МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Так ось звідки вираз "русяві" пішов...

12/11/2003 | Габелок
http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv163.htm

Известно, что асы играли важную роль в хазарской армии и администрации. Некоторые из них становились командирами высшего ранга (тарханами). Одному из таких асских тарханов была отдана под командование крепость неподалеку от хазарской столицы Итиль [260]. Другой, по имени Юри, был влиятельным чиновником в городе Сугдея (Сурож) в Крыму в конце восьмого века [261].

Некоторые из асских кланов, а среди них и те, что жили в Приазовье, были известны, по крайней мере, с четвертого века как рухс-асы ("светлые асы"), или роксоланы, или рокасы (рогасы) [262].

В пятом веке патриарх Прокл, комментируя гунно-аланское вторжение, ссылается на пророчество Иезекииля о народе "рос" (Rvz) [263]. В компиляции, известной как "Церковная история" Захария Ритора (555 г.), среди племен, живших к северу от Кавказа, упоминается одно под названием "хрос" [264]. Согласно А.П. Дьяконову, это сирийская транскрипция греческого слова Rvz [265].

По всей видимости, это то самое племя, которое имел в виду Прокл.

Если мы сравним сообщение Захарии о хросах со свидетельством Прокопия о восточной группе антов [266], мы видим, что как хросы, так и восточные анты проживали на одной и той же территории, к северу от Азовского моря. Несомненным выводом из этого является то, что хросы должны быть отождествлены с одной из групп восточных антов. Несомненно, "хрос" (Rvz), как и "рок-ас", или "рухс-ас", - это название одного и того же антского клана. В связи с этим можно добавить, что в некоторых восточных источниках девятого и десятого веков Дон называется Русской, или Славянской рекой [267]. Точно так же анонимный географ седьмого века из Равенны указывает, что народ роксоланов проживал в районе Дона [268]. Он также упоминает город Малороса (Мал-и-Рос) в устье Кубани [269].

Все эти названия являются разными вариациями и транскрипциями одного и того же исходного названия: рухс-ас.

От Ибн-Русты мы узнаем, что рухс-асы, или клан рухов, считался наиболее значительным среди северокавказских аланских кланов [270]. Таким образом, росы (русь, рось), чье имя по прошествии времени было присвоено пришельцам из Скандинавии, первоначально были ирано-славянским племенем. Русы, упоминаемые Балами в персидском переводе "Истории" Табари в связи с событиями 643 г., должно быть, были теми же самыми рухс-асами. Согласно Балами, когда авангард арабской армии подошел к Дербенту, его правитель сделал следующее заявление арабскому командиру: "Я зажат меж двух врагов, хазар и русов. Последние - враги всего мира (т.е. всего Северного Кавказа). Поскольку одни мы знаем, как воевать с ними, давайте воевать с ними вместо взыскивания с нас дани" [271]. В рассказе Балами нет ничего неприемлемого. Вполне возможным представляется, что рухс-асы помогали хазарам в их попытках установить контроль над Дербентом - одним из проходов в Закавказье [272].

Поскольку асы и русы имели поселения и на нижнем Дону, и в устье Кубани, можно предположить, что у них, должно быть, были корабли для плавания по Азовскому морю или вдоль его берегов.

Примечательно, что среди слов, заимствованных мадьярами у славян, мы обнаруживаем слово ladir [273] ("лодка", от славянских "лодия", "лодка").

Под защитой хазар рус-асы в Азовском регионе жили в мире и довольстве около столетия, за исключением тех случаев, когда они должны были оказывать помощь господствующему над ними народу в защите кавказских горных проходов от арабов. Однако, настало время, когда хазары больше не в состоянии были сдерживать своих врагов. В 737 г. арабский военачальник Марван прорвал линию хазарской обороны и вторгся не только на территорию Северного Кавказа, но и в район нижнего Дона. Двадцать тысяч славян (то есть асов, или русов) было взято в плен и отправлено в Сирию, где они были расселены вдоль границы с Византией, чтобы охранять неприкосновенность Халифата [274].

Відповіді

  • 2003.12.13 | Габелок

    Re: Боляри

    Взято з відти ж.

    http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv163.htm

    "Булгарская орда состояла из нескольких кланов (ogus) и подкланов, частью тюркского, но частью также и угорского происхождения.

