МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Китайцы в Японии(\)

01/14/2012 | stryjko_bojko
Китайцы в Японии

КИТАЙЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ: ПРОБЛЕМА НЕЛЕГАЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ
Япония – одна из мононациональных стран. Почти 99% ее населения составляют японцы. Вероятно, это одно из последствий самоизоляции страны, объявленной еще в начале XVII в., а также жесточайшей иммиграционной политики нынешних властей. Пока что связать с Японией свою жизнь – хотя бы небольшой ее отрезок – для человека, не родившегося на одном из ее островов, настоящий подвиг. А процесс поиска жилья и ассимиляции требует знания такого количества нюансов и таких материальных и душевных затрат, что укорениться в стране восходящего солнца могут только самые фанатичные поклонники японского образа жизни. Длительное пребывание в Японии любой гость страны должен оправдать необходимостью отработать по контракту в одной из местных фирм, женитьбой или местным студенческим билетом. Всем, кто остается на территории Японии на срок более 90 дней, необходимо зарегистрироваться у городских или районных властей, сдать отпечатки пальцев и получить соответствующий документ, который заменяет иностранцу паспорт. Безусловно, этот так называемый «гэйдзин тороку» понадобится, если иностранцу придется снимать квартиру, устанавливать телефон, общаться с местными властями и вступать в отношения с компаниями, оказывающими коммунальные услуги. Если же этого документа не окажется при встрече с полицейским, гость страны карается штрафом до 1800 долл.
Тем не менее количество иностранцев разными путями проникающими в Японию все увеличивается. Одно из ведущих мест в этом принадлежит китайцам, которых легально проживает здесь 234.264 чел. По численности китайская диаспора в Японии уступает лишь корейской. Этническая, культурная и языковая близость стимулирует относительно большое количество японо-китайских браков (6547 в 1996 г.), что составляет 18% от общего количества браков жителей Японии с иностранцами. Другой путь легального проникновения китайцев в Японию – учеба. С одной стороны сам Пекин с 1979 г. стал одобрять поездки молодежи на учебу за рубеж, с другой, – правительство Накасонэ Ясухиро (1982-1987 гг.) объявило программу значительного увеличения приема иностранных студентов (их количество превысило 100 тыс. чел.), за что впоследствии его неоднократно критиковали и даже называли «предателем японского народа». Среди китайцев, которые всерьез изучал японский язык, естественные или гуманитарные науки оказалось немало тех, для кого учеба была лишь предлогом для проникновения в Японию. Многие из них остались и растворились в стране после истечения срока визы, доставив тем самым немало беспокойства властям. Давно прошли те времена, когда сотни китайцев нелегально приезжали в Японию на небольших рыбацких суденышках и довольно быстро выдворялись из страны. Хотя такие случаев немало и сейчас. В 1996 японская полиция задержала 270 иностранцев (18 случаев нелегального проникновения в Японию на рыбацких лодках). Из них 179 китайцев, прибывших на 14 лодках. В 1997 г. это число увеличилось почти вдвое. К концу июля было арестовано 610 человек ( 35 инцидентов) из них 506 китайцев в 30 инцидентах. Большинство их доставлялись в Японию международными бандами контрабандлистов.
В японской печати в конце 90-х годов приведены даже цены на нелегальную доставку из Китая в Японию «живого груза», которые доходят до 2 млн. иен. С человека. Приобретение японских документов, идентифицирующих личность стоит около 800 тыс. иен. Однако китайцам нелегально проникнувшим в Японию адаптироваться здесь почти невозможно, если только они не получат помощь от земляков.
Бывшие же студенты, легально прожив в Японии несколько лет прекрасно адаптировались к местным условиям, изучили язык и, не вернувшись на родину, образовали здесь устойчивые криминальные группы, занимающиеся различными видами нелегального бизнеса, совершающие многочисленные преступления.
Еще один путь проникновения в Японию с криминальными целями – это обычный туризм. Краткосрочно приезжая в Японию в качестве туриста, многие китайцы фактически занимаются здесь преступной деятельностью. Основной «поставщик» таких банд – это Гонконг. Снова и снова эти люди приезжают в Японию как туристы, грабят оптовые склады, которые продают драгоценности, меха, и другие предметы роскоши, а затем возвращаются в Гонконг. Их земляки в Японии помогают им в снятии жилья, обеспечивают пути отхода, транспортируют украденные товары.
Японское полицейское управление считает, что число китайцев, нелегально проживающих в Японии ныне превышает 80 тыс. чел. (Неофициальные источники приводят другие цифры – 250 и даже 300 тыс. человек). По данным Белой книги японской полиции в 1996 г. здесь было арестовано 17213 иностранцев, совершивших уголовные преступления (рост в сравнении с 1995 г. – 29%). Более 40% из этих преступлений совершено китайцами. Заметим, что многие преступления китайцев против китайцев не были зарегистрированы, поскольку пострадавшие не обращались в полицию.
В отличие от японских банд Якудза, группы, составляющие китайскую мафию в Японии небольшие, от 5 до 12 человек. (В 1999 г. в префектуре Гунма была арестована самая крупная иностранная банда, состоящая из 25 вьетнамцев. Украв несколько сотен дорогих мотоциклов, они успешно продали их за границу). Они хорошо организованны, связаны строгой иерархией и жесткой дисциплиной. В китайской среде Японии, дюди, принадлежащие к этим группам, называются «heidao» или «люди черного пути». Основные виды преступлений, которые совершают китайцы в Японии следующие: воровство и перепродажа краденого, вымогательства, грабежи, убийства, контрабанда, мошенничество и т.д. Одно время, «люди черного пути» в Японии получали большие доходы в центрах игровых автоматов «pachinko», используя поддельные магнитные карты или даже переключая чипы памяти, которые определяют, сколько шаров выходит из игрового автомата. Теперь, когда центры «pachinko» нашли способы предотвращения этих уловок, китайцы пошли в другие сферы.
