Индоевропейцы через Украину, проникли в Европу с востока
07/30/2003 | Navigator
Началось всё в 1786 году, когда Уильям Джонс, по прозвищу "гармоническая личность", судья по профессии и любитель изящной словесности по призванию, прочитал в Королевском научном обществе в Калькутте доклад о сходстве европейских и северо-индийских языков. Это сравнение немало потрясло научную общественность, так как человеку XVIII столетия трудно было себе представить народы и общества менее сходные чем европейцы и индусы.
Тем не менее, наблюдение Джонса оказалось верным. Начатое им продолжили немецкие и русские филологи. Среди первых, кстати говоря, были и братья Гримм, больше известные у нас как авторы сказок. Менее известно, что братья Якоб и Вильгельм Гримм были выдающимися филологами и фактически создали современный литературный немецкий язык, до того существовавший как набор отдельных диалектов.
Окончательно концепцию индоевропейских языков, их родства и происхождения, сформулировал ещё один немецкий лингвист Август Шлейхер. Он первым установил, что предком всех индоевропейских языков был не санскрит, как считали раньше, а некий ныне исчезнувший и совершенно самостоятельный язык. Шлейхер попытался реконструировать этот язык, и, увлёкшись, даже пробовал писать на нём.
Следствием того, что наиболее активно разработкой индоевропейской тематики занимались немецкие лингвисты стало то, что довольно долго господствовал другой термин - "индогерманский", и лишь позднее он был заменён на общепринятое ныне "индоевропейский".
Многие чисто лингвистические вопросы в отношении индоевропейских языков были решены ещё в XIX столетии. Более сложным оказался вопрос о том, каков был народ, чей язык породил самые распространённые на Земле наречия. Этой проблемой учёные занимались практически с самого возникновения индоевропеистики, но не особенно преуспели.
Результаты их деятельности можно сформулировать следующим образом:
Праиндоевропейский народ существовал как единое целое в эпоху энеолита (об этом свидетельствует то, что в древнейшем индоевропейском языке было слово обозначавшее металл вообще), но уже распался к началу эпохи бронзы (терминов для обозначения различных металлов - меди, бронзы и тем более железа - у праиндоевропейцев не было).
Праиндоевропейцы были знакомы с земледелием и скотоводством, разводили лошадей, и использовали колёсные повозки (соответствующие слова в их языке были).
Праиндоевропейцы жили в горно-лесистой местности, довольно далеко от моря. (В их языке были слова для обозначения различных деревьев, гор и возвышенностей, но не было термина для обозначения моря, слово обозначавшее большой водоём, в позднейших языках приобрело разные и довольно несходные значения - например русское море и германское marsch - "болото, болотистая низина").
Праиндоевропейский язык содержал довольно много заимствований из языков переднеазиатского круга - семитских, картвельских, северо-кавказских. Возможно даже, что на ранних этапах своего развития, праиндоевропейцы ассимилировали некое население говорившее на каком-то северо-кавказском диалекте, что оказало сильное влияние на развитие их языка.
Разделение индоевропейских языков началось не позднее рубежа III и II тыс. до н.э., древнейшие письменные памятники уже самостоятельных индоевропейских языков - хеттского и греческого - относятся к XVIII - XIV вв. до н.э.
На основе этих данных были сделаны определённые выводы. Время существования индоевропейского праязыка определяется как IV - III тыс. до н.э. Время первичного распада - как III тыс. до н.э. Значительно сложнее вопрос о месте существования праиндоевропейцев, направлениях и масштабах их миграций.
Тут существуют следующие наиболее обоснованные концепции:
I. Прародина индоевропейцев лежит в Юго-Восточной Европе (Балканы, Дунай, Карпаты). Археологическими памятниками ранних индоевропейцев являются культуры энеолита этого региона. Заселение индоевропейцами Европы произошло довольно рано, в Азии они появились позднее;
II. Прародина индоевропейцев расположена в степях северного Причерноморья (Украина и Юг России). Археологические памятники ранних индоевропейцев - древности ямной либо среднестоговской культур. В Центральной и, тем более Западной, Европе индоевропейцы появились довольно поздно, лишь в эпоху бронзы, одновременно они расселялись на юг и восток, проникая в Иран и Индию;
III. Прародина индоевропейцев лежит в области Армянского нагорья и Курдистана (стык границ современных Турции, Ирана, Ирака, Армении). Археологические памятники их неустановимы. Миграция индоевропейцев шла в двух направлениях - предки греков, фракийцев, фригийцев и анатолийцев ушли с прародины на запад, остальные на восток, откуда одна часть расселилась в Иране и Индии, а прочие, двигаясь в обход Чёрного моря, через Украину, проникли в Европу с востока;
IV. Первичная прародина индоевропейцев лежит в пределах армянского нагорья. Отсюда индоевропейцы довольно рано, ещё будучи единым небольшим народом, мигрировали через Кавказ в Причерноморье, где, на своей вторичной прародине, завершили формирование языка и культуры. Археологические памятники первичных протоиндоевропейцев - какие-то из поселений раннего неолита Ближнего Востока. Памятники вторичной прародины - древности среднестоговской культуры. Миграции с этой территории шли в основном на запад. Первую волну составили греки, анатолийцы, армяне и фригийцы, двинувшиеся на Балканы, а уже оттуда, через Босфор и Дарданеллы, в Малую Азию. Переселения на восток относятся к более поздним этапам - эпохе развитой бронзы и раннего железа, когда индоиранские племена проникли на Средний Восток и вглубь Индостана.
