Як цікаво стали описувати росіяни давнішу історію Москви
04/06/2006 | Navigator
http://kursy.rsuh.ru/istoria/moskva
История Москвы
Расселение славян в Москворечье представляет собой один из самых загадочных вопросов в истории Москвы. Вообще, историки и археологи до сих пор не имеют четкого представления о том, как происходило продвижение славянских племен в центральные районы Русской равнины: откуда и когда оно началось, как долго происходило, и что, в конце концов, заставило славян решиться на такое переселение. Письменных свидетельств той далекой поры не сохранилось, а в летописях, создававшихся не менее чем через 200—300 лет после переселения, имеются только отрывочные припоминания о давних событиях.
В.В.Седов предположил, что эти таинственные славяне были родственны племенам земледельцев и скотоводов, проживавшим V – VIII вв. в Верхнем Поднепровье и Подвинье . Эта “первая волна” славянского переселения обнаруживается археологами по редким находкам браслетообразных височных колец. В Москворечье эти древнейшие височные кольца были найдены археологами при раскопках Боршевского, Троицкого городищ и городища Луковня. Все эти городища относятся к Дьяковской археологической культуре, которая считается принадлежащей дославянскому финно-угорскому населению, в состав которого в III–IV вв. влилось балтское население из Верхнего Поочья. Возможно, эти находки говорят о том, что в VI–VIII вв. на территории, занятой ранее финно-угорско-балтским населением, стали проживать славяне
Но ведь височные кольца найдены здесь как единичные вещи. Не означает ли это, что славяне из Поднепровья, пришедшие по стопам балтов, всего на 200—300 лет позже их, растворились в массе местного, уже сильно смешанного (можно даже сказать – метисного) населения? И только в некоторых местах на огромной Русской равнине, масса переселенцев могла оказаться настолько велика, что ее язык вытеснил местные говоры. К сожалению, дальше предположений тут идти нельзя, потому что для того, чтобы делать выводы, нужны конкретные знания, материалы раскопок древних памятников, а их до обидного мало.
Как бы там ни было, но “первая волна” славянского переселения почти не оставила после себя следов. Она разбилась о безбрежные просторы лесов и рек, смешалась с местным неславянским населением и – исчезла. Дальнейшая история нашего края еще более загадочна – в VIII в. поселения здесь вообще прекращают свое существование. При этом археологи не находят никаких следов вражеского нашествия, погрома, разорения, пожаров. То есть жившие здесь люди, похоже, не были истреблены какими-нибудь кровожадными завоевателями. Для объяснения этой загадки выдвигались различные предположения. Например, о том, что население в это время оставляет долину Москвы-реки и куда-то уходит. Но куда и почему? На этот вопрос ответа пока нет. Очень может быть также, что эти люди вовсе никуда и не уходили, а просто сменили места своего проживания.
Итак, на 200 или 300 лет над Москворечьем повисает туман неизвестности. Новое переселение славян в этот край начинается, по-видимому, в начале XI века. Правда, в археологической литературе можно встретить сведения о славянских поселениях IX–X вв., но их датировка весьма сомнительна, поскольку основательные раскопки этих поселений не производились. Единственным поселением, подвергавшимся раскопкам широкой площадью, было Жуковское селище, но его материалы не были ни обработаны, ни опубликованы. Кроме него, до недавнего времени были известны еще только 4 селища со столь же ранней датировкой – Покров 5 и Стрелково на р. Пахре, Заозерье и Беседы на р. Москве. Сама их датировка IX веком возникла из-за того, что здесь была найдена лепная керамика, чрезвычайно близкая по своим формам и орнаменту с посудой роменской культуры, оставленной в VIII–XI вв. славянским племенем северян. Здесь следует заметить, что похожая посуда использовалась также вятичами и радимичами. Новейшие исследования показали, что некоторые из подмосковных поселений, относившихся ранее к IX—X вв., в действительности возникли в середине XI в. Разумеется, совершенно исключать возможность появления в Москворечье славян в X в. или того раньше, никак нельзя, однако достоверных данных на этот счет в руках археологов пока нет. Существовали ли здесь еще более ранние поселения славян – вопрос, требующий тщательного изучения, а значит и больших раскопочных работ, на проведение которых средств пока нет.
