МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

“БАЗИС НОРД”: СОВЕТСКО-НАЦИСТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В 1939—1940(/)

06/08/2008 | stefan
“БАЗИС НОРД”: СОВЕТСКО-НАЦИСТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В 1939 — 1940 http://www.fleet.sebastopol.ua/index.php?article_to_view=1668гг.

Игорь ЛОСЕВ,
“Флот України”,
г. Севастополь

На телеэкранах некоторых городов Украины, в том числе и нашего, не прекращается свистопляска по поводу признания на официальном уровне героев борьбы за независимость. Чувствуя, что излюбленные мифы советской пропаганды не просто дают трещину, а рассыпаются в прах, многие лезущие в телевизор деятели, столь же малограмотные, сколь и нахальные, впадают прямо-таки в экстаз разоблачительства тех, кому Украина обязана своим нынешним статусом суверенного государства. Разоблачительство оказывается очень мелким, жалким, рассчитанным на публику малознающую, но в особенности — на отсутствие серьезных оппонентов. При открытой честной дискуссии у разоблачителей практически нет шансов. Вот поэтому те, кто стоят за особо беснующимися телеканалами, и не позволяют проводить дискуссии. Дабы не нарваться. Но есть еще один важный момент. Крики и стенания призваны скрыть весьма неприятные факты из прошлого оппонентов ОУН—УПА. Это и тот факт, что в отличие от УПА, которая никогда не была юридическим или фактическим союзником Вермахта, Красная Армия им была. Это и совместная оккупация Польши, и совместные с Вермахтом парады, и многое другое, запечатленное на кино- и фотопленке и в архивных документах.
В этом же ряду пребывает мощная военно-техническая и военно-экономическая поддержка советской Москвой нацистов в их войне против Англии и Франции в 1939 — 1941 гг. Одним из наиболее ярких фактов является история функционирования в данный период фашистской военно-морской базы “Норд” под Мурманском. Именно оттуда немецкие подводные лодки и рейдеры наносили удары по британским судам с разрешения и при полном сочувствии Кремля.
Разумеется, “сталинским соколам” во все это трудно поверить, если они сами лично во всем перечисленном не участвовали. А если участвовали, то давно заставили себя забыть. Однако на этот раз у адептов советизма должно снова испортиться настроение. Дело в том, что в отличие от “зомби — СМИ” Украины, работающих на некоторые специфические партии и покровителей “за бугром”, о сотрудничестве СССР и нацистов в 1939 — 1941 гг. пишут уже многие российские издания, в том числе и военные, в частности, орган Военно-Морского Флота, учредителем которого является Министерство обороны Российской Федерации, — “Морской сборник”. В №11 за 2007 г. опубликована статья капитана 2 ранга С. Ковалева “Базис Норд”. Миф или реальность?”, где российский автор доказывает — реальность.
Как он утверждает: “приблизительное время рождения тайной базы на Кольском полуострове обозначил немецкий военный историк Фридрих Руге: “… В начале октября 1939 г. германский военно-морской флот пользовался тайными базами снабжения… в бухте западнее Мурманска.
… Считается, что в виде компенсации за предоставление секретной базы на Кольском полуострове в СССР была получена так называемая германская военно-техническая помощь (правда, она стала поступать только в 1940 г.) — недостроенный тяжелый крейсер “Лютцов” (первоначально речь шла о “Зейдлице” или “Принце Ойгене”, находившихся в большей степени готовности, однако “сошлись” на “Лютцове”)…” (с. 85).
С. Ковалев также сообщает: “17 сентября 1939 г., не дожидаясь окончательного решения вопроса о создании секретной базы, в Кольский залив пришли немецкие транспорты “Кордиллере” и “Сан-Луи”, с грузами и техникой, а также лайнер “Бремен”.
К концу ноября здесь находилось уже 36 немецких транспортов (среди них “Иллер”, “Х. Леонард”, “Поллине”, “Тобинген”). На якорной стоянке у Абрам-мыса они были надежно укрыты от британских поисковых кораблей. За это время на трех нацистских судах силами рабочих Мурманского судоремонтного завода был проведен необходимый межпоходовый ремонт” (с. 86). А в это время военно-морской атташе нацистов капитан цур зее Нерберт фон Баумбах, объезжая советское Заполярье, придирчиво выбирал самую удобную бухту для фашистских судов, для базы “Норд”. Териберская губа ему не понравилась, а вот губа Большая Западная Лица пришлась в самый раз.
Как объясняет подобный выбор нацистов
С. Ковалев, “…старого разведчика фон Баумбаха не устроила губа Териберская как залив, постоянно контролируемый советской стороной.
Иначе выглядела действительно “забытая богом и людьми” губа Большая Западная Лица, укрытая от посторонних глаз со всех сторон сопками материка и полуострова Рыбачий и волнами Мотовского залива. Более того — совсем рядом с советско-финской границей” (там же). В ноябре 1939 г. фон Баумбах принял, наконец, положительное решение о месте создания базы “Норд”.
С. Ковалев пишет, что “…очень скоро на побережье бухты Нерпичья началось строительство новых причалов, ремонтных мастерских, складов снабжения и подскальных хранилищ авиационного топлива. До прибытия в Западную Лицу немецких строителей первые работы провели советские строители 95-го участка мурманского отделения ЭПРОН. Не исключено, что самую тяжелую работу здесь сделали заключенные из ближайшего к Мурманску спецлагеря НКВД” (с. 87).
Фашистские суда с первых дней мировой войны свободно приходили в Кольский залив, чтобы под покровительством советских союзников прятаться от британских военных кораблей.
Здесь они чувствовали себя в безопасности под прикрытием орудий береговых батарей Северного флота ВМФ СССР. А осенью 1939 г. батарея 104-го пушечного артполка обстреляла у полуострова Рыбачий два британских эсминца, которые искали немецкий лайнер “Бремен”.
В общем, нацистская военно-морская база на советской территории функционировала вполне успешно. По материалам С. Ковалева: “С декабря 1939 г. по апрель 1940 г. старшим морским начальником в базе был капитан цур зее Нишлаг, который ранее командовал немецким тыловым подразделением в Стамбуле и был назначен в Заполярье в дни подготовки операции по захвату Норвегии. В июле 1940 года старшим морским начальником базы стал уже корветтен-капитан Гаус Гофер, командир корабля снабжения “Фениция”… Общее руководство “Базис Норд” было возложено на тыл Кригсмарине” (с. 88).
База находилась под постоянным контролем Германии: “19 июля 1940 года сюда прибыли помощник военно-морского атташе Германии корветтен-капитан Вильгельм Шторх и представитель немецкого посольства Курт Крепш. Официально они знакомились с ходом продолжавшихся здесь строительных работ. А фактически? Круг задач у нацистских разведчиков был много шире. И настолько, что через месяц Крепш на борту вспомогательного крейсера перешел по Северному морскому пути на Тихий океан. А затем, в кратчайшее время, через Токио и Владивосток вернулся в Москву в германское посольство” (с. 90).
По этому же Северному морскому пути советская подводная лодка Щ-423 провела немецкий рейдер “Комет”.
Как сообщает С. Ковалев, “удары “Комета” по британскому судоходству в Южных морях были столь чувствительны, что еще до возвращения крейсера домой старшему на борту рейдера капитану цур зее Роберту фон Эйссену было присвоено воинское звание контр-адмирал (с. 90 — 91).
И наконец: “… 5 сентября 1940 г. гросс-адмирал Эрих Редер поблагодарил советскую сторону за возможность использования базы и приступил к ее ликвидации” (с. 91).
А это что, господа критики ОУН—УПА? Это, конечно, не сотрудничество с гитлеровцами? Ну, да, всего лишь создали все необходимые условия Гитлеру для агрессивной войны на Западе и захвата Европы. Мелочь, прямо скажем… То ли дело два батальона в 700 человек — “Нахтпаль” и “Роланд”, которые преследовали свои собственные цели, страшно далекие от целей Берлина, что, в конечном счете, и привело к украинско-германской войне, проводимой силами УПА и вооруженного подполья ОУН. И почему все факты, явно свидетельствующие о том, что СССР, его высшее политическое и военное руководство сотрудничали с нацистской Германией в 1939 — 1941 гг., так старательно обходятся на фоне самых чудовищных обвинений по адресу украинских повстанцев?
Ну, а Министерству обороны Российской Федерации и его органу — журналу “Морской сборник” — отдельное спасибо. За правду. За искреннее и чистосердечное признание.

