Злопихатєлі брижжуть отрутою:"Сытая украинская недолитература(/)
01/11/2007 | Юрій Шеляженко
http://www.vovremya.info/?id=5205&
09.01.2007
Сытая украинская недолитература
Марина Сытник
(якщо хто не знає, автор є редактором сайту http://literatura.iatp.org.ua/ , а згаданий в статті "ділєтант Паранько" починав робити літературні проекти з її хлопцем, Петром Щербиною, але згодом вони посварилися, бо Петро багато обіцяв і мало допомагав )
Украинские писатели смотрят на мир в тех же очках под названием «ничего не вижу, а если вижу, то совсем по-иному»…
К сожалению, занимаясь только литературой на полупрофессиональном уровне, сейчас в Украине просто не выживешь. И поэтому приходится выбирать: зарабатывать деньги на жизнь или же заниматься развитием литературных порталов фактически с полным отсутствием финансирования, так как ни власть, ни бизнес вкладывать деньги в литературу не спешат.
Сесть за перо меня побудило недавнее высказывание в предновогоднем выпуске «Зеркала недели» украинского литератора Андрея Бондаря о том, что 2006 год принес любителям литературы то, что за 15 лет существования независимой Украины не удавалось сделать никому.
Честно говоря, было бы глупо согласиться с таким безоговорочным утверждением, как и с тем, что после проведения Первого международного литературного фестиваля в рамках Форума издателей во Львове, Украина перестала быть черной дырой на европейской карте.
При этом я не исповедую каких-либо пессимистических настроений по отношению к родной литературе, а тем более, по отношению к стране. Наоборот, восхваление множества несуществующих достижений украинской культуры за годы независимости привело к отсутствию незаангажированного видения и анализа литературы, а также искусства в целом, что в свою очередь стало причиной неведенья «культурной властью» объективных проблем развития культурного шара. Что, разумеется, к развитию литературы и решению «культурных проблем» не может привести ни в коем случае.
События или их отсутствие
К числу литературных событий прошедшего года можно отнести всего лишь несколько значимых. Грантоед от литературы Юрий Андрухович, который с небывалым энтузиазмом уже много лет посвящает себя изучению американской и европейских литератур, наконец-то причислил себя к обитателям украинского литературного Олимпа, издав на родине шеститомник своего прозаического творчества.
Кроме этого, не давали уснуть читателям произведения харьковчанина Сергея Жадана (за избранный том прозы и поэзии - «Капитал» - он получил премию украинской редакции радио ВВС). Наступление «молодых» вылилось в активность еще одного харьковчанина Сашка Ушкалова, житомирянина Ильи Стронговского и киевлянина Анатолия Ульянова – они пробуют шокировать, эпатировать и просто занимаются любимым делом. В своей нише работает и новоявленный детективист Андрей Кокотюха, получивший всевозможные премии за приключенческие шедевры, к примеру, премию в двух номинациях на конкурсе «Коронация слова», а молодая писательница Таня Малярчук просто пишет своеобразные, но актуальные на сегодняшний день вещи. Неожиданно для всех за 2006 год затихла немыслимая активность существующего на деньги украинской диаспоры издательства «Смолоскип», а вместе с ним и группы писателей, близких к этому издательству.
Не отличался особой активностью в прошедшем году ни «распиаренный» в свое время «Литературный Форум» Романа Кухарука, ни объединение киевских фантастов под руководством Тимура Литовченко.
В сети Интернет в Украине, в отличие от других европейских стран, и даже от России, украинская литература за прошедший год снова осталась без достижений: та же обновляющаяся раз в месяц «Поэтика» Юрия Мачухи, которая, вместо того, чтобы собирать вокруг литпортала «свежую кровь», вяло размещает на своих страницах произведения более или менее именитых поэтов; к сожалению, уже неактуальные «Вирши» Николая Подгорного; окончательно заглохшая, так и не успев стать популярной, «Точка» литературного дилетанта Сергея Паранько и т.д.
То есть внешне ситуация выглядит вполне неплохо. Но при этом есть две проблемы. Это проблема культурных элит Украины, которая состоит в том, что они «и писатели, и читатели», т.е. все их произведения читабельны в их же элитарном котле. Как вы думаете, знают ли вышеперечисленные литературные брэнды простые жители не то что Донецка и Симферополя, Чернигова или Запорожья, а хотя бы Киева и Львова? Или не большей наградой было бы доверие обычного украинского врача или шахтера, продавца или комбайнера, чем Лейпцигская премия?