В XI в. в Москворечье сумели проникнуть только очень небольшие по численности группы славян-радимичей и вятичей, которые, надо думать, хотели избежать феодальной зависимости от киевских князей, сумевших к этому времени подчинить своей власти радимичей и северян, а вятичей заставили платить себе дань. С начала XII в. количество славянских поселений и могильников в Московском крае увеличивалось из года в год. Именно в это время на околомосковских землях встретились вятичи и кривичи, продвигавшиеся навстречу друг другу по долинам рек Москва и Клязьма. Это была уже “третья”, самая массовая, волна славянского переселения. Именно тогда вятичами была полностью освоена вся долина Москвы-реки – от впадения в Оку до самого истока, до всех ее притоков.
Вероятно, еще и в это время наши свободолюбивые предки переселялись сюда, желая ускользнуть от княжеской власти, подальше уйти от главных городских центров, в которых расположились князья со своими дружинами, спастись от их разорительных междоусобных войн.
За изучением вопроса о переселении в Москворечье славян скрывается еще одна загадка истории – пришли ли славяне (радимичи, вятичи и кривичи) в XI–XII вв. в пустынный край или встретили здесь какое-то население? Ведь, как мы уже говорили, неславянские поселения IX–XI вв. археологи здесь пока не нашли, и даже возникло предположение, что в VIII в. предшественники славян куда-то бесследно удалились. Однако есть свидетельства того, что на землях Москворечья славяне встретили какое-то население, и мы даже можем представить себе, что это были за люди. Эти свидетельства – названия больших и малых рек, озер и ручейков, которые в языке славян звучат как бессмыслица, но могут быть переведены с финно-угорских и балтских языков. Из финских языков переводится, например, название озера Шатура, Икша, из балтских – названия рек Протва, Пахра, Истра, Гжель. Возможно, даже имя реки Москва имеет финское происхождение. Как могли бы сохраниться в памяти переселившихся сюда славян непонятные для них имена рек и озер, если бы их не предали им из уст в уста прежние жители этих мест? Значит все-таки жили, жили здесь предшественники славян, общались с ними и передавали свои знания об именах рек. Кто были по языку, культуре и облику эти аборигены? Это могли быть финно-угры, смешавшиеся с балтами, но могли быть и славяне “первой волны” переселения, запомнившие древние названия из уст своих предшественников. И все-таки, скорее всего, жившие здесь в XI в. люди не напоминали новоприбывшим вятичам и радимичам братьев-славян. Потому называли их славяне “мерей”. Это имя сохранилось в названии реки Мерской (в современном написании – Нерской), левого притока Москвы-реки. Оставались в Подмосковье и балтские племена. В летописи есть рассказ о походе князя Святослава Ольговича в 1146 г. на племя, носившее чисто балтское имя “голядь” и проживавшее на реке Протве (кстати, также носящее балтское имя). Значит, еще в середине XII века совсем рядом с Москворечьем жило балтское племя! И, между прочим, поселения этого племени до сих пор не обнаружены. Точно так же, возможно, еще предстоит отыскать места проживания тех племен, которых встретили на Москве-реке вятичи и радимичи.
Все эти факты ясно говорят о том, что славяне застали в XI–XII вв. в Московском крае иноязычное население, среди которого наверняка были потомки финно-угров и балтов, а может быть и славян, переселившихся сюда в VI—VIII вв. Встреча с этими аборигенами, вероятно, была мирной. Мы можем предполагать это потому, что во всех других местах, при переселении на земли муромы, мери, веси, ижоры и других финно-угорских племен, славяне не вступали с ними в вооруженную борьбу, а мирно соседствовали. В Москворечье славян поначалу пришло немного, немногочисленным было и местное неславянское население. Вскоре начался процесс их смешивания (ассимиляции), который прослеживается по редким находкам финно-угорских украшений в славянских курганных могильниках (например, в Мякининских курганах на северо-западной границе Москвы). С массовым притоком славян (потомков вятичей и кривичей) в XII в. этот процесс закончился полным растворением остатков финно-угров и балтов в славянской среде.