    Старший в правящем клане носил титул хана, или "славного хана", как мы можем перевести булгарский эпитет uvigi (ubigh) по аналогии с куманским evegu, что означает "высокий", "славный" [212]. На официальных приемах в своем дворце хан появлялся в одеянии, расшитом бисером; но носил драгоценное ожерелье (гривну) и браслеты; он был подпоясан пурпурным ремнем, с которого свисал золотой меч; по обе стороны стояли главные бояре, тоже украшенные ожерельями, браслетами и поясами [213].

    Титулами высших булгарских вельмож, как отмечается в источниках, были кавхан, тархан, табар [214]. Они могут быть уподоблены соответствующим титулам в других тюркских государствах этого периода [215]. Старшины кланов были известны как бойлы. Множественное число в тюркском языке от слова "бойл" будет "бойдар" или "бойляр" (по-гречески boliades, boliadez) [216]. Именно от этого слова произошло древнерусское "болярин", во множественном числе - "боляре" [217]. Булгарских витязей называли словами "багайн" или "багатур" [218]."
  • 2003.12.17 | Olel'ko Sivers'kyj

    Re: Так ось звідки вираз "русяві" пішов...

    Вернадський непоганий iсторик, але вiн помиляється, коли вiн виводить русь з "асiв".

    Слово "Русь" пов'язане з певним етносом. Не можна називати руськими скiфo-cарматських "баб" тiльки тому, що вони знаходяться в Українi. Русь не завжди жила в Українi. Вона прийшла туди, потiм
    змушена була залишити Україну, ще пiзнiше, десь з VII-VIII ст., повернулася остаточно. За будь яких умов не можна пов'язувати русь з болгарами чи тим паче з хозарами.

    Справа у тому, що Польща та Московiя, бажаючи захопити Україну, намагалися зробити ревiзiю її iсторiї. Поляки виводили своє походження вiд сарматiв, див., наприклад,

    http://slimak.sciaga.pl/prace/praca/539.htm

    Отже, щоб довести, щр "немає нiякої Русi" - все це просто частина Польщi, вони пропагували iдею походження українцiв так саме вiд сарматiв або близьких до них етносiв пiвнiчного Кавказу.

    На формування московитинського народу сильний вплив мали кiпчаки. Намагаючись довести, що й українцi теж саме такi, московськи iсторики шукали те перебiльшували будь якi хозарськi та болгарськi впливи на Україну.

    Вернадський правильно пише, що Русь iснує в Українi щонайменш з IV ст., див.

    http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv172.htm#vgv172para04

    "Мы уже говорили в предшествующих главах о многих случаях раннего употребления названия "русь", или "рось" в Южной Руси. Вряд ли можно отрицать, что оно существовало там, по крайней мере с четвертого века. В качестве резюме наших предыдущих доводов следует сказать, что само название изначально было связано с одним из аланских кланов - светлыми асами (рухс-асами). Не позднее начала девятого века название присвоили себе шведские воины, установившие контроль над донской и азовской территориями."

    Але вiн, дотримуючись iснуючих у московськiй iсторичнiй науцi про-гунських позицiй, неправильно пов'язував початок русi з аланами. Звичайно, пiсля нападу гунської орди частина руського населення пiдпала пiд владу гунiв та їх cоюзникiв аланiв, тому серед аланiв з'явилися "русявi".

    Якщо шукати справжнiй початок Русi, прийнаймнi початок її життя в Українi, треба звернутися до до-гунського перiоду, про який Вернадський пише у http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv133.htm#vgv133para09

    Треба також мати на увазi, що мiж германськими та слов'янськими народами, що приймали участь у створеннi готської держави в Українi II-IV ст. по Р.Х. приймали участь не тiльки готи, герули, гепiди та бургунди, а й народ ругiв, яких Вернадський тут не згадує (деякi iсторики вважають, що руги та герули були єдиним народом, Вернадський, мабуть теж). Вiн пише про них далi, де йдеться вже про боротьбу з гунами "Падение империи гуннов":

    http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv142.htm#vgv142para05

    "После смерти Аттилы власть в Гуннском ханстве была поделена между его сыновьями, ни один из которых не унаследовал организаторских способностей своего отца. Момент для восстания подавленных народов казался подходящим. Была сформирована коалиция германских племен, сплотившая гепидов, ругов и герулов. Остготы держались в стороне от схватки. Один из сыновей Аттилы Еллак попытался сокрушить восстание, но его силы были недостаточны для этой задачи. Его армия была разбита и сам он пал в битве (454 г.). Единство гуннов было
    сокрушено этим поражением. Остатки орды Еллака направились на восток от Карпат."