И вторая проблема: к сожалению, занимаясь только литературой на полупрофессиональном уровне, сейчас в Украине просто не выживешь. И поэтому приходится выбирать: зарабатывать деньги на жизнь или же заниматься развитием литературных порталов фактически с полным отсутствием финансирования, так как ни власть, ни бизнес вкладывать деньги в литературу не спешат. И складывается впечатление, что ни украинские писатели, ни литературовед Андрей Бондар так не считают, смотрят на мир в тех же очках под названием «ничего не вижу, а если вижу, то совсем по-иному», что и украинская власть.
Тенденции или, «кстати, о власти…»
На данный момент понятным является то, что приход Табачника-Богуцкого вместо Кириленко-Лихового не поменяет ситуации ни в культуре в общем, ни в литературе в частности. Реализация проекта «укрлитература от донецких» невозможна по определению. Да и самой антикризисной команде это пока не нужно при наличии более глобальных сфер интересов и возможностей для популистских высказываний.
До сих пор в писательских кругах популярной является шутка о том, что шестидесятилетние писатели во внутренней «иерархии» Национального Союза писателей Украины (НСПУ) считаются литераторами «младшего поколения». Нам самом деле, в каждой шутке есть доля шутки – до недавнего времени Кабинет молодого автора Дома писателя НСПУ на Банковой занимал Вячеслав Медвидь – пятидесятилетний экс-житомирянин, автор романа «Кров по соломі». Надежды на позитивные изменения многие литераторы возлагают на нового руководителя Кабинета молодого автора НСПУ – экс-лидера украинского женского националистического движения, поэтессу Анну Багряную.
Прошедший год, как и ожидалось, не привел к конфликту вокруг поста руководителя Союза писателей, невзирая на то, что его занимает «бютовец», нардеп и экс-воспеватель «партии и Ленина» Владимир Яворивский – фигура, абсолютно невыгодная ни обитателям еще одного замечательного здания на Банковой, ни Табачнику-Богуцкому вместе с Премьер-министром.
Действительно позитивными шагами господина Яворивского является приход молодой команды в Секретариат НСПУ и прозрачность при подведении итогов литературного конкурса Гранослов, организованный и проведенный НСПУ совместно с Министерством по делам семьи, молодежи и спорта.
Финансирование литературы в 2006 было выше, чем в 2005, но ниже, чем в 2007. Но государственных мужей по-прежнему не интересуют литературные тенденции. В 2002 году начальник Управления внутренней политики «медведчуковской» АП Олег Рафальский сумел выбить нефтедолларов на смену власти в НСПУ, создав «Литературный Форум» под формальным руководством писательницы Наталии Околитенко, и реальным – журналиста Романа Кухарука. Но ни поменять власть, ни заполучить Дом писателей на Банковой вместе с подвальным рестораном «Энэй», ни поучаствовать в распродаже десятков писательских санаториев в Крыму и в Карпатах не удалось.
Прогнозы
По мнению аналитика Ассоциации молодых политологов Украины Алексея Иващенко, украинская культура в 2007 году может зайти в тупик, выход из которого найти будет очень и очень трудно. Он отмечает, что государственная поддержка литературы в 2007 году может обрести исключительно формальный характер, еще более формальный, чем в 2006 году. «Это и сделает культуру в нашей стране разово-фестивальной», - отмечает он. И я согласна с экспертом в том, что такая политика украинского правительства абсолютно несовместима с комплексным подходом к развитию духовной составляющей нации.
Все надежды некоторые отечественные литераторы в 2007 году возлагают на программу поддержки украинской литературы со стороны, как ни странно, одного из российских операторов мобильной связи. Представители одного из крупных киевских рекламных агентств отмечают, что топ-менеджмент «мобильщиков» уже запланировал поддержку современной украинской литературы в форме конкурсов, фестивалей и издательской программы в своем ПР-бюджете на 2007 год. Если это и произойдет, то такая акция вызовет истерику у заядлых «шароварщиков».
Кроме того, небывалую активность продемонстрирует в год Свиньи и литературное объединение «Инша Литература» под руководством Бориса Гуменюка и Сергея Пантюка, а киевский радиожурналист Николай Подгорный обещает организовать и провести всеукраинский фестиваль бардовского творчества. Не останавливаться в продюсировании современной литературы пообещал и герой студенческой революции, нынешний политолог Олесь Доний. В целом, в 2007 году хотелось бы дождаться первого всенародного имени в украинской литературе за годы независимости и востребованности украинской книги.