Відповіді

  • 2008.06.08 | igorg

    Тень третьего рейха над арктикой

    Военно-промышленний курьер
    №16 (232) 23 - 29 апреля 2008 года

    ПОДОПЛЕКА
    ТЕНЬ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА НАД АРКТИКОЙ
    НЕМЦЫ ЗНАЛИ ОБСТАНОВКУ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ ЛУЧШЕ РУССКИХ


    Сегодня никому не надо объяснять роль Арктики в современной мировой экономике. Отсюда большой интерес, особенно со стороны США, к ее российскому сектору, где, кроме энергетических запасов, пролегает и столь значимая транспортная артерия, как Северный морской путь. Трасса СМП является национальной транспортной магистралью вдоль всего северного фасада России. Активизация за последние 10-15 лет деятельности ВМС США, НАТО и их союзников и партнеров в зонах геополитических и экономических интересов РФ почему-то не вызывает реакции со стороны российского руководства. Это, как показывает история, чревато тяжкими последствиями. Интерес к Арктике проявлялся как в Первую, так и особенно во Вторую мировую войну.
    Некоторые историки Второй мировой войны до сих пор продолжают акцентировать внимание на особом интересе Гитлера к Антарктиде. Об этом достаточно много интересной литературы, но мало фактов.

    А между тем не меньший интерес гитлеровцы проявляли и к Арктике, в частности советской. Такие факты установлены, но мало исследований и литературы по этой теме. Почему? Вопрос интересный, но пока без ответа.

    В периодической печати появлялись отдельные материалы о присутствии гитлеровцев в советской Арктике в период Второй мировой войны, но они забывались, и им не придавалось особого значения. А между тем следы такого присутствия до сих пор находят не только в западном секторе Арктики, но и далеко на востоке.

    Еще задолго до начала Второй мировой германское военное командование в своих планах отводило важное место Северному морскому пути (СМП). Оно считало, что Кригсмарине и Люфтваффе должны постоянно и всемерно воздействовать на силы Северного ВМФ и Главного управления морского пути в морях Арктики, что позволит немецко-японским торговым судам без помех ходить из Германии в Японию и обратно.

    Здесь нужно отметить один момент: в отличие от советского руководства (грешит этим и нынешнее), а в широком смысле российского, все другие руководители планируют интересы своих стран на долгую перспективу. Это особенно относится к таким странам, как США и Германия. Наша перспектива сегодня даже до 20-30-х гг. выглядит как-то неубедительно, потому что там в основном пустые фразы и никаких четких действий:

    Сто тридцать четыре часа полета германского дирижабля "Граф Цеппелин" летом 1931 г. под эгидой международной научной экспедиции над Арктикой дали больше результатов, чем незавершившаяся экспедиция ледокольного парохода "Челюскин" (1933-1934 гг.). Но результатами полета дирижабля воспользовались только немцы. Здесь и далее поражает, что в соответствующих органах СССР почему-то не задумывались о деятельности нацистов в нашей Арктике, а ведь сигналы были. Наша доверчивость или что еще хуже? Существует мнение, что многое о советском секторе Арктики немцам еще перед войной рассказали и показали мы сами, особенно во время перехода на Тихий океан все того же рейдера "Комет" (1940 г.), хотя прекрасно знали, что делать этого не следует.