    Коли у IV ст. гуни знищили готську державу в Українi, частина мешканцiв втiкли на пiвнiч, до Балтики. Остготи, герули та руги були змушенi пiдкоритися готам та приймати участь у їх походах. Вестготи та бургунди, сильно побитi, проте все ж непiдкоренi, продовжували спротив, поступово вiдходячи на Захiд (темi боротьби бургундiв з гунами присвячена "Пiсня про Нiбелунгiв"). У 451р. по Р.Х. об'єднанi сили римлян, вестготiв, бургундiв, франкiв та iн. зупинили наступ гунiв (битва на Каталаунських полях на сходi Галiї). Невздовзi
    гунський хан Атiла помер, а у його володннях почалося безвладдя, коли руги й здобули незалежнiсть.

    Внаслiдок цих подiй вестготи, бургунди на франкi захопили захiднi провинцiї Римсьскої iмп., а остготи, герули та руги - пiвнiчну Iталiю, Австрiю, Баварiю та Моравiю, див.

    http://www.angelfire.com/tx5/texasczech/Slav%20Origins/Migration%20of%20Nations.htm

    "The Rugii settled in the Over-Danubian part of Lower Austria under the leadership of their king Flaccitheus. The seat of the Rugii Kings was Krems. Their kingdom bordered in the northeast to the domain of the Heruls, who had conquerred and occupied South Moravia, the eastern part of the Lower-Austrian Weinviertel and the Slovak
    Zahorie with the remainder of the Suebi (former Quadi), who remained in the area even after the departure of their kinsmen in 406."

    http://freepages.history.rootsweb.com/~catshaman/24erils4/0horse2.htm

    "In this essay we shall see in short at the history of the Heruli / Eruli. Then it is about the military tribe and not much about their source and relatives in Scandinavia called Erils or as they wrote "Ek ErilaR = I th we Eril. That is to make the distinction between mainly legionaries in Rome and Erils making a normal life in North.

    Some use the terms east/ south/ west Heruli but that is just confusing and was not used in those days. In the list were they are mentioned there is only one people "Heruli gens". However the term Eril covers several tribes in Scandinavia and there were several groups of Heruli. The Frieslandn belonged surely to the Erils and they were known as Heruli from the Ocean but sometimes named Frieslandns. The Rugi came from Pomerania and settled in Bavaria
    and are normally called Rugi but they belonged to the Heruli/ Erils."

    http://media.catholic.by/nv/n4/art13.htm

    "блiжэйшая дзяржава ругаў - племенi невядомага паходжання, якое гiсторык готаў Ёрдан выводзiў з Прыбалтыкi. Частка ругаў у час Вялiкага Перасялення павандравала па Еўропе разам з готамi, пакiдаючы тут як памяць пра сябе шэраг тапонiмаў. У крынiцах сустракаецца шмат назваў, якiя, на думку даследчыкаў, так альбо iнакш звязаныя з ругамi, тыпу: Ругiя, Руя, Рутэнiя, Русiя. Частка ругаў-рогаў-русаў, перамяшаўшыся са славянамi, асiмiлявалася. Верагодна, што
    нейкая групоўка гэтых ругаў, як i готы - арыянаў, утварыла сваю дзяржаву ў Норыку, якая затым увайшла ў склад Вялiкай Маравii. Мiж iншым, у пiсьмовай традыцыi гэтыя русы выступаюць ў ролi рэлiгiйных настаўнiкаў мясцовага славянскага насельнiцтва. Менавiта з iмi можа быць звязана старажытнае азначэнне царкоўнаславянскай пiсьмовасцi i славянскага абраду як «рускiх».Яшчэ Н.К.Нiкольскiм, вядомым даследчыкам славянскiх старажытнасцяў было ўстаноўлена, што ў
    Панонii, якая ўвайшла ў склад Вялiкамараўскай дзяржавы, «рускiм пiсьмом» называлi глаголiцу. У мiнулым стагоддзi
    П.Прэйсам i I.I. Сразнеўскiм выказвалiся меркаваннi пра першапачатковае ўжыванне глаголiцы як тайнапiсу для ўтойвання
    нейкiх ерасяў. Не выключана, што ёю раней маглi з гэтаю мэтаю карыстацца готы (бо часам глаголiцу называлi таксама
    «гоцкiм пiсьмом») а затым - ругi".

