МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Пауль Целян. "Партія снігу" . Переклад та післямова С. Жадана (/

12/08/2007 | Mercury

Відповіді

  • 2007.12.08 | Mercury

    Про життя та творчість пауля Целяна(/)

    http://64.233.183.104/search?q=cache:WCScF6LAaPcJ:www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/celan/+%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD&hl=ru&ct=clnk&cd=2




    Пауль Целан
    Paul Celan
    ( 23.11.1920 года - 20.04.1970 года )
    Австрия (austria)

    Поздним весенним вечером 1970 года с одного из парижских мостов в Сену бросился человек, и сразу, как камень, скрылся под водою. Случайные прохожие подняли тревогу; примчавшаяся на катере речная полиция начала поиски. Течение Сены довольно быстрое, лишь через несколько часов с помощью аквалангистов и специальных сетей тело нашли. В кармане плаща погибшего обнаружили вид на жительство, и через несколько минут картотека Центрального управления городской полиции Парижа выдала полные сведения: Пауль Лео Анчель, гражданин Австрии, год рождения - 1920, национальность - еврей, профессия - литератор, в Париже постоянно проживал с 1950 г. Свои книги и публикации подписывал псевдонимом Пауль Целан.


    "Небожитель на грешной земле"
    Фотогалерея
    Photo of daewoo
    Производство красителей и пигментов



    Автор: Андрей Кротков

    Сайт: People's History

    Статья: "Небожитель на грешной земле"



    Люди, пришедшие на другой день для опознания, припоминали: погибший не умел плавать, а значит, прыжок с моста был явным самоубийством. Неизлечимая болезнь? Неразделенная любовь? Денежные затруднения?

    Впрочем, Париж привык к самоубийствам, тем более поэтов. "Ведь месье Целан - поэт? На каком языке он писал? На немецком? И на французском тоже? Да, есть талантливые люди. А еще на русском и на румынском?! Как жаль, как жаль... Кремация завтра, господа. Увы, двадцатый век и все такое прочее, но с похоронами самоубийц у нас во Франции бывают некоторые сложности, да..."

    Областной центр независимой Украины, маленький город Черновцы (до 1944 г. - Черновицы) имеет весьма бурную историю. До 1775 г. он принадлежал Молдавскому княжеству, с 1775 г. - Австрии, с 1918 г. - Румынии. Пауль Целан явился в сей мир в Черновицах немецкоязычным евреем румынского подданства. С 28 июня 1940 г. по 22 июня 1941 г. пребывал в советском гражданстве. Последующие три года выживал в обстановке непрерывного кошмара между жизнью и смертью, потерял всех родных, уцелел благодаря чистой случайности. В начале 1945 г. предпочел не ждать милостей от новой администрации, пересек советскую границу и восстановился в румынском подданстве. Работал в издательстве, переводил на румынский язык русскую прозу, писал собственные стихи. Послевоенная Румыния ничем не отличалась от послевоенной Восточной Европы - разве что традиционный антисемитизм там был чуточку покрепче. Целан совершал тихий дрейф к Западу; когда в Вене в 1948 г. вышла его первая книга стихов "Песок из урн", он приложил усилия и перебрался в Австрию. Однако на части территории Австрии все еще находились советские войска (они ушли оттуда только в 1955 г.), и Целан от греха подальше переместился в Париж. "Пятый пункт", недавно гарантировавший смерть, теперь открывал границы - Европа КАЯЛАСЬ.

    Предельно сосредоточенный на литературном труде, Целан принадлежал к тому типу небожителей, поэтов немножко не от мира сего, о которых принято писать в снисходительном тоне. Чудо спасения из самого пекла гитлеровского геноцида отступило на второй план перед грузом памяти о пережитом. Наиболее известное стихотворение Целана - "Фуга смерти" - нельзя читать без содрогания. В своем творчестве Целан прошел удивительный путь от классически ровного стиха до верлибра, в котором не только затемняется смысл разорванных строк, но начинается уже разрушение словесной ткани. Поздние стихи Целана похожи на ребусы, импрессионистичны и труднопостижимы.

