Kraków- Краків -克拉科夫
12/21/2008 | stryjko_bojko
КРАКОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ И ОБЫЧАИ (Как появилось название «Краков»?)
История; Книги; Культура; Языки (Легенды Кракова)
Раздел: КРАКОВ
inf.by/andrzej/4
ФОТО: http://www.polska.narod.ru/krakow/wallpaper/kaz_prze_1024.jpg
http://inf.by/andrzej/4/
В мае 2004 года был в Кракове. В одном магазинчике приобрёл книжку «Краковские легенды и обычаи». Как утверждали издатели, «на русском языке». Автор (так на обложке написано) Эва Басиура, перевод: Я. Маинда. Издательство STORYTELLER, Краков. Оказалось, что книжка написана русскими словами, но фактически на польском языке. На досуге я её потихоньку переписал с неудобочитаемого «польского русского» на русский. В своё время автор сайта www.krakow.ru Николай Калашников грозился мне в письме выложить раздел с легендами у себя, но по каким-то причинам этого не произошло. И сам сайт, судя по всему, сейчас модерируют другие люди.
Когда «переводил» книгу, постарался поправить бьющие в глаза неточности, многочисленные грамматические и стилистические ошибки. В оригинале книги, например, оба Болеслава, I и II, названы Храбрыми и т.п.
Истории получились короткими, как раз для блога. Постараюсь «выкладывать» их регулярно.
ЛЕГЕНДЫ ОБ ОСНОВАНИИ ГОРОДА
КАК ПОЯВИЛОСЬ НАЗВАНИЕ «КРАКОВ»?
Первые исторические упоминания о Кракове сделаны приехавшим из Испании купцом Ибрахимом ибн Якубом. Калиф Кордобы направил его в качестве посланца к Германскому императору Оттону Великому. Во время совей дипломатической миссии ибн Якуб побывал и в славянских землях. В своем «дипломатическом отчете» он упоминает князя Мешка, его дружину и Краков.
Название краковского града является настолько старинным, что исторических источников, объясняющих его происхождение, не сохранилось. На помощь приходят легенды и предания, которые с древних времен сохранились в памяти народа и передавались из поколения в поколение. Они восходят к временам настолько старинным, что сегодня уже кажутся мифами. Из этого наследия прошлого мы черпаем сведения о древних героях, их подвигах и повседневной обстановке, среди которой им приходилось жить.
Известны два варианта происхождения названия города. Первый основан на звуковом сходстве со словом «каркать» (по-польски «кракачь»). В свою очередь «кракачь» связывают с вороном (по-польски «крук»), птицей когда-то очень популярной в районах сегодняшней Малопольши. Согласно легенде, в языческие времена эту птицу с черными перьями окружали столь большим почетом, что она стала из местных божеств, покровительствовавших краю.
В лесах и пещерах люди приносили в жертву воронам зерно и хлеб. Это должно было обеспечить богатый урожай и благополучие. Появился своего рода класс жрецов, которые не только заботились об этих священных птицах, но и исполняли в их честь различные обряды.
Люди обращались к жрецам за советом в трудных жизненных ситуациях, а те давали его, гадая на вороньих перьях, найденных в лесу, и по поведению птиц. По тому, как они каркали, взлетали и усаживались на деревьях. Этими советами охотно пользовались даже местные князья, особенно накануне принятия важных для страны решений. Так культ ворона существовал сотни лет вплоть до времен, когда на польские земли пришла новая религия.
Христианство свело на нет всякие проявления идолопоклонства и поклонение птицам. Были уничтожены все «святые» места, связанные с их культом, не стало и жрецов. Однако, верные традициям, люди ещё годами исполняли священные обряды тайком. Пришлось объявить «войну» птицам, организуя на них беспощадные охоты. Однажды по приказу краковского епископа пойманным воронам повесили на шеи камни и утопили в волнах Вислы. Со временем память о «святых» воронах стала угасать, но эхо их птичьего зова навечно осталось в названии города.
Другое предание рассказывает, что город обязан названием своему основателю, храброму и мудрому князю по имени Крак или Кракус. Эта версия вовсе не противоречит легенде о воронах, поскольку князь, сооружая город, добивался расположения крылатых божеств. И даже принял имя, созвучное их карканью (по-польски «кракáнье»), и этим же именем назвал город.
