Марія Бурмака: "я рокерша за світосприйняттям" (/)
04/25/2005 | Sean
www.burmaka.kiev.ua, журнал "Публичные люди", №4, 2005
Мария Бурмака стоит особняком в украинском шоу-бизнесе. Вернее, «ее там не стояло». С одной стороны, певицу знают все в Украине, с другой — у меня язык не поворачивается назвать ее «участницей процесса» в привычном смысле этого слова. Некоторые считают ее «украинской Земфирой», но, по-моему, Мария есть Мария — похожа она только на себя, и этим все сказано. И на сцене, и у себя дома на кухне она трогает удивительным качеством, присущим редким людям, — подлинностью. Для того чтобы быть звездой, Марии не надо «мерседесов», «шанхайских барсов» и гламурных улыбок в телекамеры. Она просто остается собой. И потому она у нас одна — «девушка с гитарой».
— В «оранжевой революции» (с обеих сторон!) активно поучаствовали украинские певцы, писатели, художники и другие. Хорошо ли это, когда культурная интеллигенция с таким упоением «отирается» около политиков?
— У меня есть два ответа на этот вопрос. Да, «отираться» нехорошо. Однако случаются в жизни ситуации, когда артиста и политика связывает обычная человеческая дружба, она проверена временем и не требует каких-то выгод для себя. Что же в таком случае, отказываться от отношений только потому, что «художник должен всегда быть в оппозиции к власти»? По-моему, это так же фальшиво, как и специально искать дружбы сильных мира сего. Лично я вышла на Майдан по двум причинам. Во-первых, это был протест против того унижения, которому подвергли миллионы людей и меня саму, в том числе. Во-вторых, Виктора Андреевича я знаю много лет, и его система ценностей мне близка.
— Прилично ли после «участия в событиях» требовать от политиков что-то для себя лично, как это делают сегодня многие, рванув рубаху на груди с криком: «Зачем я выходил на площадь?»
— Мне бы хотелось, чтобы у нас было, как в Польше: там учителя и врачи поддержали «Солидарность» с тем, чтобы победить, и остаться после этого врачами и учителями, а не идти во власть. Мне будет вполне достаточно, если для артистов (впрочем, как и для учителей, книгоиздателей, журналистов…) создадут нормальные условия существования и развития. В музыкальной сфере — защитят авторские права, для отечественных исполнителей найдется место в ТВ-эфире (и не надо будет платить деньги за ротацию), издание и продажа пиратских дисков будут преследоваться законом и прочее. Я, кстати, никогда не считала себя политической и социальной певицей. Просто у меня есть своя позиция, я всегда могла ее отстаивать и аргументировать.
— Известно, что министр — это не только идеолог, но и организатор процесса. Иными словами — менеджер. Как ты относишься к назначению певицы Оксаны Билозир министром культуры?
— Я понимаю твою иронию — ведь есть уже опыт назначения артистов министрами, однако хотелось бы, чтобы мы ошибались. Лично мне хочется верить, что Оксана Билозир справится. Я очень боюсь состояния «безверия», оно губительно для творческого человека. Что касается Министерства культуры в принципе, то могу сказать, что всегда не очень понимала, чем оно занимается. По крайней мере, это никак не сказалось на моей судьбе певицы. Поэтому, если там по-прежнему ничего не будет происходить, вряд ли я это замечу.
— В 2005-м нас ждет Евровидение, с проведением которого в Украине уже сегодня связано море проблем — финансовых, человеческих и пр. Тебя интересует судьба этого конкурса?
— Раньше я сказала бы однозначно «нет». Это конкурс не для меня, не для Скрипки, не для Вакарчука. Уже хотя бы потому, что там работают под фонограмму, а фонограмма для меня вещь абсолютно непонятная и неприемлемая. Но дело в том, что скоро я еду на гастроли в Штаты и там меня обязательно спросят о Евровидении в Украине. И здесь уже речь о престиже страны, а не об уровне конкурса.
— Твоя музыка для украинского менталитета, как и книги Юрия Андруховича, в каком-то смысле — «неформат»: острый интерес к украинской городской культуре испытывает только университетская среда и часть интеллигенции. Остальные с удовольствием «кушают» попсу, и притом российского производства. Несколько лет назад продвижению твоего имени значительно способствовало ТВ (Мария Бурмака вела на канале СТБ несколько программ — Автор), сегодня — политические события последних месяцев. Почему наши радио и телепродюсеры приемлют только формат попсы?