Отдать предпочтение какой-либо версии довольно трудно. В пользу каждой из них есть свои аргументы. Есть аргументы и против каждой из них. Окончательное решение, по всей видимости, дело будущего.
Что касается дальнейшей истории индоевропейцев, ясности здесь несколько больше.
Практически все соглашаются с тем, что распад индоевропейской общности происходил поэтапно. Ещё в XIX веке лингвисты выделили в индоевропейском массиве две ветви, получившие названия кентум и сатем. Термины эти представляют собой всего лишь название числительного сто, соответственно на латыни и санскрите. Основой же для разделения была сделана судьба общеиндоевропейского согласного k в определённых позициях. Языки где оно сохранилось в неприкосновенности отнесли в "кентум" группу, те же, где оно трансформировалось в s - в "сатем" группу.
Правда позднее выяснилось, что не всё так просто. В ряде языков переход k в s был непоследовательным и частичным, да и анализ сходства языков по другим показателям выявил, что деление "кентум-сатем" отражает не генетическое, обусловленное общностью происхождения, родство, а что-то иное. В результате сейчас от этой концепции отказались, но её отголоски в индоевропеистике довольно сильны и поныне.
Ныне считается, что процесс дробления индоевропейской общности был более сложным. Сравнительно рано обособились от единого ствола анатолийские языки, возможно, что и греческие. Остальные распалось на "протоевропейскую ветвь", объединившую диалекты позднее лёгшие в основу языков распространившихся в Европе - италийских, иллирийских, кельтских, германских, славянских, балтских, а также тохарских, в раннем Средневековье зафиксированных в Северо-Западном Китае, и позднее исчезнувших.
Особняком от этой большой ветви родственных диалектов развивались фракийские и индоиранские языки, а также армянский и фригийский.
Археологическими памятниками существования "протоевропейской ветви" обычно считают древности культур шнуровой керамики и боевых топоров, а также их преемниц - культур полей погребений. С носителями индоиранских языков уверенно связывают племена срубной культуры, и несколько менее уверенно - ямной. Анатолийские племена известны не столько археологам, сколько историкам. Хетты, один из народов этой группы, освоили письменность уже в XVIII веке до н.э. Греки отстали от них ненамного, письменные памятники древнегреческого языка известны с XIV века до н.э.
Прочие индоевропейские народы пока ещё не нашли чёткого места на археологической карте древнейшего периода и чётко фиксируются лишь в эпоху железа.
Тем не менее, наблюдение Джонса оказалось верным. Начатое им продолжили немецкие и русские филологи. Среди первых, кстати говоря, были и братья Гримм, больше известные у нас как авторы сказок. Менее известно, что братья Якоб и Вильгельм Гримм были выдающимися филологами и фактически создали современный литературный немецкий язык, до того существовавший как набор отдельных диалектов.
Окончательно концепцию индоевропейских языков, их родства и происхождения, сформулировал ещё один немецкий лингвист Август Шлейхер. Он первым установил, что предком всех индоевропейских языков был не санскрит, как считали раньше, а некий ныне исчезнувший и совершенно самостоятельный язык. Шлейхер попытался реконструировать этот язык, и, увлёкшись, даже пробовал писать на нём.
Следствием того, что наиболее активно разработкой индоевропейской тематики занимались немецкие лингвисты стало то, что довольно долго господствовал другой термин - "индогерманский", и лишь позднее он был заменён на общепринятое ныне "индоевропейский".
Многие чисто лингвистические вопросы в отношении индоевропейских языков были решены ещё в XIX столетии. Более сложным оказался вопрос о том, каков был народ, чей язык породил самые распространённые на Земле наречия. Этой проблемой учёные занимались практически с самого возникновения индоевропеистики, но не особенно преуспели.
