МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Подивився таки той "Населений острів"(/)

01/08/2009 | Мартинюк
Діти згвалтували - дуже хотіли в кіно, а в нашому благословенному приірпінському краю окрім отого витвору Бондарчука в жодному кінотеатрі нічого більше і не показували, принаймні в зручний, для сімейних походів, час.
Хотів був написати своє враження, але випадково наткнувся на текст, який приблизно на всі 85% відображає мої враження від того опусу.
******
Д. Галковский
Обитаемый остров: впечатления
http://www.contr-tv.ru/common/2990/


В рамках новогодних мероприятий по сбыче мечт был осуществлён плановый просмотр фильма «Обитаемый остров». Как положено жежисту, делюсь.

1. Общее впечатление – скорее «да», чем «нет». Фильм забавный, один раз его посмотреть можно. Тут проехал инопланетянский автомобиль, здесь взорвалась бомба, там кто-то закрутил в руках разноцветную коробочку. Глазу есть за что уцепиться, и из зала никто не выходит.

Так что бабки собрать - не соберут, но оглушительного провала не будет. А хозяевам того и надобно. Не за свои же снято – надо отбить госденюшки. Типа «социальная реклама».

2. Общая идея. Идея фильма – сделать из политической сатиры Стругацких гламурный блокбастер. Без комментариев.

3. Теперь о социальной рекламе. Жанр научной фантастики чрезвычайно политизирован, можно сказать, что это настоящее минное поле. Поэтому в условиях глобальной политкорректности происходит затухание драйва. Даже на фоне феноменальных возможностей компьютерной графики, казалось бы делающей экранизации футурологических феерий 50-70-х наиболее интересным и прибыльным делом, на Западе предпочитают снимать сказки. А то немногое, что всё-таки снимается в области научной фантастики, носит смешанный характер. Это обёрнутый в фантастичесую обёртку триллер («Чужой»), экшен («Звёздный десант»), детектив («Бегущая по лезвию бритвы»), детский фильм «Звёздные войны»). На худой конец экранизация страшно сужена и дебилизирована («Война миров»). Честно говоря, я так сразу и не вспомню классический фантастический фильм, снятый на уровне. Разве что «Бразилия», но это сколько лет прошло.

Я это всё к тому, что научно-фантастический «Обитаемый остров» обречён на некоторую идеологическую составляющую. Такой жанр. Как бы не пытались авторы перекрасить карася в порося и уйти от социальной остроты, сам жанр будет диктовать необходимость жёсткой идеологической артикуляции. Она и последовала. Правда на много порядков ниже уровня Стругацких, перевёрнутая с ног на голову и низведённая до степени «Маша мыла раму». Но шо есть, то есть. Люди дали на себя информацию. В детективе должны быть «браслеты-пистолеты», в НФ – злоба дня и реализЬм (как это ни парадоксально).

Сначала об идеологической составляющей книги Стругацких. Это КРАЙНЕ злая и КРАЙНЕ точная пародия на поздний СССР. С точки зрения художественной это не лучшее произведение Стругацких (там, например, совсем нет Тайны, то есть «неполной информации» с которой они так любят играть в других вещах), но это выстрел в десятку и выстрел наповал.

Государство «Обитаемого острова» это сравнительно мягкая индустриальная тирания, управляемая не столько при помощи лагерей и массовых расстрелов, сколько при помощи контроля над СМИ. Причём Стругацкие сделали несколько гротескных преувеличений, приближающих накал сарказма к уровню Свифта.

Во-первых, о подлинных властителях крипто... ну в общем, государства населению не сообщается ничего. Это «неизвестные отцы». Это декларируется прямо и подаётся как скромность. Мол, люди самоотверженно работают, не хотят выделяться. В реальных тоталитарнях такое бывает только на вторых-третьих этажах номенклатуры. В Северной Корее есть, например, ранг «скромные ответственные работники». В «Обитаемом острове» Ким Чен Ир и его клика тоже «скромные». При чём здесь Сталин или Молотов? Есть анонимные «члены Политбюро».