Я занимаюсь любимым делом и достаточно зарабатываю, чтобы жить с этого. Кроме того, не могу сказать, что меня сейчас мало в «телевизоре» — больше, чем достаточно. Другое дело, что мне безумно нравилось работать на телевидении, в свое время у меня был проект на СТБ, потом была программа на 5 канале и УТ-1, но сейчас я вынуждена временно отказаться от работы на ТВ, потому что все силы уходят на музыку. За прошлый год я провела огромное количество концертов: в Нижневартовске и Сургуте — в сентябре, потом был тур по 10 городам Украины, который завершился в Киеве, потом сняла клип «Не бійся жити!».
— Очень люблю эту песню. Вот о чем еще хотела спросить. Смотри, во всем мире существуют «девушки с гитарами». Даже в ближайшей России можно вспомнить Земфиру, Чичерину, Диану Арбенину, Настю Полеву и так далее. В Украине 10 лет назад была одна девушка с гитарой — Мария Бурмака, и сегодня одна — она же. Это потому что «кишка тонка» петь женский рок или потребителю ничего такого не нужно?
— Ну, нет у нас традиций такой музыки! Дело в том, что у нас в стране десятилетиями украинскую культуру идентифицировали исключительно как культуру села. Именно поэтому у многих украинская песня ассоциируется с филармоническими хорами, сувенирными казачками и украинскими веночками на головах у сильно пожилых исполнительниц. Я же из Харькова, сугубо городской человек, мои песни абсолютно органичны для урбанистической культуры, поэтому они не могли органично войти в официально одобренные общепринятые форматы допустимой «украинскости». И я действительно умею играть на гитаре, в мелодике песен чувствуется, что это «гитарное музыкальное мышление», это мой инструмент. И потом этот имидж искусственно не приклеишь — тут же нельзя притвориться: ты либо умеешь играть, либо нет. А сама стилистика — на самом деле, «честная музыка». Но для меня иначе и не может быть. Знаешь, я, кстати, не так давно спросила саму себя: зачем я это делаю? И сама дала себе ответ: потому что я не могу этого не делать, в смысле писать не писать музыку и стихи, это живет во мне. А саму себя обманывать, притворяться, играть в игры шоу-бизнеса -я сразу же потеряю это свое самое большое жизненное удовольствие. То есть, я — «рокерша» по мировосприятию. А в правде не может не быть потребности. Музыка может нравиться больше или меньше, но фальшь чувствуется всегда.
— Но ведь вопрос не только в этом! Ведь Андруховича читает университетская среда, а тебя слушает эстетская аудитория еще и потому, что в стране нет института продюсеринга. У ближних соседей книгоиздатели одинаково успешно раскручивают брутальную Донцову и малопонятного для широких масс Пелевина, у нас же издатели считают, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», у музыкальных продюсеров первый вопрос: «пацаны, а деньги у вас есть?».
— Спрос определяет предложение. А также взаимоотношения творцов и людей, у которых есть деньги. Но и не это главное — важна еще и сила отдельно взятого индивидуума, его креативность, желание заниматься именно этим и уверенность в своей правоте. Если взять, к примеру, меня — я уже 15 лет занимаюсь тем, что люблю больше всего, кроме того, можешь мне поверить, «не прогнулась под мир» ни разу( считаю это роскошью, на самом деле!) и до сих пор интересна, мои диски продаются и люди их покупают. Это при видимой как бы «неформатности».
— Но это же улица со встречным движением! От телевизионных топ-менеджеров зависит сделать модной Бьорк или «Бригаду». Массы — они же как дети: им месяц в анонсах твердят «неподражаемая» — и они начинают свято верить. И вот тут все зависит от людей, принимающих решение, — чье имя вы вставите вместо многоточия. Тем самым вы либо окажете услугу отечественной культуре, либо еще ниже ее опустите. И вечная дискуссия по поводу Андрея Данилко…
— … которая, кстати, мне кажется абсолютно надуманной. Потому что Данилко — талантливейший актер, который работает в жанре «китч». Наши телеканалы показывают много такого, что действует на неокрепшие души гораздо более разрушительным образом. Считаю, что «Руки вверх» — «18 мне уже, поцелуй меня везде» — гораздо опаснее и пошлее, чем Данилко.