09.01.2007
Сытая украинская недолитература
Марина Сытник
(якщо хто не знає, автор є редактором сайту http://literatura.iatp.org.ua/ , а згаданий в статті "ділєтант Паранько" починав робити літературні проекти з її хлопцем, Петром Щербиною, але згодом вони посварилися, бо Петро багато обіцяв і мало допомагав )
Украинские писатели смотрят на мир в тех же очках под названием «ничего не вижу, а если вижу, то совсем по-иному»…
К сожалению, занимаясь только литературой на полупрофессиональном уровне, сейчас в Украине просто не выживешь. И поэтому приходится выбирать: зарабатывать деньги на жизнь или же заниматься развитием литературных порталов фактически с полным отсутствием финансирования, так как ни власть, ни бизнес вкладывать деньги в литературу не спешат.
Сесть за перо меня побудило недавнее высказывание в предновогоднем выпуске «Зеркала недели» украинского литератора Андрея Бондаря о том, что 2006 год принес любителям литературы то, что за 15 лет существования независимой Украины не удавалось сделать никому.
Честно говоря, было бы глупо согласиться с таким безоговорочным утверждением, как и с тем, что после проведения Первого международного литературного фестиваля в рамках Форума издателей во Львове, Украина перестала быть черной дырой на европейской карте.
При этом я не исповедую каких-либо пессимистических настроений по отношению к родной литературе, а тем более, по отношению к стране. Наоборот, восхваление множества несуществующих достижений украинской культуры за годы независимости привело к отсутствию незаангажированного видения и анализа литературы, а также искусства в целом, что в свою очередь стало причиной неведенья «культурной властью» объективных проблем развития культурного шара. Что, разумеется, к развитию литературы и решению «культурных проблем» не может привести ни в коем случае.
События или их отсутствие
К числу литературных событий прошедшего года можно отнести всего лишь несколько значимых. Грантоед от литературы Юрий Андрухович, который с небывалым энтузиазмом уже много лет посвящает себя изучению американской и европейских литератур, наконец-то причислил себя к обитателям украинского литературного Олимпа, издав на родине шеститомник своего прозаического творчества.
Кроме этого, не давали уснуть читателям произведения харьковчанина Сергея Жадана (за избранный том прозы и поэзии - «Капитал» - он получил премию украинской редакции радио ВВС). Наступление «молодых» вылилось в активность еще одного харьковчанина Сашка Ушкалова, житомирянина Ильи Стронговского и киевлянина Анатолия Ульянова – они пробуют шокировать, эпатировать и просто занимаются любимым делом. В своей нише работает и новоявленный детективист Андрей Кокотюха, получивший всевозможные премии за приключенческие шедевры, к примеру, премию в двух номинациях на конкурсе «Коронация слова», а молодая писательница Таня Малярчук просто пишет своеобразные, но актуальные на сегодняшний день вещи. Неожиданно для всех за 2006 год затихла немыслимая активность существующего на деньги украинской диаспоры издательства «Смолоскип», а вместе с ним и группы писателей, близких к этому издательству.
Не отличался особой активностью в прошедшем году ни «распиаренный» в свое время «Литературный Форум» Романа Кухарука, ни объединение киевских фантастов под руководством Тимура Литовченко.
В сети Интернет в Украине, в отличие от других европейских стран, и даже от России, украинская литература за прошедший год снова осталась без достижений: та же обновляющаяся раз в месяц «Поэтика» Юрия Мачухи, которая, вместо того, чтобы собирать вокруг литпортала «свежую кровь», вяло размещает на своих страницах произведения более или менее именитых поэтов; к сожалению, уже неактуальные «Вирши» Николая Подгорного; окончательно заглохшая, так и не успев стать популярной, «Точка» литературного дилетанта Сергея Паранько и т.д.
То есть внешне ситуация выглядит вполне неплохо. Но при этом есть две проблемы. Это проблема культурных элит Украины, которая состоит в том, что они «и писатели, и читатели», т.е. все их произведения читабельны в их же элитарном котле. Как вы думаете, знают ли вышеперечисленные литературные брэнды простые жители не то что Донецка и Симферополя, Чернигова или Запорожья, а хотя бы Киева и Львова? Или не большей наградой было бы доверие обычного украинского врача или шахтера, продавца или комбайнера, чем Лейпцигская премия?