    http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_573.htm

    "Одоакр (ок.431-493) - вождь германского племени скиров, предводитель одного из наемных герм. отрядов в армии императоров Зап. Рим. империи. 23 августа 476 г. (эта дата условно считается началом средних веков) Одоакр сместил последнего рим. императора - малолетнего Ромула Августула, провозгласил себя «королем Италии»
    и стал править сам, отказавшись, впрочем, от императорского титула. Правил Италией до 493 г., пока не был убит предводителем остготов Теодорихом Великим, образовавшим в Италии Остготское государство.

    Вождь русинов и других племен Одоакр захватывает г. Юваву и убивает св. Максима с учениками (477 г.). В Австрии, в г. Зальцбурге (в древности Ювава), в катакомбах при церкви св. Петра находятся останки
    св. Максима и его учеников, которые были убиты вождем русинов Одоакром в 477 году. Это засвидетельствовано плитой, на которой написано по-латыни: "Лета Господня 477. Одоакр, вождь русинов (рутенов), геппиды, готы, унгары и герулы, свирепствуя против Церкви Божией, блаженного Максима с его 50 товарищами, спасавшихся в этой пещере, из-за исповедания веры, сбросили со скалы, а провинцию Нориков опустошили мечом и огнем". Фото этой плиты помещено
    на стр. 337 нашей большой работы (вып. 4, стр. 336-352). Плита эта сравнительно позднего происхождения (первая четверть XVI века), но аутентичность надписи не подлежит сомнению. Кости мучеников неоднократно переносились из нижних пещер в верхние, почти наверное можно сказать, что тяжелая каменная плита при этом переносилась (легче, очевидно, было сделать новую, переписав содержание старой).

    За это говорит прежде всего сам текст, перечисляющий племена, более 100 лет назад существовавшие и давно уже сошедшие с поля истории, и, наконец, точно и деловито излагающий несомненные факты. Ни о какой подделке не может быть и речи, ибо предмет этот религиозный, а главное - является свидетельством о славянах на немецкой земле. Нападение Одоакра на Юваву было одним из серии походов во главе целой коалиции племен, когда могущество Рима было поколеблено и когда он пал под ударами "варваров".

    Национальность Одоакра точно не установлена. Разные источники называют его по-разному. Очевидно, потому, что он был вождем группы племен. А поэтому в зависимости от роли того или иного племени в исторических событиях их вождь относился то к одному, то к другому племени. Эти указания имеют отношение не столько к национальности, к которой Одоакр принадлежал, сколько к его роли в истории данного племени. Однако у Иордана в его "Романа", попутно сказано, что Одоакр был ругом (genere Rogus). Кстати сказать, еще лишнее доказательство отождествления русинов и рутов.

    Ничего не дает, к сожалению, и анализ его имени. Во-первых, оно фигурирует в самых разньи вариантах (Одонацер, Одоахар, Одовахар, Одоахрос и т. д.). И мы не знаем, какой из вариантов более верен. А во-вторых, в отношении отца Одоакра в истории существует неясность, и мы не имеем достаточно солидных данных, чтобы окончательно установить его национальность. Интересно, однако, отметить, что в 1648 году гетман Богдан Хмельницкий обратился по случаю войны с
    Польшей к казакам с воззванием, в котором он призывал следовать примеру их славных и воинствующих предков, владевших под руководством Одонацера (Одоакра) 14 лет Римом. Таким образом, еще в 1648 году украинские казаки официально считали Одоакра и его русинов своими предками. И это, конечно, стало им известно не благодаря каменной плите в Зальцбурге. Эта традиция была настолько сильна, что, когда Богдан Хмельницкий умер в 1657 году, Самийло Зорка, генеральный писарь Запорожского войска, стоя у гроба, говорил: "Милый
    вождю! Древний русский Одонацер!" Иначе выражаясь, он сравнивал по значению Хмельницкого со значением в древности Одоакра. С годами эта традиция (верна ли она или нет - неважно), связывавшая украинских казаков с русинами Одоакра, исчезла ввиду утраты ими государственности, а московиты того времени ее вовсе не имели, однако документы уцелели и историческая нить восстанавливается.

