МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Anno Domini "У фокусі часу" или «В Стихії завжди»

03/29/2005 | Pantera
Каждый их концерт публика ждет с трепетом предвкушения, ведь это долгожданный вечер погружения в некий особый мир – в мир фолька, джаза, рока… В мир, где нет расовой и конфессиональной вражды… В мир, отображающий самые прекрасные звуки, порожденные разными культурами… В мир, не обремененный слащавыми голосами очередной партии «фабрикантов». В мир Anno Domini, чья музыка не оставит равнодушным ни одно сердце, которое хоть когда-либо прикоснулось к их творчеству.
Ни для кого не новость, что мы живем в глобализованном мире. Скажем, по прогнозам фантастов и пессимистов весь мир скоро превратится в единую цивилизацию фастфудленд. Однако есть и другой взгляд на эти вещи: культурный релятивизм (родство культур). По мнению С. Короткова – самая реальная и объективная философия. Сторонники такой позиции считают, что культуры различных народов – это не что иное, как грани одной глобальной культуры человечества. Если проанализировать фольклор разных народов, можно прийти к выводу, что различные культуры, подобно живым организмам, на ранних этапах развития имеют много общего, а значит, опасения антиглобалистов несколько преувеличены. Борьба с так называемым космополитизмом или, современным языком говоря, антиглобализм – явление не новое и, к сожалению, существующее по сей день. Так, например, во многих странах ближнего востока запрещена рок-музыка, как «вредное влияние запада». Хотя не все так безнадежно. Совершенно недавно в Иране официально вышел один из альбомов группы Queen, отчасти благодаря происхождению Фредди Меркьюри.
Зададим себе вопрос, а в чем собственно сила и жизнеспособность рок-музыки? Хотелось бы ответить словами киношного героя: «А сила – в правде». В литературе можно прочитать, что рок-музыка – это результат слияния двух культур: кантри и блюза. Это видно по инструментарию и стилистике. Следует заметить, что рок-н-ролл для европейцев был чем-то вроде заморской икры. Однако, попав на благодатную европейскую почву, рок-музыка претерпела некоторые изменения. Европейский рок впитал в себя элементы классицизма и барокко, в меньшинстве были фолькрокеры из-за своей «непрестижности». Совершенно справедливо заметил С. Коротков: «Работа в одном стиле – это кратчайший путь к гибели».
Итак, вскоре набор англо-американских стилистических приемов исчерпал себя. Назрела необходимость поиска новых художественных средств. Решение было найдено. Прогрессивные музыканты современности Питер Гебриел, Роберт Фрипп и Роберт Плант обратились к первоисточнику – к фольклору, в конкретном случае азиатскому и африканскому, что значительно освежило рок и поп-музыку. Появилось новое направление – world music. Такие проекты как Deep forest, «Ивана Купала» и другие обретают широкую популярность. Закономерно, что симпатии жюри и зрителей всевозможных конкурсов на стороне групп и исполнителей с ярко выраженной этнической принадлежностью. Свидетельством тому – убедительная и заслуженная победа Русланы Лыжичко на Евровидении 2004 года.
Известно, что Харьков был первой столицей Украины и породил множество талантов. Достаточно вспомнить корифеев советской эстрады Исаака Дунаевского, Клавдию Шульженко, Людмилу Гурченко, а также плеяду рок-музыкантов («Утро», «Разные люди», «КПП») и современных исполнителей (проекты «5’Nizza», «Танок на майдане Конго», настоянные на фольклоре, группа «Ойра» и Мария Бурмака). Отдельно хочется отметить проект, заслуживающий Евровидения, музыковедческого исследования и просто горячей любви своих благодарных поклонников. Anno Domini – с латинского – год божий или наша эра. Вы их никогда не увидите в одном ряду со сладко-безголосыми попдивами и прочими музыкантами, поющими в стиле «чидагоп», которым рукоплещут стадионные толпы. Участники группы в одном интервью сказали: «Пусть у нас лучше будет двадцать поклонников, но настоящих». Справедливости ради, стоит отметить, что стадионы собирать они тоже умеют, примером чему служат концерты во Львове, Харькове и Израиле, только с той разницей, что Anno Domini не изменяет своему стилю.
Группа была образована в 1997 году Борисом и Мариной Захаровыми, которые составляют ядро коллектива. Остальные музыканты сессионные. Их количество зависит от творческих замыслов. Группа концертирует и принимает участие в фестивалях украинского и международного масштаба, которые проходили в Израиле, Польше, Львове, Киеве и, собственно, Харькове.
В 1999 году Anno Domini радует своих фанов первым альбомом «За обрієм”. Автором всех текстов и большинства музыки этого альбома является Борис Захаров. Однозначное определение стиля группы дать невозможно, получится джаз-фольк-рок. Несмотря на некоторую статичность, музыка Anno Domini подкупает своей искренностью и самобытностью. Их тексты являют собой богатый мир сказочных образов, христианской и славянской мудрости, что позволяет смело отнести их к разряду современной украинской поэзии. Поэтический слог изобилует литературными изысками. Также имеют место ассонанс и аллитерация (литературные приемы создания художественных образов с помощью гласных и согласных звуков: «плив чорт у чорному човні», «крок, крик, краплі»). Приятным сюрпризом звучит лирический блюз Марины Захаровой «Застигла хвилина», позже ставший частью триптиха «Три хвилі часу» (диск «Харьков-Хайфа», альбом «У фокусі часу»). По поводу первого альбома кто-то из слушателей сказал, что это одна большая песня, но очень хорошая.
