349 год России в УКРАИНЕ
02/16/2003 | Макс
Русификация Украины достигла такой глубины, которая угрожает самому существованию украинской нации как равноценной нации среди наций мира. Конечно, какое-то государство под названием "Украина" будет существовать. Но это не будет государство украинского народа.
Академик НАН Украины Иван ДЗЮБА, известный диссидент, осужденный в 1972 г. за статьи против русификации (в 1973 помилован) на страницах газеты "День" утверждает, что русификация продолжается и в независимой Украине.
В условиях бездержавности украинского народа и многовековой императивной гегемонии государственных культур - польской и русской - украинская культура не смогла приобрести ту универсальность, которая бы обеспечила ей адекватность всем потребностям общества. Но широкая и крепкая основа для достижения подобной универсальности имеется. Это и жизнеспособный фольклор, один из самых богатых в мире, это и уникальное классическое наследие, это и европейского уровня достижения авангарда 20-х годов, это и не такие уж и малые достижения украинской советской культуры, в частности послевоенных годов и 60-х - 80-х, это и неусыпное творчество украинской диаспоры, это и, наконец, многочисленные творческие инновации блестящей плеяды наших композиторов, художников, поэтов и прозаиков среднего и младшего поколений; есть у нас первостепенные таланты и в театре, и в кино; есть блестящие труды молодых культурологов, литературоведов, искусствоведов. К сожалению, общество в массе своей этого не знает и - такое впечатление - не хочет знать. Потому что его культурную ориентацию определяют СМИ, а большинство их принципиальное игнорирование украинской культуры считает делом чести, доблести и геройства. Как всегда, снобизм выступает в союзе с невежеством.
Но еще в большей степени подобное отчуждение общества от собственной национальной культуры обусловлено отсутствием действенной - а не только риторической - государственной поддержки ее: и на уровне политической концепции, и на уровне финансирования и развития инфраструктур, и на уровне личной культурной ориентации самих властителей и политиков, что также имеет большое значение. Тема культуры - комплекс больших и сложных проблем. Только одной из них, но в конечном счете решающей для будущности украинской культуры и украинской нации вообще, является проблема языка.
Не нужно даже ехать в Луганск, Донецк, Харьков, Днепропетровск или Симферополь, достаточно, скажем, завтра выйти на улицы столицы независимой Украины Киева и улаживать разные свои дела, пользуясь только украинским языком. Если такой искатель истины выдержит роль украиноязычного в продолжение всего эксперимента, а это будет нелегко, - то уже к шестому-седьмому часу вечера он убедится, какой язык господствует в независимой Украине, а с каким в независимой Украине не проживешь - без помощи языка "негосударственного".
По-видимому, украинский язык с радостью поменялся бы с русским и местом, и статусом. Пусть бы государственным русским языком говорили должностные лица на больших торжествах, пусть бы был у нас праздник русского языка, а негосударственный украинский язык пусть бы господствовал в реальной жизни. Но великий и могучий русский язык на это не согласится. Более логичным представляется другое развитие: русский язык, как реально господствующий, получит еще и статус государственного. Якобы второго государственного, хотя всем понятно, что это будет первый, а очень скоро и единственный государственный. (Лично я обеими руками голосовал бы за государственность русского языка, но только после того, как украинский уравняется с ним в реальном функционировании). Поэтому целесообразно было бы вместе с Законом о государственности русского языка принять и Закон о статусе украиноязычных украинцев как национального меньшинства в независимой Украине, с распространением на него тех гарантий, которые дает Европейская хартия об языках национальных меньшинств. Стыдно, конечно, перед миром, но - не привыкать.
Благородная логика апологетов "реального состояния", или достигнутого уровня (достигнутого путем лингвоцида, репрессий, голодомора, идеологического террора), - это перевод на псевдосоциологический жаргон вечного принципа братства: "Сначала съедим твое, а потом каждый свое".
А разве сложно понять, что если бы в украинском обществе язык выполнял бы тот объем функций и в том качестве, что и во всяком нормальном обществе, имел бы соответствующий реальный (а не фиктивный) статус и престиж, то и самые большие патриоты украинского языка (за исключением разве что каких-то извращенцев) относились к присутствию русского языка и его широкому функционированию вполне спокойно, а у россиян и "русскоязычных" не было бы никаких оснований бояться какого-то "ущемления" или "вытеснения" русского языка, потому что он бы занимал те естественные позиции, с которых никто никого не "вытесняет". Пока что наше общество разделено - по языковому признаку - на тех, кто владеет и украинским, и русским, и тех - кто только русским. Речь идет не о том, чтобы "переквалифицировать" русскоязычных на украинский язык, а о том, чтобы не было противостояния, противодействия украинскому языку и культуре.
2003 год, как известно, провозглашен не только годом России в Украине (это уже, если посчитать, 349-й год России в Украине), но и годом культуры в Украине. Будем надеяться...
Академик НАН Украины Иван ДЗЮБА, известный диссидент, осужденный в 1972 г. за статьи против русификации (в 1973 помилован) на страницах газеты "День" утверждает, что русификация продолжается и в независимой Украине.
