МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Злопихатєлі брижжуть отрутою:"Сытая украинская недолитература(/)

01/11/2007 | Юрій Шеляженко
http://www.vovremya.info/?id=5205&

09.01.2007

Сытая украинская недолитература

Марина Сытник

(якщо хто не знає, автор є редактором сайту http://literatura.iatp.org.ua/ , а згаданий в статті "ділєтант Паранько" починав робити літературні проекти з її хлопцем, Петром Щербиною, але згодом вони посварилися, бо Петро багато обіцяв і мало допомагав :) )


Украинские писатели смотрят на мир в тех же очках под названием «ничего не вижу, а если вижу, то совсем по-иному»…



К сожалению, занимаясь только литературой на полупрофессиональном уровне, сейчас в Украине просто не выживешь. И поэтому приходится выбирать: зарабатывать деньги на жизнь или же заниматься развитием литературных порталов фактически с полным отсутствием финансирования, так как ни власть, ни бизнес вкладывать деньги в литературу не спешат.


Сесть за перо меня побудило недавнее высказывание в предновогоднем выпуске «Зеркала недели» украинского литератора Андрея Бондаря о том, что 2006 год принес любителям литературы то, что за 15 лет существования независимой Украины не удавалось сделать никому.



Честно говоря, было бы глупо согласиться с таким безоговорочным утверждением, как и с тем, что после проведения Первого международного литературного фестиваля в рамках Форума издателей во Львове, Украина перестала быть черной дырой на европейской карте.



При этом я не исповедую каких-либо пессимистических настроений по отношению к родной литературе, а тем более, по отношению к стране. Наоборот, восхваление множества несуществующих достижений украинской культуры за годы независимости привело к отсутствию незаангажированного видения и анализа литературы, а также искусства в целом, что в свою очередь стало причиной неведенья «культурной властью» объективных проблем развития культурного шара. Что, разумеется, к развитию литературы и решению «культурных проблем» не может привести ни в коем случае.



События или их отсутствие



К числу литературных событий прошедшего года можно отнести всего лишь несколько значимых. Грантоед от литературы Юрий Андрухович, который с небывалым энтузиазмом уже много лет посвящает себя изучению американской и европейских литератур, наконец-то причислил себя к обитателям украинского литературного Олимпа, издав на родине шеститомник своего прозаического творчества.



Кроме этого, не давали уснуть читателям произведения харьковчанина Сергея Жадана (за избранный том прозы и поэзии - «Капитал» - он получил премию украинской редакции радио ВВС). Наступление «молодых» вылилось в активность еще одного харьковчанина Сашка Ушкалова, житомирянина Ильи Стронговского и киевлянина Анатолия Ульянова – они пробуют шокировать, эпатировать и просто занимаются любимым делом. В своей нише работает и новоявленный детективист Андрей Кокотюха, получивший всевозможные премии за приключенческие шедевры, к примеру, премию в двух номинациях на конкурсе «Коронация слова», а молодая писательница Таня Малярчук просто пишет своеобразные, но актуальные на сегодняшний день вещи. Неожиданно для всех за 2006 год затихла немыслимая активность существующего на деньги украинской диаспоры издательства «Смолоскип», а вместе с ним и группы писателей, близких к этому издательству.



Не отличался особой активностью в прошедшем году ни «распиаренный» в свое время «Литературный Форум» Романа Кухарука, ни объединение киевских фантастов под руководством Тимура Литовченко.



В сети Интернет в Украине, в отличие от других европейских стран, и даже от России, украинская литература за прошедший год снова осталась без достижений: та же обновляющаяся раз в месяц «Поэтика» Юрия Мачухи, которая, вместо того, чтобы собирать вокруг литпортала «свежую кровь», вяло размещает на своих страницах произведения более или менее именитых поэтов; к сожалению, уже неактуальные «Вирши» Николая Подгорного; окончательно заглохшая, так и не успев стать популярной, «Точка» литературного дилетанта Сергея Паранько и т.д.



То есть внешне ситуация выглядит вполне неплохо. Но при этом есть две проблемы. Это проблема культурных элит Украины, которая состоит в том, что они «и писатели, и читатели», т.е. все их произведения читабельны в их же элитарном котле. Как вы думаете, знают ли вышеперечисленные литературные брэнды простые жители не то что Донецка и Симферополя, Чернигова или Запорожья, а хотя бы Киева и Львова? Или не большей наградой было бы доверие обычного украинского врача или шахтера, продавца или комбайнера, чем Лейпцигская премия?