    Русские историки в глубь веков дальше Рюрика и Олега не заглядывали. А между тем "русины" Олега имели гораздо более древнюю историю, уводившую их на запад вне пределов того, что называлось Россией. Истинный ход событий, однако, будет рано или поздно восстановлен.

    Таким образом, уже во второй половине V века племя русинов, или ругов, играло в средней Европе настолько крупную роль, что возглавляло союз племен, опрокинуло Рим и 14 лет им владело. Казалось бы, столь важное событие должно было обратить внимание советских историков. Между тем нам неизвестны не только статьи по этому поводу, но хотя бы упоминания о нем. Советская наука хранит гробовое молчание о плите в Зальцбурге. Писать о каком-нибудь крестьянском восстании в
    Византии в V веке они могут, а что делали русины в средней Европе в
    это время, они просто не знают. И не интересуются этим."

    Та частина стародавнiх мешканцiв України, що вiдiйшла на Захiд, поступово злилася з мiсцевими римлянами чи кельтами (проте вестготська Аквiтанiя ще довго були досить несхожею на решту Францiї -про це свiдчить, напр.,альбiгойський хрестовий поход; середньовiчна Бургундiя теж мала багато особливих рис), або, у випадку Австрiї, Cловенiї, Хорватiї та Моравiї, все ж зберiгла свою етнiчнсть, вiдповiдно до того, який елемент домiнував у кожному кланi - германський чи слов'янський (проте навiть у XVIII ст. лише умовно можна було визачити, напр., нацiональнiсть Йозефа
    Гайдна - був вiн хорватом чи австрiйським нiмцем). Цiкаво також вiдзначити, що, у захiднiй Українi завдяки спочатку Моравiї, потiм - Русi та Австрiї зв'язки з минулим майже повнiстю зберiгалися.

    Та частина стародавнiх мешканцiв, що втекла до Балтики, дуже швидко, невздовзi пicля смертi Атiли, почала шукати шлях повернутися додому. Проте це було нелегко, бо, хоч гуннської орди вже не було, її колишнi складовi частини були ще досить сильними та агресивними. Це були власне тюрки (вiд них походять так званi кiпчаки - давнi хозари,
    печенегi та половцi, а також сучаснi мешканцi пiвнiчного Кавказу, Волги та захiдного Казахстану), а також тюркiзованi cлов'яни - булгари (вiд них походять сучаснi болгари, а також чуваши та значна частина московитiв) та тюркiзованi угро-фiни - давнi мадьяри (вiд них походять сучаснi угорцi та деякi Волги - якщо не помиляюся, мордва).
    Боротьба з булгарами, мадьярами та хозарами була дуже важкою, i руги -рутени з Балтики не могли закрiпитися на суходолi. Натомiсть вони поступово, вже десь у V - VI ст. оволодiли водним шляхом з Балтики до Чорного моря по Зах. Двинi та Днiпру. Кий та його супутники були, ймовiрно, серед тих, хто вiдновлював цей шлях та будував
    рутенськi фортецi уздовж цього шляху. Проте боротьба була довгою та жорстокою.
    Iнодi сил мешканцiв фортець не вистачало, тому мадьяри чи хозари регулярно захоплювали їх, знищували чи змушували визнати свою владу. Боротьба ругiв проти степовикiв не мала б, мабуть, великих шансiв на успiх, якби в них не знайшовся союзник.

    У VII-VIII cт. посилюється середньовiчна Скандинавiя. Скандинави, особливо шведи, опановують пiвденну та схiдну Прибалтику та починають, значною мiрою пiд впливом ругiв, з якими вони поступово
    змiшувалися, наступ у регiон Чорного моря та Приазов'я. З часiв Аскольда, Рюрiка та Олега Русь вже остаточно закрiпилася в Українi, i далi вся українська iсторiя назавжди стає руською.

    http://geo.1september.ru/2002/11/3.htm

    "Поморскую русь помещали в разных местах указанной территории, например в области славянского племени
    вагров, близ границы государства Каролингов. Но большинство исследователей связывали эту русь с островом
    Рюген в Балтийском море; по-немецки остров именуется Rugen, в латинском языке он обозначался как Rugia,
    в польском Rana из древнего славянского имени Rujana и т. д. Среди западнославянских племен раны (ружане,
    рушане, руяне, рус(с)ы, руги) были известны своей храбростью. В то же время историкам средневековья было
    знакомо племя ругии, которое они относили к германцам (готам), выходцам из Скандинавии.