    Как бы то ни было, приходится констатировать тот факт, что немцы знали обстановку по СМП лучше, чем мы сами. У командиров немецких субмарин были карты точнее наших и такие источники информации о навигационной и ледовой обстановке, что нет никаких данных об их навигационных авариях за весь период Второй мировой войны, хотя их активность в арктических морях в то время удивляет. А ведь примеры навигационных аварий советских судов в ту пору не редкость. Это и не удивительно, если учесть, что в предвоенные годы в Союзе только за 1938-1939 годы было репрессировано 673 руководящих работника Главсевморпути. Можно понять, как этим пользовались нацисты, осуществляя свои планы в нашей Арктике.

    Если рассмотреть схему размещения тайных немецких баз в Арктике, то все они, за исключением островов архипелага Земли Франца-Иосифа, расположены вдоль трассы СМП, вплоть до устья Лены.

    Возьмем две крайние точки немецкого присутствия в советской Арктике в период войны: западную - порт Лиинахамари (недаром у моряков СФ эта база носит фольклорное название "Лихо на море". - Прим. авт.) и восточную - устье реки Лены. Расстояние в тысячи миль, и, как не удивляться, в период войны нацисты здесь чувствовали себя больше чем уверенно. Говоря языком пропаганды, "они уверенно смотрели в будущее", иначе как определить строительство секретного завода в Лиинахамари и тайного порта в устье Лены?

    Лиинахамари - интерес к этому месту нацисты стали проявлять еще с 1937 года. В июне 1943 года к лиинахамарскому причалу ошвартовались суда. Они доставили из Германии оборудование для специального бурения горных пород. Очень скоро пробивание штолен и казематов на территории спецстроя стало вестись круглые сутки. Основной рабочей силой были советские военнопленные, которые так и не вернулись домой. Одновременно с этим началась реализация грандиозного плана по обеспечению района Лиинахамари всеми видами защиты. Шла война.

    Пленные рубили в скалах Девкиной заводи многометровые штольни для сооружения цехов какого-то завода, и даже помещения для госпиталя. Строительство велось в условиях такой секретности, что даже немецким солдатам строго запрещалось появляться на территории спецстроя, тем более заходить в штольни.

    Тайна этого завода не разгадана до сих пор. Известно лишь, что сырье для него доставлялось с полуострова Таймыр специальными субмаринами рейха. Загадкой остается и то, как построены этот завод и госпиталь. Помещения, находившиеся значительно выше уровня Баренцева моря, постоянно затоплены водой. Попытки откачать ее остаются тщетными - первоначально вода из затопленных сооружений вроде начинает уходить, а затем словно включается какое-то реле, вода вновь заполняет все помещения, вырубленные в скалах Девкиной заводи.

    Надо сказать, что любопытством наши соотечественники особо не отличаются. Нет интереса не только к самому заводу, но и к сырью, доставлявшемуся сюда с Таймыра, которым, наверное, являлась урановая руда, а ведь уран мы приобретаем за рубежом за большие деньги.

    Секретная немецкая база в устье реки Лены до сих пор считается самой восточной из всех известных сегодня баз, созданных нацистами в советском секторе Арктики. Тайная база на Лене впервые была обнаружена только в середине 70-х гг. прошлого века (косвенные ее признаки обнаруживались и ранее. - Прим. авт.). Очевидцы рассказали, что на левом берегу Быковской протоки существует 200-метровый бетонный причал, на котором через каждые 10 метров в бетон вделаны мощные швартовые кнехты; непосредственно к причалу примыкает большая расселина, практически полностью заваленная взорванными скальными породами; рядом с причалом были складированы несколько сотен 300-литровых бочек с соляркой. Для чего создавалась такая мощная база, загадка до сегодняшнего дня.

    Однако интерес к этим местам продолжает существовать и в настоящей Германии. Одна из фирм организует туристические маршруты в эти места, и уже за 2003-2006 годы здесь побывали 12 туристических групп (1,5 тысячи немецких и австрийских туристов). Любопытно!

    Авторы книги "Арктические тайны III рейха" (изд. "Интан", Мурманск - СПБ, 2007 г.), подробно рассказывая о загадках нацистских баз в Арктике, тоже не могут ответить на все вопросы и уповают на то, что ответы находятся в советских закрытых архивах, не говоря уже об архивах Германии. Но, увы!

    Архивы хранят еще много тайн, которые не спешат раскрывать по многим причинам, об одной из них говорит в январском номере "Слова" В.М. Фалин: "Почему американцы захватили как трофеи все документы из последней штаб-квартиры Гитлера в Цюрихе в апреле-мае 1945 года, почему ни одного исследователя они к этим документам не допускают? Там все счета, там все записи переговоров. Ведь контакты американцев с Гитлером прервались в декабре 41-го. Если мы с вами этого не поймем - не узнаем, почему такая трагедия в таких масштабах совершалась на наших просторах". Вот почему до сих пор мы не можем понять простые моменты Второй мировой войны.

    Несомненно, в архивах нацистов, попавших в большинстве в США, есть сведения и о базах в Арктике. Как иначе объяснить интерес ВМС США к немецкой базе на Земле Франца-Иосифа? Там у берегов не раз обнаруживались подводные лодки США: Район Лиинахамари тоже интересует американских подводников. Там 11 февраля 1992 года американская атомная подводная лодка "Батон-Руж" столкнулась с советской АПЛ. Официально было объявлено - "около Мурманска", на самом деле - в районе Девкиной заводи. Что они здесь вынюхивают? Загадки остаются!