И вторая проблема: к сожалению, занимаясь только литературой на полупрофессиональном уровне, сейчас в Украине просто не выживешь. И поэтому приходится выбирать: зарабатывать деньги на жизнь или же заниматься развитием литературных порталов фактически с полным отсутствием финансирования, так как ни власть, ни бизнес вкладывать деньги в литературу не спешат. И складывается впечатление, что ни украинские писатели, ни литературовед Андрей Бондар так не считают, смотрят на мир в тех же очках под названием «ничего не вижу, а если вижу, то совсем по-иному», что и украинская власть.
Тенденции или, «кстати, о власти…»
На данный момент понятным является то, что приход Табачника-Богуцкого вместо Кириленко-Лихового не поменяет ситуации ни в культуре в общем, ни в литературе в частности. Реализация проекта «укрлитература от донецких» невозможна по определению. Да и самой антикризисной команде это пока не нужно при наличии более глобальных сфер интересов и возможностей для популистских высказываний.
До сих пор в писательских кругах популярной является шутка о том, что шестидесятилетние писатели во внутренней «иерархии» Национального Союза писателей Украины (НСПУ) считаются литераторами «младшего поколения». Нам самом деле, в каждой шутке есть доля шутки – до недавнего времени Кабинет молодого автора Дома писателя НСПУ на Банковой занимал Вячеслав Медвидь – пятидесятилетний экс-житомирянин, автор романа «Кров по соломі». Надежды на позитивные изменения многие литераторы возлагают на нового руководителя Кабинета молодого автора НСПУ – экс-лидера украинского женского националистического движения, поэтессу Анну Багряную.
Прошедший год, как и ожидалось, не привел к конфликту вокруг поста руководителя Союза писателей, невзирая на то, что его занимает «бютовец», нардеп и экс-воспеватель «партии и Ленина» Владимир Яворивский – фигура, абсолютно невыгодная ни обитателям еще одного замечательного здания на Банковой, ни Табачнику-Богуцкому вместе с Премьер-министром.
Действительно позитивными шагами господина Яворивского является приход молодой команды в Секретариат НСПУ и прозрачность при подведении итогов литературного конкурса Гранослов, организованный и проведенный НСПУ совместно с Министерством по делам семьи, молодежи и спорта.
Финансирование литературы в 2006 было выше, чем в 2005, но ниже, чем в 2007. Но государственных мужей по-прежнему не интересуют литературные тенденции. В 2002 году начальник Управления внутренней политики «медведчуковской» АП Олег Рафальский сумел выбить нефтедолларов на смену власти в НСПУ, создав «Литературный Форум» под формальным руководством писательницы Наталии Околитенко, и реальным – журналиста Романа Кухарука. Но ни поменять власть, ни заполучить Дом писателей на Банковой вместе с подвальным рестораном «Энэй», ни поучаствовать в распродаже десятков писательских санаториев в Крыму и в Карпатах не удалось.
Прогнозы
По мнению аналитика Ассоциации молодых политологов Украины Алексея Иващенко, украинская культура в 2007 году может зайти в тупик, выход из которого найти будет очень и очень трудно. Он отмечает, что государственная поддержка литературы в 2007 году может обрести исключительно формальный характер, еще более формальный, чем в 2006 году. «Это и сделает культуру в нашей стране разово-фестивальной», - отмечает он. И я согласна с экспертом в том, что такая политика украинского правительства абсолютно несовместима с комплексным подходом к развитию духовной составляющей нации.
Все надежды некоторые отечественные литераторы в 2007 году возлагают на программу поддержки украинской литературы со стороны, как ни странно, одного из российских операторов мобильной связи. Представители одного из крупных киевских рекламных агентств отмечают, что топ-менеджмент «мобильщиков» уже запланировал поддержку современной украинской литературы в форме конкурсов, фестивалей и издательской программы в своем ПР-бюджете на 2007 год. Если это и произойдет, то такая акция вызовет истерику у заядлых «шароварщиков».
Кроме того, небывалую активность продемонстрирует в год Свиньи и литературное объединение «Инша Литература» под руководством Бориса Гуменюка и Сергея Пантюка, а киевский радиожурналист Николай Подгорный обещает организовать и провести всеукраинский фестиваль бардовского творчества. Не останавливаться в продюсировании современной литературы пообещал и герой студенческой революции, нынешний политолог Олесь Доний. В целом, в 2007 году хотелось бы дождаться первого всенародного имени в украинской литературе за годы независимости и востребованности украинской книги.
