Геродот о будинах
07/28/2003 | VENED
ГЕРОДОТ ИСТОРИЯ Книга IV МЕЛЬПОМЕНА
11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам)10. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
17. Ближе всего от торговой гавани борисфенитов14 (а она лежит приблизительно в середине всей припонтийской земли скифов) обитают каллипиды – эллинские скифы; за ними идет другое племя под названием ализоны. Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы15. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня. Это – племена по реке Гипанису к западу от Борисфена.
18. За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа16, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.
19. Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов, кроме Гилеи, не встретишь деревьев. Кочевники же эти занимают область к востоку на десять дней пути до реки Герра.
20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом17. Севернее этих царских скифов живут меланхлены – другое, не скифское племя. Севернее меланхленов, насколько мне известно, простирается болотистая и безлюдная страна.
21. За рекой Танаисом18 – уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев. Выше их обитают, владея вторым наделом, будины. Земля здесь покрыта густым лесом разной породы.
22. За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты – многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки19. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним. Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю.
23. Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная20. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками21. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик22. Величиной это дерево почти что со смоковницу, плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает черный сок под названием “асхи”23. Сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки. Скота у них немного, потому что пастбища там плохие. Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не обижает, так как они почитаются священными и у них даже нет боевого оружия. Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть. Имя этого народа – аргиппеи.
24. Страны до этих лысых людей и народы, живущие по сю сторону их, хорошо известны, так как к ним иногда приходят скифы. Ведь сведения о них можно легко получить не только от скифов, но и от эллинов из Борисфенской торговой гавани и прочих понтийских торговых городов. Скифы же, когда приходят к аргиппеям, ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках.
108. Будины – большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища73. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.
109. Будины – коренные жители страны – кочевники. Это – единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками74. Гелоны же, напротив, занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой75. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки76
10. Известие Геродота о вторжении скифов (ок. 700 г. до н.э.) восходит к аккадским источникам. Теснимые массагетами, из совр. Западного Туркестана скифы проникли на южное побережье Каспийского моря, перешли Аракс и вторглись в южнорусские степи.
14. Город Ольвия. Геродот описывает торговый путь от устья совр. Днепра на север. Греки, по-видимому, поднимались вверх по Днепру до больших порогов ниже совр. Днепропетровска. Туда, вероятно, приходили купцы из Скандинавии для меновой торговли.
16. Геродот описывает область между совр. Южным Бугом и низовьями Днепра.
17. Главное скифское племя, по Геродоту, жило в области, ограниченной на западе совр. Днестром, на севере — р. Конской и Донцом, на востоке — Азовским морем. Южной границей Скифской области была горная цепь Тавр (Яйла). В Неаполе у совр. Симферополя раскопаны остатки резиденции скифских царей и в так называемом Золотом Кургане (525 — 500 гг.) найдены богатые скифские погребения.
18. В основе описания устья Дона лежит, вероятно, какой-нибудь путеводитель по торговому пути из северного Причерноморья на Восток (в Центральную Азию).
19. По В. В. Латышеву, иирки — предки мадьяр на севере Урала.
20. В соленых степях (древнее морское дно) на почве лежит кора, которую Геродот изображает твердой как камень.
21. По С. Я. Лурье (История, стр. 100), “лысые” люди — предшественники современных башкир.
22. Вероятно, Prunus padus L. (подорожник). Джунгары в северном Китае и теперь еще едят с молоком плоды этого дерева.
23. Слово “асхи” (ачи) можно сравнить с древнетюркским “ачуг” (горький). У современных башкир есть кушанье “ахша” (С. Я. Лурье. История, стр. 100).
72. Волк — тотемное животное невров, с которым они считали себя в родстве. Сообщение об оборотничестве относится к культовому празднику, участники которого носили волчьи шкуры и маски.
73. Геродот описывает скифские лесные “городища”, которые часто находят теперь археологи.
74. Эта ошибка Геродота возникла, быть может, оттого, что в названии племени содержалось слово “белка”, которая называлась на языке племени “поедатель сосновых шишек”. “Белка” как имя племени встречается у алтайских народностей (ср. китайское название одного кочевого племени “тинг-линг”, указывающее также на слово “белка”).