    В конце 50-х гг. прошлого века среди сопок на берегах губы Большая Западная Лица появился первый городок североморских подводников-атомщиков. Из соображений секретности в советское время его называли по-разному: Североморск-7, Мурманск-150, Заозерный, но для моряков-североморцев он всегда был и остается Западной Лицей - столицей атомных субмарин Северного флота.

    Сегодня трудно поверить, что когда-то именно здесь на вполне законных основаниях существовала нацистская "Базис Норд".

    В первые годы, когда зарождалась наша база, еще встречались здесь такие странные названия, как "завод гидросамолетов", "немецкий КПП", "немецкий причал". Мы воочию видели (автор служил в Западной Лице) следы некоего прошлого, но тогда увиденное относили к следам войны. Отдельные советские историки относили это к 100% "липе", а потому отвергали всякое наличие секретной немецкой базы в этих местах.

    Но, несмотря на все сомнения отдельных наших историков, секретная база нацистов на Мурмане не только была создана, но еще и активно эксплуатировалась. К сожалению, наши реальные знания о ней пока очень скудны.

    Вполне естественно, что такая крупная нацистская база на советской территории, да еще в период уже начавшейся Второй мировой войны, не могла долго оставаться в тени. Англичане узнали о ее существовании в феврале 1940 года и даже готовили на нее высадку англо-французского десанта. Поэтому 5 сентября 1940 года гросс-адмирал Эрих Редер принял решение о ликвидации "Базис Норд".

    Можно сделать только один вывод: именно в конце 30-х годов XX века на "Базис Норд" зарождалось большинство арктических тайн III рейха.

    Вадим КУЛИНЧЕНКО
    капитан 1-го ранга, ветеран-подводник

    постоянный адрес статьи: http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2008.232.articles.history_01
  • 2008.06.08 | igorg

    Струдничество в Битве за Британию

    з http://forum.ej.ru/showthread.php?p=620546

    http://arcticwar.pomorsu.ru/sea/ll/lendl002.htm Ленд-Лиз и Северные Конвои 1941-45

    Не в последнюю очередь, благодаря Советскому Союзу германская военная промышленность, наращивая свою мощь, не испытывала недостатка в сырье. СССР и Германия интенсивно обменивались оружием, боеприпасами и военными материалами, о чем англичане были неплохо осведомлены. Им не раз демонстрировали советскую маркировку на осколках сверхтяжелых авиабомб, сброшенных самолетами Люфтваффе на Британские острова (2). На Кольском полуострове, в Западной Лице укрывались от преследования флота Ее Величества корабли и подводные лодки Кригсмарине. Здесь в начале войны скрывался обладатель "голубой ленты Атлантики" лайнер "Бремен", на борту которого квартировал плавучий центр фашистской разведки, сюда же линкор "Дойчленд" привел трофейный американский рефрижиратор "Сити оф Флинт". Отсюда, из "базис норд", в апреле 1940 г. вышли транспорты с немецкими десантниками и танкер "Ян Веллем", решившие исход боя у Трондхейма в ходе операции по захвату фашистами Норвегии (3). Но настоящим ударом в спину союзникам в самый тяжелый для англичан период войны,- в разгар "битвы за Британию"- стала проводка Северным морским путем на восток ледоколами "Ленин", "Сталин" и "Каганович" германского рейдера "Комет" в августе 1940 г. Неожиданное появление фашистского пирата в дальневосточных водах, в глубоком тылу англичан, где их суда ходили без прикрытия, надолго нарушило коммуникации союзников в этом регионе. А на счет "Комет" были занесены девять захваченных и потопленных транспортов союзников (4).
  • 2008.06.08 | igorg

    Мурманск-140 Йоканьга

    http://www.gremicha.narod.ru/inform/spisok/str/2004/ostrovnoi.htm

    До начала 90-х годов этот город на скалах назывался Мурманск-140, хотя его нельзя было назвать пригородом областного центра, ведь от него до Мурманска надо добираться теплоходом почти 18 часов.
    На стыке двух морей - Баренцева и Белого далеко в море выступает мыс Святой Нос. У его основания расположился город-гарнизон Островной. Когда-то здесь находилось одно из древних становищ - Йоканьгский погост. Впервые он упоминается в писцовых книгах Алая Михалкова и дьяка Василия Мартемьяновича в 1611 году. Именно эта дата считается днем рождения села Йоканьга. Это название в разных источниках дается поразному: Йоканьга,Иоканга,Иоканка. В 1822 году Федор Литке, проводивший гидрографические исследования, сделал вывод о возможности создания здесь военно-морской базы, строительство которой началось только в 1915 году. Строительство базы продвигалось медленно, а весной 1917 года было вообще остановлено. Еще через год недостроенную базу интервенты превратили в Йоканьгскую каторжную тюрьму - самое страшное место на Кольском полуострове: заключенные жили в землянках, спали на земляном полу, без спальных принадлежностей, болели дизентерией и цингой. Сбежать оттуда было практически невозможно. Долгие годы после интервенции в поселке ничего не менялось. Губернская газета в 1926 году писала, что, хотя и идет девятый год Советской власти, Йоканьга живет «ни по-новому, ни по-старому, а по-своему». С 1920 по 1927 года Йоканьга входила в состав Понойской волости. В 1938 году село было переименовано в Гремиху и являлось центром Саамского района до 1963 года. Название поселок получил от большого порожистого ручья. В старину поморы все шумные порожистые ручьи называли «гремихами». На Кольском Полуострове есть еще одна река Гремиха в Терском районе и небольшая речка Гремяха недалеко от Колы.
    В начале 40-х годов в крайне тяжелых условиях строительство военно-морской базы было продолжено и велось ускоренными темпами. В это же время, в мае 1940 года, сюда прибыли военные моряки гитлеровской Германии. По соглашению с советским руководством в Иоканьге начинает работать секретная база германского флота «Базис Норд».
    Этот факт, взятый из трофейных немецких документов и зарубежных публикаций, совсем недавно стал достижением гласности. Однако, германская секретная военно-морская база в Гремихе просуществовала недолго, с 1 мая по 15 сентября 1940 года, то есть всего четыре с половиной месяца. После полной оккупации немцами Норвегии надобность в базе отпала.
    22 июня 1941 года командующий Северным флотом контр-адмирал Головко подписал приказ о создании Йоканьгской военно-морской базы, где уже базировались пограничные корабли. В приказе отмечалось, что Йоканьга - это маневренная база для обеспечения боевых действий флота по обороне подходов к Белому морю. В ее состав вошли военно-сторожевые корабли, которые в годы войны сопроводили более 700 союзных конвоев.
  • 2008.06.08 | igorg