Во-вторых, промыв мозгов в Обитаемом острове осуществляется с наждаком и кровью. «Новости» действуют непосредственно на кору головного мозга, не несут реальной информации и у всех людей с аналитическим мышлением вызывают не зевоту или желание отойти от телевизора, а приступ дикой физической боли. Причём, от приёма новостей уйти невозможно до такой степени, что сами неизвестные отцы ползают на карачках от собственной же идеологической продукции. Это сильно. И очень точно отражает быт советской номенклатуры. Советское вызывало у руководителей СССР такую блевонтину, что они покупали своим детям не «Приключения Буратино», а «Пиноккио» - специально изданного карликовым тиражом «для тех, кто понимает».

Есть ещё «в-третьих – в четвёртых», но общий уровень понятен.

Теперь что сделали в фильме. Там о системе идеологического контроля говорится, но вскользь. Центр перемещается на изображение работы тайной полиции и на борьбу оппозиции, причём из-за наличия земного «деус экс махина» эта оппозиция девальвируется. Когда «неизвестный отец» носится с достижением местной фармакологии, позволяющим снизить длительность промывочных болей на пять минут, наличие землянина только помогает высмеять ничтожность проблемы. Проблемы, которую от большого ума глупцы выдумали сами себе. Но наличие землянина на фоне социальной борьбы переворачивает острие сатиры. Теперь ничтожной становится борьба за свободу. Интеллигенты в «Обитаемом острове» изображаются глазами кегебистов. Это озлобленные неудачники и эндокринологические дуры а ля Новодворская.

Ниже обо всём этом я скажу поподробнее. Это имеет свой интерес.

4. Юмор. Юмор у Стругацких есть. Хотя довольно плоский. В фильме юмора нет. Остатки в сценарии ещё присутствуют. Но отыграть оный хотя бы на тройку актёры не в состоянии.

5. Фантазии о себе. Повесть «Обитаемый остров» написана евреями. Но навряд ли творчество Стругацких (как и творчество Лема) можно назвать еврейским. Оно вполне космополитично. Что-то неизбежно прорывается, но это так – заусенцы и заскоки. Однако над фильмом работал большой коллектив, можно сказать, общество в целом. Общество в РФ еврейское и фильм получился еврейским. Это фантазии евреев о себе.

Во-первых, еврей должен быть красивым двухметровым блондином и называться не «Мордехай с Ручкой», а скажем Максим Каммерер-Ростиславский. Или Василий Степанов. – Сделано.

Во-вторых, у еврея должна быть знаменитая «еврейская мама». Существо, которому русский даёт в пятак в 18-летнем возрасте и затем забывает как страшный сон. Потому что для русских «мать – это святое»В звездолёте двухметровый еврей получает ЦУ от «мами» в стиле: «Срулек, выпил ли ты какаву». Выпил. Сделано.

В-третьих, еврей как огня боится общаться с интеллигентными аборигенами. Потому как они над ним будут смеяться. И действительно смеются. Еврей любит общаться «с трудящимися». Пожарниками, милиционерами, слесарями и прочим планктоном. Перед ними он более-менее удачно притворяется своим, имитирует «национальные песни-пляски» и прочую лабуду. «Мы русские», «у нас, у русских, вон как» и прочие народные песни Блантера энд Исаковского. Сделано.

В фильме Мордехай Степанов находит себе гориллообразного друга в майке «по уставу – не по уставу» и ведёт с ним метагалактические разговоры о квазитоплексографической сиргулентности. Под водку и кадрёж с сестрой. В промежутках - татами, гиревый спорт и никаких очков-галстуков.

Ну и так далее.

Если присмотреться (а фильм длинный и я присмотрелся) видно, что спецназовская горилла в майке не просто русская. Это КАЦАП. Продюсер фильма – еврей Роднянский, но это еврей украинский, имеющий дела на киевских верхах. Главреж фильма - Бондарчук-младший, авторы сценарной переработки повести - супруги Дяченки (а также гнусавый Володарский), оператор Осадчий-Корытковский, композитор – Потеенко, среди актёров, кроме означенного Бондарчука, мелькают Куценки, Гармаши и Цурилы.