Відповіді
2007.01.11 | wunderkit
ндаа
слабенька така статейка, поверхнева, проте - з перехилами в досить дивний бік. Дивно наприклад, що про ІЛ згадано всього один раз - та й то - в прогнозах, а от про Кухаруку і Підгорному (хто вони в літературі, здавалося б) пройшлися двічі. Також дивном видається незгадування видавництв - крім хіба Смолоскипа (та й то з невиправданою негативною конотацією). Ніби й альтернативна думка, проте слабша ніж того ж Андрія, чи навіть - ніж Отара, висловлена ним на своєму ЖЖ: http://otar.livejournal.com/401901.html#cutid12007.01.11 | Ліззі
Як заманало
Як мене, чесно кажучи, припарили такі теоретики. Скільки вже можна вимагати фінансування високої літератури від бізнесу і держави?Де в світі бізнес і держава її фінансують? Тобто читай: бізнес і держава мають фінансувати автора статті. Де в світі напівпрофесійне заняття літературою приносить якісь гроші? Одиниці живуть із цього, інші роблять літературу з нефінансових міркувань. Де держава фінансує літературні сайти? Де письменницький успіх вимірюється тим, чи пустили його в кабінет СПУ? Мені здається, що основний мотив подібної критики такий: читати нічого не буду, бо не хочу, писати нічого не буду, бо не можу, але все херово, бо так нас мама породила.
Дивна також вимога всенародного письменника. Може, давайте іще й всенародну партію запровадимо, і всенародну газету, а решту заборонимо? Щоб був один письменник, як Ленін, а більше ніхто? Як це все добиває. Я читаю багато сучасної західної літератури, і повірте, рівень української не гірший, а називати Андруховича грантоїдом принаймні невиховано. Якщо хтось йому дає гранти, то ці гроші йдуть на створення якісних текстів, а не всякої мури. А що йому, влаштуватися кореспондентом у Прапор Івано-франківщини і писати замітки про місцеве свято писанки, як решті нас?
2007.01.13 | Горицвіт
з дечим можна посперечатися
Ліззі пише:> Як мене, чесно кажучи, припарили такі теоретики. Скільки вже можна вимагати фінансування високої літератури від бізнесу і держави?
Чому ні? Вони ж фінансують "головну ялинку" і різні концерти. То чого б не фінанснути літературу.
> Де держава фінансує літературні сайти?
Це запросто держава може робити. Причому фінансувати всі культурні сайти підряд - все рівно буде мізерний процент від того, що тратиться на "ялинку" чи "концерт до дня міліції". А користь більша.
> Де письменницький успіх вимірюється тим, чи пустили його в кабінет СПУ?
Тут згоден.
> Дивна також вимога всенародного письменника.
Тут теж згоден. Вимога, м'яко кажучи, дивна. І, мовляв, поки нема всенародного письменника, то література - "недо".
Хоча, хоча... Все-таки українська література відрізняється від інших (європейських) тим, що є другорядною у (ніби) власній країні. Процентна поширеність. Маргінальний статус (порівняно з російською серед українців). Виражається, наприклад, в поличках "Детективи", "Фантастика", "Кулінарія", "Історія", ... "Українська література".
І ясно, що над цим зручно сміятися і заперечувати якісь "успіхи".
2007.01.16 | Sean
Угу-угу ©
2007.01.11 | Олесь Бережний
Поясніть будь ласка що таке "украинская недолитература"
Цікаво мені дізнатися, чи існує в природі, наприклад, "русская недолитература"?Чи це тільки у недолюдків жидобандєровцов буває таке "недо-"? З иншого боку, якщо Автірка знає, що таке "Сытая украинская недолитература", то можливо вона знає і про "Голодная украинская недолитература"? (Голод у цьому контексті, зрозуміло, викликаний суто кліматичними умовами і недоуражаєм, а не недо...)
Назагал, форма цієї статті про українську недолугість геть недозволила мені осягнути її недоглибини з-за того, що переклад на російську мову здійснено доволі слабенько.
А пасєму атнинє слєдуєт тсьчятєльнєє лєлєять пригожєсць вєлікой і магучей русскай славєснасті в статьях аб украінской недолітєратурє!
2007.01.11 | ziggy_freud
жидобандеровець має бути голодним
аби кожного ранку на сніданок їсти шматочок плоті недолітературного недокритика. А потім щовечора писати РІЧ або частину РЕЧІ, яка дратуватиме недоїдених недокритиків ще сильніше.Тож нехай собі як знають, божеволіють, конають (с) Тичина
Олесь Бережний пише:
> Назагал, форма цієї статті про українську недолугість геть недозволила мені осягнути її недоглибини з-за того, що переклад на російську мову здійснено доволі слабенько.