Продолжение следует
История; Книги; Культура; Языки (Легенды Кракова)
Раздел: КРАКОВ
inf.by/andrzej/4
ФОТО: http://www.polska.narod.ru/krakow/wallpaper/kaz_prze_1024.jpg
http://inf.by/andrzej/4/
В мае 2004 года был в Кракове. В одном магазинчике приобрёл книжку «Краковские легенды и обычаи». Как утверждали издатели, «на русском языке». Автор (так на обложке написано) Эва Басиура, перевод: Я. Маинда. Издательство STORYTELLER, Краков. Оказалось, что книжка написана русскими словами, но фактически на польском языке. На досуге я её потихоньку переписал с неудобочитаемого «польского русского» на русский. В своё время автор сайта www.krakow.ru Николай Калашников грозился мне в письме выложить раздел с легендами у себя, но по каким-то причинам этого не произошло. И сам сайт, судя по всему, сейчас модерируют другие люди.
Когда «переводил» книгу, постарался поправить бьющие в глаза неточности, многочисленные грамматические и стилистические ошибки. В оригинале книги, например, оба Болеслава, I и II, названы Храбрыми и т.п.
Истории получились короткими, как раз для блога. Постараюсь «выкладывать» их регулярно.
ЛЕГЕНДЫ ОБ ОСНОВАНИИ ГОРОДА
КАК ПОЯВИЛОСЬ НАЗВАНИЕ «КРАКОВ»?
Первые исторические упоминания о Кракове сделаны приехавшим из Испании купцом Ибрахимом ибн Якубом. Калиф Кордобы направил его в качестве посланца к Германскому императору Оттону Великому. Во время совей дипломатической миссии ибн Якуб побывал и в славянских землях. В своем «дипломатическом отчете» он упоминает князя Мешка, его дружину и Краков.
Название краковского града является настолько старинным, что исторических источников, объясняющих его происхождение, не сохранилось. На помощь приходят легенды и предания, которые с древних времен сохранились в памяти народа и передавались из поколения в поколение. Они восходят к временам настолько старинным, что сегодня уже кажутся мифами. Из этого наследия прошлого мы черпаем сведения о древних героях, их подвигах и повседневной обстановке, среди которой им приходилось жить.
Известны два варианта происхождения названия города. Первый основан на звуковом сходстве со словом «каркать» (по-польски «кракачь»). В свою очередь «кракачь» связывают с вороном (по-польски «крук»), птицей когда-то очень популярной в районах сегодняшней Малопольши. Согласно легенде, в языческие времена эту птицу с черными перьями окружали столь большим почетом, что она стала из местных божеств, покровительствовавших краю.
В лесах и пещерах люди приносили в жертву воронам зерно и хлеб. Это должно было обеспечить богатый урожай и благополучие. Появился своего рода класс жрецов, которые не только заботились об этих священных птицах, но и исполняли в их честь различные обряды.
Люди обращались к жрецам за советом в трудных жизненных ситуациях, а те давали его, гадая на вороньих перьях, найденных в лесу, и по поведению птиц. По тому, как они каркали, взлетали и усаживались на деревьях. Этими советами охотно пользовались даже местные князья, особенно накануне принятия важных для страны решений. Так культ ворона существовал сотни лет вплоть до времен, когда на польские земли пришла новая религия.
Христианство свело на нет всякие проявления идолопоклонства и поклонение птицам. Были уничтожены все «святые» места, связанные с их культом, не стало и жрецов. Однако, верные традициям, люди ещё годами исполняли священные обряды тайком. Пришлось объявить «войну» птицам, организуя на них беспощадные охоты. Однажды по приказу краковского епископа пойманным воронам повесили на шеи камни и утопили в волнах Вислы. Со временем память о «святых» воронах стала угасать, но эхо их птичьего зова навечно осталось в названии города.
Другое предание рассказывает, что город обязан названием своему основателю, храброму и мудрому князю по имени Крак или Кракус. Эта версия вовсе не противоречит легенде о воронах, поскольку князь, сооружая город, добивался расположения крылатых божеств. И даже принял имя, созвучное их карканью (по-польски «кракáнье»), и этим же именем назвал город.
Продолжение следует