    Попытку доказать существование прибалтийской руси и определить ее местоположение на основании сообщений
    современников в западноевропейских и арабских источниках X—XIII вв. предпринял Н.С. Трухачев. Прежде
    всего он стремился объяснить разнообразие именований указанного западнославянского племени. Рушане и
    руги (Rugiani, Rugi) — формы названий, унаследованные от германских ругов, которые в процессе миграции
    германских племен на юг в первых веках нашей эры покинули свою родину, но ее название — Ругия —
    закрепилось в памяти соседних народов. Имя раны (Rani) происходит от собственно славянского наименования
    страны Рана. Употреблявшийся в источниках по отношению к ранам термин Rutheni объясняется тем, что
    немецкие авторы пытались фонетически воспроизвести самоназвание племени русины.

    Но в немецких источниках Х в. киевские русы тоже иногда назывались ругами, хотя немцы знали подлинное
    самоназвание русских еще в первой половине IX в.: в древнегерманских рукописях фигурируют Rhos и Ruzzi.
    Прилагая к киевским русам то же обозначение, которое они привыкли применять к прибалтийским ранам (русинам),
    немецкие источники тем самым отождествляли их между собой. «Вариант названия Rugi нисколько не схож
    фонетически с другими вариантами, которые объединяли киевских и прибалтийских русов (например, Rutheni).
    Возможность случайного фонетического сходства между названиями Киевской Руси и Руси прибалтийской,
    таким образом, устраняется, и мы получаем право объединить восточных и прибалтийских русов в одну
    этническую группу. Одноплеменность киевских и балтийских русин удостоверяется также и русской летописью:
    она отождествляет их, применяя к тем и другим одно и то же название “Русь”», — пишет Н.С. Трухачев.

    Некоторые исследователи считают, что отождествление этнонимов руги и русы в трудах средневековых
    немецких авторов вовсе не было случайным заблуждением. Иногда у одного и того же автора термины Ругия и
    Русь (руги и русы) были однозначны и взаимозаменяемы. Н.С. Трухачев полагает, что это сознательный акт
    этнического отождествления, хотя и вовсе не означавший, что немецкие источники считали киевских русов
    выходцами с острова Рюген. Подобное отождествление наблюдается с Х в. и в течение нескольких столетий,
    причем прибалтийская русь четко локализуется на южном побережье Балтийского моря, иногда прямо на
    острове Рюген. Даже после того как прибалтийские русы в конце XIV в. вымерли, источники продолжали
    называть их страну Русью.

    Далее Н.С. Трухачев делает попытку с данными западноевропейских источников сопоставить известия
    арабских авторов об «острове русов», описание которого, по его мнению, никак не подходит к географическим
    объектам в Восточной Европе и, наоборот, очень подходит к острову Рюген.

    Существование поморской руси, принимаемое Н.С. Трухачевым и другими, ставит под сомнение польский
    историк X. Ловмяньский. Стремясь тем не менее объяснить употребление этнонима Rutheni «руссы» по
    отношению к балтийским славянам, Ловмяньский замечает, что уподобление названий руяны (раны) или
    руги руссам началось довольно поздно и внезапно. Он предполагает, что стремление отождествить руссов и
    ругов было свойственно Киеву, русской историографии, которая повлияла на ученые труды западных авторов.
    Немецкие источники, например, именуют княгиню Ольгу королевой ругов. Отождествление руссов и ругов
    произошло в Киеве, но не в славянской среде, поскольку термины Ругия, руги неизвестны русскому летописанию.
    Это случилось в норманнской среде после прибытия Олега в Киев, то есть не раньше конца IX в."
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2004.01.02 | Мартинюк

      "Рогами" обзивали українців які живуть навколо Львова.

      Це лайливе слово успадкували від колишньої неукраїнської більшості населення Львова) навіть теперішні львівяни- українці ( у формі рогуль, рох (русифікована форма -рАгуль). Слово вочевидь старе, і вживається для лайливого означення неміського, чужого , агресивно-варварського .


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".