Мария Бурмака стоит особняком в украинском шоу-бизнесе. Вернее, «ее там не стояло». С одной стороны, певицу знают все в Украине, с другой — у меня язык не поворачивается назвать ее «участницей процесса» в привычном смысле этого слова. Некоторые считают ее «украинской Земфирой», но, по-моему, Мария есть Мария — похожа она только на себя, и этим все сказано. И на сцене, и у себя дома на кухне она трогает удивительным качеством, присущим редким людям, — подлинностью. Для того чтобы быть звездой, Марии не надо «мерседесов», «шанхайских барсов» и гламурных улыбок в телекамеры. Она просто остается собой. И потому она у нас одна — «девушка с гитарой».
— В «оранжевой революции» (с обеих сторон!) активно поучаствовали украинские певцы, писатели, художники и другие. Хорошо ли это, когда культурная интеллигенция с таким упоением «отирается» около политиков?
— У меня есть два ответа на этот вопрос. Да, «отираться» нехорошо. Однако случаются в жизни ситуации, когда артиста и политика связывает обычная человеческая дружба, она проверена временем и не требует каких-то выгод для себя. Что же в таком случае, отказываться от отношений только потому, что «художник должен всегда быть в оппозиции к власти»? По-моему, это так же фальшиво, как и специально искать дружбы сильных мира сего. Лично я вышла на Майдан по двум причинам. Во-первых, это был протест против того унижения, которому подвергли миллионы людей и меня саму, в том числе. Во-вторых, Виктора Андреевича я знаю много лет, и его система ценностей мне близка.
— Прилично ли после «участия в событиях» требовать от политиков что-то для себя лично, как это делают сегодня многие, рванув рубаху на груди с криком: «Зачем я выходил на площадь?»
— Мне бы хотелось, чтобы у нас было, как в Польше: там учителя и врачи поддержали «Солидарность» с тем, чтобы победить, и остаться после этого врачами и учителями, а не идти во власть. Мне будет вполне достаточно, если для артистов (впрочем, как и для учителей, книгоиздателей, журналистов…) создадут нормальные условия существования и развития. В музыкальной сфере — защитят авторские права, для отечественных исполнителей найдется место в ТВ-эфире (и не надо будет платить деньги за ротацию), издание и продажа пиратских дисков будут преследоваться законом и прочее. Я, кстати, никогда не считала себя политической и социальной певицей. Просто у меня есть своя позиция, я всегда могла ее отстаивать и аргументировать.
— Известно, что министр — это не только идеолог, но и организатор процесса. Иными словами — менеджер. Как ты относишься к назначению певицы Оксаны Билозир министром культуры?
— Я понимаю твою иронию — ведь есть уже опыт назначения артистов министрами, однако хотелось бы, чтобы мы ошибались. Лично мне хочется верить, что Оксана Билозир справится. Я очень боюсь состояния «безверия», оно губительно для творческого человека. Что касается Министерства культуры в принципе, то могу сказать, что всегда не очень понимала, чем оно занимается. По крайней мере, это никак не сказалось на моей судьбе певицы. Поэтому, если там по-прежнему ничего не будет происходить, вряд ли я это замечу.
— В 2005-м нас ждет Евровидение, с проведением которого в Украине уже сегодня связано море проблем — финансовых, человеческих и пр. Тебя интересует судьба этого конкурса?
— Раньше я сказала бы однозначно «нет». Это конкурс не для меня, не для Скрипки, не для Вакарчука. Уже хотя бы потому, что там работают под фонограмму, а фонограмма для меня вещь абсолютно непонятная и неприемлемая. Но дело в том, что скоро я еду на гастроли в Штаты и там меня обязательно спросят о Евровидении в Украине. И здесь уже речь о престиже страны, а не об уровне конкурса.
— Твоя музыка для украинского менталитета, как и книги Юрия Андруховича, в каком-то смысле — «неформат»: острый интерес к украинской городской культуре испытывает только университетская среда и часть интеллигенции. Остальные с удовольствием «кушают» попсу, и притом российского производства. Несколько лет назад продвижению твоего имени значительно способствовало ТВ (Мария Бурмака вела на канале СТБ несколько программ — Автор), сегодня — политические события последних месяцев. Почему наши радио и телепродюсеры приемлют только формат попсы?