История Москвы
Расселение славян в Москворечье представляет собой один из самых загадочных вопросов в истории Москвы. Вообще, историки и археологи до сих пор не имеют четкого представления о том, как происходило продвижение славянских племен в центральные районы Русской равнины: откуда и когда оно началось, как долго происходило, и что, в конце концов, заставило славян решиться на такое переселение. Письменных свидетельств той далекой поры не сохранилось, а в летописях, создававшихся не менее чем через 200—300 лет после переселения, имеются только отрывочные припоминания о давних событиях.
В.В.Седов предположил, что эти таинственные славяне были родственны племенам земледельцев и скотоводов, проживавшим V – VIII вв. в Верхнем Поднепровье и Подвинье . Эта “первая волна” славянского переселения обнаруживается археологами по редким находкам браслетообразных височных колец. В Москворечье эти древнейшие височные кольца были найдены археологами при раскопках Боршевского, Троицкого городищ и городища Луковня. Все эти городища относятся к Дьяковской археологической культуре, которая считается принадлежащей дославянскому финно-угорскому населению, в состав которого в III–IV вв. влилось балтское население из Верхнего Поочья. Возможно, эти находки говорят о том, что в VI–VIII вв. на территории, занятой ранее финно-угорско-балтским населением, стали проживать славяне
Но ведь височные кольца найдены здесь как единичные вещи. Не означает ли это, что славяне из Поднепровья, пришедшие по стопам балтов, всего на 200—300 лет позже их, растворились в массе местного, уже сильно смешанного (можно даже сказать – метисного) населения? И только в некоторых местах на огромной Русской равнине, масса переселенцев могла оказаться настолько велика, что ее язык вытеснил местные говоры. К сожалению, дальше предположений тут идти нельзя, потому что для того, чтобы делать выводы, нужны конкретные знания, материалы раскопок древних памятников, а их до обидного мало.
Как бы там ни было, но “первая волна” славянского переселения почти не оставила после себя следов. Она разбилась о безбрежные просторы лесов и рек, смешалась с местным неславянским населением и – исчезла. Дальнейшая история нашего края еще более загадочна – в VIII в. поселения здесь вообще прекращают свое существование. При этом археологи не находят никаких следов вражеского нашествия, погрома, разорения, пожаров. То есть жившие здесь люди, похоже, не были истреблены какими-нибудь кровожадными завоевателями. Для объяснения этой загадки выдвигались различные предположения. Например, о том, что население в это время оставляет долину Москвы-реки и куда-то уходит. Но куда и почему? На этот вопрос ответа пока нет. Очень может быть также, что эти люди вовсе никуда и не уходили, а просто сменили места своего проживания.
Итак, на 200 или 300 лет над Москворечьем повисает туман неизвестности. Новое переселение славян в этот край начинается, по-видимому, в начале XI века. Правда, в археологической литературе можно встретить сведения о славянских поселениях IX–X вв., но их датировка весьма сомнительна, поскольку основательные раскопки этих поселений не производились. Единственным поселением, подвергавшимся раскопкам широкой площадью, было Жуковское селище, но его материалы не были ни обработаны, ни опубликованы. Кроме него, до недавнего времени были известны еще только 4 селища со столь же ранней датировкой – Покров 5 и Стрелково на р. Пахре, Заозерье и Беседы на р. Москве. Сама их датировка IX веком возникла из-за того, что здесь была найдена лепная керамика, чрезвычайно близкая по своим формам и орнаменту с посудой роменской культуры, оставленной в VIII–XI вв. славянским племенем северян. Здесь следует заметить, что похожая посуда использовалась также вятичами и радимичами. Новейшие исследования показали, что некоторые из подмосковных поселений, относившихся ранее к IX—X вв., в действительности возникли в середине XI в. Разумеется, совершенно исключать возможность появления в Москворечье славян в X в. или того раньше, никак нельзя, однако достоверных данных на этот счет в руках археологов пока нет. Существовали ли здесь еще более ранние поселения славян – вопрос, требующий тщательного изучения, а значит и больших раскопочных работ, на проведение которых средств пока нет.