75. Здесь ошибка переписчика: вместо τετράγωνος (четырехугольный) надо читать τάρανδος (лось). Лоси и бобры жили в области будинов на Дону.
76. “Бобровая струя” получалась вовсе не из яичек бобра. Являясь продуктом особой железы (как самца, так и самки бобра), она служила средством против судорог.
79. Из сообщения Геродота получается, что Танаисом он считал совр. Донец, а нижнее течение Дона вплоть до устья Донца — продолжением Азовского моря. Дон весной разливается при устье на 10 км.
Текст приводится по изданию: Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г.А. Стратановского. - М.: ООО "Издательство АСТ", "Ладомир", 2001. - 752 с.
"В исторических источниках раннего времени не встречается однозначных указаний на удмуртов, хотя и существует прочная традиция в исследованиях, посвящённых им, относить к этому народу этнонимы "будины" и "аримаспы", встречающиеся у Геродота. Исследователи находили сходство между антропологическими чертами современных удмуртов и описываемых в источниках будинов, между особенностями их жилищ. Этноним "аримаспы" связали с удмуртским этнонимом "ар". Однако эти отождествления не подтверждаются доказательствами. Главным образом против них говорит тот факт, что во времена появления труда Геродота предки нынешних удмуртов ещё не образовали единого народа, их наречие также ещё не выделилось в самостоятельный язык." http://finugor.komiinform.ru/info/narod/udmurt.htm
"
11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам)10. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
17. Ближе всего от торговой гавани борисфенитов14 (а она лежит приблизительно в середине всей припонтийской земли скифов) обитают каллипиды – эллинские скифы; за ними идет другое племя под названием ализоны. Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы15. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня. Это – племена по реке Гипанису к западу от Борисфена.
18. За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа16, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.
19. Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов, кроме Гилеи, не встретишь деревьев. Кочевники же эти занимают область к востоку на десять дней пути до реки Герра.
20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом17. Севернее этих царских скифов живут меланхлены – другое, не скифское племя. Севернее меланхленов, насколько мне известно, простирается болотистая и безлюдная страна.
21. За рекой Танаисом18 – уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев. Выше их обитают, владея вторым наделом, будины. Земля здесь покрыта густым лесом разной породы.
22. За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты – многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки19. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним. Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю.
23. Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная20. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками21. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик22. Величиной это дерево почти что со смоковницу, плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает черный сок под названием “асхи”23. Сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки. Скота у них немного, потому что пастбища там плохие. Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не обижает, так как они почитаются священными и у них даже нет боевого оружия. Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть. Имя этого народа – аргиппеи.
24. Страны до этих лысых людей и народы, живущие по сю сторону их, хорошо известны, так как к ним иногда приходят скифы. Ведь сведения о них можно легко получить не только от скифов, но и от эллинов из Борисфенской торговой гавани и прочих понтийских торговых городов. Скифы же, когда приходят к аргиппеям, ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках.
108. Будины – большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища73. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.
109. Будины – коренные жители страны – кочевники. Это – единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками74. Гелоны же, напротив, занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой75. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки76
10. Известие Геродота о вторжении скифов (ок. 700 г. до н.э.) восходит к аккадским источникам. Теснимые массагетами, из совр. Западного Туркестана скифы проникли на южное побережье Каспийского моря, перешли Аракс и вторглись в южнорусские степи.
14. Город Ольвия. Геродот описывает торговый путь от устья совр. Днепра на север. Греки, по-видимому, поднимались вверх по Днепру до больших порогов ниже совр. Днепропетровска. Туда, вероятно, приходили купцы из Скандинавии для меновой торговли.
16. Геродот описывает область между совр. Южным Бугом и низовьями Днепра.
17. Главное скифское племя, по Геродоту, жило в области, ограниченной на западе совр. Днестром, на севере — р. Конской и Донцом, на востоке — Азовским морем. Южной границей Скифской области была горная цепь Тавр (Яйла). В Неаполе у совр. Симферополя раскопаны остатки резиденции скифских царей и в так называемом Золотом Кургане (525 — 500 гг.) найдены богатые скифские погребения.
18. В основе описания устья Дона лежит, вероятно, какой-нибудь путеводитель по торговому пути из северного Причерноморья на Восток (в Центральную Азию).
