100 років тому cимфонічним оркестром керував скрипаль
05/03/2008 | stefan
100 років тому cимфонічним оркестром керував скрипаль або клавесиніст.
http://otvet.mail.ru/question/12025045/
В истории оркестровой музыки период дирижерского исполнительства совсем невелик по сравнению со временем, когда функцию руководителя коллектива выполнял кто-либо из оркестрантов. Искусство дирижирования в современном смысле возникло лишь в начале XIX века.
Что же касается "додирижерского" периода в исполнении оркестровой музыки, то поначалу (в ХVII-ХVIII в.) эта роль принадлежала клавесинисту или органисту, партия которого содержала генерал-бас. Начиная с XVIII века увеличивается значение первого скрипача. Своей игрой он помогал управлять оркестром, а временами прекращал игру и использовал смычок как палочку. Существовала даже практика двойного дирижирования. Она имела место в опере: клавесинист руководил певцами, а скрипач - оркестром. Иногда к ним присоединялся первый виолончелист, сидевший рядом с клавесинистом и игравший по его нотам партию бассо-континуо. В хоровых сценах подобную функцию брал на себя и хормейсмер Известны случаи, когда количество дирижеров доходило до пяти.
Среди первых дирижеров, введших в употребление дирижерскую палочку, называют И. Мозеля (1812г., Вена), К.М. Вебера (1817 г., Дрезден), Л. Шпора (1817г., Франкфурт-на-Майне), Г. Спонтини (1820г., Берлин).
http://64.233.183.104/search?q=cache:_bO...
В XVII- XVIIIв.в. ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм. Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении оркестровых произведений, и руководство перешло к первому скрипачу. И сейчас кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит скрипач. Но состав оркестра со временем все увеличивался, и скоро скрипачу стало не под силу, играя самому, управлять таким большим коллективом. В начале XIX века сложилось понятие дирижера оркестра, близкое нашему. Правда, а то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной.
Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов.
Первыми от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.
В начале же XIX века композиторы и дирижеры Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор и другие применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. Сделали они это совершенно независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера.
http://www.blatata.com/2007/09/07/dirizher.html
http://otvet.mail.ru/question/12025045/
В истории оркестровой музыки период дирижерского исполнительства совсем невелик по сравнению со временем, когда функцию руководителя коллектива выполнял кто-либо из оркестрантов. Искусство дирижирования в современном смысле возникло лишь в начале XIX века.
Что же касается "додирижерского" периода в исполнении оркестровой музыки, то поначалу (в ХVII-ХVIII в.) эта роль принадлежала клавесинисту или органисту, партия которого содержала генерал-бас. Начиная с XVIII века увеличивается значение первого скрипача. Своей игрой он помогал управлять оркестром, а временами прекращал игру и использовал смычок как палочку. Существовала даже практика двойного дирижирования. Она имела место в опере: клавесинист руководил певцами, а скрипач - оркестром. Иногда к ним присоединялся первый виолончелист, сидевший рядом с клавесинистом и игравший по его нотам партию бассо-континуо. В хоровых сценах подобную функцию брал на себя и хормейсмер Известны случаи, когда количество дирижеров доходило до пяти.
Среди первых дирижеров, введших в употребление дирижерскую палочку, называют И. Мозеля (1812г., Вена), К.М. Вебера (1817 г., Дрезден), Л. Шпора (1817г., Франкфурт-на-Майне), Г. Спонтини (1820г., Берлин).
http://64.233.183.104/search?q=cache:_bO...
В XVII- XVIIIв.в. ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм. Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении оркестровых произведений, и руководство перешло к первому скрипачу. И сейчас кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит скрипач. Но состав оркестра со временем все увеличивался, и скоро скрипачу стало не под силу, играя самому, управлять таким большим коллективом. В начале XIX века сложилось понятие дирижера оркестра, близкое нашему. Правда, а то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной.
Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов.
Первыми от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.
В начале же XIX века композиторы и дирижеры Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор и другие применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. Сделали они это совершенно независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера.
http://www.blatata.com/2007/09/07/dirizher.html