Результаты их деятельности можно сформулировать следующим образом:
Праиндоевропейский народ существовал как единое целое в эпоху энеолита (об этом свидетельствует то, что в древнейшем индоевропейском языке было слово обозначавшее металл вообще), но уже распался к началу эпохи бронзы (терминов для обозначения различных металлов - меди, бронзы и тем более железа - у праиндоевропейцев не было).
Праиндоевропейцы были знакомы с земледелием и скотоводством, разводили лошадей, и использовали колёсные повозки (соответствующие слова в их языке были).
Праиндоевропейцы жили в горно-лесистой местности, довольно далеко от моря. (В их языке были слова для обозначения различных деревьев, гор и возвышенностей, но не было термина для обозначения моря, слово обозначавшее большой водоём, в позднейших языках приобрело разные и довольно несходные значения - например русское море и германское marsch - "болото, болотистая низина").
Праиндоевропейский язык содержал довольно много заимствований из языков переднеазиатского круга - семитских, картвельских, северо-кавказских. Возможно даже, что на ранних этапах своего развития, праиндоевропейцы ассимилировали некое население говорившее на каком-то северо-кавказском диалекте, что оказало сильное влияние на развитие их языка.
Разделение индоевропейских языков началось не позднее рубежа III и II тыс. до н.э., древнейшие письменные памятники уже самостоятельных индоевропейских языков - хеттского и греческого - относятся к XVIII - XIV вв. до н.э.
На основе этих данных были сделаны определённые выводы. Время существования индоевропейского праязыка определяется как IV - III тыс. до н.э. Время первичного распада - как III тыс. до н.э. Значительно сложнее вопрос о месте существования праиндоевропейцев, направлениях и масштабах их миграций.
Тут существуют следующие наиболее обоснованные концепции:
I. Прародина индоевропейцев лежит в Юго-Восточной Европе (Балканы, Дунай, Карпаты). Археологическими памятниками ранних индоевропейцев являются культуры энеолита этого региона. Заселение индоевропейцами Европы произошло довольно рано, в Азии они появились позднее;
II. Прародина индоевропейцев расположена в степях северного Причерноморья (Украина и Юг России). Археологические памятники ранних индоевропейцев - древности ямной либо среднестоговской культур. В Центральной и, тем более Западной, Европе индоевропейцы появились довольно поздно, лишь в эпоху бронзы, одновременно они расселялись на юг и восток, проникая в Иран и Индию;
III. Прародина индоевропейцев лежит в области Армянского нагорья и Курдистана (стык границ современных Турции, Ирана, Ирака, Армении). Археологические памятники их неустановимы. Миграция индоевропейцев шла в двух направлениях - предки греков, фракийцев, фригийцев и анатолийцев ушли с прародины на запад, остальные на восток, откуда одна часть расселилась в Иране и Индии, а прочие, двигаясь в обход Чёрного моря, через Украину, проникли в Европу с востока;
IV. Первичная прародина индоевропейцев лежит в пределах армянского нагорья. Отсюда индоевропейцы довольно рано, ещё будучи единым небольшим народом, мигрировали через Кавказ в Причерноморье, где, на своей вторичной прародине, завершили формирование языка и культуры. Археологические памятники первичных протоиндоевропейцев - какие-то из поселений раннего неолита Ближнего Востока. Памятники вторичной прародины - древности среднестоговской культуры. Миграции с этой территории шли в основном на запад. Первую волну составили греки, анатолийцы, армяне и фригийцы, двинувшиеся на Балканы, а уже оттуда, через Босфор и Дарданеллы, в Малую Азию. Переселения на восток относятся к более поздним этапам - эпохе развитой бронзы и раннего железа, когда индоиранские племена проникли на Средний Восток и вглубь Индостана.
Отдать предпочтение какой-либо версии довольно трудно. В пользу каждой из них есть свои аргументы. Есть аргументы и против каждой из них. Окончательное решение, по всей видимости, дело будущего.
Что касается дальнейшей истории индоевропейцев, ясности здесь несколько больше.
Практически все соглашаются с тем, что распад индоевропейской общности происходил поэтапно. Ещё в XIX веке лингвисты выделили в индоевропейском массиве две ветви, получившие названия кентум и сатем. Термины эти представляют собой всего лишь название числительного сто, соответственно на латыни и санскрите. Основой же для разделения была сделана судьба общеиндоевропейского согласного k в определённых позициях. Языки где оно сохранилось в неприкосновенности отнесли в "кентум" группу, те же, где оно трансформировалось в s - в "сатем" группу.