В XI в. в Москворечье сумели проникнуть только очень небольшие по численности группы славян-радимичей и вятичей, которые, надо думать, хотели избежать феодальной зависимости от киевских князей, сумевших к этому времени подчинить своей власти радимичей и северян, а вятичей заставили платить себе дань. С начала XII в. количество славянских поселений и могильников в Московском крае увеличивалось из года в год. Именно в это время на околомосковских землях встретились вятичи и кривичи, продвигавшиеся навстречу друг другу по долинам рек Москва и Клязьма. Это была уже “третья”, самая массовая, волна славянского переселения. Именно тогда вятичами была полностью освоена вся долина Москвы-реки – от впадения в Оку до самого истока, до всех ее притоков.
Вероятно, еще и в это время наши свободолюбивые предки переселялись сюда, желая ускользнуть от княжеской власти, подальше уйти от главных городских центров, в которых расположились князья со своими дружинами, спастись от их разорительных междоусобных войн.
За изучением вопроса о переселении в Москворечье славян скрывается еще одна загадка истории – пришли ли славяне (радимичи, вятичи и кривичи) в XI–XII вв. в пустынный край или встретили здесь какое-то население? Ведь, как мы уже говорили, неславянские поселения IX–XI вв. археологи здесь пока не нашли, и даже возникло предположение, что в VIII в. предшественники славян куда-то бесследно удалились. Однако есть свидетельства того, что на землях Москворечья славяне встретили какое-то население, и мы даже можем представить себе, что это были за люди. Эти свидетельства – названия больших и малых рек, озер и ручейков, которые в языке славян звучат как бессмыслица, но могут быть переведены с финно-угорских и балтских языков. Из финских языков переводится, например, название озера Шатура, Икша, из балтских – названия рек Протва, Пахра, Истра, Гжель. Возможно, даже имя реки Москва имеет финское происхождение. Как могли бы сохраниться в памяти переселившихся сюда славян непонятные для них имена рек и озер, если бы их не предали им из уст в уста прежние жители этих мест? Значит все-таки жили, жили здесь предшественники славян, общались с ними и передавали свои знания об именах рек. Кто были по языку, культуре и облику эти аборигены? Это могли быть финно-угры, смешавшиеся с балтами, но могли быть и славяне “первой волны” переселения, запомнившие древние названия из уст своих предшественников. И все-таки, скорее всего, жившие здесь в XI в. люди не напоминали новоприбывшим вятичам и радимичам братьев-славян. Потому называли их славяне “мерей”. Это имя сохранилось в названии реки Мерской (в современном написании – Нерской), левого притока Москвы-реки. Оставались в Подмосковье и балтские племена. В летописи есть рассказ о походе князя Святослава Ольговича в 1146 г. на племя, носившее чисто балтское имя “голядь” и проживавшее на реке Протве (кстати, также носящее балтское имя). Значит, еще в середине XII века совсем рядом с Москворечьем жило балтское племя! И, между прочим, поселения этого племени до сих пор не обнаружены. Точно так же, возможно, еще предстоит отыскать места проживания тех племен, которых встретили на Москве-реке вятичи и радимичи.
Все эти факты ясно говорят о том, что славяне застали в XI–XII вв. в Московском крае иноязычное население, среди которого наверняка были потомки финно-угров и балтов, а может быть и славян, переселившихся сюда в VI—VIII вв. Встреча с этими аборигенами, вероятно, была мирной. Мы можем предполагать это потому, что во всех других местах, при переселении на земли муромы, мери, веси, ижоры и других финно-угорских племен, славяне не вступали с ними в вооруженную борьбу, а мирно соседствовали. В Москворечье славян поначалу пришло немного, немногочисленным было и местное неславянское население. Вскоре начался процесс их смешивания (ассимиляции), который прослеживается по редким находкам финно-угорских украшений в славянских курганных могильниках (например, в Мякининских курганах на северо-западной границе Москвы). С массовым притоком славян (потомков вятичей и кривичей) в XII в. этот процесс закончился полным растворением остатков финно-угров и балтов в славянской среде.
Відповіді
2006.04.13 | Мартинюк
Цікаво, однак дещо є незрозумілим.