    Целан свободно владел русским языком, что для уроженца Северной Буковины в общем-то не характерно. Немецкое написание своей фамилии - Antschel - он переделал в псевдоним Zelan, но позднее писал его на французский манер Celan. Поэтическое чутье и литературный вкус у него были безупречны. По доброй воле и собственному выбору Целан пятнадцать лет отдал каторге поэтического перевода. Благодаря ему три русских поэта - Александр Блок, Сергей Есенин, Осип Мандельштам - переведены на немецкий так, что сделать это лучше вряд ли возможно. Дань приютившей его Франции поэт отдал также литературным приношением - полностью перевел на немецкий Поля Валери и Артюра Рембо.

    Человек замкнутый и малообщительный, Целан тем не менее вкусил полную меру литературной славы. Париж открыл одинокому иностранцу все двери, в Германии ему была присуждена высшая литературная награда - премия Георга Бюхнера, реальная (Румыния) и потенциальная (Израиль) исторические родины расточали поэту все мыслимые похвалы, о творчестве Целана сочинялись статьи и монографии. Но немногие знали, что происходило за дверью его парижской квартиры.

    Как потомок граждан Австрии и жертва Холокоста, Целан автоматически получил австрийское гражданство. Он сознательно покинул зону юрисдикции советских оккупационных властей, так как не переносил царившей там политической неразберихи и слишком хорошо знал об исчезновениях бывших австрийских граждан в подвалах Смерша.

    В Париж, интеллектуальную и литературную столицу Европы, он переехал исключительно с творческой целью - в сознании западных людей постоянное проживание за границей не ассоциировалось с понятиями "предательство" и "измена Родине". Во Франции Целан жил на правах постоянно проживающего иностранца, на французское гражданство (которое и в наши дни получить нелегко) не претендовал. Быстро обретенная известность, писательские и переводческие гонорары обеспечивали ему приличный уровень материального благополучия. Иначе говоря, карьера молодого человека из забытого Богом уголка карпатской земли была почти головокружительна: живи и радуйся!

    Судьба распорядилась иначе. Потрясения времен войны, апокалиптический ужас виденного и полное человеческое одиночество в мире не отпускали Целана и в конце концов подкосили его. Такое происходило со многими евреями-интеллектуалами, пережившими Холокост, причем уже много лет спустя после войны. Груз пережитого, вроде бы скинутый с плеч, не исчезал - он медленно давил и убивал случайного беглеца из зоны смерти; это был своего рода "отложенный геноцид", запоздалое действие трупного яда эпохи невиданного человекоубийства.

    Целан не страдал психическим расстройством, не "исписался" в вульгарном смысле этого слова. Он просто сгорел, источился, не находил более сил для адекватного выражения того, что переполняло его выжженное сердце; поднявшись со дна на вершину, он предпочел не начинать спуск...

    В 1975 г. в сборнике "Из современной австрийской поэзии" были опубликованы по-русски 43 стихотворения Пауля Целана. Вроде бы и немало, но это все. Фигуру "эмигранта" сочли слишком одиозной для продолжения знакомства, а в вышедшем в 1987 г. Литературном энциклопедическом словаре Целан был мало того что назван "немецким поэтом", но и опять-таки попрекнут эмиграцией. Видимо, здесь не обошлось без Луи Арагона, от которого в свое время Целан не принял предложение перевести Маяковского за хороший советский инвалютный гонорар.

    Последняя, посмертно вышедшая книга стихов Пауля Целана называлась пророчески - "Неизбежность света".
  • 2007.12.11 | Майстер

    Купіть копію "Чорного квадрата" Малєвича

    По 100 баксів - хоч сто штук. Ваш Целан - така сама "розводка" для йолопів. Поета найшли, мйй.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.12.13 | Mercury

      Вже купили, тільки оригінал за 1 млн. долярів... От казли!