Это отнюдь не антиутопия, написанная фрондёрствующим интеллигентом против тоталитарного милитаризма СССР. Это фильм, снятый представителем правящего класса РФ, своим строем вполне довольным и критикующим гипотетическую возможность господства пресловутых «скинхедов». Весь фильм Бондарчук смачно показывает тупых псковских десантников, топающих скинхедовскими сапогами, орущих речёвки и... мечтающих возродить распавшуюся империю. А зачем её возрождать? Совершенно незачем. Кому нужно кацапьё на Украине. Вот на эту мысль и втюхали более 20 млн. долларов.

Повесть большая, нерусские думали как её сократить и ужать диалоги до двух серий. Да так ничего и не придумали. Везде нескладушки и обрывы. А придумать имхо было несложно. Во-первых, никакие информационные излучатели не нужны – для ТАКОЙ интерпретации повести это тупиковый ход, отнимающий массу времени. Гнилую интеллигенцию надо оставить, и в таком же пародийном ключе, как она показана в фильме. Но она должны взрывать оборонные заводы, больницы, автобусы. На деньги соседних государств. Неизвестные отцы должны быть сотрудниками земного КГБ, спасающими далёкую планету от интеллигенции. Это Николаи Степановы, Кириллы Сергеевы, мастера спорта по прыжкам с тяжестями и армреслингу. Они владеют иностранными языками, играют на клавикордах, содержат домашних тигриц, носят Костюмы и платиновые перстни. Москва давно превратилась в финансовый центр Галактики, каждый день из Шереметьево стартуют межгалактические дирижабли. Дирижабли провожают Цили Генриховны и Ривки Вольдемаровны. Прибыв на спасаемую планету, новые русские, кроме общего руководства, устанавливают связь с простым народом, показывают интересные приёмы: бросок с поперечным перехватом через бедро, болевой обжим сосков ягодицами, четверной кувырок с множественным дроблением ключиц. Восхищённые аборигены забывают своих интеллигентов, начинается простая мужская дружба. Крепкие, ядрёные ребята с оттопыренными попками и скинхедовскими ботинками понимают, что надо служить в ОМОНе всю жизнь: разгонять интеллигентов, бороться против имперской идеологии и фашизма.

Ну в в созревании этой мысли им помогает просмотр местного синематографа, по которому регулярно показывают украинские блокбастеры, снятые евреями на русские деньги.

Д. Галковский

Відповіді

  • 2009.01.08 | Адвокат ...

    Прошу пана на "Культуру"!

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.01.08 | Мартинюк

      Це пропозиція від якої неможливо відмовитися

      Правда буду радий якби хтось здійсний цю гіперпросторову трансформацію замість мене , бо я тево - трохи втратив відповідні навики.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.01.08 | Адвокат ...

        Радо допоможу Вам, кулєґо!

  • 2009.01.08 | Mykola_2007

    Re: Подивився таки той "Населений острів"(/)

    http://www.kinoekran.net/2189-obitaemyjj-ostrov-film-pervyjj-2008.html

    Можна було гроші не викидати, а у піратів він вже є і давно.

    Сам не дивився і не збираюсь.
  • 2009.01.12 | Мартинюк

    Ще одна рецензія на фільм - "Парень с Рублёвки"(/)

    2009-01-11 Павел Святенков
    Парень с Рублёвки

    Сходил в кино, посмотрел всеми хвалимый «Обитаемый остров». Сразу скажу, фильм мне понравился. Правда, смотрел я его через фильтр – как человек, политически ангажированный. Две трети фильма я просто прикалывался над изображением нашей реальности. Для «простого зрителя» пришедшего в кинозал смотреть фильму, «Обитаемый остров» и впрямь мог показаться скушноват.

    Итак. Краткое содержание.

    Вступление.

    В 2157 году Рублёвка отделилась от Земли. Рублёвцы окончательно победили смерть, изобрели лекарство от всех болезней, стали чемпионами по греко-римской борьбе, стрельбе из бластера и вождению фотонного звездолета на скорость.

    Сцена первая. Дебри Галактики

    В дебрях Галактики шевеля щупальцами летит Папин Мерседес (ТМ), на борту которого находится студент МГИМО (ТМ). Из сопутствующего монолога строгой бабуси узнаём, что наш герой порядочный лоботряс – прогуливает лекции, никак не хочет закончить университет (а ведь четвертый курс, как-никак), кроме того, у него лишь межзвездный поиск на уме (уже неприличный в его возрасте). Эпизод сей всеми ругаем за кражу дедушкиных часов, между тем его соль не в этом – сценаристы пытаются уныло ввести нас в курс дела, медовыми устами бабуси рассказать, как зовут героя, сколько ему лет, каково его социальное положение и прочие социологические подробности. Получается неестественно.