И вторая проблема: к сожалению, занимаясь только литературой на полупрофессиональном уровне, сейчас в Украине просто не выживешь. И поэтому приходится выбирать: зарабатывать деньги на жизнь или же заниматься развитием литературных порталов фактически с полным отсутствием финансирования, так как ни власть, ни бизнес вкладывать деньги в литературу не спешат. И складывается впечатление, что ни украинские писатели, ни литературовед Андрей Бондар так не считают, смотрят на мир в тех же очках под названием «ничего не вижу, а если вижу, то совсем по-иному», что и украинская власть.



Тенденции или, «кстати, о власти…»



На данный момент понятным является то, что приход Табачника-Богуцкого вместо Кириленко-Лихового не поменяет ситуации ни в культуре в общем, ни в литературе в частности. Реализация проекта «укрлитература от донецких» невозможна по определению. Да и самой антикризисной команде это пока не нужно при наличии более глобальных сфер интересов и возможностей для популистских высказываний.



До сих пор в писательских кругах популярной является шутка о том, что шестидесятилетние писатели во внутренней «иерархии» Национального Союза писателей Украины (НСПУ) считаются литераторами «младшего поколения». Нам самом деле, в каждой шутке есть доля шутки – до недавнего времени Кабинет молодого автора Дома писателя НСПУ на Банковой занимал Вячеслав Медвидь – пятидесятилетний экс-житомирянин, автор романа «Кров по соломі». Надежды на позитивные изменения многие литераторы возлагают на нового руководителя Кабинета молодого автора НСПУ – экс-лидера украинского женского националистического движения, поэтессу Анну Багряную.



Прошедший год, как и ожидалось, не привел к конфликту вокруг поста руководителя Союза писателей, невзирая на то, что его занимает «бютовец», нардеп и экс-воспеватель «партии и Ленина» Владимир Яворивский – фигура, абсолютно невыгодная ни обитателям еще одного замечательного здания на Банковой, ни Табачнику-Богуцкому вместе с Премьер-министром.



Действительно позитивными шагами господина Яворивского является приход молодой команды в Секретариат НСПУ и прозрачность при подведении итогов литературного конкурса Гранослов, организованный и проведенный НСПУ совместно с Министерством по делам семьи, молодежи и спорта.



Финансирование литературы в 2006 было выше, чем в 2005, но ниже, чем в 2007. Но государственных мужей по-прежнему не интересуют литературные тенденции. В 2002 году начальник Управления внутренней политики «медведчуковской» АП Олег Рафальский сумел выбить нефтедолларов на смену власти в НСПУ, создав «Литературный Форум» под формальным руководством писательницы Наталии Околитенко, и реальным – журналиста Романа Кухарука. Но ни поменять власть, ни заполучить Дом писателей на Банковой вместе с подвальным рестораном «Энэй», ни поучаствовать в распродаже десятков писательских санаториев в Крыму и в Карпатах не удалось.



Прогнозы



По мнению аналитика Ассоциации молодых политологов Украины Алексея Иващенко, украинская культура в 2007 году может зайти в тупик, выход из которого найти будет очень и очень трудно. Он отмечает, что государственная поддержка литературы в 2007 году может обрести исключительно формальный характер, еще более формальный, чем в 2006 году. «Это и сделает культуру в нашей стране разово-фестивальной», - отмечает он. И я согласна с экспертом в том, что такая политика украинского правительства абсолютно несовместима с комплексным подходом к развитию духовной составляющей нации.



Все надежды некоторые отечественные литераторы в 2007 году возлагают на программу поддержки украинской литературы со стороны, как ни странно, одного из российских операторов мобильной связи. Представители одного из крупных киевских рекламных агентств отмечают, что топ-менеджмент «мобильщиков» уже запланировал поддержку современной украинской литературы в форме конкурсов, фестивалей и издательской программы в своем ПР-бюджете на 2007 год. Если это и произойдет, то такая акция вызовет истерику у заядлых «шароварщиков».



Кроме того, небывалую активность продемонстрирует в год Свиньи и литературное объединение «Инша Литература» под руководством Бориса Гуменюка и Сергея Пантюка, а киевский радиожурналист Николай Подгорный обещает организовать и провести всеукраинский фестиваль бардовского творчества. Не останавливаться в продюсировании современной литературы пообещал и герой студенческой революции, нынешний политолог Олесь Доний. В целом, в 2007 году хотелось бы дождаться первого всенародного имени в украинской литературе за годы независимости и востребованности украинской книги.