      Культура
      • Версия для печати
      • Копия в блог
      «Черный квадрат» Малевича - загадка века ценой в миллион
      Эрмитаж показал народу один из самых скандальных шедевров живописи
      22.06.2002
      «Черный квадрат» попал в Эрмитаж благодаря президенту холдинга «Интеррос» Владимиру Потанину. Именно он в конце апреля выкупил за собственный 1 млн. долларов на аукционе, на котором распродавалась коллекция «Инкомбанка», картину Казимира Малевича и передал ее в дар Государственному Эрмитажу.

      Объясните простому человеку!

      Люди, почитающие себя культурными, «Черный квадрат» ругать не рискнут. А ну как запишут тебя в невежды! Но наши читатели - люди смелые, а потому пишут в газету: «Меня давно мучает вопрос. Что, не нашлось никого, кто воскликнул бы: «А король-то голый!» - по поводу «Черного квадрата» Малевича. Тогда прошу считать меня первым» (из письма А. А. Петухова, г. Зеленоград).

      Но ругаться и в самом деле не следует. Хотя вопросы, конечно, мучают. В чем же ценность «Черного квадрата» Малевича? Чем он лучше, краше, значительнее квадрата, нарисованного детсадовцем?

      Питерский авангардный художник Анатолий Белкин объяснил мне:

      а) Ценность «Черного квадрата» надо мерить, конечно же, не тем, можно или нельзя его повесить на кухне, а новыми направлениями в искусстве, которые он открыл.

      б) Понимание ценности сего шедевра придет тогда, когда откажешься от агрессии (неужели мои вопросы выглядели так агрессивно?).

      в) Есть эстрадный ширпотреб, а есть музыка Губайдуллиной и Шнитке, которая не становится хуже от того, что ее некоторые не понимают. «Черный квадрат» тоже относится к сложным явлениям искусства.

      ...Но тут я вспомнила, что у Малевича, кроме черного, есть и красный квадрат - под названием «Живописный реализм крестьянки в четырех измерениях». Понятно, да?

      Икона нового времени

      Интересно, что искусствоведы признали: под черным квадратом просвечивает другая картина. То есть, скорее всего, Малевич использовал не понравившееся ему произведение, чтобы создать это.

      Трактовал он «Черный квадрат» как беспредельность, обобщенную в единый знак. А самое главное, он называл «Черный квадрат» иконой нового, безбожного, времени. Надо иметь в виду, что картина появилась в 1914 году, когда шла война и у людей был сдвиг в сторону апокалиптического восприятия действительности. Для своего времени «Черный квадрат» был шоком. Как самолет Руста на Красной площади. Это зацепило, запомнилось, стало мерой вещей.

      Почему он стоит миллион?

      Миллион - красная цена живописных шедевров: именно на эту сумму обычно страхуют полотно при вывозе его на выставку за границу.

      Если все же мерить деньгами, то приобретенный Эрмитажем - не самый дорогой из четырех квадратов. Дороже - самый первый, 1914 года рождения. Потому что в нем - путь находки. А остальные квадраты - лишь повторение идеи.
      Татьяна МАКСИМОВА.


      ИЗ ДОСЬЕ «КП»
      Супрематизм (от лат. supreme - высший) - направление беспредметного искусства, изобретенное К. С. Малевичем. Впервые супрематические работы были показаны Малевичем на выставке «0.10» в 1915 году. Картина «Черный квадрат» сыграла роль манифеста нового направления.
      В 1916 - 1917 годах Малевич и его последователи организовали художественное общество «Супремус», ставившее перед собой цель распространения идей супрематизма.


      Где хранятся «Черные квадраты»?
      Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге.
      Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету «Черный квадрат» Малевича. После выставки 32 - 33-х годов «Художники РСФСР за 13 лет» предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина «всплыла» на распродаже «Инкомбанка», который в свое время купил картину у некоего частного лица.