    Германские базы в советской Арктике

    http://nvo.ng.ru/history/2006-04-28/7_arctic.html

    Германские базы в советской Арктике
    Тайна, так и не раскрытая до конца за шесть десятилетий
    2006-04-28 / Сергей Алексеевич Ковалев - капитан 2 ранга, журналист.

    Три года назад в «НВО» (№ 10) увидел свет мой очерк о заполярных базах кригсмарине, ставший первой попыткой автора раскрыть широкому кругу читателей одну из неизвестных страниц Великой Отечественной войны. Данный материал является дальнейшей разработкой этой темы.

    >/на жаль не змыг знайти початок цього матеріалу на який посилається автор/

    КОНЕЦ U-639

    Неудачный поход к проливу Вилькицкого германского тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в августе 1942 года заставил военно-морской штаб Третьего рейха отказаться от использования в Арктике надводных рейдеров. Карское море было отдано летчикам из воздушного спецотряда люфтваффе и полярным «волкам» адмирала Карла Дёница. Причем на протяжении многих лет – и во время, и после окончания Великой Отечественной – считалось, что немецкие субмарины, подобно своим противникам – советским «катюшам», «щукам» и «эскам», – приходили сюда на месяц–полтора, действовали против полярных конвоев и одиночных судов, шедших Северным морским путем, ставили минные заграждения в арктических проливах и у материка, уничтожали считавшиеся «тыловыми» полярные станции и возвращались в норвежские базы.

    Однако в действительности все происходило не так. Но узнали мы об этом уже 1970-е годы. Почему? Сложно ответить однозначно. А между тем еще в октябре 1941 года стало известно, что безымянный пролив между архипелагами Новая Земля и Земля Франца-Иосифа серьезно интересует германское командование. В тот день у новоземельского мыса Спорый Наволок была даже обнаружена первая немецкая подлодка. Но сей факт удалось найти только в «Истории открытия и освоения Северного морского пути» Белова.

    И новые вопросы: как здесь оказалась вражеская субмарина, по какой причине об этом рассказал только Белов в 1969 году?

    Советское военное командование обратило внимание на этот проливной район только после похода в Карское море тяжелого немецкого крейсера «Адмирал Шеер». Сразу же вслед за его атакой Диксона в пролив были направлены первые советские подлодки. Но к этому времени германский рейдер уже спешил к норвежским берегам.

    Первой 3 сентября 1942 года в Карское море пришла К-21 (командир капитан 3 ранга Лунин). Так как североморская разведка не знала точное местоположение гитлеровского крейсера, «катюше» был дан обширный «треугольник»: мыс Желания – остров Уединения – остров Диксон. Через три недели «21-ю» здесь же сменила С-102 (командир капитан 3 ранга Городничий). Но в середине октября и она ушла от Новой Земли ни с чем.

    В конце следующего лета в Карское море послали уже пару подводных лодок. К тому времени штаб Северного флота располагал определенной информацией об активной деятельности в проливе немецких субмарин. Сведения были получены еще в июле, сразу же после прихода к мысу Желания конвоя капитана 2 ранга Котцова. С прибытием к месту назначения гидроакустики тральщика (3-го дивизиона бригады траления), входившего в состав охранения, открыли вахту на гидрофоне «Цефей-2». Всего за 2 часа работы удалось выявить признаки сразу четырех ПЛ противника, которые, находясь в проливе, обменивались между собой четырехзначными текстами по звукоподводной связи. Флотской разведке было над чем задуматься.

    Первой (10 августа) в район пришла С-101 (командир капитан-лейтенант Трофимов), за ней – С-54 (командир капитан 3 ранга Братишко). «Сто первой» нарезали район от мыса Желания до мыса Константина. Севернее свой район патрулировала ее «систершип» – С-54. Но советские ПЛ опоздали. Немецкие подводники опередили их с развертыванием. Более того, экипаж U-255 создал на мысе Константина опорный пункт для заправки гидросамолетов, провел разведку у пролива Вилькицкого да еще потопил гидрографический бот «Академик Шокальский».

    Североморцы не знали об этом и неутомимо искали врага в проливной зоне. Эта настойчивость себя оправдала.

    Немецкая подлодка U-639 была обнаружена ранним утром 28 августа 1943 года в надводном положении. Вражеская субмарина с низким силуэтом и бочкообразной рубкой, словно бело-голубое приведение, летела, «звеня» дизелями среди безмолвия айсбергов. Капитан-лейтенант Трофимов атаковал противника сразу 3 торпедами. Над морем взметнулся высокий водяной столб...

    Когда С-101 приблизилась к месту гибели неприятельской подлодки, здесь расплывалось огромное радужное пятно соляра, посреди которого тихо покачивались трупы немецких подводников и какие-то деревянные обломки. С поверхности моря были подняты: сигнальная книга, дневник и тужурка командира U-639 обер-лейтенанта Вихмана, отдельные чертежи ПЛ и ее спасательный круг.