2007.01.13 | Горицвіт
згоден, що стаття слабенька
викривлені масштаби, деякі явища гіперболізовані, деякі не помічені взагалі. Дивні критерії успішності, висмоктані прогнози і т.д. Хоча ясно, що дати цілком об'єктивну" картину важко: кожен автор "підсумків" бачиь тільки свій фрагмент. Це одна з причин, до речі, що я не писав своїх "підсумків року"Із тих оглядів, що я читав, найсильніший, напевно, в Отара. На другому місці - в Бондаря.
>
> К сожалению, занимаясь только литературой на полупрофессиональном уровне, сейчас в Украине просто не выживешь. И поэтому приходится выбирать: зарабатывать деньги на жизнь или же заниматься развитием литературных порталов фактически с полным отсутствием финансирования, так как ни власть, ни бизнес вкладывать деньги в литературу не спешат.
Угу. Хоча бізнесу (і якому?) - для чого вкладивать? Мається на увазі меценатство чи інвестиція?
> объективных проблем развития культурного шара.
Ги. "Шара". Плохо єщьо полупроффесіональниє літєратори знают русский язик. Учіть надо. ( Ілі ето в газєте пєрєводілі? Вєдь опубліковать статью об украінскою культурє на украінском ізикє почті негдє. Ето єщо одно свідєтєльство єйо уровня і сітуаціі )
> Грантоед от литературы Юрий Андрухович,
Ги-ги.
> Кроме этого, не давали уснуть читателям произведения харьковчанина Сергея Жадана (за избранный том прозы и поэзии - «Капитал» - он получил премию украинской редакции радио ВВС). Наступление «молодых» вылилось в активность еще одного харьковчанина Сашка Ушкалова, житомирянина Ильи Стронговского и киевлянина Анатолия Ульянова – они пробуют
І все? Тільки ці троє? При тому, що виступають вони в групах (я не пригадую ні одної акції Ушкалова окремо), чомусь названі тільки три прізвища.
> шокировать, эпатировать и просто занимаются любимым делом. В своей нише работает и новоявленный детективист Андрей Кокотюха,
Що шокірующого зробив за цей рік Кокотюха? "Новоявлений" він уже років 10.
> получивший всевозможные премии за приключенческие шедевры, к примеру, премию в двух номинациях на конкурсе «Коронация слова»,
Ну подумаєш.
> а молодая писательница Таня Малярчук просто пишет своеобразные, но актуальные на сегодняшний день вещи.
"своеобразные, но актуальные на сегодняшний день вещи" - фраза просто блєск. І чим же вони актуальні "на сегодняшний день"? І сказати, що письменник пише "своеобразние вещі" - це нічого не сказати, це пуста фраза. ( Принаймні один твір Малярчук (Згори вниз) - дуже гарний і мені сподобався. )
> Неожиданно для всех за 2006 год затихла немыслимая активность существующего на деньги украинской диаспоры издательства «Смолоскип», а вместе с ним и группы писателей, близких к этому издательству.
В чому виразилось затихання активності? В Ірпінь возять, книжечки видають, конкурс ніби проводять. Тобто що змінилось за рік?
> Не отличался особой активностью в прошедшем году ни «распиаренный» в свое время «Литературный Форум» Романа Кухарука, ни объединение киевских фантастов под руководством Тимура Литовченко.
Ніхто він них нічого особливого і не чекав, мені здається.
> В сети Интернет в Украине, в отличие от других европейских стран, и даже от России, украинская литература за прошедший год снова осталась без достижений
А блоґи цілковито пропущені. Хоча там якраз відбулися нові яскраві явища саме в цьому році (Отар про деякі згадує в своєму огляді).
> Как вы думаете, знают ли вышеперечисленные литературные брэнды простые жители не то что Донецка и Симферополя, Чернигова или Запорожья, а хотя бы Киева и Львова?
Я впевнений, що деяких з названих "брендів" не знає і більшість учасників цього форуму. Може, це говорить не так про стан літератури, як про вибір "брендів" автором?
> Или не большей наградой было бы доверие обычного украинского врача или шахтера, продавца или комбайнера, чем Лейпцигская премия?
Да, це таки переклад.
І так далі. Ще див. мою відповідь Ліззі.