19. По В. В. Латышеву, иирки — предки мадьяр на севере Урала.
20. В соленых степях (древнее морское дно) на почве лежит кора, которую Геродот изображает твердой как камень.
21. По С. Я. Лурье (История, стр. 100), “лысые” люди — предшественники современных башкир.
22. Вероятно, Prunus padus L. (подорожник). Джунгары в северном Китае и теперь еще едят с молоком плоды этого дерева.
23. Слово “асхи” (ачи) можно сравнить с древнетюркским “ачуг” (горький). У современных башкир есть кушанье “ахша” (С. Я. Лурье. История, стр. 100).
72. Волк — тотемное животное невров, с которым они считали себя в родстве. Сообщение об оборотничестве относится к культовому празднику, участники которого носили волчьи шкуры и маски.
73. Геродот описывает скифские лесные “городища”, которые часто находят теперь археологи.
74. Эта ошибка Геродота возникла, быть может, оттого, что в названии племени содержалось слово “белка”, которая называлась на языке племени “поедатель сосновых шишек”. “Белка” как имя племени встречается у алтайских народностей (ср. китайское название одного кочевого племени “тинг-линг”, указывающее также на слово “белка”).
75. Здесь ошибка переписчика: вместо τετράγωνος (четырехугольный) надо читать τάρανδος (лось). Лоси и бобры жили в области будинов на Дону.
76. “Бобровая струя” получалась вовсе не из яичек бобра. Являясь продуктом особой железы (как самца, так и самки бобра), она служила средством против судорог.
79. Из сообщения Геродота получается, что Танаисом он считал совр. Донец, а нижнее течение Дона вплоть до устья Донца — продолжением Азовского моря. Дон весной разливается при устье на 10 км.
Текст приводится по изданию: Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г.А. Стратановского. - М.: ООО "Издательство АСТ", "Ладомир", 2001. - 752 с.
"В исторических источниках раннего времени не встречается однозначных указаний на удмуртов, хотя и существует прочная традиция в исследованиях, посвящённых им, относить к этому народу этнонимы "будины" и "аримаспы", встречающиеся у Геродота. Исследователи находили сходство между антропологическими чертами современных удмуртов и описываемых в источниках будинов, между особенностями их жилищ. Этноним "аримаспы" связали с удмуртским этнонимом "ар". Однако эти отождествления не подтверждаются доказательствами. Главным образом против них говорит тот факт, что во времена появления труда Геродота предки нынешних удмуртов ещё не образовали единого народа, их наречие также ещё не выделилось в самостоятельный язык." http://finugor.komiinform.ru/info/narod/udmurt.htm
"
Відповіді
2003.08.06 | Антрополог
Родина скифов в Туве?
Питерские археологи обнаружили древнейшие захоронения кочевников [http://www.izvestia.ru/culture/article23625
Завершившийся археологический сезон в тувинской "Долине царей" принес сенсацию: петербургские ученые обнаружили скифские захоронения VIII-VII веков до нашей эры. Находка в корне меняет представления о причерноморском происхождении скифов - найденные захоронения древнее известных до сих пор причерноморских памятников кочевников.
Дискуссии о происхождении скифов начинаются со времени Геродота, предложившего теорию об азиатском происхождении племен, чьи могильники были обнаружены в Причерноморье. На протяжении многих столетий к этому относились скептически - доминировала теория о "европейских корнях" скифов, косвенным ее подтверждением служило европеоидное, а не монголоидное строение черепов найденных останков. Главный опознавательный знак скифской культуры - уникальный звериный стиль украшений - мог, считали ученые, появиться после возвращения скифов из переднеазиатских походов, то есть не раньше VII века до нашей эры. Подтверждением тому были датированные письменные источники того времени.
Исследование "царского захоронения" - результат долгосрочного российско-немецкого научного проекта. Раскопки проводились Центрально-Азиатской археологической экспедицией (созданной на базе Петербургского филиала НИИ культурного и природного наследия Министерства культуры РФ и РАН) и Евроазиатским отделом берлинского Археологического института ФРГ. Степь в окрестностях поселка Аржан (в Турано-Уюкской котловине отрогов Западных Саян на севере Тувы) издавна привлекала внимание археологов - именно здесь, в "Долине царей", сосредоточены наиболее крупные курганы эпохи ранних кочевников Евразии. Первые научные раскопки были проведены в начале ХХ века, а в 70-х годах сенсацией стали находки знаменитого ленинградского ученого Михаила Грязнова. Материалы, полученные при раскопках кургана Аржан, позволили уточнить происхождения ярких культур ранних кочевников Евразии первого тысячелетия до нашей эры.