    По окончании монолога бабуси Папин Мерседес (ТМ) подсекает джихад-такси ака Метеорит, Папин Мерседес (ТМ) крутясь и завывая летит к ближайшему столбу, который по недоразумению оказывается планетой.

    Сцена вторая. У «Наших».

    Мерседес хлюпается в каком-то марсианском пейзаже. Наш герой (кстати, его зовут Максим) удивленно вылезает из рубки. После чего Мерседес с натугой взрывается. Видно, что взрываться ему ни в коем случае не хочется, но воля Режиссёра, но любимая работа, но гонорар, наконец. Короче, натужно-пренатужно железяка покидает бренный мир. Героя это нисколько не напрягает. Он не возводит бездонные очи к небу. Не воздевает руки. Не кричит: «Неееееет», а просто идет шляться по незнакомой планете. Он идет по густому-густому инопланетному лесу, где за деревом прячется Рычащая Фигня. Только наш герой успевает сказать ей, что он Мак Сим, как тут же на него наводят какой-то пистолет-пулемет неизвестной системы и отнимают весь папин запас кредитных карточек. Единственное, чем удается воспользоваться – программой-переводчиком, благодаря которой Максим понимает теперь речь аборигенов.

    Его ведут в лагерь местного движения «Наши», где все занимаются тоталитаризмом, иначе говоря, маршируют строем, выкрикивают неестественные речевки и играют в го. Главный «нашист» Че Даев мгновенно понимает, что перед ним важная птица и неизвестно почему отправляет Максима к начальству, вместо того, чтобы застрелить на месте. Конвоировать назначают капрала Гая, с которым в дороге Максим подружился, спасая ему жизнь (того чуть не завалило чем то тяжелым при взрыве башни).

    Сцена третья. У начальства.

    Начальство принимает нашего героя неблагосклонно, погружает его в аквариум и начинает изучать. Правда, вмешивается местная гебня. Добродетельный председатель местного КГБ Странник приказывает доставить Максима к себе. Но его подчиненный полковник дает маху – по пути с ним случается приступ, герой сбегает.

    Сцена четвертая. Гвардия.

    Максим блуждает по городу. Случайно знакомится с официанткой, которая оказывается сестрой Гая Радой, влюбляется. Гай рекомендует его в гвардию (так называется местный аналог движения «Наши»). Как кандидат в гвардию Максим участвует в карательных акциях против несогласных, которые называются «выродки».

    В этой сцене дается первичная информация о мире – описываются выродки, которые не люди, говорится, что страна в кольце врагов. Актуализируется «охранительный дискурс». Дескать, да, «мы убиваем детей, женщин, стариков. Но ведь если мы прекратим это делать, то придут враги, и убьют – детей, женщин, стариков. А этого мы как патриоты никак не можем допустить».

    Заканчивается всё рейдом в бункер Лимонова, где в плен берут Каспарова, Касьянова и Новодворскую. Для того чтобы пройти кандидатский стаж в «Наши», Максим должен своими руками убить Новодворскую и Каспарова (Касьянова отпускают за то, что он боится власти). Но ему становится их жалко и он отпускает пленников. За это его расстреливают (сколько-то пуль в живот), а его друга Гая разжалуют из «нашистов» кажется в «россомоловцы» и ссылают «в действующую армию».

    Сцена пятая. У «несогласных».

    Придя в бункер Лимонова, где как раз разрабатывается план нападения на «приёмную президента», Максим в два счета входит в доверие к нацболам и вместе с ними штурмует «башни». Так в фантастической реальности называются специальные излучатели, приводящие население страны к покорности. Они действуют не на всех, избранные – правители страны и выродки чувствуют адскую боль, когда они работают. Потому власти и пытаются уничтожить всех выродков (кроме находящихся во главе страны). Максим вместе с нацболами взрывает башню.

    Сцена шестая. Лес-у-чорта-на-куличиках.

