МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Зачет по "научному национализму"

02/11/2003 | Жрец Велеса
Украине его пока не сдать

Беседа корреспондента с Р.В. Манекиным.


В России распространено мнение, что система исторического образования на Украине целиком находится под контролем националистов, которые разжигают антирусские настроения среди украинской молодежи. Оправданны ли эти опасения?
– Это не совсем верно. Дело в том, что судьбы народов наших стран исторически настолько взаимосвязаны, что в свое время для украинской элиты единственным способом обосновать свои претензии на власть была демонизация России, "русской экспансии" и т.д. При этом надо учитывать, что национализм никогда не был идеологией украинской бюрократии – у нее вообще нет никакой идеологии. За пределами Западной Украины национализм популярен лишь среди ничтожно малой части украинской интеллигенции. Но она совершенно невлиятельна и очень бедна.

– Тем не менее, на Украине из года в год издаются учебники, в которых рассказывается о борьбе украинского народа против "москальского ига".
– Такого рода учебники свидетельствуют только о том, что общий уровень исторической науки на Украине чудовищно снизился. В условиях, когда прежняя централизованная система присвоения ученых степеней и званий приказала долго жить, а никакой новой по существу не возникло, количество академиков, докторов и кандидатов наук множится день ото дня. Я всегда привожу в качестве примера Макеевский университет (названный так в честь города Макеевки на востоке страны), возникший на базе местного ПТУ. Можете себе представить, какой там может быть уровень преподавания.

Национализм привлекает ученых-недоучек, прежде всего тем, что дает им готовую схему и полный простор для фантазии. Националисту не надо думать – ему нужно просто подгонять факты под уже готовые выводы. Если в области технических наук чаще всего преобладает просто банальное воровство (дешевле пиратским способом издавать чужую книгу на Украине, чем написать самому что-нибудь стоящее), и это отчасти решает проблему качественной учебной технической литературы в школах, то гуманитарные дисциплины страдают от засилья многочисленных националистов-лжеученых. Некоторые из них были в прошлом преподавателями истории КПСС, а теперь превращают национализм в новое, единственно верное учение.

– На Украине в последнее время появилось много учебников, написанных украинскими историками – выходцами из Канады и США. Как вы относитесь к их работам, в частности к широко известной книге Ореста Субтельного "История Украины"?
– Действительно, на фоне псевдоисторической литературы, заполонившей киевские книжные прилавки, книги многих авторов украинской эмиграции (не скажу, что всех) выгодно выделяются. Однако следует учитывать, что такое украинская эмиграция, например, в Канаде. Тон там задают эмигранты второй волны. Их нетерпимость и национализм переносятся и в учебники.

В книге Субтельного есть полный набор таких националистических мифов. После ХVII века вся история страны – сплошная иллюстрация к борьбе украинцев за национальное освобождение. А историк – это прокурор, который делит исторических персонажей на соответствующих верной национальной идее и не соответствующих.

Почему стычки казачьих банд в Поднепровье имеют для истории Украины большее значение, чем, скажем, творчество киевского писателя Михаила Булгакова? По каким критериям Субтельный определяет, что русский историк Костомаров является частью украинской культуры, а украинец Гоголь не является?

Тяга чиновников от образования к произведению Субтельного, конечно, понятна. Поиск научного "сюзерена", который на доходчивых примерах объяснил бы, что к чему, – это характерная черта всей украинской политической жизни последних лет.
Только украинская эмиграция с ее националистическими комплексами – не лучший источник для поиска национальной идеи.

– В течение длительного периода историки были заметными фигурами в высших эшелонах власти Украины. Я имею в виду доктора исторических наук Дмитрия Табачника, с 1994 по 1996 год являвшегося главой администрации президента, вице-премьеров и академиков Ивана Кураса и Владимира Смолия. Помогло ли политическое влияние продвижению исторического образования?
– Деятельность этих людей, к моему глубокому сожалению, является иллюстрацией известной математической аксиомы: "От перемены мест слагаемых сумма не меняется". Попытка добровольно-принудительным порядком ввести вместо коммунистических нелепостей националистические ни к чему хорошему не приведет, что они блестяще доказали. Слава Богу, целый ряд их инициатив так и остался на бумаге. Одна их идея ввести в республиканскую школьную программу новый предмет "научный национализм" чего стоит. Правда, дело Табачника – введение преподавания в высшей школе на украинском языке – по-прежнему живет.

– Существенно ли различие между региональными образовательными программами по курсу "История Украины", например, в Львове и Донецке?
– Они сильно различаются. В Донецке курс истории Украины – это видоизмененный курс истории УССР. Во Львове, разумеется, все по-другому. Характерная черта региональных "восточных" программ – это концептуальная неопределенность. Националистам, по крайней мере ясно, о чем им нужно говорить и какие идеи прививать обществу. Вообще в течение последних лет наблюдается крайне опасная для государства тенденция: в различных регионах студенты и школьники изучают по существу разную историю своей страны.

На Украине киевская элита - первая среди равных, не более того, потому что Украина – страна, исторически разделенная на пять регионов. Если Донбасс и Одесса - это плавильный котел различных культур и народов, где через одно-два поколения, работая на одном и том же заводе, украинский Петро и русский Иван забывали, кто какой национальности, то в Галиции этническая принадлежность всегда имела колоссальное значение, потому что всегда помещиком был поляк, венгр, немец, а крепостным – украинец. И поэтому сейчас надо понимать и чувства западников: они в основной свое массе искренне полагают, что тот, кто не считает Бандеру национальным героем и говорит на "суржике", – враг и предатель.

И все же без интеграции с Россией Украине так или иначе не обойтись, и это понимают даже националисты. С националистическими учебниками может произойти то же самое, что ранее произошло с националистической украиноязычной прессой, – их просто перестанут читать.


Специально для Shooter, я уже писал Вам, что "доказательства" под именем Субтельного, доказательстваи не считаются, так что мой ответ на Ваши "исторические" переписи Субтельного, просто смех. Еще раз повторяю, мне плевать на выдумки Субтельного, он не приводит доказательств, я жду доказательств от Вас из других источников. показывающих факты, а не вымыслы.

Відповіді

  • 2003.02.11 | Navigator

    Для чого ви притягнули сюди цього мудака?

    Цитата: "стычки казачьих банд в Поднепровье "
    Для чого ви притягнули сюди цього мудака?
    Щоб ми ще раз помолились Богу за 1991 !!!!!!
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.02.16 | Рюген

      За здоров'я ж Ви цариці помолитесь Богу,

      що Вона Вам указала в Петербург дорогу.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua