История одного танка
05/12/2006 | Забойщик
В 30-е годы РККА ,готовясь к предстоящей войне,активно наращивала мускулы. В том,что война будет ни руководство РККА,ни руководители страны не сомневались. Вопрос всемирной революции, в ее новом варианте, вновь становился активным.
Поскольку руководство армии пришло к выводу ,что будущая война - это война моторов и в первую очередь танков, активно разрабатывались новые современные танки. Одним из них был Т-35.
Тяжелый танк Т - 35 (пятибашенный).
Тяжелый танк Т - 35 был задуман как танк дополнительного качественного усиления общевойсковых и танковых соединений при прорыве особо сильных укрепленных полос. Проект танка был разработан коллективом конструкторов во главе с Н.В. Цейцем в 1932 году. В следующем году после испытания опытного образца и доработки он был принят на вооружение и началось его производство. В войска танк стал поступать в 1934 году. До 1939 года было выпущено около 60 машин.
Масса танка- 50 т.
Экипаж- 11 чел.
Вооружение 76-мм пушка КТ-35 образца 1927/32 года
2х45-мм пушки 20К образца 1932 года
6х7,62-мм пулеметов ДТ
В войсках эту пятидесятитонную махину в шутку называли "пятибешенной".Как же показал себя в боевых условиях этот "шедевр" советского танкостроения? На начало войны Т-35 (48 единиц) находились в 67 и 68 танковых полках. Вот документ рассказывающий о потерях танков Т-35 за первый месяц войны:"Потери танков Т-35 по рапорту командующего 8-го мехкорпуса на 18 июля 1941 года:
На18 июля 1941 года танки Т-35 67-го танкового полка были потеряны при следую-
ш,их обстоятельствах (цитируется дословно по документации 1941 года с сохране-
нием орфографии):
№183-6 — 9.7. — г.Волочиск, сожжены бортовые тормоза;
№183-16 — 29.6. —20 км от Львова, поломка КПП;
№744-65 — 9.7. — между Тарнополем и Волочиском, поломка КПП;
№234-35 — 30.6. — с.Иванковцы, опрокинулся в реку вверх гусеницами;
№238-69 — 30.6. — между Буек и Красне, авария КПП;
№288-43 — 26.6. — г.Грудек, сожжен главный фрикцион;
№200-5 — 8.7. — г.Злочув, поломка КПП;
№234-42 — 3.7. — г.Запытов, сожжен главный фрикцион;
№537-70 — 30.6. — между Ожидев и Олесно, поломка КПП;
№744-62— 26.6.—г.Грудек, сожжен главный фрикцион, снаряды все расстреляны;
№744-67 — 2.7. — г.Жидин, лопнул коленчатый вал;
№744-66 — 9.7. — с.Бяожено, сожжен главный фрикцион;
№196-75— 9.7.—Дзердзуне, сожжен главный фрикцион, отсутствуют аккумуляторы;
№197-1 —25.6.—20 км восточнее Грудека, сожжен главный фрикцион;
№744-64, №196-95, №330-75 -остались в г.Грудеке в состоянии негодности, так как на-
ходились в среднем ремонте.
А вот как сложилась боевая судьба у «тридцать пятых» из 68-го танкового полка:
№200-4, №196-94, №148-50-24.6. -оставлены при производстве среднего ремонта в Са-
дова Вишня, вооружение и оптика сняты, при отходе взорваны;
№220-29, №213-35 — застряли в болоте, оставлены при отходе;
№200-8 —26.6. — поломан коленчатый вал, машина оставлена, вооружение и оптика сняты;
№220-27, №537-80 - 24.6. - в районе Грудека-Ягеллонского поломана бортовая переда-
ча и КПП, машины оставлены, пулеметы и боеприпасы сняты и закопаны;
№988-17, №183-16- 29.6. - оставлены в районе Львова в ожидании капремонта, воору-
жение и оптика сняты;
№288-11—29.6.— упала с моста и сгорела вместе с экипажем в районе Львова;
№200-9, №339-30, №744-61 - 30.6 - поломка трансмиссии и бортовой передачи, ос-
тавлены при отходе, №200-9 подбит противником и сгорел, оптика и вооружение
сняты со всех трех машин;
№399-48 — 30.6. — район Бело-Каменки, подбит при отходе и сгорел;
№183-3 — 30.6. — район Бело-Каменки, авария двигателя, оставлен экипажем, воору-
жение и боекомплект сняты и закопаны;
№148-39 — 30.6. — район Верби, подбит и сгорел;
№482-5 — 29.6. — авария бортовой передачи, оставлен в с.Запить;
№288-74— 1.7.— район Тарнополя, авария главной и бортовой передачи, подожжен эки-
пажем при отходе;
№196-96 — 2.7. — авария бортовой передачи, оставлен в районе Тарнополя, вооруже-
ние не снято;
№148-22 — 1.7. — поломка КПП, оставлен в лесу не доезжая д.Сосово, пулеметы сняты, оп-
тика зарыта;
№288-14—28.6.— без вести пропал вместе с экипажем у с.Запить;
№220-25 — 30.6. - с.Птичье, подбит во время атаки и сгорел;
№744-63 — 1.7. — заедание поршней двигателя, оставлен на пути из Злочува в Тарно-
поль, пулеметы сняты;
№988-15 — 1.7. — поломка КПП, оставлен в г.Злочув, вооружение, оптика и боеприпасы
сданы на склад;
№715-61 — поломка КПП, оставлен в 15-км за Львовом, пулеметы сняты;
№988-16—30.6.— с.Птичье, подбит и сгорел во время атаки;
№715-62 — 29.6. — г.Львов, поломка привода вентилятора, оставлен экипажем, пулеме-
ты сняты;
№339-68 — 30.6. — авария бортового фрикциона, подбит снарядом и сгорел под Бродами;
№200-0 — с.Птичье, сгорел в бою во время атаки.
Таким образом из 48 потеряных танков: 6 - находились в ремонте,7 - подбиты немцами, остальные 35 выбыли в результате неисправностей.
Та, исчезнувшая страна, бодро распевавшая "Если завтра война,если завтра в поход,будь сегодня к походу готов." оказалась совершенно не готова к ожидавшим ее испытаниям.История танка Т-35 тому подтверждение.
Поскольку руководство армии пришло к выводу ,что будущая война - это война моторов и в первую очередь танков, активно разрабатывались новые современные танки. Одним из них был Т-35.
Тяжелый танк Т - 35 (пятибашенный).
Тяжелый танк Т - 35 был задуман как танк дополнительного качественного усиления общевойсковых и танковых соединений при прорыве особо сильных укрепленных полос. Проект танка был разработан коллективом конструкторов во главе с Н.В. Цейцем в 1932 году. В следующем году после испытания опытного образца и доработки он был принят на вооружение и началось его производство. В войска танк стал поступать в 1934 году. До 1939 года было выпущено около 60 машин.
Масса танка- 50 т.
Экипаж- 11 чел.
Вооружение 76-мм пушка КТ-35 образца 1927/32 года
2х45-мм пушки 20К образца 1932 года
6х7,62-мм пулеметов ДТ
В войсках эту пятидесятитонную махину в шутку называли "пятибешенной".Как же показал себя в боевых условиях этот "шедевр" советского танкостроения? На начало войны Т-35 (48 единиц) находились в 67 и 68 танковых полках. Вот документ рассказывающий о потерях танков Т-35 за первый месяц войны:"Потери танков Т-35 по рапорту командующего 8-го мехкорпуса на 18 июля 1941 года:
На18 июля 1941 года танки Т-35 67-го танкового полка были потеряны при следую-
ш,их обстоятельствах (цитируется дословно по документации 1941 года с сохране-
нием орфографии):
№183-6 — 9.7. — г.Волочиск, сожжены бортовые тормоза;
№183-16 — 29.6. —20 км от Львова, поломка КПП;
№744-65 — 9.7. — между Тарнополем и Волочиском, поломка КПП;
№234-35 — 30.6. — с.Иванковцы, опрокинулся в реку вверх гусеницами;
№238-69 — 30.6. — между Буек и Красне, авария КПП;
№288-43 — 26.6. — г.Грудек, сожжен главный фрикцион;
№200-5 — 8.7. — г.Злочув, поломка КПП;
№234-42 — 3.7. — г.Запытов, сожжен главный фрикцион;
№537-70 — 30.6. — между Ожидев и Олесно, поломка КПП;
№744-62— 26.6.—г.Грудек, сожжен главный фрикцион, снаряды все расстреляны;
№744-67 — 2.7. — г.Жидин, лопнул коленчатый вал;
№744-66 — 9.7. — с.Бяожено, сожжен главный фрикцион;
№196-75— 9.7.—Дзердзуне, сожжен главный фрикцион, отсутствуют аккумуляторы;
№197-1 —25.6.—20 км восточнее Грудека, сожжен главный фрикцион;
№744-64, №196-95, №330-75 -остались в г.Грудеке в состоянии негодности, так как на-
ходились в среднем ремонте.
А вот как сложилась боевая судьба у «тридцать пятых» из 68-го танкового полка:
№200-4, №196-94, №148-50-24.6. -оставлены при производстве среднего ремонта в Са-
дова Вишня, вооружение и оптика сняты, при отходе взорваны;
№220-29, №213-35 — застряли в болоте, оставлены при отходе;
№200-8 —26.6. — поломан коленчатый вал, машина оставлена, вооружение и оптика сняты;
№220-27, №537-80 - 24.6. - в районе Грудека-Ягеллонского поломана бортовая переда-
ча и КПП, машины оставлены, пулеметы и боеприпасы сняты и закопаны;
№988-17, №183-16- 29.6. - оставлены в районе Львова в ожидании капремонта, воору-
жение и оптика сняты;
№288-11—29.6.— упала с моста и сгорела вместе с экипажем в районе Львова;
№200-9, №339-30, №744-61 - 30.6 - поломка трансмиссии и бортовой передачи, ос-
тавлены при отходе, №200-9 подбит противником и сгорел, оптика и вооружение
сняты со всех трех машин;
№399-48 — 30.6. — район Бело-Каменки, подбит при отходе и сгорел;
№183-3 — 30.6. — район Бело-Каменки, авария двигателя, оставлен экипажем, воору-
жение и боекомплект сняты и закопаны;
№148-39 — 30.6. — район Верби, подбит и сгорел;
№482-5 — 29.6. — авария бортовой передачи, оставлен в с.Запить;
№288-74— 1.7.— район Тарнополя, авария главной и бортовой передачи, подожжен эки-
пажем при отходе;
№196-96 — 2.7. — авария бортовой передачи, оставлен в районе Тарнополя, вооруже-
ние не снято;
№148-22 — 1.7. — поломка КПП, оставлен в лесу не доезжая д.Сосово, пулеметы сняты, оп-
тика зарыта;
№288-14—28.6.— без вести пропал вместе с экипажем у с.Запить;
№220-25 — 30.6. - с.Птичье, подбит во время атаки и сгорел;
№744-63 — 1.7. — заедание поршней двигателя, оставлен на пути из Злочува в Тарно-
поль, пулеметы сняты;
№988-15 — 1.7. — поломка КПП, оставлен в г.Злочув, вооружение, оптика и боеприпасы
сданы на склад;
№715-61 — поломка КПП, оставлен в 15-км за Львовом, пулеметы сняты;
№988-16—30.6.— с.Птичье, подбит и сгорел во время атаки;
№715-62 — 29.6. — г.Львов, поломка привода вентилятора, оставлен экипажем, пулеме-
ты сняты;
№339-68 — 30.6. — авария бортового фрикциона, подбит снарядом и сгорел под Бродами;
№200-0 — с.Птичье, сгорел в бою во время атаки.
Таким образом из 48 потеряных танков: 6 - находились в ремонте,7 - подбиты немцами, остальные 35 выбыли в результате неисправностей.
Та, исчезнувшая страна, бодро распевавшая "Если завтра война,если завтра в поход,будь сегодня к походу готов." оказалась совершенно не готова к ожидавшим ее испытаниям.История танка Т-35 тому подтверждение.
Відповіді
2006.05.12 | Koala
Читайте Суворова
Самі пишете:>Тяжелый танк Т - 35 был задуман как танк дополнительного качественного усиления общевойсковых и танковых соединений при прорыве особо сильных укрепленных полос.
А їх гнали від Львова повним ходом на схід, і воювали вони не проти "особо сильных укрепленных полос", як передбачалося, а проти авіації і танків, не кажучи вже про головні російські/радянські війни - з дурнями і дорогами. Всі спалені фрікціони і гальма - від двох останніх. В дії себе показати вони не могли - бо очікуваного наступу не було.
До речі, як так вийшло, що в 1939 - близько 60, а в 41 - лише 48, і всі - на фронті? В вас немає даних, скільки всього було Т-35 на початок війни з Німеччиною?
І ще: поцікавтеся, від чого в той же час ламалися німецькі Pz-I. Там буде дуже схожий список.
2006.05.12 | Забойщик
Читайте Суворова Читал. Но с "крупицей соли"
Сравнивать Pz-I с Т-35 конечно оригинально. Но безрамотно. Вы бы еще сравнили горбатый "Запор" с каким-нибудь внедорожником.К тому же дело всего-навсего в публикации не очень известных моментов Второй мировой. А выводы?.... Мы ничего ене собирались навязывать. Читатель сам сделает выводы.
Ждите продолжение темы "неизвестная война".
Обращаюсь ко всем читателям:Если у вас есть материалы на эту тему (Неизвестная война) ,присылайте на Майдан с пометкой "Для Забойщика". Указания на происхождение материала - обязательны.