    Из командирского дневника удалось установить, что субмарина участвовала в операции «Зеехунд» и 1 августа, выставила 16 мин ТМС западнее мыса Русский Заворот (Печорское море), а 20 августа – 24 мины ТМВ в Обской губе.

    Но куда шла «639-я»?

    О ЧЕМ ТОЛЬКО ДОГАДЫВАЛИСЬ

    С началом Великой Отечественной войны в Заполярье немецкое командование мало внимания уделяло советскому сектору Арктики. Но «взгляды» руководства кригсмарине на этот район изменились после провала попытки захвата Кольского полуострова.

    Получив информацию от воздушных разведчиков из спецотряда люфтваффе о том, что льды позволяют войти в Карское море, группа германских «арктических волков» отправилась в восточную часть Баренцева моря. Здесь часть из них (минные заградители) у западных берегов Новой Земли проводили постановку мин ТМС (применяемых в глубоководных районах морей), загруженных в норвежских базах. После первой постановки минзаги держали курс предположительно на бухту Нагурского (возможно – в бухту Северная или в бухту Зверобоев) и грузили здесь на борт новый боекомплект мин. Правда, это были уже другие мины – ТМВ, которые применялись в мелководных морских районах (характерных для Карского моря). После второй постановки они начинали действовать как обычные торпедные подлодки.

    Другая часть группы ПЛ сразу же приступала к проведению ледовой разведки в Карском море, а в назначенное время – переходила к торпедной «охоте».

    После Великой Отечественной удалось установить, что появление немецких подводных лодок в заливах Ледяная гавань и Наталии, у мыса Спорый Наволок не случайны. Именно здесь подводники кригсмарине основали тайный опорный пункт (в послевоенной литературе об этом упоминалось вскользь – одной–двумя строками). Но оказалось, что он не был единственным.

    До нападения нацистской Германии на СССР разведчики немецкого ВМФ для наблюдения за восточной частью Баренцева моря имели только радиопеленгаторную станцию в Киркенесе. Однако Карское море оставалось для них неведомым. Поэтому уже через год на острове Земля Александры (западная часть Земли Франца-Иосифа) была создана 24-я база метеорологической и пеленгаторной службы кригсмарине. Сегодня она хорошо известна российскому читателю. Но именно в ее «известности» в свое время потерялись соседствовавшие с ней подскальная база для подлодок, а также аэродром недалеко от полуострова Полярных летчиков (тоже на Земле Александры).

    В александровском «лежбище» германские подводники имели все для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Казармы, продовольственные и топливные склады, склад оружия для субмарин и небольшую ремонтную мастерскую. Наверху были построены даже два достаточно комфортабельных коттеджа примерно на 200 человек. Все было рядом – в «двух шагах» от причалов немецких субмарин. Но о том будет отдельный рассказ.

    И все же радиопеленгаторные станции (как в Киркенесе, так и на Земле Александры) находились слишком далеко от Северного морского пути. Гросс-адмиралу Дёницу и его специальному отделению «Б-Диенст» требовался береговой пост радиоразведки где-нибудь на Новой Земле, а еще лучше – на берегу Карского моря, чтобы можно было постоянно наблюдать за советскими судами, идущими из Белого моря к проливу Вилькицкого или обратно. Лучше всего для этого подходил северный остров архипелага Новая Земля.

    В осуществлении этого желания немцам невольно «помогли» и советские торговые и полярные моряки.

    Сегодня не секрет, что взаимоотношения командующего Северным флотом адмиралом Арсением Головко с начальником Главсеморпути Иваном Папаниным были далеко не безоблачными. И как следствие – существовали определенные трения в контактах между их подчиненными.

    Еще рейд «Адмирала Шеера» показал, что большинство советских транспортных судов, идущих Севморпутем через Карское море и в море Лаптевых, документами скрытой связи не пользовались (позже выяснилось, что порой они на борту просто отсутствовали). И никакие убеждения, находящихся на советских транспортах специальных офицеров связи Северного флота не могли заставить полярных капитанов более серьезно относиться к скрытности радиосвязи во время плавания: установленная для всех судов зона радиомолчания к западу от меридиана 85 градусов на практике выдерживалась крайне редко.

    Более того, летчики самолетов полярной авиации, капитаны ледоколов и торговых судов, полярники станции Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП) практически до лета 1943 года считали, что находятся в глубоком тылу Советского Союза. А потому постоянно использовали радиосвязь в открытом режиме, поставляя тем самым противнику ценную развединформацию.

    Даже после гибели транспорта «Куйбышев» и ледокольного парохода «Сибиряков» отдельные гражданские суда вели радиопередачи открытым текстом (транспорты «Уссури» и «Щорс»). «Беломорканал» отличился еще больше – при переходе к острову Диксон открыто сообщил по радио штабу проводки время своего предполагаемого выхода из Кожевниково и о первоначальном пункте своего захода. Конечно, на второй год войны отношение полярных капитанов к предпоходовым инструктажам изменилось. Но какую цену за это заплатили военные и торговые моряки?

    АРКТИЧЕСКИЕ СКЛАДЫ

    Так вот в чем была одна из причин повышенного интереса немецких подводников к Карскому морю.

    Поэтому не стоит удивляться, что с лета 1943 года встречи с немецкими подлодками у Новой Земли стали более частыми. Например, вечером 13 августа 1943 года германская субмарина вышла в эфир у Белушьей губы. 18-го – она же была у новоземельского острова Крестовый, а 26 августа – уже у шхер Минина. Ранним утром 28 августа та же ПЛ вступила в переговоры с неизвестной радиостанцией недалеко от мыса Крашенинникова (60 миль от Выходного).

