Тарас против Бульбы: пьяные казаки и шансон на бандуре (/)
07/10/2009 | observеr
Тарас против Бульбы: пьяные казаки и шансон на бандуре
Алекс Панченко, «Сегодня» 10-07-2009
«Сегодня» посмотрела украинскую версию «Тараса Бульбы» и ужаснулась.
Шумиха вокруг украинского фильма «Дума про Тараса Бульбу» поднялась еще задолго до того, как была завершена сама картина. Ни для кого не было секретом, что снималась она исключительно «в пику» российскому «Тарасу Бульбе» режиссера Владимира Бортко. Сверху «спустили» негласный указ: «Во чтобы то ни стало догнать и перегнать русских». И пошло-поехало: сверхбыстрые съемки за 64 дня с бюджетом в $700 000 против $25 млн. бортковских. В итоге «Думу про Тараса» (картину снимали сразу два режиссера - Петр Пинчук и Евгений Березняк. Последний выступил и в роли генерального продюсера и сценариста картины) на широких экранах так и не показали, раз-другой втихую прокрутили по телевизору, а потом сразу выпустили на DVD и слили в интернет. «Сегодня» решила посмотреть фильм и выяснить, что же все-таки наснимали наши кинотворцы.
Скажем сразу: Гоголя в «Думе» осталось немного. В основном главные герои - Тарас Бульба (Михаил Голубович), его сыновья Остап и Андрий, несколько фраз («А поворотись-ка ты, сынку», «Я тебя породил, я тебя и убью»), польская панночка да ляхи проклятущие. Все. Остальное - чистой воды отсебятина. Недаром снимали «по мотивам», а не по книге.
От фильма, снятого за время, которого приличным режиссерам хватает только на то, чтобы довести до ума пару сцен, многого не ждешь. Но то, что нам предлагают Пинчук и Березняк, кроме как «тихий ужас», иначе и не назовешь.
Помнится, Владимира Бортко и польского режиссера Ежи Гофмана с его «Огнем и мечом» часто обвиняли в том, что казаки у них ненастоящие: и одеты не так, и говорят не то, и воюют не эдак... Видели бы эти кинокритики, во что превратили казаков свои же, украинские режиссеры! В их трактовке казаки - это пьяное быдло, которое литрами жрет горилку (причем повальная пьянка начинается с первых же кадров фильма и продолжается без передышки), бегает за свиньями («Оце, як я помру, то усі свині на гетьманщині за мною верещатимуть»), ржет, словно стадо кобыл, и неумело гоцает гопак. Всю эту казацкую романтику постоянно перемежают задушевными песнями кобзарей, манера исполнения которых больше смахивает на шансон - так и ждешь, что бандурист сейчас врежет «Владимирский централ».
Об украинских «дівчатах» с поддельными косами, казаках с лицами усатых имбецилов и отсутствие хотя бы одной грамотно выстроенной батальной битвы (нелепое и картинное «тыканье» саблями в разные стороны перед камерами не в счет) даже и вспоминать не хочется! Кстати, в поход на ляхов бравые казачки пойдут только на 45-й минуте фильма - и это притом, что сама «Дума» длится несчастных 63. Гоголь не раз бы перевернулся в гробу, узрев, во что превратили его детище. Да о чем говорить, если в конце фильма, когда поляки сжигают плененного Бульбу, вместо сочувствия хочется лишь деловито подкинуть дровишек в костер...
Когда мы шли покупать диск с «Думой про Тараса Бульбу», то даже и не предполагали, что это будет настолько хлопотным делом. «Да, я видел диск на складе, но специально не брал его - подумал, кто будет такую муть смотреть?» - поведал нам продавец в магазине по продаже DVD. «Зачем вам этот клон? Лучше возьмите фильм Бортко», - посоветовали нам в другом магазине. На уточняющий вопрос, что подразумевается под «клоном», словоохотливый продавец прочел нам целую лекцию: «Представьте, что в Голливуде выходит 200-миллионный блокбастер «Троя». Сразу начинают суетиться мелкие кинофирмочки и выдавать под фильм шедевры по типу «Троянский конь», «Елена Троянская» или «Бой у Трои». Они, как те паразиты, - кормятся на теле киноколоссов. Авось зритель не разберется и купит такой фильм. У нас из-за этого был даже скандал: купили «Думу», а хотели «Бульбу». Требовали вернуть деньги за диск».
