ядерных испытаний в трех средах? Кажется, о роли Сахарова в подготовке Договора нет никаких опубликованных источников, кроме воспоминаний самого Андрея Дмитриевича; но многие ли прочли эти воспоминания?
Выдающийся критик советской системы, самый знаменитый диссидент 1970-х, постоянно и настойчиво выступавший за освобождение политических заключенных в СССР и во всем мире? Политический деятель, организатор и один из лидеров первой с 1918 года парламентской оппозиции в истории СССР? Думаю, какое-то смутное представление обо всем этом у широкой публики все же есть. Даже в большинстве школьных учебников 1990-х об общественной деятельности Сахарова мельком, но говорилось. А те, кому сейчас за сорок и больше, своими глазами видели академика на трибуне Съезда народных депутатов.
Вот о каком Сахарове не помнит почти никто — это о создателе новой общественной философии, мыслителе, пытавшемся сформулировать ответы на глобальные вызовы времени и указать человечеству на возможные выходы из тупиков. Начисто не помнят о Сахарове-эссеисте, авторе "Размышлений о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", "Мира через полвека", "Тревоги и надежды". Не прочитана и не услышана ни у нас, ни за рубежом нобелевская лекция Сахарова "Мир, прогресс, права человека". Не стала предметом широкой международной дискуссии двадцатилетняя сахаровская проповедь, смысл которой можно выразить одной фразой: "Чтобы выжить, человечество должно преодолеть свою разобщенность".
Но в этом нет ничего удивительного. В сегодняшнем мире паладины Разума не в чести. И дело вовсе не только в том, что в России возрождаются советские общественные стереотипы, что страна живет под лозунгом "Назад, в СССР!", что значительная часть населения тоскует не по Сахарову, а по Сталину. Это тоже миф: страна рвется не к социализму, а к победившему гламуру — последней стадии коммунизма. Образы прошлого тоже должны соответствовать общему гламурному идеалу. И ни Путин, ни Сталин здесь ни при чем. Страна тоскует не по Сталину — она тоскует по "Сталин.Live".
Это не вопрос того или иного понимания отечественной истории, это отказ от исторического бытия вообще — ради жизни вне истории, в пространстве мифологизированного, иррационального, мистического по своей сути сознания. Боюсь, это не только российская, но и всеобщая тенденция.
Память о Сахарове не стала частью национального мифа — вот что хотят сказать те, кто утверждает, что Андрея Дмитриевича "забыли". Но эта память и не могла вписаться ни в какую мифологию, ибо Сахаров был, вероятно, последним великим рационалистом ХХ столетия, и очень возможно, что его общественной философии суждено стать последним рубежом обороны человечества против наступления нового средневековья.
Так что не стоит волноваться раньше времени.
http://hro.org/node/11071
Відповіді
2011.05.22 | igorg
Гм! До чого тут середньовіччя. Чомусь середньовіччя малюють як період сталінізму
чи тоталітаризму, мороку й занепаду. Насправді це один із більшовицьких міфів. Із середньовіччя постала нова Європа й сучасна європейська (вважайте світова) цивілізація. Питання духовності й моралі займали чільне місце в житті того часу, саме в той час формуються національні культури. Звісно це був не Рим й не Греція які протиставляють середньовіччю. Однак, якось забувають про надзвичайну жорстокість й елітність тих суспільств змивають з них весь бруд і погань а залишають на поверхні тільки блискучі артефакти.Саме в середньовіччі сформовані засади української культури й навіть козацтва. Це і Софія Київська і Видубицький монастир і храми Чернігова. Непогано як для темних віків?! Це можна порівняти із нинішним? Маємо нову орду що вже вкотре нищить й Київ й інші українські святині. Уже не вибухівкою, а брудними грошами, продажними судами й чиновництвом.
Отже, якщо порівнювати з чимось, то певно з ординськими часами, або із московським устроєм по ординстві.