МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

І знову про стріхи в Пирогово (\)

09/21/2006 | троль ©
Огненная деревня
Игорь БОБРОВСКИЙ , 21.09.2006 , 08:00

В эти дни туристические фирмы Киева могут предлагать клиентам экзотический маршрут «Традиционная украинская деревня после татарского набега». Куча обгорелых бревен, выжженная трава…

Грустно, но факт. Ведь именно так сегодня выглядит один из самых посещаемых и искренне любимых киевлянами музеев – Музей народной архитектуры и быта в Пирогове.

Как уже сообщала «Трибуна», в минувшую пятницу в музее среди бела дня – около 16.30 – в экспозиции «Карпаты» произошел пожар. Дотла сгорела уникальная, украшенная резьбой хата 1909 г. из села Тухолька, а также две хозяйственные постройки: конюшня из с. Славское и «куча» (свинарник) из с. Волосянка (все строения из Сколовского района Львовской области). Памятники восстановлению не подлежат. Более того, их невозможно заменить, поскольку в селах такие постройки практически не сохранились.

Но самое страшное – в результате пожара утрачены ценные движимые экспонаты. Причем не известно, только от огня ли…

Дело в том, что в упомянутой хате хранилась уникальная коллекция резных деревянных гуцульских сундуков 18-19 вв. В доме их было более 20. Также в нем находились несколько резных столов, настенные (декоративные) и обычные тарелки. В конюшне хранилось еще несколько резных столов, украшенные резьбой сволоки, посуда и другая традиционная утварь.

По официальной версии все названное добро погибло в огне. Однако сами музейные работники в этом сомневаются. Дело в том, что на месте пожара не обнаружены характерные металлические детали, которые присутствуют на некоторых деревянных сундуках (скобы, заклепки, замки и др.). Они ведь не горят. Музейщики подозревают, что сундуки были похищены, а хату подожгли, чтобы уничтожить следы преступления. Для того, чтобы так думать, у них есть определенные основания.

Во-первых, кражи в музее – обычное дело. Происходят они во многом по вине охраны, которая с наступлением сумерек, а то и в дневное время нередко «принимает на грудь» и мирно почивает. В этом году музей грабили аккурат на праздники – на Крещенье и на Ивана Купала. Но информация об этом тщательно скрывалась директором Николаем Ходаковским и куратором музея от НАН Украины академиком Анной Скрыпник (подробнее об этих персонажах – чуть ниже).

Во-вторых, с упомянутыми сундуками уже была связана интересная история. Музейные работники утверждают, что это без преувеличения уникальное собрание музею подарил бывший руководитель НАК «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко, который якобы приобрел сундуки у коллекционера Петра Корпанюка. Сумма сделки по слухам составляет 90 тыс. грн. До этого за сундуками велась настоящая охота ценителей украинской старины. Не исключено, что кто-то из собирателей не смирился с «национализацией» произведений народного искусства и пошел на крайние меры.

Около месяца назад сотрудники музея заметили, что массивные железные крепления на дверях хаты с сундуками выкручены, а двери дома только прикрыты. Чтобы оторвать и выкрутить крепеж, нужны большие усилия, списать на «любителей сувениров» пропажу нельзя. Вероятно, кто-то готовился к ночному визиту в музей за ценными экспонатами. Благо для потенциальных грабителей экспозиция «Карпаты» находится на отшибе. Охранники и днем туда не очень наведываются. Зато рядом лес и дорога – очень удобный путь для незаметного отступления с «добычей».

Тогда музейщики сорвали планы неизвестных «ценителей». Не исключено, что те потеряли всякий страх и не остановились перед поджогом.

Тенденция, однако

Эту без сомнения печальную историю нельзя рассматривать в отрыве от общей ситуации в музее. Именно «благодаря» внутренней обстановке такие ЧП (напомним, две недели назад на осенней этнографической ярмарке сгорело еще одно строение – сельская управа) стали обыденными.

Те, кто регулярно посещает музей в Пирогове, обратили внимание, что за последние годы экспонаты под открытым небом – хаты, мельницы, сараи - на глазах резко «одряхлели»: гнилая солома и зияющие дыры на крышах, обвалившиеся стены, полностью сгнившие или съеденные шашелем колыбы, гарды, клуни, гамазеи и др. А в них – потерявшие вид уникальные экспонаты, которые десятилетиями свозились изо всех уголков Украины. Кстати, несколько бесценных расписных, украшенных резьбой хат, которым по 100-200 лет, уже лет двадцать не могут установить. Они так и лежат грудой бревен под дождем и снегом.

Сам музей утратил неповторимую ауру единения с природой, растворения в традициях, превратился в бесплатное дополнение к ресторанам, некое подобие шароварного «Диснейленда». Ярмарки народных мастеров – вот единственное светлое пятно. Но они лишь исключение.

Основные функции музея – сохранять памятники, воспитывать и просвещать людей – напрочь забыты. На первый план вышли другие приоритеты – как организовать эксплуатацию уникальных народных произведений с наибольшей коммерческой выгодой.

Понятно, что рыночные отношения и государственное невнимание накладывают свой отпечаток. Но, во-первых, есть границы, которые переступать нельзя. А во-вторых, если присмотреться к ситуации, спихнуть все на «безвідповідальну владу» тоже будет неправильно.

Непотемкинская деревня

Немного истории. Музей под открытым небом в Пирогове создан ровно 30 лет назад. По замыслу, размаху и качеству экспонатов он стал одним из самых лучших скансенов* в мире.

За это нужно сказать большое спасибо академику Петру Тронько, который, сам будучи членом коммунистической партийной номенклатуры, несмотря на страшное противодействие коллег по партии из Киева и, особенно, из Москвы, вместе с талантливейшим коллективом архитекторов, художников, этнографов, фольклористов буквально выстрадал этот проект – создал «националистическое кубло возле самого Киева», как тогда очень сокрушались КПССные ортодоксы.

Музей создавался по линии Украинского общества охраны памятников истории и культуры (УТОПИК), которое в 1970-80-е годы возглавлял Петр Тимофеевич. Именно с тех пор за скансеном в Пирогове закрепилось народное название «Тронькивщина».

Бразды правления в сфере охраны памятников в середине 1980-х гг. принял академик Петр Толочко. Но если Тронько, при всех партийных чинах и вытекающих недостатках, был и остается патриотом Украины, то Толочко всегда был чуток к пожеланиям Кремля и подвергался дистанционному управлению из Москвы. По иронии судьбы именно он определял судьбу сАмого украинского музея аж до 2004 года. Также более 15 лет директором музея является Николай Степанович Ходаковский – верный соратник Петра Петровича.

В 1990-х гг. экономическая и идеологическая мощь УТОПИКа ослабла, поддерживать музей на должном уровне организация уже не могла. Зато очень четко обозначились возможности для зарабатывания денег руководством музея – сдача земли в аренду под питейные заведения, плата за проведение съемок, доходы от неучтенных входных билетов и т.д.

В какой-то момент была пройдена точка невозврата. В итоге – маємо те, що маємо.

Ресторанный центр

По сведениям из достоверных источников, музей в Пирогове просто опутан непрозрачными экономическими схемами. Например, на его территории работают несколько ресторанов, которые, по неподтвержденной информации, принадлежат начальнику подразделения государственной службы охраны. Сотрудники которой, по странному стечению обстоятельств, охраняют музей. Показательный факт – после недавнего пожара музей на один день закрыли для посетителей, но рестораны продолжали работать. После этого на пепелище ходили глазеть нетрезвые компании.

Несколько лет все рестораны отчисляли музею мизерную арендную плату, на уровне 400-500 грн. в месяц! Недавно ее, правда, подняли до 1000 – 1500 грн. в месяц. Интересно, сколько человек, прочитав статью, захотят за 100 – 300 баксов в месяц взять в аренду землю под ресторан в таком «жирном» месте?! Да и работают эти питейные заведения не до 18.00, как записано в договоре аренды, а сколько пожелают.

Недавно на планерке у руководства музея случился скандал: сотрудники прознали, что арендная плата от размещения автомата по производству сувениров из 25-копеечных монеток, который стоит возле входа в музей и занимает 1 кв. м вместе с девушкой- оператором, в несколько раз превосходит официальные отчисления от ресторанов!

Также непрозрачно используются средства, выделяемые из госбюджета. Например, в этом году музей получил 4 млн. на реставрацию памятников. Однако вместо восстановления уникальных мельниц или, скажем, хаты 16 века директор дал команду реставрировать… помещение бухгалтерии. Самое интересное, что бухгалтерия – это временное здание, которое в прошлом году подверглось капитальному ремонту, стоимостью несколько сотен тысяч гривен!

Плохая крыша

Реставрация – это отдельная тема. По сегодняшним установленным государством расценкам, если гвоздь забивает строитель – это стоит, скажем, гривну. А если назвать этот же процесс «реставрацией» - то 15 гривен. (Именно поэтому за «реставрационные работы» только на первой очереди «Мистецького Арсенала» строительная монополия «Укрпроектреставрация» просит (и наверняка получит!) 1 млрд 300 млн грн! За такие деньги нефтепровод «Одесса-Броды» можно достроить не до Плоцка, а прямо до Гданьска.)

Во времена УТОПИК в 1970-е – начале – 1990-х гг. в музее действовали собственные реставрационные мастерские с полным циклом деревообработки. Но вот уже как лет десять эти мастерские сданы в аренду частным фирмам, которые обеспечивают все столярные работы для постройки коттеджей. Добиться их передачи музею сложно, поскольку юридически мастерские были созданы как отдельное структурное подразделение УТОПИК, которое НАНУ никто не отдавал.

Музей же для проведения работ по «реставрационным» расценкам нанимает строителей-«шабашников», не имеющих никакой специальной подготовки. Перекрывают крышу в ресторане – заодно и ремонтируют какую-нибудь хату. И директора не интересует, что каждая хата имеет свои региональные особенности кровли, и нельзя крыть камышом те, что традиционно перекрывали соломой. Ведь это ненаучно и противоречит смыслу существования музея – сохранению аутентичности памятников.

К чему это приводит: пару лет назад горе-реставраторы перестелили крышу в одном из амбаров, но из-за нарушения технологии она провалилась вниз. Не беда, музей заплатил им же и за восстановление амбара. Точно также было и с реставрацией мельниц. У одной из них отвалилась лопасть. Ее как-то прилепили назад, получив около 50 тыс. грн. за работу. Через пару дней лопасть опять отвалилась. И все – заново… Просто золотое дно!

Тот факт, что на содержании музея находится 10 лошадей (корм покупают за бюджетные деньги, ухаживают за ними 6 бюджетных музейных работников), которые принадлежат одному из сотрудников музея, а он за неумеренную плату (себе в карман) катает на них посетителей – просто мелочь. Интересно лишь то, что этот сотрудник раньше именовался конюхом, а сейчас называется «начальник отдела перспективного развития», у которого в подчинении находятся научные работники. Вот такие приоритеты…

Окончание следует

* Скансен (швед. Skansen) — музей под открытым небом, музей-деревня. Архитектурно-этнографический комплекс с мини-музеями в отдельных строениях.

http://tribuna.com.ua/news/2006/09/21/58939/


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".