Правда позднее выяснилось, что не всё так просто. В ряде языков переход k в s был непоследовательным и частичным, да и анализ сходства языков по другим показателям выявил, что деление "кентум-сатем" отражает не генетическое, обусловленное общностью происхождения, родство, а что-то иное. В результате сейчас от этой концепции отказались, но её отголоски в индоевропеистике довольно сильны и поныне.
Ныне считается, что процесс дробления индоевропейской общности был более сложным. Сравнительно рано обособились от единого ствола анатолийские языки, возможно, что и греческие. Остальные распалось на "протоевропейскую ветвь", объединившую диалекты позднее лёгшие в основу языков распространившихся в Европе - италийских, иллирийских, кельтских, германских, славянских, балтских, а также тохарских, в раннем Средневековье зафиксированных в Северо-Западном Китае, и позднее исчезнувших.
Особняком от этой большой ветви родственных диалектов развивались фракийские и индоиранские языки, а также армянский и фригийский.
Археологическими памятниками существования "протоевропейской ветви" обычно считают древности культур шнуровой керамики и боевых топоров, а также их преемниц - культур полей погребений. С носителями индоиранских языков уверенно связывают племена срубной культуры, и несколько менее уверенно - ямной. Анатолийские племена известны не столько археологам, сколько историкам. Хетты, один из народов этой группы, освоили письменность уже в XVIII веке до н.э. Греки отстали от них ненамного, письменные памятники древнегреческого языка известны с XIV века до н.э.
Прочие индоевропейские народы пока ещё не нашли чёткого места на археологической карте древнейшего периода и чётко фиксируются лишь в эпоху железа.
Відповіді
2003.07.30 | Анатолій
Дякую, Навігаторе, це чисто європейська версія...
І якщо Ви уважно на неї подивитеся, то це є чисто християнська, а точніше савеліянська версія розповсюдження індо-оріїв.Що в ній неточно- а те, що в цій версії відсутні слов"яни. Тобто, справжня культура, за савеліянським підходом, прийшла на Русь разом з її хрещенням. Отакої.
А якщо уважно вивчити Велескнигу, то постає дещо інша картина. Раджу Велескнигу вивчати у перекладі Яценка. Цей автор переклав її досить не погано. В усякому разі без своїх доповнень, які зробили такі хлопці, як Асов-Барашков та Данилов.
Справа у тому, що якщо вивчити археолгію Трипілля, знати дохристиянське П%
2003.07.30 | Анатолій
Re: Дякую, Навігаторе, це чисто європейська версія...
І якщо Ви уважно на неї подивитеся, то це є чисто християнська, а точніше савеліянська версія розповсюдження індо-оріїв.Що в ній неточно- а те, що в цій версії відсутні слов"яни. Тобто, справжня культура, за савеліянським підходом, прийшла на Русь разом з її хрещенням. Отакої.
А якщо уважно вивчити Велескнигу, то постає дещо інша картина. Раджу Велескнигу вивчати у перекладі Яценка. Цей автор переклав її досить не погано. В усякому разі без своїх доповнень, які зробили такі хлопці, як Асов-Барашков та Данилов.
Справа у тому, що якщо вивчити археолгію Трипілля, знати дохристиянське Православ"я, вивчати літературні джерела, такі як Велескнига, Пісня Бояна, Закони Ора, Слов"янські Віди, то слов"янські народи постають за своєю культурою, духовністю та економічним устроєм - на голову, ато і на дві вище за тих, так званих європейців, які ходили у них у підмайстерах, коли слов"яни були справжніми майстрами. Хотів сказати в рабах, але я точно знаю з тих же джерел, що слов"яни не мали та не знали рабства. Це дуже неприємно говорити цим хлопцям, отож вони і розповсюджують версії щодо відсутності слов"ян на європейській арені.
Отже, та нехай собі як знають, божеволіють, конають, нам своє робить...
Анатолій
2003.07.30 | Navigator
У кожного народу є зоряні часи. Були і в нас. І будуть (-)
2003.08.10 | Абакумов А. В. (3)
Re: Левантоцентристская (в отношении прародины) концепция
Шестая (и последняя [из реально фигурируемых в науке]) по убедительности.Есть ещё (кроме этой гамкрелидзевской) балкано-карпатская, дунайская, северо-центральноевропейская, казахстанская (поздняя Гимбутас !) и восточноевропейская (А. Я. Брюсов -- С. С. Березанская).
Насчёт последней из перечисленных см. http://slavica.maillist.ru/abakumov/?mat=49&rubr=12
А. В.