Украинский писатель Сергей Жадан - фаворит немецких критиков ()
01/14/2010 | абвг
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5123132,00.html
Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Книга молодого прозаика Сергея Жадана "Гимн демократической молодежи" заняла в январе первое место в списке бестселлеров, который составляется на основе рекомендаций ведущих немецких литературных критиков.
Каждый месяц одна из крупнейших немецких телерадиокомпаний SWR составляет список бестселлеров, опрашивая три десятка ведущих литературных критиков Германии. Они называют по четыре книги, которые больше всего рекомендуют прочитать. Из этих рекомендаций и складывается национальный рейтинг. В январе первое место в нем заняла книга рассказов украинского прозаика, поэта и эссеиста Сергея Жадана "Гимн демократической молодежи", которая вышла по-немецки в издательстве Suhrkamp.
Сергей Жадан родился в Старобельске Луганской области, окончил Харьковский университет, живет и работает в Харькове. Кроме стихов и прозы, много занимается переводами, в частности, с немецкого языка. На немецком, а также английском, польском, сербском, русском и многих других языках выходят его собственные книги.
Русский перевод романа Сергея Жадана "Anarchy in the UKR" был в 2008 году номинирован на российскую литературную премию "Национальный бестселлер". Затем по-русски вышел сборник его рассказов "Красный Элвис (социалистические веяния среди домохозяек". Он и стал основой немецкого издания. "Гимн демократической молодежи" - одна из трех книг прозы, составивших сборник "Красный Элвис".
Рассказами в классическом смысле его истории трудно назвать. Как выразился один из российских рецензентов, речь идет не о рассказах, а об эссе, "богатая на вкус и аромат субстанция которых разлита в ячейки сюжета". Что, кроме всего прочего, не дает этой субстанции расползаться бесформенной массой. Темперамент, смелость, я бы даже сказал, лихость автора и его щедрость поразительны. В героях Жадана есть что-то от шукшинских "чудиков", но эпоха другая: она жестче, свободней, предприимчивей, пестрее, гротескней шукшинской. Таковы и герои.
Один из немецких критиков, восторженно отзываясь о "Гимне демократической молодежи", написал, что если бы Шехерезада жила не на Востоке в стародавние времена, а в сегодняшней Европе, то этой Шехерезадой был бы Сергей Жадан. Отстраняясь от некоторой цветистости этого комплимента, нужно признать, что в прозе Жадана и в самом деле невероятное количество фабул, анекдотов, историй.
Deutsche Welle: Сергей, вопрос несколько наивный, но в Вашем случае абсолютно правомочный: вы ваши истории берете из жизни или сочиняете? Каков процент художественного вымысла?
Сергей Жадан: Процент вымысла очень небольшой. Вот концентрация этих историй - действительно намного плотнее, а их абсурдность, их гротескность - больше, чем бывает в реальности. Я бы сказал так: даже если истории в таком именно виде не происходили в действительности, они могли бы произойти. Для меня вообще было важно и сейчас остается важным рассказывать как можно больше историй о простых, живых, реальных людях, которых я вижу вокруг себя.
- Я бы не сказал, что эти люди - совсем уж "простые". В основном, это люди неприкаянные, потерянные, аутсайдеры...
- Я ставлю "простые", скорее, в кавычки, отсылая к истории реалистической литературы 19 века. То есть речь идет о тех самых "униженных и оскорбленных", но в ином ракурсе. Мне хотелось показать их неоднозначность, возможно, то, что вы назвали неприкаянностью. Другие люди в другом времени.
Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Книга молодого прозаика Сергея Жадана "Гимн демократической молодежи" заняла в январе первое место в списке бестселлеров, который составляется на основе рекомендаций ведущих немецких литературных критиков.
Каждый месяц одна из крупнейших немецких телерадиокомпаний SWR составляет список бестселлеров, опрашивая три десятка ведущих литературных критиков Германии. Они называют по четыре книги, которые больше всего рекомендуют прочитать. Из этих рекомендаций и складывается национальный рейтинг. В январе первое место в нем заняла книга рассказов украинского прозаика, поэта и эссеиста Сергея Жадана "Гимн демократической молодежи", которая вышла по-немецки в издательстве Suhrkamp.
Сергей Жадан родился в Старобельске Луганской области, окончил Харьковский университет, живет и работает в Харькове. Кроме стихов и прозы, много занимается переводами, в частности, с немецкого языка. На немецком, а также английском, польском, сербском, русском и многих других языках выходят его собственные книги.
Русский перевод романа Сергея Жадана "Anarchy in the UKR" был в 2008 году номинирован на российскую литературную премию "Национальный бестселлер". Затем по-русски вышел сборник его рассказов "Красный Элвис (социалистические веяния среди домохозяек". Он и стал основой немецкого издания. "Гимн демократической молодежи" - одна из трех книг прозы, составивших сборник "Красный Элвис".
Рассказами в классическом смысле его истории трудно назвать. Как выразился один из российских рецензентов, речь идет не о рассказах, а об эссе, "богатая на вкус и аромат субстанция которых разлита в ячейки сюжета". Что, кроме всего прочего, не дает этой субстанции расползаться бесформенной массой. Темперамент, смелость, я бы даже сказал, лихость автора и его щедрость поразительны. В героях Жадана есть что-то от шукшинских "чудиков", но эпоха другая: она жестче, свободней, предприимчивей, пестрее, гротескней шукшинской. Таковы и герои.
Один из немецких критиков, восторженно отзываясь о "Гимне демократической молодежи", написал, что если бы Шехерезада жила не на Востоке в стародавние времена, а в сегодняшней Европе, то этой Шехерезадой был бы Сергей Жадан. Отстраняясь от некоторой цветистости этого комплимента, нужно признать, что в прозе Жадана и в самом деле невероятное количество фабул, анекдотов, историй.
Deutsche Welle: Сергей, вопрос несколько наивный, но в Вашем случае абсолютно правомочный: вы ваши истории берете из жизни или сочиняете? Каков процент художественного вымысла?
Сергей Жадан: Процент вымысла очень небольшой. Вот концентрация этих историй - действительно намного плотнее, а их абсурдность, их гротескность - больше, чем бывает в реальности. Я бы сказал так: даже если истории в таком именно виде не происходили в действительности, они могли бы произойти. Для меня вообще было важно и сейчас остается важным рассказывать как можно больше историй о простых, живых, реальных людях, которых я вижу вокруг себя.
- Я бы не сказал, что эти люди - совсем уж "простые". В основном, это люди неприкаянные, потерянные, аутсайдеры...
- Я ставлю "простые", скорее, в кавычки, отсылая к истории реалистической литературы 19 века. То есть речь идет о тех самых "униженных и оскорбленных", но в ином ракурсе. Мне хотелось показать их неоднозначность, возможно, то, что вы назвали неприкаянностью. Другие люди в другом времени.