    22 августа уже другая немецкая субмарина вышла на связь с неизвестной радиостанцией у Белушьей губы. За август 43-го она полностью обогнула оба новоземельских острова (при этом побывала у залива Благополучия).

    И еще! В конце 1990-х удалось выяснить, что если бы С-101 после потопления 28 августа U-639 задержалась в этом районе хотя бы часа на три, то вполне могла встретить здесь еще одну вражескую подлодку. Весь день 27 августа безымянная «немка» молча (в надводном положении) шла от параллели пролива Маточкин Шар строго на север. В радиоэфир она вышла только один раз (у восточного новоземельского мыса Абросимова). В момент атаки, ставшей роковой для экипажа Вихмана, субмарина подходила к мысу Спорый Наволок.

    После войны недалеко от него, в заливе Ледяная гавань, у неприметного домика были обнаружены небольшой продовольственный склад, несколько бочек соляра, а также едва закопанная груда пустых банок из-под консервов. На всех без труда можно было прочесть: «Кригсмарине» и ниже «1942» или «1943». Еще один опорный пункт (в виде пещеры, со своим складом продовольствия и топлива) находился … в заливе Благополучия. При этом мурманские моряки наткнулись здесь еще и на брошенное укрытие на 8 человек, в котором все еще валялись обрывки немецкого обмундирования и пустые консервные банки с германской маркировкой.

    Быть может, именно здесь были развернуты радиопеленгаторные посты кригсмарине, которые получали достаточно точное представление о неосторожно вышедших в эфир советских судах? Ведь передать «засечку» на «серых волков», отлеживающихся на прибрежном мелководье у материка (даже на глубинах до 20 м), было, как говорится, раз плюнуть.

    При создании новоземельских береговых постов их строители учли опыт возведения на Новой Земле так до сих пор и не найденной (по официальным данным) германской базы подводных лодок еще периода Первой мировой войны, а также – склада морских мин на острове Поной (также официально не найденном). Используя их, кайзеровские подлодки приходили в Кольский залив для артобстрела Александровска (пополняя запасы топлива и оружия с береговой базы или некоего австрийского транспорта) и топили транспорты союзников России в Белом море. С реальной возможностью повторения такого варианта считалось командование Северного флота при основании в 1942 году Новоземельской военно-морской базы.

    Кстати, в годы Второй мировой, подобно австрийскому «собрату», районы Новой Земли неоднократно посещали немецкие суда-снабженцы, специально построенные перед войной для походов к заграничным базам Третьего рейха, а также для обеспечения походов немецких подводных лодок и рейдеров. Одно из них в августе 1943 года услышал акустик С-54 (соседки С-101 у мыса Желания). А сигнальная вахта советской ПЛ наблюдала силуэт неизвестного корабля, кому-то передававшего световые сигналы. Он, не исключено, ждал U-639: либо для пересадки личного состава, либо для приема важного груза. Обозначая свое место, судно использовало бортовой гидроакустический маяк и прожектор.

    Подобные гидроакустические маяки (вновь, после войны) были найдены советскими моряками на танкере «Кернтерн» (к этому времени ставшему советским танкером «Полярник»), курсировавшем всю войну в «треугольнике»: Хаммерфест–Шпицберген–Новая Земля. (Данные удалось найти в журналах учета солености забортной воды, случайно сохранившихеся в одной из брошенных выгородок «Кернтерна».)

    Подобных «снабженцев» у кригсмарине в Арктике было два: «Пелагос» и «Кернтерн». Оба они являлись судами спецназначения, имели 2 специальные емкости под дизельное топливо (по 20 тонн каждая), спускаемые на воду, вместительные рефрижераторные камеры для продуктов и танки для пресной воды, специальное хранилище для торпед с системами их обслуживания, а также специальные грузоподъемные средства.

    Но вернемся на берег Карского моря.

    Еще одним районом, которому немецкие подводники уделили пристальное внимание, стала его юго-восточная часть. Здесь, на острове Вардропер, был создан наблюдательный пункт глубиной до 1,5 метра. Сверху он был накрыт маскировочной сетью в цвет летней тундры. Вероятно, этим укрытием пользовались летом–осенью 1942-го или 1943-го. Здесь же валялись радиодетали и кусок антенны (скорее всего от радиостанции для передачи целеуказаний, наводивших подлодки на полярные конвои).

    Данная находка в какой-то мере объясняет благополучный для моряков небольшого советского гидрографа «Якутия» исход встречи с немецкой субмариной, находившейся у Вардропера. В тот день, 14 сентября 1942 года, германская ПЛ стояла на якоре у мыса Медуз. Пока немцы сняли с острова свой наблюдательный пост и бросились в погоню, «Якутия» (капитан Марышев) успела выйти из «ловушки» – пролива Течений.

    А вот следующим летом мотобот «Мурманец» обнаружил здесь работу уже 2 немецких радиостанций (в режиме «радиотелефон»). Видимо, немецкие моряки не сильно беспокоились за скрытность радиопереговоров. В этом нет ничего удивительного. Несмотря на большое количество береговых постов наблюдения и связи в западном секторе советской Арктики и на берегах Кольского полуострова (с 1941 по 1944 годы открыто 115 штатных и более 450 нештатных постов), обеспеченность наблюдения была удовлетворительной лишь близ главной базы Северного флота и в горле Белого моря. Чем дальше на восток – тем дела обстояли хуже.

    Например, от Канина Носа до острова Вайгач 1 пост наблюдения обслуживал в среднем 30 миль побережья. На берегах Карского моря – 1 пост контролировал уже до 100 миль. А на Новой Земле расстояние между постами порой достигало 380 миль. Как же в таких условиях можно было контролировать заполярные бухты и заливы, да еще – только с помощью бинокля или стереотрубы? А услышать радиопереговоры врага – вообще очень большая удача.