В условиях бездержавности украинского народа и многовековой императивной гегемонии государственных культур - польской и русской - украинская культура не смогла приобрести ту универсальность, которая бы обеспечила ей адекватность всем потребностям общества. Но широкая и крепкая основа для достижения подобной универсальности имеется. Это и жизнеспособный фольклор, один из самых богатых в мире, это и уникальное классическое наследие, это и европейского уровня достижения авангарда 20-х годов, это и не такие уж и малые достижения украинской советской культуры, в частности послевоенных годов и 60-х - 80-х, это и неусыпное творчество украинской диаспоры, это и, наконец, многочисленные творческие инновации блестящей плеяды наших композиторов, художников, поэтов и прозаиков среднего и младшего поколений; есть у нас первостепенные таланты и в театре, и в кино; есть блестящие труды молодых культурологов, литературоведов, искусствоведов. К сожалению, общество в массе своей этого не знает и - такое впечатление - не хочет знать. Потому что его культурную ориентацию определяют СМИ, а большинство их принципиальное игнорирование украинской культуры считает делом чести, доблести и геройства. Как всегда, снобизм выступает в союзе с невежеством.
Но еще в большей степени подобное отчуждение общества от собственной национальной культуры обусловлено отсутствием действенной - а не только риторической - государственной поддержки ее: и на уровне политической концепции, и на уровне финансирования и развития инфраструктур, и на уровне личной культурной ориентации самих властителей и политиков, что также имеет большое значение. Тема культуры - комплекс больших и сложных проблем. Только одной из них, но в конечном счете решающей для будущности украинской культуры и украинской нации вообще, является проблема языка.
Не нужно даже ехать в Луганск, Донецк, Харьков, Днепропетровск или Симферополь, достаточно, скажем, завтра выйти на улицы столицы независимой Украины Киева и улаживать разные свои дела, пользуясь только украинским языком. Если такой искатель истины выдержит роль украиноязычного в продолжение всего эксперимента, а это будет нелегко, - то уже к шестому-седьмому часу вечера он убедится, какой язык господствует в независимой Украине, а с каким в независимой Украине не проживешь - без помощи языка "негосударственного".
По-видимому, украинский язык с радостью поменялся бы с русским и местом, и статусом. Пусть бы государственным русским языком говорили должностные лица на больших торжествах, пусть бы был у нас праздник русского языка, а негосударственный украинский язык пусть бы господствовал в реальной жизни. Но великий и могучий русский язык на это не согласится. Более логичным представляется другое развитие: русский язык, как реально господствующий, получит еще и статус государственного. Якобы второго государственного, хотя всем понятно, что это будет первый, а очень скоро и единственный государственный. (Лично я обеими руками голосовал бы за государственность русского языка, но только после того, как украинский уравняется с ним в реальном функционировании). Поэтому целесообразно было бы вместе с Законом о государственности русского языка принять и Закон о статусе украиноязычных украинцев как национального меньшинства в независимой Украине, с распространением на него тех гарантий, которые дает Европейская хартия об языках национальных меньшинств. Стыдно, конечно, перед миром, но - не привыкать.
Благородная логика апологетов "реального состояния", или достигнутого уровня (достигнутого путем лингвоцида, репрессий, голодомора, идеологического террора), - это перевод на псевдосоциологический жаргон вечного принципа братства: "Сначала съедим твое, а потом каждый свое".
А разве сложно понять, что если бы в украинском обществе язык выполнял бы тот объем функций и в том качестве, что и во всяком нормальном обществе, имел бы соответствующий реальный (а не фиктивный) статус и престиж, то и самые большие патриоты украинского языка (за исключением разве что каких-то извращенцев) относились к присутствию русского языка и его широкому функционированию вполне спокойно, а у россиян и "русскоязычных" не было бы никаких оснований бояться какого-то "ущемления" или "вытеснения" русского языка, потому что он бы занимал те естественные позиции, с которых никто никого не "вытесняет". Пока что наше общество разделено - по языковому признаку - на тех, кто владеет и украинским, и русским, и тех - кто только русским. Речь идет не о том, чтобы "переквалифицировать" русскоязычных на украинский язык, а о том, чтобы не было противостояния, противодействия украинскому языку и культуре.
2003 год, как известно, провозглашен не только годом России в Украине (это уже, если посчитать, 349-й год России в Украине), но и годом культуры в Украине. Будем надеяться...
Відповіді
2003.02.16 | Рюген
Re: 349 год России в УКРАИНЕ - & so on
Поэтому целесообразно было бы вместе с Законом о государственности русского языка принять и Закон о статусе украиноязычных украинцев как национального меньшинства в независимой Украине, с распространением на него тех гарантий, которые дает Европейская хартия об языках национальных меньшинств. Стыдно, конечно, перед миром, но - не привыкать.Ви цього хочете? Пропонуйте!
2003.02.24 | Isoлятор
А я об этом уже писал!
Я лично тоже совсем не против статуса "государственного языка в Украине" для русского. Тогда наши власти перестанут стесняться его употреблять, и станет окончательно ясно, что власти-то у нас - оккупационные! И заодно станет очевидным, кто оккупант.В такой ситуации больше шансов, что народ поступит с этими властями должным образом. Как с оккупантами.