Відповіді

  • 2007.01.11 | wunderkit

    ндаа

    слабенька така статейка, поверхнева, проте - з перехилами в досить дивний бік. Дивно наприклад, що про ІЛ згадано всього один раз - та й то - в прогнозах, а от про Кухаруку і Підгорному (хто вони в літературі, здавалося б) пройшлися двічі. Також дивном видається незгадування видавництв - крім хіба Смолоскипа (та й то з невиправданою негативною конотацією). Ніби й альтернативна думка, проте слабша ніж того ж Андрія, чи навіть - ніж Отара, висловлена ним на своєму ЖЖ: http://otar.livejournal.com/401901.html#cutid1
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.01.11 | Ліззі

      Як заманало

      Як мене, чесно кажучи, припарили такі теоретики. Скільки вже можна вимагати фінансування високої літератури від бізнесу і держави?
      Де в світі бізнес і держава її фінансують? Тобто читай: бізнес і держава мають фінансувати автора статті. Де в світі напівпрофесійне заняття літературою приносить якісь гроші? Одиниці живуть із цього, інші роблять літературу з нефінансових міркувань. Де держава фінансує літературні сайти? Де письменницький успіх вимірюється тим, чи пустили його в кабінет СПУ? Мені здається, що основний мотив подібної критики такий: читати нічого не буду, бо не хочу, писати нічого не буду, бо не можу, але все херово, бо так нас мама породила.
      Дивна також вимога всенародного письменника. Може, давайте іще й всенародну партію запровадимо, і всенародну газету, а решту заборонимо? Щоб був один письменник, як Ленін, а більше ніхто? Як це все добиває. Я читаю багато сучасної західної літератури, і повірте, рівень української не гірший, а називати Андруховича грантоїдом принаймні невиховано. Якщо хтось йому дає гранти, то ці гроші йдуть на створення якісних текстів, а не всякої мури. А що йому, влаштуватися кореспондентом у Прапор Івано-франківщини і писати замітки про місцеве свято писанки, як решті нас?
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.01.13 | Горицвіт

        з дечим можна посперечатися

        Ліззі пише:
        > Як мене, чесно кажучи, припарили такі теоретики. Скільки вже можна вимагати фінансування високої літератури від бізнесу і держави?


        Чому ні? Вони ж фінансують "головну ялинку" і різні концерти. То чого б не фінанснути літературу.


        > Де держава фінансує літературні сайти?


        Це запросто держава може робити. Причому фінансувати всі культурні сайти підряд - все рівно буде мізерний процент від того, що тратиться на "ялинку" чи "концерт до дня міліції". А користь більша.


        > Де письменницький успіх вимірюється тим, чи пустили його в кабінет СПУ?


        Тут згоден.


        > Дивна також вимога всенародного письменника.


        Тут теж згоден. Вимога, м'яко кажучи, дивна. І, мовляв, поки нема всенародного письменника, то література - "недо".

        Хоча, хоча... Все-таки українська література відрізняється від інших (європейських) тим, що є другорядною у (ніби) власній країні. Процентна поширеність. Маргінальний статус (порівняно з російською серед українців). Виражається, наприклад, в поличках "Детективи", "Фантастика", "Кулінарія", "Історія", ... "Українська література".

        І ясно, що над цим зручно сміятися і заперечувати якісь "успіхи".
      • 2007.01.16 | Sean

        Угу-угу ©

  • 2007.01.11 | Олесь Бережний

    Поясніть будь ласка що таке "украинская недолитература"

    Цікаво мені дізнатися, чи існує в природі, наприклад, "русская недолитература"?

    Чи це тільки у недолюдків жидобандєровцов буває таке "недо-"? З иншого боку, якщо Автірка знає, що таке "Сытая украинская недолитература", то можливо вона знає і про "Голодная украинская недолитература"? (Голод у цьому контексті, зрозуміло, викликаний суто кліматичними умовами і недоуражаєм, а не недо...)

    Назагал, форма цієї статті про українську недолугість геть недозволила мені осягнути її недоглибини з-за того, що переклад на російську мову здійснено доволі слабенько.
    А пасєму атнинє слєдуєт тсьчятєльнєє лєлєять пригожєсць вєлікой і магучей русскай славєснасті в статьях аб украінской недолітєратурє!
    :spookie: :gun:
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.01.11 | ziggy_freud

      жидобандеровець має бути голодним

      аби кожного ранку на сніданок їсти шматочок плоті недолітературного недокритика. А потім щовечора писати РІЧ або частину РЕЧІ, яка дратуватиме недоїдених недокритиків ще сильніше.