Наприклад топонімічна калька Галичини на частині теперішньої Московської області - містечка Галич, Коломна ( Коломия), Звенигород , Переяслав і ще дещо. Місцеве сільське населення навіть по зовнішньому вигляду не надто відрізняється від теперішніх галичан.Це особливо добре видно на фоні тих "московитів" з протилежного, північно-східного боку Московської області, які виглядають як лубочно-хрестоматійні "ваньки" з білявими кучерями, широкими обличчями і носами "картошкой", тобто східним угро-фіннами.
Причому різниця йде навіть на рівні характерів, типу мислення та підсвідомих стереотипів - наприклад мені було вражаюче легше порозумітися з південно-західними "московітами" аніж з їх північно-східними "земляками".
Очевидно були якісь хвилі переселення, а успіх переселенців визначався новими сільськогосподарськими технологіями, які вони приносили зх собою, і таким чином могли прогодувати більшу кількість своїх потомків, дружинникиів, бояр та князів.
Вельми цікаве для мене твердження про зникнення поселеннь у VIII столітті. Недавно я прочитав про велике похолодання, яке відбулося у той час у Європі. Наприклад у 762 році Чорне море замерзло повністю і люди мандрували з Криму в Малу Азію пішки по льоду. Можливо після цього почалося потепління і словяни почали займати спустілі території.
До речі поселення у напівпорожніх і невикористовуваних територіях було основною розселенчою тактикою майже всіх словян. Не виключено що розселення словян в інших частинах Європи було повязане з наслідками похолодання чи інших змін клімату, які зробили ці регіони непридатними для попереднього населення.
Читав наприклад що словяни заселилися були на зарослому чагарниками і перелісками гористому плато грецького півострова Пелопоннес, випалили там ділянки і почали вирощувати жито . Візантійський імператор був змушений відрядити декілька військових експедицій, аби вигнати словян звідтам.
2006.04.18 | Navigator
Цікаво і порівняти дещо, а на щось ще раз поглянути.
Цікава преамбула :"Расселение славян в Москворечье представляет собой один из самых загадочных вопросов в истории..."Не може імперець написати так, як написано в "Історії Англії і англійського народу" Гріна про приблизно ті ж самі часи "Ім"я Англія належить Шлезвігу-Гольштейну, звідки ПЕРШІ АНГЛІЙЦІ відправились в шостому столітті, щоб ступити на землю Британії". До речі, запросили їх для захисту британських королівств від піктів на півночі - нинішнії шотландців. (Шотландці (тоді ще пікти), в свою чергу, отримали самоназву пізніше від ірландських скотів, що переселилися в свою чергу для захисту єдинокровних піктів). Нічого не нагадує????
Російському імперцю противно скласти до купи прості факти:"Поскільки під час розселення слов"ян на територію нинішньої Росії вони жили лише в Західній ( !!) Україні і Східній Польщі , то нога ПЕРШОГО РУСЬКОГО вступила в російське болото саме тоді, коли він з території нинішньої України вимарширував в другий від Візантії бік, поскільки старий добрий шлях до мародерочки в Візантії виявився перекритим злими кочівниками..."
Замість терміну "нинішня Україна" - шедевр історичної і географічної наук "нижняя часть Среднего Поднепровья"
І ще трошки про міфи про миролюбне розселення. Боюсь, що картина була приблизно така ж, як пізніше в Південній Америці - після Колумба. Міф про мирне розселення теж сильно живучий. А насправді схема того розселення описана, наприклад, набагато пізніше Мельниковим-Печерським - "Очерки мордвы". Тихий жах, розбій і насилля, бойові собаки, тисячі мордвинів, що спускаються живими під лід (Соловей був їхнім князем - для нас не князь, а розбійник...)
Бачте, в історії Москви теж, не в силах заперечити чужинність цих земель для слов"ян, проводиться теорія про те, що два масиви давніх населенців цих територій - фіни і литовці (голядь) так почубили один одного (не зважаючи на трійні стіни укріплень навколо міст), що коли слов"янскі миротворці прибули "навіки поселитись", то крім чужих тапочок і фібул нічого і не застали... "Нє вінаватиє ми. Ета нємци прусов побілі, а ми голядь не чіпали..." Провели миротворчу операцію.