Когда же мы все-таки приобрели вожделенный продукт, то аннотация на его обложке ввергла нас в легкий ступор: «Перше (!) втілення на екрані знакового твору Гоголя». Надо сказать - смелое заявление, учитывая, что настоящая первая экранизация вышла еще в далеком 1909 году, а после нее было снято еще минимум шесть (самая известная из которых - голливудская версия 1962 года с Юлом Бриннером в главной роли).
Не могли мы не пообщаться и с одним из режиссеров «Думы» Петром Пинчуком. На вопрос: «Довольны ли вы тем, что у вас получилось?», услышали: «Считаю, что снял хорошее кино. Исходя из возможностей и бюджета». А вот бортковского «Бульбу» Петр Федорович разнес в пух и прах: «Банальная кремлевская агитка - Гоголя в фильме нет вообще. Единственный момент, который удался режиссеру, - это сцена пытки Остапа. В ней есть что-то по-настоящему искреннее, украинское. А насчет Ступки... при всем моем уважении к этому замечательному актеру - это не его роль. Мой Бульба-Голубович значительно сильнее получился. Он настоящий казак, а не просто рубака».
http://www.telekritika.ua/daidzhest/2009-07-10/46749
хотіли як краще, а вийшло...
Алекс Панченко, «Сегодня» 10-07-2009
«Сегодня» посмотрела украинскую версию «Тараса Бульбы» и ужаснулась.
Шумиха вокруг украинского фильма «Дума про Тараса Бульбу» поднялась еще задолго до того, как была завершена сама картина. Ни для кого не было секретом, что снималась она исключительно «в пику» российскому «Тарасу Бульбе» режиссера Владимира Бортко. Сверху «спустили» негласный указ: «Во чтобы то ни стало догнать и перегнать русских». И пошло-поехало: сверхбыстрые съемки за 64 дня с бюджетом в $700 000 против $25 млн. бортковских. В итоге «Думу про Тараса» (картину снимали сразу два режиссера - Петр Пинчук и Евгений Березняк. Последний выступил и в роли генерального продюсера и сценариста картины) на широких экранах так и не показали, раз-другой втихую прокрутили по телевизору, а потом сразу выпустили на DVD и слили в интернет. «Сегодня» решила посмотреть фильм и выяснить, что же все-таки наснимали наши кинотворцы.
Скажем сразу: Гоголя в «Думе» осталось немного. В основном главные герои - Тарас Бульба (Михаил Голубович), его сыновья Остап и Андрий, несколько фраз («А поворотись-ка ты, сынку», «Я тебя породил, я тебя и убью»), польская панночка да ляхи проклятущие. Все. Остальное - чистой воды отсебятина. Недаром снимали «по мотивам», а не по книге.
От фильма, снятого за время, которого приличным режиссерам хватает только на то, чтобы довести до ума пару сцен, многого не ждешь. Но то, что нам предлагают Пинчук и Березняк, кроме как «тихий ужас», иначе и не назовешь.
Помнится, Владимира Бортко и польского режиссера Ежи Гофмана с его «Огнем и мечом» часто обвиняли в том, что казаки у них ненастоящие: и одеты не так, и говорят не то, и воюют не эдак... Видели бы эти кинокритики, во что превратили казаков свои же, украинские режиссеры! В их трактовке казаки - это пьяное быдло, которое литрами жрет горилку (причем повальная пьянка начинается с первых же кадров фильма и продолжается без передышки), бегает за свиньями («Оце, як я помру, то усі свині на гетьманщині за мною верещатимуть»), ржет, словно стадо кобыл, и неумело гоцает гопак. Всю эту казацкую романтику постоянно перемежают задушевными песнями кобзарей, манера исполнения которых больше смахивает на шансон - так и ждешь, что бандурист сейчас врежет «Владимирский централ».
