МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Український культурний вінегрет

01/06/2005 | Грек
Іще варіації на тему "балалайки на вечорницях".
Ось сьогоднішня стаття з Обозу про культ св.Ніколая ІІ
"Кровавый святой Российской Империи".
http://www.obozrevatel.com/index.php?r=news&id=175209
Автор пише:
"Издревле из всего многочисленного сонма православных святых наиболее почитаемым у нас был Николай Мирликийский. Он же Николай Чудотворец или Никола-Угодник. Его образ был в каждой украинской хате. Более того, чуть ли не каждый третий или четвертый храм возводился в его честь... "

Гм... Знову оце баламутство і креольська плутанина людей з конями, лаптів з чоботами, щів з борщами і балалайок з бандурами...
Георгій (Юрко по-нашому) в Україні був найбільш шанованим святим. Співвідносився у рамках опозиції верх-низ з Ніколою так, як Перун з Велесом, княжий звичай з низовим суспільним прошарком і київська традиція з московською.

"Обращает на себя внимание то обстоятельство, что географическое распределение (преимущественного) культа Волоса и (преимущественного) культа Перуна на восточнославянской территории соответствует в общем распространению культа Николы и культа св. Георгия. Действительно, данные о культе Волоса относятся главным образом к северу этой территория (ср.: Иванов и Топоров, 1965, с. 22; Иванов и Топоров, 1973, с. 56; Иванов и Топоров, 1974, с. 55, 62; Воронин, 1960, с. 46); и точно так же культ Николы характерен по преимуществу для северных областей4, тогда как на юге (в том числе и на Украине) культу Николы соответствует в общем культ св. Георгия. В частности, на Украине, т. е. на территории бывшего Киевского княжества, св. Георгий ставится выше Николы, здесь может считаться даже, что Никола — “породы московской”, и он противопоставляется “русьскому Юрку” (Аничков, 1908, с. 125; Драгоманов, 1876, с. 140; Лесков, VII, с. 469, 472; ср.: Лесков, VI, с. 179, 187, 201— 203; И. Плотников, 1919, с. 42, который также приходит к выводу о том, что на Украине “культ Николы менее развит”, считает, что здесь Николу заслоняют собой Илья и Петр*). Согласно украинскому поверью, “як прийдемо на той свiт, то за москалiв буде Микола, а за нас Юрiй. То як iде москаль, Микола... каже: „мiи" тай баре co6i, а як наш, то Юрiй co6i бере...” (Драгоманов, 1876, с. 194—195).
Б.А.Успенский
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
(Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".