Щодо "спільної мови" з деякими типами росіян - то не забувайте, що саме біля Москви сходились литовскі і фінскі масиви. Мабуть, і менталитети частково співпадають з нащадками литовців дещо більше, бо з ними ми розділились як окремі народи найпізніше. Вони теж індоєвропейці.
2006.04.19 | Timeo
Чорна кішка у темній кімнаті - чи є вона там?
Взагалі перше питання, яке постає щодо слов`ян на території т.з. Москворіч`я: чи була взагалі та "перша хвиля" переселенців? Поодинокі знахідки речей слов`янського походження чи типу швидше можуть свідчити про наявність торгівлі між сусідніми народами, ніж про наявність власне слов`янського населення в тих місцях. Про які літописи та про які події йдеться "а в летописях, создававшихся не менее чем через 200—300 лет после переселения, имеются только отрывочные припоминания о давних событиях." - незрозуміло.Якщо припустити, що ніякого більш-менш масового переселення слов`ян у ті краї в обговорюваний період не було, то все стає на свої місця: у золоті "часи Трояна" слов`яне вели активну торгівлю зі своїми сусідами, у тому числі східними. У післягунські часи - торгівля частково занепала, знахідки слов`янських речей припинилися (бо припинився їх підвіз). Згодом зі зростанням могутності Київської Русі зростала її торгівля, значною мірою і торгівля з Булгаром - шлях до якого проходив якраз через згадані землі. Тому знову з`явилися числені речі слов`янського походження. Разом із тим прийшли слов`янські купці, їхні охоронці тощо - це сприяло вже місцевому відтворенню елементів слов`янської культури.
Тож найпростіше пояснення таємничої низки явлень/зникнень слов`янського поселення - ніякого слов`янського поселення там просто не було. Час від часу з`являлися купці та вояки (може, часом, окремі селяни - але погоди вони не робили аж ніяк). Купці завозили слов`янські речі - інколи більше, тоді ніби "з`являлося слов`янське населення", інколи менше - тоді це населення ніби "зникало".
2006.04.20 | Navigator
Цікаві свідчення про хід колонізації "Угрофінщини" показують
далеко не мирний характер колоніїзації. А було це описано через 300-500 років з тих пір, як слов"янська колонізація почалась. За цей час Русь стала християнською, що завжди сприяло пом"якшенню норовів народу.Так що написане Мельниковим-Печерським екстраполюйте на події 500-річної безписемної давнини, коли власне Московщина саме колонізовувалась.
Мельников-Печерский в "Очерках мордвы" пишет:
[в XIV столетии] колонизация русских в нынешнюю Нижегородскую губернию положила начало обрусению этого края. Мордва же, оттесненная новыми пришельцами, запряталась в дремучих лесах, укреплялась там в своих "твердях", а которая была поближе к русским селениям, стала давать дань князьям нижегородским. Подчиняясь, таким образом, влиянию более могущественного племени, мордва стала понемногу русеть, но жившая в местах более отдаленных, подстрекаемая татарами, не терпела русских как своих притеснителей и постоянно враждовала с ними. При вторжениях татар в русские области из этой мордвы обыкновенно являлись путеводители, указывавшие только им одним известные дороги по лесным дебрям. Так, князь Борис Городецкий, мстя за опустошение мордвою Поволжья, в 1377 году нагнал мордовских князьков, перетопил их в Пьяне, а следующей зимой при помощи московской рати, присланной Донским, опустошил землю мордовскую, разорил все тамошние зимницы [место, помещение, где зимуют люди (для зимовья)] и привел в Нижний огромный полон. Добычу разделили, а пленников волочили по льду Волги, травили собаками и казнили разными муками. О подавлении мордвы-мокшан, черемисов и чувашей, боярин Федор Шереметев доносит царю Василию Шуйскому в 1609 г. в следущих выражениях: "И топтали их, и кололи, чт'о свиней, и трупы их положили на семи верстах".
А це - для розрядки. Про Солов"я - розбійника.
П.И.Мельников (Андрей Печерский) в "Очерках мордвы" приводит одно русское предание : Оно [предание] живет доселе в памяти народной и найдено нами лет двадцать тому назад (1867) в одном рукописном сборнике XVII столетия. Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину --- Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем…