Чи буде в Україні українське кіно? (/)
01/09/2008 | Mercury
Круг непроявленных теней
Полноценные журналы о кино могут быть порождены только полноценным кинопроцессом
Андрій Окара
http://blogs.pravda.com.ua/authors/okara/47835955c6047/
Кіно-Коло. Часопис екранних мистецтв. 2003. Літо. N18.
Это действительно еще вопрос – может ли в стране, где почти не снимают собственное кино, где в уцелевших кинотеатрах показывают исключительно иностранные фильмы, выходить интересный и пристойный журнал о кино?
И если да, то о чем туда писать? О том, что первый в мире кинематографист – это вовсе не французские братья Люмьер, а одесский механик Тимченко? Или том, какие поэтичные фильмы снимались когда-то в прошлом на трех художественных киностудиях, причем самый большой шедевр снял заезжий армянин? Или о земляке – титане мирового кинопроцесса, в честь которого названа одна из этих трех киностудий?
Наверное, и об этом обо всем тоже, но хочется, чтобы главной темой было обсуждение актуального национального кинопроцесса.
Хочется, чтобы и киножурналы были бы независимыми и минимально неангажированными. Но в постсоветском мире так уже давно не бывает. Вот и журнал "Кіно-Коло" – он не вполне самодостаточен, а является проектом телеканала "1+1". Хорошо ли это, если учесть, что и сам канал в свое время основали именно киношники-документалисты? Не превратиться ли в таком случае он в рекламный буклет телеканала?
Именно эти мысли посещают, когда начинаешь листать последний, летний номер "Кіно-Кола": на всех четырех обложках – реклама телепередач и ведущих "1+1", с самого начала – несколько материалов о проекте "Плюсов" "Війна. Український рахунок". Интересный, конечно, фильм – добротный, познавательный, но мог быть и лучше. Впрочем, дальше тема "1+1" сходит на нет, уступая дорогу не менее интересным материалам.
След в кино великих выходцев с Украины – пряшевского русина Энди Уорхолла (Андрия Варголы), киевлянок – авангардного режиссера Майи Дерен, и некогда легендарной, но нынче почти забытой Анны Стен – в статьях Александра Виноградова и Елены Новиковой. Напоминающий курсовую работу на киноведческом факультете очерк о "магическом" режиссере Даниэле Шмиде и тут же в продолжение – совершенно замечательное интервью с ним того же автора, Аксиньи Куриной.
А еще – об эстетике видеоклипов, о теме бокса в кино, о символике красного цвета, воспоминания первого директора Одесской кинофабрики Михаила Капчинского, интервью с известным документалистом Олегом Гаренчаром, работающим над украино-американско-словацким игровым фильмом, и с Дмитрием Томашпольским, мечтающим на деньги московского муниципального бюджета снять в Сибири русский интеллектуальный телесериал – конкурента линчевому "Твин Пиксу".
Но не может быть полноценного киножурнала без какого-то креативного начала. И в этом выпуске "Кіно-Коло" публикует занятный киносценарий – Алексея Росича "Останній забій". Итак, 2002 год, Донбасс, закрывающиеся шахты, перманентные похороны погибших в забое шахтеров (один персонаж так и говорит: "На Донбасє нормально можно пожрать тільки на похоронах"). На первый взгляд – нечто среднее между итальянским неореализмом и позднесоветской чернухой. Если бы не стебный, почти издевательский авторский гротеск. Маленькая дочка погибшего шахтера поливает папину могилку, чтобы он скорее вырос и мог бы с нею играться. Ее приятель мыслит примерно в той же системе координат: "Ну і що?! В мого татка теж могилка скоро буде!". Персонажи выражаются на смачном донбасском суржике – такого, разумеется, в самом Донбассе не встретишь, но смоделировано добротно.
Соблазнившись колоссальными (по сравнению с зарплатой) суммами компенсаций погибшим товарищам от украинского Кабмина, герои решаются на отчаянный шаг: подорвать себя в забое вот-вот закроющейся шахты, захватив с собою тело просто так умершего коллеги (которого, в связи с несвоевременной кончиной, несколько дней пришлось вымораживать в домашнем холодильнике).
Такая вот "симфония Донбасса". Такая вот "Маленькая Вера" – 15 лет спустя.
Но то, что за сценарий с украинскими потенциальными постановщиками конкурируют россияне (так сказано в аннотации), должно льстить украинскому художественному самосознанию – приятно, когда интересуются не твоим "человеческим мясом", не энергоресурсами твоей родины, а художественным воображением твоего земляка.
Да, хочется, чтобы на Украине был такой мощный кинопроцесс, которому бы понадобился и двухнедельный "глянцевый" журнал для массового читателя – вроде "Советского экрана", и ежемесячный – для кинокритиков и киноведов, и совершенно практический для режиссеров и сценаристов – каким были "Киносценарии". Но пока этого всего нет, приходится довольствоваться одним театрально-киношным периодическим изданием плюс киноведческим ежеквартальником. Тираж которого стыдливо замолчан.
P.S.-2008
Удивительно, с момента написания этой рецензии прошло 4,5 года, но почти ничего не изменилось! Тогда, в 2003-м, еще говорили о новом шедевре Олеся Санина "Мамай". Сейчас вообще ни о чем не говорят...