      ДОСЛОВНО
      Что ответили министр и меценат на каверзные вопросы?

      На открытии картины «Черный квадрат» в Эрмитаже министр культуры РФ Михаил Швыдкой рассказал о том, что в его ведомство пришло не одно критическое письмо: мол, зачем тратить на это деньги? Но 20 июня 2002 года министр назвал днем историческим: впервые за последние сто лет меценат помог государству стать владельцем уникальной вещи.

      На каверзные вопросы ответил Владимир Потанин, благодаря которому картина и была приобретена:

      - Когда деньги дают с какой-то целью, это называется спонсорством или рекламой. А меценатство идет от души... И «Черный квадрат» открывает возможность Эрмитажу пополнить свои традиции, но уже на современном уровне. Картина XVIII или XIX века не была бы знаком новой эпохи в жизни музея...
      Елена РОДИНА. («КП» - Санкт-Петербург»).


      КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ДП «КП»
      А «Красный треугольник» лучше!

      Являясь в Диванной партии «КП» признанным специалистом как в изобразительном искусстве, так и в геометрии, никак не возьму в толк, с чего это вдруг такая шумиха вокруг абстракционистской картинки Казимира Малевича. Этот, простите за выражение, супрематист нарисовал аж четыре таких равносторонних прямоугольника. Более того, все они очень мрачной расцветки. Да и, с точки зрения углов и прямых линий, в «Черном квадрате» не все в порядке...

      Если уж соединять художество с математикой, то куда выигрышнее композиция авангардиста Василия Кандинского «Серый овал» (там хоть какие-то штрихи есть), творение итальянца Амедео Модильяни «Женщина на трапеции» (очень актуальная для России тема физкультуры и спорта), полотно современного русского художника Руслана Цегоева из Костанайской, бывш. Кустанайской, области (Казахстан) «Девочка на кубе» (не путать с картиной Пабло Пикассо «Девочка на шаре»!) и произведение «Солнечный круг, небо вокруг...» (это рисунок мальчишки).

      Верхом же эстетики и общественной пользы, безусловно, являются шедевры неизвестных мне авторов - эскиз синего ромба (значок для выпускников вузов и техникумов) и логотип «Красный треугольник» (ставится на галошах и других нужных в быту резинотехнических изделиях).
      Сергей ПОНОМАРЕВ, ст. искусствовед ДП «КП».

      http://64.233.183.104/search?q=cache:2SyBrdkw86IJ:www.kp.ru/daily/22574/18326/+%22%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0%22&hl=ru&ct=clnk&cd=26
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.12.23 | пан Roller

        Re: эскиз синего ромба.

        Верхом же эстетики и общественной пользы, безусловно, являются шедевры неизвестных мне авторов - эскиз синего ромба (значок для выпускников вузов и техникумов) и логотип «Красный треугольник» (ставится на галошах и других нужных в быту резинотехнических изделиях).

        Типа презервативах.
        Сергей ПОНОМАРЕВ, ст. искусствовед ДП «КП».
    • 2007.12.23 | пан Roller

      Купите круг Малевича, тоже черный и со скидкой.

      Black Circle. 1920s. Oil on canvas. 105 x 105 cm. The Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
  • 2008.01.09 | yulia

    Re: Пауль Целян. "Партія снігу" . Переклад та післямова С. Жадана (/

    Чи є друкована версія цієї книги і де?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.01.09 | Mercury

      Запитаймо у Жадана.

    • 2008.01.16 | Mercury

      for yulia: вчора запитав Жадана

      yulia пише:
      > Чи є друкована версія цієї книги і де?

      Шановна п. yulia!
      Вчора запитав Сергія про його переклади Целяна. Сергій каже, що зараз працює над ними, а книга має вийти в цьому році в видавництві "Критика". Дочекаймося :)
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2008.01.21 | yulia

        Re: for yulia: вчора запитав Жадана

        Будемо чекати...


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".