    Максима опять берут в плен. За него «в верхах» борются две партии – добродетельный председатель местного КГБ Странник и педоватый прокурор из выродков Умник Бондарчук. Но из кампфа получается только пшик – всемогущие тоталитарии (что тот, что другой входят в ближайшее окружение Папы – моложавого черномырдинообразного Путина) никак не могут изловить непобедимого мажора.

    На этом отрезке фильма я стал терять интерес. Герои долго ходят по лесу и мочат Боевых Человекообразных Роботов (ТМ), потом выясняют, что местные дикие животные кажется, не вполне дикие, и не вполне животные. Короче, скукота.

    Сцена седьмая. Розовый танк.

    Охотясь на Роботов, герои случайно подстрелили дикий, но симпатичный Розовый Танк, на котором Максим отправляется на другой конец страны, чтобы выяснить, где Вся-Правда. Дело в том, что несогласные-выродки скрывают всю правду от народа, в случае прихода к власти они намерены использовать против него всё те же башни (то есть ОРТ и НТВ на наши деньги). Короче, наш герой на Розовом Танке прёт прям через минное поле, по дороге освобождает из «Россмола» своего друга Гая и на этом конец первой серии.

    Резюме.

    Всё как в жизни. Рублевка, гламур, розовые танки и движение «Наши». Мораль: 1) Простой парень с Рублевки всегда поймет простого парня с «райёна», потому что жизнь трудна, 2) Что-то здесь нечисто, с властями и оппозицией, дурят они мозги рабочему человеку. Дурят путём разных башен, 3) В политике принимать участие не надо, надо «думать самому», 4) Если что, КГБ всегда поможет.

    Пожалуй, фильм является тотальным торжеством Сергея Лукьяненко. Именно его героям свойственно, набрав полный таз манны, магии и здоровья, вдохновенно одеть его на голову (это вместо того, чтобы «изменить мир» или «отдать власть во Вселенной Мировому Злу»). Герой не делает выбора, противопоставляет себя обеим действующим силам, причем неясно зачем.

    Степанов играет не столько плохо, сколько странно – полфильма с его лица не сходит дебиловатая улыбка. На второй половине догадываешься, что так он изображал удивление. Концовка оборвана, политическая сатира, начатая в первой части, во второй почти сходит на нет, заменяется приключениями, а приключения то скучноваты и слабо мотивированны. Короче говоря, если прийти в зал и просто смотреть кино, то будет непонятно, о чем речь. Про кого, для чего и зачем снят фильм. После сеанса слышал, как парень, выходя, сказал девушке: «Не понял, о чём этот фильм?».

    И впрямь – серьезного врага у главного героя нету (ну не считать же таковым Бондарчука), серьезной цели перед ним также не стоит. Он просто тусуется, как турист в Северной Корее. Понятно, что его не убьют, доставят в гостиницу в случае чего в целости и сохранности. И это полностью обнуляет весь «антитоталитарный» пафос фильма. Рассказ о том, как божество с Рублевки попало в наш мир и подружилось с местными жителями можно кратко резюмировать цитатой из Чуковского: « В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие, злые крокодилы. Будут вас кусать, бить и обижать. Не ходите дети, в Африку гулять!».
    Комментарии (182)
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.01.22 | Кольт

      Новый шаг в русском кинематографе!

      Если раньше деньги пилили с проката... то теперь русские нашли новую фишку - деньги пилят прямо из бюджета картины, а на сдачу от распила снимают кино. Это новый шаг в развитии мирового киниматографа! Ибо тут можно получить двойную прыбыль - и с проката и с бюджета!
      Глупый Голливуд! :)
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.02.15 | Сергій Кабуд

        принципово не торкаюся жодноі дряні зробленоі в совку

  • 2009.02.15 | Сергій Кабуд

    Галковський автор гидкої статі проти української мови і просто п

    поц

    стругацкі- романтіки шаражок, де онуки і діти палачів і стукачів творили смеретоносну зброю для советской нєлюді

    немможна копирсатися в цій гидоті і не забруднитися

    чи не тому що наші люди ПОВНІСТТЮ забули що таке національна гідність

    в Україні зарить кремлівська кугутня?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".