      Тож нехай собі як знають, божеволіють, конають (с) Тичина

      Олесь Бережний пише:
      > Назагал, форма цієї статті про українську недолугість геть недозволила мені осягнути її недоглибини з-за того, що переклад на російську мову здійснено доволі слабенько.
  • 2007.01.13 | Горицвіт

    згоден, що стаття слабенька

    викривлені масштаби, деякі явища гіперболізовані, деякі не помічені взагалі. Дивні критерії успішності, висмоктані прогнози і т.д. Хоча ясно, що дати цілком об'єктивну" картину важко: кожен автор "підсумків" бачиь тільки свій фрагмент. Це одна з причин, до речі, що я не писав своїх "підсумків року" :-)

    Із тих оглядів, що я читав, найсильніший, напевно, в Отара. На другому місці - в Бондаря.



    >
    > К сожалению, занимаясь только литературой на полупрофессиональном уровне, сейчас в Украине просто не выживешь. И поэтому приходится выбирать: зарабатывать деньги на жизнь или же заниматься развитием литературных порталов фактически с полным отсутствием финансирования, так как ни власть, ни бизнес вкладывать деньги в литературу не спешат.


    Угу. Хоча бізнесу (і якому?) - для чого вкладивать? Мається на увазі меценатство чи інвестиція?



    > объективных проблем развития культурного шара.


    Ги. "Шара". Плохо єщьо полупроффесіональниє літєратори знают русский язик. Учіть надо. ( Ілі ето в газєте пєрєводілі? Вєдь опубліковать статью об украінскою культурє на украінском ізикє почті негдє. Ето єщо одно свідєтєльство єйо уровня і сітуаціі )



    > Грантоед от литературы Юрий Андрухович,

    Ги-ги.


    > Кроме этого, не давали уснуть читателям произведения харьковчанина Сергея Жадана (за избранный том прозы и поэзии - «Капитал» - он получил премию украинской редакции радио ВВС). Наступление «молодых» вылилось в активность еще одного харьковчанина Сашка Ушкалова, житомирянина Ильи Стронговского и киевлянина Анатолия Ульянова – они пробуют


    І все? Тільки ці троє? При тому, що виступають вони в групах (я не пригадую ні одної акції Ушкалова окремо), чомусь названі тільки три прізвища.


    > шокировать, эпатировать и просто занимаются любимым делом. В своей нише работает и новоявленный детективист Андрей Кокотюха,


    Що шокірующого зробив за цей рік Кокотюха? "Новоявлений" він уже років 10.


    > получивший всевозможные премии за приключенческие шедевры, к примеру, премию в двух номинациях на конкурсе «Коронация слова»,


    Ну подумаєш.


    > а молодая писательница Таня Малярчук просто пишет своеобразные, но актуальные на сегодняшний день вещи.


    "своеобразные, но актуальные на сегодняшний день вещи" - фраза просто блєск. І чим же вони актуальні "на сегодняшний день"? І сказати, що письменник пише "своеобразние вещі" - це нічого не сказати, це пуста фраза. ( Принаймні один твір Малярчук (Згори вниз) - дуже гарний і мені сподобався. )


    > Неожиданно для всех за 2006 год затихла немыслимая активность существующего на деньги украинской диаспоры издательства «Смолоскип», а вместе с ним и группы писателей, близких к этому издательству.


    В чому виразилось затихання активності? В Ірпінь возять, книжечки видають, конкурс ніби проводять. Тобто що змінилось за рік?



    > Не отличался особой активностью в прошедшем году ни «распиаренный» в свое время «Литературный Форум» Романа Кухарука, ни объединение киевских фантастов под руководством Тимура Литовченко.


    Ніхто він них нічого особливого і не чекав, мені здається.



    > В сети Интернет в Украине, в отличие от других европейских стран, и даже от России, украинская литература за прошедший год снова осталась без достижений


    А блоґи цілковито пропущені. Хоча там якраз відбулися нові яскраві явища саме в цьому році (Отар про деякі згадує в своєму огляді).


    > Как вы думаете, знают ли вышеперечисленные литературные брэнды простые жители не то что Донецка и Симферополя, Чернигова или Запорожья, а хотя бы Киева и Львова?


    Я впевнений, що деяких з названих "брендів" не знає і більшість учасників цього форуму. Може, це говорить не так про стан літератури, як про вибір "брендів" автором?


    > Или не большей наградой было бы доверие обычного украинского врача или шахтера, продавца или комбайнера, чем Лейпцигская премия?


    Да, це таки переклад.

    І так далі. Ще див. мою відповідь Ліззі.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".