Курган Аржан-2 был изначально выбран для археологических изысканий по прозаической причине - он сильно пострадал при строительстве автодороги в 70-годы.
Нынешние раскопки в Туве, где были обнаружены памятники рубежа VIII-VII веков до нашей эры, неожиданно подтвердили верность предположений Геродота. Идентификация племен скифского типа происходит по наличию компонентов так называемой "скифской триады": оружие, конская упряжь и, конечно, предметы искусства звериного стиля. Находки в так называемой "Долине царей", объединяющей несколько курганов, датируются рубежом VIII- VII веков до нашей эры, то есть временем, когда скифов в Причерноморье, опять-таки по археологическим данным, не было.
Начальник Центрально-Азиатской экспедиции научный сотрудник Эрмитажа Константин Чугунов рассказал "Известиям":
- Находкам в кургане Аржан-2 нет аналогий в археологии. Все образцы компонентов скифской триады настолько высокоразвиты, что изначально мы даже не могли представить себе, что они созданы раньше, чем в VI веке до нашей эры. Тщательный анализ и "царских" захоронений, и могильников, не принадлежавших представителям скифской знати, показал: они созданы позже VII века до нашей эры. Это переворачивает представления об азиатской кочевой культуре: о происхождении и развитии скифского искусства, превосходящего по уровню развития даже современное ему искусство Архаичной Греции, можно говорить совсем в ином ключе. Древность находок говорит о том, что скифские племена пришли в Причерноморье из Центральной Азии.
Однако появившиеся после обнародования в Кызыле первых результатов экспедиции популистские "научные" предположения, что современные тувинцы - потомки скифов, питерские археологи категорически опровергают. Одни из главных аргументов - европеоидный череп скифов, их принадлежность к иранской языковой группе. И вообще, констатируют ученые, факт пребывания на какой-либо территории носителей древней цивилизации не означает, что этносы, появившиеся там позже, являются "генетическими преемниками" этой цивилизации. Раскопки закончены до следующего мая, которого Центрально-Азиатская экспедиция ждет с понятным нетерпением.
• Юлия КАНТОР, Санкт-Петербург
2003.08.10 | Абакумов А. В. (3)
Re: Тува таки была скифо-сакской !
Это не совсем те ("царские") скифы.Но одни из их ближайших родственников. Тува тогда (VIII -- VII вв. до н. э.) являлась пограничной (между скифо-саками и гунно-тюрками [Туба -- одно из раннегуннских племён]) зоной.
Западную часть её населяли в те годы северовосточноираноязычные (как и скифы !) саки-протокипчаки (не путайте с половцами-кипчаками, которые были более поздними гунно-скифскими метисами). Идентичны были протокипчаки сарматам и скифам и антропологически (андроновский тип североевропеоидной расы).
В конце V в. до н. э. на юге Тувы появляется ответвление массагнтов -- юэчжи (или "тохары исторические" [не путать с "тохарами лингвистическими" !]). Эти тоже были северовосточноиранцами по языку, но тёмными европеоидными шатенами по расе.
Дальнейшее же известно !
В кон. 3 -- 1-й трети 2 вв. до н. э. гунны победили и юэчжей, и саков-протокипчаков, развернув (у них тогда в "резерве" были и сяньби-прамонголы, и мохэ-праманьчжуры !) полуторатысячелетнее центральноазиатское геополитическое настурпение на Североевропеоидный Мир.
Однако !
С сер. II тысячелетия н. э. и до нач. XX в. н. э. славянизированные потомки скифо-сако-сарматов взяли убедительный реванш.
Завершающие аккорды данной 25-вековой борьбы -- за украинцем Василием Перовским в 3-й четв. XIX в. и великороссом Алексеем Куропаткиным в 1916 г. !
А. В.
2003.08.10 | VENED
Караимско-русско-польский словарь
Караимско-русско-польский словарь, изд. “Русский язык”, М, 1974.http://hagahan.narod.ru
Авары – (авара – скверный, плохой (стр.40)) - плохие, ужасные
Аланкасар – (великан, исполин (стр.62)) – витязь
Аланы – (ал – брать, забирать, (стр.60), алын – быть взятым, добываться, алынгъа – добыча, (стр.66)) – взятые, добытые
Анты – (ант - клятва, присяга (стр.69)) - присягнувшие
Асы – (ас - вешать, повесить (стр.78)) – повешенные; (ас - переходить, пройти мимо (стр.78)) - люди живущие на перевале (Дарьял) - пройденные
Аскелы - (ас - переходить, пройти мимо (стр.78), кел - приходить, прибывать, приезжать (стр.301)) - приезжие, вновь прибывшие
Барсилы – (барс – тигр, барс (стр.103), сыла – приглаживать, расчесывать (стр.491)) – ласкающие барса
Басилы – (басыл – угнетенный, несчасный (стр.106)) – несчасные (в 737г. плененным хазарам арабы выделили земли на границе с Грузией, эти племена стали называться "басилы"; в последствии восстали, убили поставленного над ними эмира, но при попытке вернуться на Родину часть басил была перерезана)
Башкиры – (баш – голова (стр.109), къору – ограждать, охранять (стр.371)) - охрана
Бериндеи - (бери – волк (стр.113), инда – звать (стр.202)) - зовущие волка, воющие волком
Берсилы – (бери – волк (стр.113), сыла – приглаживать, расчесывать (стр.491)) – гладящие волка
Булгары – (булгъ(ар) - подстрекатель, мятежник (стр.138)) - мятежники
Буртасы – (бур – невежа (стр.140), тас – потеряный, погибший (стр.516) – бедняки (Мед и меха составляли главное богатство буртасов, согласно Ибн-Русте)
Вятичи – (ват - бить, ударять(стр.156), ватыс - бой, схватка, драка, удар(стр.156)) - бойцы
Кавары – (кавсары - погибший, безобразный (стр.280)) – погибшие; (къавы – грозить, угрожать, стращать, стр.357) – грозные (проклятые); (кув(кувары) – гнать, преследовать, (стр.342)) - изгнаники
Казак – (къач(кац,кач,къац) – бежать, убегать (стр.367), къачакъ (къацакъ, къазак) – беглец (стр.367)) – беглец
Кацап – (кац – бежать (стр.299), цап – быстро ехать, бегать, бить (стр.612)) – налетчик - ср. прозвище русов - "дромиты" (от греч. "дромос" - бег) свидетельствовало о стремительности набегов днепровской вольницы.
Хазары(козары) – (кач(кац) – бежать, убегать (стр.299), качыр (кацыр) – (стр.299)) – обращать в бегство, гнать, прогонять, выгонять) – преследующие (авар!!!!)
Кипчак – (кипчак – колесо, колесница (стр.322)) – люди колесниц
Мадьяр – (маджар – телега, запряженная волами (стр.401)) – возница
Печенеги (пачинакиты, пацинаки, бечинеги, баджнаки) - (пац - крыса(стр.447), чинакъ - коготь(стр.628)) - крысиный коготь, (беш - пять(стр.114)) - пять когтей, (баджанакъ - свояк(стр.96)) - свояки (каждая орда состояла из пяти родов, женщины одного рода выходили замуж за мужчин другого рода в пределах одной орды, все мужчины по отношению к друг другу свояки!!!)
Савары – (дойная корова (стр.455)) – ковбой, скотник, дояр, пастух, чабан
Савиры – (сав – здоровый, (доить) (454), эр – мужчина(665)) – витязи, богатыри; (савир - обычное тюркское слово, означающее “здоровый, чистый мужчина” (тюрк. “сау(сав)”- здоровый, чистый, “ир”- мужчина; вождь савиров назывался тюркским титулом эльтебер”.[463])
Сакалибы - (С.К.Л.Б. или сакъалав – стража, охрана (стр.461)) – стражники
Сариры – (сар – плести, вязать, завивать (стр.465)) – связанные (с чем то)
Склавины(эсклавины) - (эск(и) - старый(стр.669), ави - отец(стр.40)) - жители запада, т.е. Славии (Эславии) (см.ниже)!!! ;0)
Сувары – (сув – вода, водный, водяной (стр.481), сувар – поить скот, поливать, орошать (стр.482) ) – перевозчики, водники
Торки - «родственники жены» (торкин).