Об украинских «дівчатах» с поддельными косами, казаках с лицами усатых имбецилов и отсутствие хотя бы одной грамотно выстроенной батальной битвы (нелепое и картинное «тыканье» саблями в разные стороны перед камерами не в счет) даже и вспоминать не хочется! Кстати, в поход на ляхов бравые казачки пойдут только на 45-й минуте фильма - и это притом, что сама «Дума» длится несчастных 63. Гоголь не раз бы перевернулся в гробу, узрев, во что превратили его детище. Да о чем говорить, если в конце фильма, когда поляки сжигают плененного Бульбу, вместо сочувствия хочется лишь деловито подкинуть дровишек в костер...
Когда мы шли покупать диск с «Думой про Тараса Бульбу», то даже и не предполагали, что это будет настолько хлопотным делом. «Да, я видел диск на складе, но специально не брал его - подумал, кто будет такую муть смотреть?» - поведал нам продавец в магазине по продаже DVD. «Зачем вам этот клон? Лучше возьмите фильм Бортко», - посоветовали нам в другом магазине. На уточняющий вопрос, что подразумевается под «клоном», словоохотливый продавец прочел нам целую лекцию: «Представьте, что в Голливуде выходит 200-миллионный блокбастер «Троя». Сразу начинают суетиться мелкие кинофирмочки и выдавать под фильм шедевры по типу «Троянский конь», «Елена Троянская» или «Бой у Трои». Они, как те паразиты, - кормятся на теле киноколоссов. Авось зритель не разберется и купит такой фильм. У нас из-за этого был даже скандал: купили «Думу», а хотели «Бульбу». Требовали вернуть деньги за диск».
Когда же мы все-таки приобрели вожделенный продукт, то аннотация на его обложке ввергла нас в легкий ступор: «Перше (!) втілення на екрані знакового твору Гоголя». Надо сказать - смелое заявление, учитывая, что настоящая первая экранизация вышла еще в далеком 1909 году, а после нее было снято еще минимум шесть (самая известная из которых - голливудская версия 1962 года с Юлом Бриннером в главной роли).
Не могли мы не пообщаться и с одним из режиссеров «Думы» Петром Пинчуком. На вопрос: «Довольны ли вы тем, что у вас получилось?», услышали: «Считаю, что снял хорошее кино. Исходя из возможностей и бюджета». А вот бортковского «Бульбу» Петр Федорович разнес в пух и прах: «Банальная кремлевская агитка - Гоголя в фильме нет вообще. Единственный момент, который удался режиссеру, - это сцена пытки Остапа. В ней есть что-то по-настоящему искреннее, украинское. А насчет Ступки... при всем моем уважении к этому замечательному актеру - это не его роль. Мой Бульба-Голубович значительно сильнее получился. Он настоящий казак, а не просто рубака».
http://www.telekritika.ua/daidzhest/2009-07-10/46749
хотіли як краще, а вийшло...
Відповіді
2009.07.11 | Tatarchuk
Re: Тарас против Бульбы: пьяные казаки и шансон на бандуре (/)
«Сегодня» пише:> На уточняющий вопрос, что подразумевается под «клоном», словоохотливый продавец прочел нам целую лекцию: «Представьте, что в Голливуде выходит 200-миллионный блокбастер «Троя». Сразу начинают суетиться мелкие кинофирмочки и выдавать под фильм шедевры по типу «Троянский конь», «Елена Троянская» или «Бой у Трои». Они, как те паразиты, - кормятся на теле киноколоссов. Авось зритель не разберется и купит такой фильм. У нас из-за этого был даже скандал: купили «Думу», а хотели «Бульбу». Требовали вернуть деньги за диск».
Ну це вже ваабще, кіноколос від Бортко. Наскільки я зрозумів з рецензії, вийшло те саме, тільки ціною в 700 тис замість 25 лимонів.
Що стосується кого чим клоном вважати - сумнівний принцип, цілком на совісті оцінщика. Між іншім пірати як правило розміщують кілька-кільканадцять таких "клонів" на диску, за що я їм дуже вдячний: буває купуєш сразу всю фільмотеку з теми.