МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Виставка в галереї "Ра"

02/09/2005 | Оk
Оранжевая контрреволюция

Алла ЧЕРДЫНЦЕВА [09.02.2005]

http://www.tribuna.com.ua/culture/2005/02/09/23133.html

В киевской галерее «Ра» проходит выставка «Конъюктивит», которую с натяжкой можно назвать переосмыслением оранжевой революции.

Первое, что видит входящий в зальчик галереи зритель - пять абсолютно одинаковых, отличающихся только по цвету, портретов «души Майдана» Юлии Тимошенко. Изображение явно повторяет одну из самых удачных фотографий политика - и Уорхолла. «Юля», автор проекта - Игорь Гусев.
По соседству - картины Владимира Бондаренко, явно продолжающие его известный «боксерский» цикл. На одной спортсмены с налитыми мощью телами и без тени эмоций на бездумных лицах поддерживают золоченую тяжелую раму с портретом. «Вождь». В «вожде» можно с трудом узнать Юрия Луценко, которого многие СМИ по-прежнему именуют полевым командиром Майдана.
Всю противоположную стену и часть соседней с ней заняло гигантское панно Сергея Зарвы «Дискотека». По словам художника, работа создана до «помаранчевой» революции, и по-новому стала смотреться и, соответственно, оцениваться зрителями лишь сегодня. Если бы не масштаб в несколько метров, нарисованное напомнило бы комикс. Ухмыляющиеся зомби, ведьмы с длинными черными ногтями, еще какие-то страшные, перекошенные, неживые хари - «карнавал» этой черной дискотеки выписан на апельсиново-оранжевом фоне...

Если вспомнить, что критерием успешности постмодернистского проекта является накал любых эмоций аудитории, "Конъюнктивит" - выставка, до 16 февраля открытая в "Ра", - один из самых успешных проектов "актуального" искусства в столице за последние годы. Столько эмоций я сама испытывала, пожалуй, только пару лет назад в ЦСМ Сороса, на открытии выставки «Бренд: Українське». Но, в отличие от напоминавшего Сорочинскую ярмарку или просто веселый карнавал Соросовского центра, в «РА» - в общей сложности...пять «арт-объектов» Еще один - видеоролик объединения «Пан «Е», созданный при помощи нарезки и последующего микширования фрагментов видеосюжетов 5-го канала времен «помаранчевой революции», де факто можно было увидеть только на открытии.

Идея в основе концепций проекта «РА» - деконструкция официозной украинской госидеологии. «... Намерение вылечить болезнь глаз, вызванную вспышками оранжевого, принадлежит И.Гусеву, - кратко информирует «спецификация» выставки

Следя за взлетами и падениями оранжевого, художники строят параболу «оппозиция - мэйнстрим - конъюнктура». Но - не верьте сказанному. Спецификация как очередная чисто «художественная» часть проекта (а не, по преимуществу, информативный комментарий) - решение неожиданное, но изящное. Всерьез писать о критическом осмыслении реальности в традиционном смысле, в случае актуального искусства, разумеется, не приходится. Постмодерн вырос из идеи об отсутствии единой, универсальной Истины как таковой - предлагая своим адептам концепцию «ризомы», т.е. существования сразу многих абсолютно равноценных истин. На нарочитом сталкивании противополоэных «дискурсов» и основывается общий, просчитываемый заранее, эффект воздействия проекта «РА» на умы.

Впечатление в целом от проекта в «РА», сравнимо со злой карикатурой. Скорее всего, при условии действительно демократических процессов в обществе, в будущем в «оранжевом» Киеве появятся и другие художественные проекты, основанные на «чужом» большинству из нас, жителей столицы, дискурсе. Но «Конъюнктивит» хорош тем, что первый. А еще потому, что считанному числу его «арт-объектов» оказалось по силам проиллюстрировать целый ряд сегодняшних социальных проблем и тенденций. В числе которых, разумеется, и очень быстро формирующаяся тенденция перерастания мифа о Майдане в подобие новой официальной идеологии. (Слово «миф» в данном случае следует понимать как культурологический термин.)


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".