Улучи - (улус - народ (стр.578), улукъ - народ) - улусчи- народ (ср. иш - работа, ишчи - работник)
Уроги – (ур- бить, ковать(580)) - кузнецы
Урус – (уруш – война, битва, борьба, драка (стр.582), урушувчу – воин (стр.582), урус – битва…, русский, украинец (стр.581)) - воин, рать
Хохол(Оселедець) - (асылы - висячий, подвешенный(стр.82), ат - конь, лошадь(стр.82), атцы - конюх, всадник(стр.84), ит - собака(стр.209)) - буквально конский хвост (собачий хвост) ;0)
Черемисы – (чора – батрак, конюх (стр.631), мискин – бедный, нищий (стр.408)) - буквально батраки
Эрзя - (йэр - земля, страна, край(стр.273), йэр иси - земледелец) - пахари
Эфталиты (или абдел - абдал – глупец(стр.38) ) - глупцы
Племена Священных рощ:
Акациры – (ак – белый (стр.57), цирик – сгнивший (стр.614)) – белые старые могилы; (акца – белый, беловатый (стр.58)) – беловолосый (половцы)
Акациры - (агъац - дерево (стр.43), эр - мужчина (стр.665)) - лесные люди (люди священных рощ)[463]
Кутаргуры – (къутар – спасать, освобождать (стр.376), гур – могила (стр.162)) – спасшие могилу
Кутургуры – (къутур – бесноваться, свирепствовать, къутурган – бешенный (стр.376), гур – могила (стр.162)) – бешенные могилы (камлания)
Къарайэры(караимы) – (къара – земля, къарайэр – могила (стр.363), эр – мужчина (стр.665)) – привязаные к могиле
Сарагуры – (сар – плести, вязать, заплетать (стр.465), гур – могила (стр.162)) – связанные могилой; (сары - желтый)
Утагуры - (ут - выигрывать, достигать (стр.583), гур – могила (стр.162))
Уттургуры – (уттур – проигрывать, терять (стр.584), гур – могила (стр.162)) – потерявшие могилу
Уйгуры – (уй – быть подобным (стр.574), гур – могила (стр.162)) – подобный могиле
Оногуры – (он – десять, процветать, побеждать (стр.428)) – десять могил или защитившие могилу (оногуры - уннугуры)
Хазары(козары) – (кач(кац) – бежать, убегать (стр.299), качыр (кацыр) – (стр.299)) – обращать в бегство, гнать, прогонять, выгонять) – преследующие (авар!!!!)
Хазары (казары) – (каз – копать, рыть…, (стр.281), эр – плести, мужчина (стр.665)) – копающие (могилу).
Хазары – (кос – пара, соединять (стр.334), сар – плести, вязать, завивать (стр.465)) – “кассар” – пара кос;(къаза – опасность, беда (стр.357), эр – мужчина, плести, седло (стр.665)) – опасные всадники
Чуваш – (чув – руины, или слава(цув) (стр.632), аш – пропадать, погибать(стр.91)) – погибшая могила(слава)
Города хазар и подвластные области:
Астрахань – тархан асов; (ац (ач) – открывать, отворять(стр.87), тархан – свободный, привилигированный (стр.516)) – пункт выдачи виз
Артания(Ортания) - (орта - середина, центр(стр.431)) - центр
Куявия - (куйас - солнце(стр.344), ави - отец(стр.40)) - восток ;0)
Славия - (эсли - пожилой, старый(стр.670), ави - отец(стр.40)) - запад ;0)
Байда – (бай – богатый (стр.98), итта – дед (стр.209) – “байитта”) – старый город (ал Баба(баба - дед)) - Дербент по арабски
Балтава (Полтава) – (балта – топор (стр.101), вар – иметь (стр.156)) – властелин; (бал – мед(стр.100), тав – изобилие, находка, гора(стр.503)) – медовый край
Беленджир – столица савир и барсил (бала – ребенок, дитя (стр.100), беляньдир – пеленать (стр.112), эр – мужчина (стр.665)) – колыбель; Страну булгар арабы называли Баланджар (Беленджер). Правильное произношение тех или иных названий, упоминаемых арабскими авторами средневековья, затруднено тем, что в арабских словах гласные пишутся не всегда, а древние названия давно вышли из употребления, поэтому как произносятся переведенные с арабского сочетания букв “б-нг-р” и “б-л-нг-р” сказать трудно. Так же примерно обстоит дело с древнееврейским языком.[463]
Биляр - расположен на Черемшане, притоке Волги (бийли – державный, государственный, бийлик – царство, государство (стр.116)) - город царей
Булгар – столица Волжской Булгарии (герб - барс, парс (!!!!!))