[ Написати коментар ]
Полноценные журналы о кино могут быть порождены только полноценным кинопроцессом
Андрій Окара
http://blogs.pravda.com.ua/authors/okara/47835955c6047/
Кіно-Коло. Часопис екранних мистецтв. 2003. Літо. N18.
Это действительно еще вопрос – может ли в стране, где почти не снимают собственное кино, где в уцелевших кинотеатрах показывают исключительно иностранные фильмы, выходить интересный и пристойный журнал о кино?
И если да, то о чем туда писать? О том, что первый в мире кинематографист – это вовсе не французские братья Люмьер, а одесский механик Тимченко? Или том, какие поэтичные фильмы снимались когда-то в прошлом на трех художественных киностудиях, причем самый большой шедевр снял заезжий армянин? Или о земляке – титане мирового кинопроцесса, в честь которого названа одна из этих трех киностудий?
Наверное, и об этом обо всем тоже, но хочется, чтобы главной темой было обсуждение актуального национального кинопроцесса.
Хочется, чтобы и киножурналы были бы независимыми и минимально неангажированными. Но в постсоветском мире так уже давно не бывает. Вот и журнал "Кіно-Коло" – он не вполне самодостаточен, а является проектом телеканала "1+1". Хорошо ли это, если учесть, что и сам канал в свое время основали именно киношники-документалисты? Не превратиться ли в таком случае он в рекламный буклет телеканала?
Именно эти мысли посещают, когда начинаешь листать последний, летний номер "Кіно-Кола": на всех четырех обложках – реклама телепередач и ведущих "1+1", с самого начала – несколько материалов о проекте "Плюсов" "Війна. Український рахунок". Интересный, конечно, фильм – добротный, познавательный, но мог быть и лучше. Впрочем, дальше тема "1+1" сходит на нет, уступая дорогу не менее интересным материалам.
След в кино великих выходцев с Украины – пряшевского русина Энди Уорхолла (Андрия Варголы), киевлянок – авангардного режиссера Майи Дерен, и некогда легендарной, но нынче почти забытой Анны Стен – в статьях Александра Виноградова и Елены Новиковой. Напоминающий курсовую работу на киноведческом факультете очерк о "магическом" режиссере Даниэле Шмиде и тут же в продолжение – совершенно замечательное интервью с ним того же автора, Аксиньи Куриной.
А еще – об эстетике видеоклипов, о теме бокса в кино, о символике красного цвета, воспоминания первого директора Одесской кинофабрики Михаила Капчинского, интервью с известным документалистом Олегом Гаренчаром, работающим над украино-американско-словацким игровым фильмом, и с Дмитрием Томашпольским, мечтающим на деньги московского муниципального бюджета снять в Сибири русский интеллектуальный телесериал – конкурента линчевому "Твин Пиксу".
Но не может быть полноценного киножурнала без какого-то креативного начала. И в этом выпуске "Кіно-Коло" публикует занятный киносценарий – Алексея Росича "Останній забій". Итак, 2002 год, Донбасс, закрывающиеся шахты, перманентные похороны погибших в забое шахтеров (один персонаж так и говорит: "На Донбасє нормально можно пожрать тільки на похоронах"). На первый взгляд – нечто среднее между итальянским неореализмом и позднесоветской чернухой. Если бы не стебный, почти издевательский авторский гротеск. Маленькая дочка погибшего шахтера поливает папину могилку, чтобы он скорее вырос и мог бы с нею играться. Ее приятель мыслит примерно в той же системе координат: "Ну і що?! В мого татка теж могилка скоро буде!". Персонажи выражаются на смачном донбасском суржике – такого, разумеется, в самом Донбассе не встретишь, но смоделировано добротно.
Соблазнившись колоссальными (по сравнению с зарплатой) суммами компенсаций погибшим товарищам от украинского Кабмина, герои решаются на отчаянный шаг: подорвать себя в забое вот-вот закроющейся шахты, захватив с собою тело просто так умершего коллеги (которого, в связи с несвоевременной кончиной, несколько дней пришлось вымораживать в домашнем холодильнике).
Такая вот "симфония Донбасса". Такая вот "Маленькая Вера" – 15 лет спустя.
Но то, что за сценарий с украинскими потенциальными постановщиками конкурируют россияне (так сказано в аннотации), должно льстить украинскому художественному самосознанию – приятно, когда интересуются не твоим "человеческим мясом", не энергоресурсами твоей родины, а художественным воображением твоего земляка.
Да, хочется, чтобы на Украине был такой мощный кинопроцесс, которому бы понадобился и двухнедельный "глянцевый" журнал для массового читателя – вроде "Советского экрана", и ежемесячный – для кинокритиков и киноведов, и совершенно практический для режиссеров и сценаристов – каким были "Киносценарии". Но пока этого всего нет, приходится довольствоваться одним театрально-киношным периодическим изданием плюс киноведческим ежеквартальником. Тираж которого стыдливо замолчан.
P.S.-2008
Удивительно, с момента написания этой рецензии прошло 4,5 года, но почти ничего не изменилось! Тогда, в 2003-м, еще говорили о новом шедевре Олеся Санина "Мамай". Сейчас вообще ни о чем не говорят...
[ Написати коментар ]