Китайские банды в Японии пока еще редко нападают на легальный (особенно японский) бизнес, предпочитая грабить склады ворованных же товаров и преследуя нелегально проживающих в Японии иностранцев. Проблема гангстеров, охотящихся на лиц, не имеющих права гражданства или нелегально проживающих в Японии была освещена японскими средствами массовой информации, как новый и быстро распространяющийся вид преступлений китайцев в Японии. Он даже получил свое название – «hei chi hei», что переводится как «черный ест черного», когда – «люди черного пути – «heidao» «пожирают» незаконных резидентов – «heihukou». Даже если у них отнимали большой суммы денег, эти «нелегалы» боялись уведомлять полицию, чтобы не быть высланными из страны. Поэтому они не имеют никакого другого выбора, кроме как переносить свои утраты молча. Пользуясь этим, «люди черного пути» не стесняются отнимать у своих несчастных соотечественников их деньги и имущество.
В действительности, явление «hei chi hei» не ново. Оно появилось в среде китайцев в начале 1990-х годов, когда количество нелегальных иммигрантов в Японии стало заметно возрастать. В то время, однако, их преступная деятельность осуществлялось не так нагло как сейчас.
Со временем в Японии появились и специфические «китайские» виды преступлений, например, подделка и продажа телефонных и иных магнитных карточек. Китайцы наладили три основных канала сбыта краденых в Японии товаров: отправка товаров багажом в Китай и продажа их в китайских магазинах; продажа товаров в японские магазины или оптовые склады, торгующие со значительными (до 50%) скидками; продажа товаров в среде самих китайцев, в том числе легально проживающих в Японии, особенно многочисленным служащим китайских ресторанов, баров и т.д. Особенно активно эта деятельность ведется в токийских районах Синдзюку и Икебукуро, Уэно в Чайна-тауне Йокогамы и др.
Столкнувшись с совершенно новой ситуацией, которая становится все более угрожающей, японское полицейское ведомство, не имевшее прежде никакого опыта работы с иммигрантами, основало специальный совет. Он призван выработать выработать комплекс мер для противостояния преступности иммигрантов в Японии. Преступления иммигрантов, прежде всего китайцев, существенно отличаются от «обычных» преступлений, совершаемых японцами. Методы, которые полиция традиционно использовала для их раскрытия оказываются малоэффективными в борьбе с преступлениями иммигрантов. Причина не только в новых для Японии видах преступлений, но и в том, что преступники не японцы не отвечают на допросах в манере, к которой Японская полиция привыкла. Например, они могут упорно отрицать свою причастность даже, когда были пойманы на месте преступления.
Методы преступной деятельности китайцев также отличаются от методов их японских «коллег». Профессиональные японские воры, например, зачастую очень тщательно готовят преступление, используют сложные методы, все технические достижения, личное мастерство. Иностранные банды здесь предпочитают менее тонкие методы. Как правило они войдут в магазин или склад просто проломив стену, моментально очистят его и также быстро скроются на автомобилях. Эти банды никогда не останавливаются и перед убийством. Часто их жертвы – служащие магазинов и складов связываются по рукам и ногам, после чего убиваются выстрелом в голову.
Удивительно, что нелегальные китайские иммигранты пытаются даже издавать в Японии свои периодические издания. Известны случаи, когда китайцы обращались к японским журналистам с предложением за высокую плату редактировать такие издания. Издаваемая на китайском языке в Японии газета «Liuxuesheng Xinwen» помещает материалы в помощь китайцам, желающим осесть и адаптироваться в Японии. Причем можно лишь удивляться количеству уловок, с помощью которых предагается обходить японские законы и правила.
Япония привлекает внимание преступных элементов из разных стран. Высокий уровень жизни, сохраняющаяся удивительная доверчивость населения, свободный доступ во многие учреждения в любое время дня и ночи, отсутствие в них охраны, огромное количество транспортных средств, хранящихся на улице создают благоприятную почву для криминалитета. Активизировалась в Японии преступность, приникающая из Южной Кореи, Ирана и даже стран Африки (Нигерия). Укрепляет свои позиции и российская преступность (по оценкам Токийского полицейского управления в 1998-1999 гг. в Японии было совершено около 200 преступлений, следы которых тянутся с российского Дальнего Востока. Около 2000 российских преступников «специализируются» на Японии. Часто они объединяются с японскими бандами, когда речь идет о краже автомобилей, контрабаде оружия и наркотиков. Полицейские в портах Отару, Ниигата, Мацуэ спешно изучают русский язык).Однако наибольшую угрозу для Японии представляет все-таки криминальная деятельность выходцев из Гонконга, Тайваня и собственно Китая.
Нелегальная иммиграция и преступность китайцев в Японии всерьез обеспокоила японские власти лишь в конце 80-х годов, а к концу 90-х превратилась в настоящую проблему, немедленное решение которой оказалось невозможным.

С.И.Кузнецов
(Иркутский государственный университет)
http://www.china-voyage.com/2010/11/kitajcy-v-yaponii/


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".