Вабандар – (бав – то, чем завязывают, связывают, пучок, связка (стр.93), дары - просо (стр.169 ))
Варачан - столица савиров (вэр – давать, (стр.158), ачын - открываться(стр.90)) – “Вэрачын” - пункт выдачи виз, вэрэсэ – долг, кредит(стр.158)) – город ростовщиков
Беля Вежа – (беля - пеленать(стр.112), вежа(вэза) – башня (стр.156)) - башня, или закрытая (цепью) крепость (ср. Суд возле Константинополя)
Итиль – столица хазар - (тиль – залив (стр.528)) – залив
Искер -
Карачар - географическое название Карачар, с тюркского "черный яр" .
Киев (Башту, Санватос, Джжарваб)– (кийив(кийов) – жених, зять (стр.317, 318)) – город жениха, зятя ;0) или
Киев - (къув - гнаться, гнать, выгонять, прогонять(стр.372) или лебедь) - Застава или Лебедь
Башту – (баш – голова (стр.109), тув - резать, рубить, сечь(стр.542)) - город головорезов(!!), Застава или
Санватос(Шанватос) – (сан(шан) – доброе имя, честь, слава, достоинство (стр.464, стр.644), ватыс – бой, схватка, драка, (стр.156)) – город славной победы(!), город хороших бойцов, Верхняя Застава или
Джжарваб - (джарыс(араб.) - злой, свирепый) - буквально Грозный, Застава
Керчь(Корчев, Самкерц) – (карсы – находящийся против(стр.294)(!!), крэч - известь(стр.341) ср.- керэч, кирач, кирэц, кирэч, киряч, кырац) - известняк
Кыз-Кермен - (девичья крепость)
Тепе-Кермен - ()
Мангуп – (ман – край, сторона (стр.403)) – страна готов
Сакатин
Самкалако(Санкалкан) – (сан(шан) – доброе имя, честь, слава, достоинство, считать(стр.464, стр.644), калкан - щит, круглая защита(стр.286) ) - город - щит
Санкуш(Самкуш) – (сан – считать (стр.464), куш – крупная сумма (стр.351)) – базар, таможня, (монетный двор!)
Саркел – (сар – плести, вязать, заплетать (стр.465), кала – крепость (стр.286) – “Саркала”, кел - приходить, прибывать, приезжать (стр.301)) – плетенная крепость, или связанная (цепью!!!) крепость (см. Суд возле Константинополя)
Семендар – столица хазар в VII-VIII вв. на берегу реки Терек (саман – солома рубленная, сечка (стр.463), дары – просо (стр.169) – “Самандар”) – саманный город, мазанка (Саманом называется высушенный, т. е. необожженный, крупный кирпич, изготовляемый из глинистого грунта с примесью соломенной сечки, откуда и название этого строительного материала (по-тюркски саман- значит “солома”)).
Семикаракор - (сим-сийакъ - совершенно черный(стр.474)) - Черные Стены
Солхат - (сол - левый(стр.478), кат - сторона(стрю296), къат - направление, сторона(стр.366)) - буквально - поворот на лево (на - Сурож, Кафу)
Сурож(Сугдея, Солдайя) - (сол - левый(стр.478), дагъ -гора(стр.168)) - левая гора
Сувар – (сув – вода, водный, водяной(стр.481), сувар - поить (скот), орошать (стр.482)) - водопой – расположен на берегу Утки, притока Волги
Тмутаракань - на Черном море в дельте Кубани "тма" (ср. персидское "туман") - военный отряд в десять тысяч человек - и "тархан" (вождь) - (вождь 10 тыс.); (тамагъ – пролив(стр.509), тархан – свободный (стр.516) – “Тамагтархан” ) – свободный пролив; (тумэн – десять тысяч, город, которому подчиняются сто деревень(стр.553), тархан – свободный (стр.516))
Ханлидж(Хамлидж) – (хан – царь (стр.600)) - царский город
Хазар-Кала - крепость государства Серир, иногда захватываемая хазарами. Она прикрывала широкую дорогу во внутренний горный Дагестан.