Я занимаюсь любимым делом и достаточно зарабатываю, чтобы жить с этого. Кроме того, не могу сказать, что меня сейчас мало в «телевизоре» — больше, чем достаточно. Другое дело, что мне безумно нравилось работать на телевидении, в свое время у меня был проект на СТБ, потом была программа на 5 канале и УТ-1, но сейчас я вынуждена временно отказаться от работы на ТВ, потому что все силы уходят на музыку. За прошлый год я провела огромное количество концертов: в Нижневартовске и Сургуте — в сентябре, потом был тур по 10 городам Украины, который завершился в Киеве, потом сняла клип «Не бійся жити!».
— Очень люблю эту песню. Вот о чем еще хотела спросить. Смотри, во всем мире существуют «девушки с гитарами». Даже в ближайшей России можно вспомнить Земфиру, Чичерину, Диану Арбенину, Настю Полеву и так далее. В Украине 10 лет назад была одна девушка с гитарой — Мария Бурмака, и сегодня одна — она же. Это потому что «кишка тонка» петь женский рок или потребителю ничего такого не нужно?
— Ну, нет у нас традиций такой музыки! Дело в том, что у нас в стране десятилетиями украинскую культуру идентифицировали исключительно как культуру села. Именно поэтому у многих украинская песня ассоциируется с филармоническими хорами, сувенирными казачками и украинскими веночками на головах у сильно пожилых исполнительниц. Я же из Харькова, сугубо городской человек, мои песни абсолютно органичны для урбанистической культуры, поэтому они не могли органично войти в официально одобренные общепринятые форматы допустимой «украинскости». И я действительно умею играть на гитаре, в мелодике песен чувствуется, что это «гитарное музыкальное мышление», это мой инструмент. И потом этот имидж искусственно не приклеишь — тут же нельзя притвориться: ты либо умеешь играть, либо нет. А сама стилистика — на самом деле, «честная музыка». Но для меня иначе и не может быть. Знаешь, я, кстати, не так давно спросила саму себя: зачем я это делаю? И сама дала себе ответ: потому что я не могу этого не делать, в смысле писать не писать музыку и стихи, это живет во мне. А саму себя обманывать, притворяться, играть в игры шоу-бизнеса -я сразу же потеряю это свое самое большое жизненное удовольствие. То есть, я — «рокерша» по мировосприятию. А в правде не может не быть потребности. Музыка может нравиться больше или меньше, но фальшь чувствуется всегда.
— Но ведь вопрос не только в этом! Ведь Андруховича читает университетская среда, а тебя слушает эстетская аудитория еще и потому, что в стране нет института продюсеринга. У ближних соседей книгоиздатели одинаково успешно раскручивают брутальную Донцову и малопонятного для широких масс Пелевина, у нас же издатели считают, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», у музыкальных продюсеров первый вопрос: «пацаны, а деньги у вас есть?».
— Спрос определяет предложение. А также взаимоотношения творцов и людей, у которых есть деньги. Но и не это главное — важна еще и сила отдельно взятого индивидуума, его креативность, желание заниматься именно этим и уверенность в своей правоте. Если взять, к примеру, меня — я уже 15 лет занимаюсь тем, что люблю больше всего, кроме того, можешь мне поверить, «не прогнулась под мир» ни разу( считаю это роскошью, на самом деле!) и до сих пор интересна, мои диски продаются и люди их покупают. Это при видимой как бы «неформатности».
— Но это же улица со встречным движением! От телевизионных топ-менеджеров зависит сделать модной Бьорк или «Бригаду». Массы — они же как дети: им месяц в анонсах твердят «неподражаемая» — и они начинают свято верить. И вот тут все зависит от людей, принимающих решение, — чье имя вы вставите вместо многоточия. Тем самым вы либо окажете услугу отечественной культуре, либо еще ниже ее опустите. И вечная дискуссия по поводу Андрея Данилко…
— … которая, кстати, мне кажется абсолютно надуманной. Потому что Данилко — талантливейший актер, который работает в жанре «китч». Наши телеканалы показывают много такого, что действует на неокрепшие души гораздо более разрушительным образом. Считаю, что «Руки вверх» — «18 мне уже, поцелуй меня везде» — гораздо опаснее и пошлее, чем Данилко.
Відповіді
2005.04.26 | Shooter
Харашо сказано:
Sean пише:> Массы — они же как дети: им месяц в анонсах твердят «неподражаемая» — и они начинают свято верить.
Воістину.