    Кроме Вардропера немецкие подводники часто посещали район между Пясинским заливом и полуостровом Михайлова. У шхер Минина и на острове Подкова они имели тыловую базу (подобную пресловутой «Базис Норд» в Большой Западной Лице) и несколько пакгаузов для хранения консервированного продовольствия. Нашлись небольшие склады немецкого продовольствия и в других районах полуострова Таймыр.

    Подобный выбор был не случаен. После похода по Севморпути крейсера «Комет» немцы знали, что между Пясинским заливом и полуостровом Михайлова находятся обширные залежи плавника (благодаря этим залежам все острова шхер было дано название «Плавниковые»). Вдобавок германские подводники в юго-восточной части Карского моря чувствовали себя вполне уверенно. Например, в сентябре 1943 года у острова Нансена (архипелаг Норденшельда) корабли охранения полярного конвоя БА-13 (СКР-19 «Дежнев» и ТЩ-40) прямо во время выгрузки артбатареи на остров обнаружили всплывающую из-под воды германскую субмарину. Когда ее командир заметил, что у острова ПЛ не одна, то в надводном положении он увел лодку за остров Нансена. Преследовать «немку» почему-то не стали.

    Не забывали немецкие подводники и берег Харитона Лаптева. Так, в заливе Волчий (архипелаг Норденшельда) в 1946–1947 годах на одном из островков было обнаружено большое немецкое продовольственное депо и склад осветительных ракет (именно здесь часто бывала U-354 капитан-лейтенанта Хербшлеба). А на островах Мона, уже после войны, нашли место отстоя немецких подлодок.

    КУРС В МОРЕ ЛАПТЕВЫХ

    Даже летом 1944-го немцы заходили в отдельные заливы и бухты на южном берегу Карского моря, а осенью, когда советские части уже гнали противника к Петсамо, 3 германские подлодки через пролив Вилькицкого пытались пройти в море Лаптевых.

    Вот лишь несколько случаев, ставших известными после войны.10 августа 1944 года вражеская субмарина открыто вошла в бухту Полынья (40 км восточнее Диксона). Еще одна летом 1944-го часто «навещала» бухту Иннокентьевская (устье реки Енисей), где в ту пору жили колонисты немецкой национальности.

    12 августа подводные лодки противника были замечены сразу в трех значительно удаленных друг от друга районах: у острова Вардропер, к северо-востоку от острова Вайгач и у острова Белый (вероятно U-365). Причем у Вардропера субмарину обнаружил советский гидросамолет майора Рубана и обстрелял ее из пулеметов (ГСТ вылетел в разведку и не имел глубинных бомб). Но «немка» не стала погружаться, а в надводном положении открыла в ответ зенитный огонь.

    Из-за ошибки в координатах места нахождения вражеской подлодки 3 советских самолета ГСТ с противолодочными бомбами, вызванные майором Рубаном, прибыли в район неожиданной встречи лишь через 5 часов. Только тогда ПЛ, погрузившись под перископ, ушла в море.

    Еще через две недели (26 августа) германская подлодка у островов Каминского (берег Харитона Лаптева) потопила гидрографический бот «Норд» (капитан Павлов). Субмарина словно специально поджидала свою жертву. Только после гибели судна удалось узнать, что немцы практически от Диксона постоянно следили за ним (даже, когда оно приходило к советским полярным станциям).

    Но в таком случае на захват советской полярной станции на мысе Стерлегова в сентябре 1944 года немецкими десантниками, высаженными с подводной лодки, следует посмотреть в совершенно ином свете. Ведь эта станция (бухта Ложных огней) находилась недалеко от островов Мона. Отсюда (вкупе с наблюдательными постами на соседних островах) вне зависимости от причуд заполярной погоды можно было контролировать всю полосу движения советских полярных конвоев. Правда, очень сложно поверить в реалистичность этих расчетов.

    И все же немецкие десантники были высажены на мыс Стерлегова. Пусть – на сутки. Но – это исторический факт. При этом главной удачей противника стал захват здесь секретных советских документов, в том числе и радиошифров.

    Правда, нельзя не отметить, что североморские разведчики быстро «очертили» области, где чаще всего появлялись вражеские подлодки, а конвои – несли значительные потери.

    Самое пристальное внимание командование Северного флота обратило на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю, острова Уединения и Белый, шхеры Минина и острова Мона. Маршруты арктических конвоев стали прокладывать таким образом, чтобы обходить шхеры Минина и острова Мона по возможности дальше. Специальные группы кораблей Беломорской, Карской и Новоземельских военно-морских баз начали готовиться к поисковым операциям в этих же районах. Тральщик капитан-лейтенанта Бабанова недалеко от залива Бирули (Берег Харитона Лаптева) даже потопил одного из арктических «волков» – U-362 (командир обер-лейтенант Франц). К сожалению, и сегодня нельзя точно сказать, что было на борту ПЛ и кто входил в состав ее экипажа.

    Между тем ветераны-полярники вспомнили, что примерно в 80 км севернее бухты Эклипс после Победы 1945-го была обнаружена... лежащая на берегу немецкая подлодка. И новые вопросы: «Что это за субмарина?», «Почему она осталась на берегу, а экипаж ее бросил?» Пока – загадка. Только хотелось бы обратить внимание, что в районе бухты Эклипс словно специально собраны вместе: бухта Слюдяная, озеро Слюдяное и река Слюдяная. Так нет ли там залежей слюды или алюмосиликатов, столь необходимых, в частности, для стекол манометров германских паровозов и кораблей? Если да, то брошенная ПЛ скорее всего одна из исчезнувших «конвойных» лодок, перевозивших некие грузы с Таймыра в Лиинахамари, а оттуда – и в порты рейха. Подобных субмарин только в Арктике пропало без вести несколько десятков...


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".