Чернигов(Царнигога) - (чирник - ручей(стр.629), чырнакъ, чырныкъ - ручей, берег, брод(стр.638), цырлак...) - буквально, берег с источником
Эски-Кермен - (старая крепость (Крым - крепость)) - основан в начале VI века. Первоклассная для своего времени эски-керменская крепость могла противостоять натиску любого противника: отвесные скалы практически неприступны, в расщелинах скал возвышались, боевые стены с башнями. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, пещерные казематы — вырубленные в скалах помещения с бойницами и амбразурами. За стенами крепости могли укрыться несколько тысяч жителей окрестных деревень со скотом и личным имуществом
Ессупы(Эсуппи) - днепровский порог (асув - переход, брод(стр.82)) - переход, брод
Ессупы - очень похоже на тюркские "ес"-"есы" - горячие, кипящие , "суп"-"сув" - вода, вполне возможно - кипящая вода.
Геландра - днепровский порог (гел - озеро(стр.159), андыв - засада, западня, андывчы - воин, сидящий в засаде, сторож(стр.68)) - озерный сторож
Улворси - днепровский порог (улув - дракон(стр.577), орсэле - трепать, портить, орпяй - вставать дыбом(стр.442) - драконий, треплющий дракон, драконова трепка
Ейфэр (Ейвэр) - днепровский порог (йивис - мокрый, влажный(стр.244), йэбер - погружать(стр.268), йэбэрт - убить позорно, утопить(стр.269)) - погружной, мокрый
Варуфорос(Вэруфур) - днепровский порог (вэрэ - все время, беспрерывно, уфур - дуть) - беспрерывно дующий
Леанты - днепровский порог (лавант - прорыв, пролом(стр.398)) - возможно, пролом
Струвун(Эстарнувун) - днепровский порог (эстарна - озеро, пруд(стр.670), увун - успокаиваться(стр.572)) - тихое озеро
Булан - (бул - находить(стр.138), ан - понимание(стр.67)) - нашедший понимание (совпадение) ;0)
Обадий - (оба - развалины, могила(стр.423), дин - вера, религия(стр.177)) - разрушивший религию (еще одно совпадение) ;0)
Кий - (кый - повертывать в сторону, отклонять, а также враждебно относиться к чему либо, губить, убивать(стр.384))
Щек - (чек - граница(стр.626), а также тянуть, тащить, везти)
Хорив - (хариф - хитрый, коварный(стр.601))
Аскольд - (аз - малочисленный, къол - отряд, къолджи - предводитель, командир) - младший командир или малочисленный отряд
Барджиль - (барджам агъач- красное дерево) - благородный
Болшиджи - ( болуш - помощь, болушувчу - помощник(стр.130)) - помощник
Джавишгар - (джавышгъыр - наблюдатель, надзиратель, начальник(стр.171)) - наблюдатель
Кендэр – (вести, управлять, руководить, проводить (стр.304)) – управляющий
Кенеса (кенес – совет(стр.304)) – караимский храм, дом советов
Парсбит - (парцуф - морда(стр.446)) - морда
Сагъдакъ - колчан, сагайдак (стр.457)
Страть - стратити(укр), уничтожать (стр.481)
Синакъ - вилы(стр.474), (уч дишли синакъ - трезубец)
Тувар - тварь, животное, скот (стр.542)
Тудун - (тутун - держаться, тутувчу - держащий, владелец, исполняющий(стр.550)) - держатель
Терек - (тере - река(стр.)) - река
Хоругвь - (кору - караулить, беречь, хранить(стр.334), къору - беречь, оберегать...(стр.371), къорукъ - защищенный, охраняемый...(стр.371))