В 2002 году в группу вливаются композитор пианист-универсал Олег Полянский и гитарист Дмитрий Горелик, чья гитара то рассыпается искрометными пассажами, то звучит жесткими аккордовыми рифами, то имитирует восточные инструменты. Каждый из этих музыкантов – яркая индивидуальность. Вместе же они создают разноцветную палитру звучания, демонстрируя высокий профессионализм и одинаково блестящее умение исполнять музыку всевозможных стилей и направлений от классики до авангардного джаза (кстати, все участники коллектива имеют академическое музыкальное образование). В таком составе группа впервые выступила на фестивале «Харьков–Хайфа – 2002». В том же году выходит одноименный диск.
Проведение ежегодного Международного фестиваля «Харьков-Хайфа» стало доброй традицией, обогащающей культурную жизнь нашего города. В разное время в нем приняли участие музыканты и коллективы из Израиля и разных городов Украины. Первый фестиваль «Харьков-Хайфа» состоялся в 2002 году и был посвящен джазовой и акустической музыке, представив довольно широкий спектр коллективов, работающих в данных направлениях. В последующих фестивалях акцент смещается в сторону джаза. Зрители имеют возможность насладиться как выступлениями отдельных коллективов, так и джем-сейшном, где музыканты, видящие друг друга впервые, импровизируют на заданную тему.
В 2004 году выходит второй диск «У фокусі часу». Теперь Anno Domini можно назвать международным проектом, ведь в нем участвуют 9 музыкантов из Украины и 4 из Израиля. Заглавная композиция – это лирическая баллада с отголосками влияния азербайджанской джазовой певицы и пианистки Азизы Мустафа-Заде. В 2003 году на песню был снят видеоклип режиссером Русланом Горовым, ранее снявшим клип на песню «Що далі». Также на диске представлены несколько номеров из джаз-рок-оперы «Проповідник» (либретто – Борис Захаров, музыка – Марина Захарова, оркестровка – Олег Полянский), в которой использована оригинальная обрядовая купальская песня. К этой теме в свое время обращались «Песняры» («Ой рана найвана»), Александр Градский (сюита «Русские народные песни») и Ирина Грей. Здесь же мы имеем принципиально другой подход. Автентическая вокальная манера Марины Захаровой плюс аранжировка Дмитрия Горелика уровня King Crimson, а также ладогармонические вариации, что в целом являет образец фольк-рока высочайшего класса. Марина как-то сказала: «Мы это делали не для того, чтоб показать, что мы – украинцы, а потому что нам это просто нравится».
В альбоме мы также слышим цыганские мотивы («Вершник», «Крок»). Диск заканчивается трилогией «Три хвилі часу», слушая которую ощущаешь движение времени. Создается впечатление, будто музыканты разгадали тайну этого явления. В этом убеждает мастерство всех участников, к примеру, барабанщик воспроизводит тиканье часов.
Anno Domini – это группа, студийные записи и концертные выступления которой, – не повторяющие друг друга действа. На концертах Д. Горелик демонстрирует блестящее мастерство импровизации. Его безупречное чувство стиля, абсолютная интуиция и раскрепощенное мышление срабатывают безошибочно. Его игра поражает даже тех, кто слышал ее в самой непринужденной обстановке. Он мастер находить на гитаре такие созвучия и приемы, о каких не подозреваешь. На фестивале «Харьков-Хайфа – 2004» Дима превзошел сам себя, продемонстрировав потрясающее искусство полифонической игры («How insensitive»).
Сольные концерты Марины Захаровой не менее интересны. Мы открываем для себя богатство тембра ее голоса, а также свободное владение различными манерами исполнения (академический, народный и импровизационный джазовый вокал). В репертуаре Марины, помимо собственных композиций, можно услышать джазовые стандарты, хотя это слово здесь не уместно и звучит кощунственно. Нельзя назвать стандартами то, что прочувствовано и рассказывается каждому из нас как будто от первого лица, даже если это «Summertime» Дж. Гершвина. Также есть цыганские и украинские народные песни, что, однако, не контрастирует с общим джазовым настроением.
География концертов Anno Domini весьма обширна. Недавно коллектив вернулся из Израиля, где дал 12 концертов и получил высокую оценку зрителей и музыкантов международного значения.
Anno Domini всегда в стихии. Их профессионализм растет, а замыслы и аудитория расширяются. И сегодня Вам не узнать вчерашнюю Марину Захарову. В ее аккордовую фактуру уже вплелись аккуратные пассажи, каждая нота которых идет от ее сердца к сердцам слушателей: «Ніжність до ніжності, любов до любові», а это важно и дорого.
Так давайте же прислушаемся к словам великого поэта и, увлекаясь другими культурами, не будем чураться своего, ведь наше искусство для кого-то тоже заграница. И хочется верить, что на вопрос: «Что Вы знаете об Украине?» любой европеец или американец скоро ответит: «Динамо» – Киев, братья Кличко, Руслана и Anno Domini.

Ковалёв Сергей, Криворукова Ольга.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".