Коррупция по-крымски
Как говорят теоретики в области юстиции, «критериями преступления с признаками коррупции являются преступления, которые совершают должностные лица - государственные служащие или представители органов власти», причем основным условием должно быть использование властных полномочий с преступными целями. |
Обычно определенный уровень коррупции неизбежен в каждом обществе, но когда он превышает некий критический предел, нормальное существование такого общества ставится под угрозу. Многие теоретики говорят еще и, что уровень коррупции в Украине приближается к упомянутому критическому уровню.
Основной соблазн для крымских чиновников – и в этом состоит своеобразие госструктур автономии – состоит в высокой цене и большом спросе на землю в курортных местах, а также, и это важно, в неупорядоченности этого рынка. В таких условиях, те или иные решения чиновников – от выдачи справки до реализации многомиллионных проектов – часто становятся ключевым звеном в операциях с землей. Масштабы участия крымских чиновников на рынке крымской земли таковы, что крымский Совет министров и Верховную раду Крыма с недавних пор стали называть «биржей крымской земли».
Крымская специфика и «общие случаи»
Одним из самих распространенных злоупотреблений в этой области является незаконные решения горсоветов южнобережных городков. Так, показательными можно считать действия горсовета Алупки, на закрытых для прессы и населения сессиях которого принимаются более чем сомнительные постановления. Например - о передаче в аренду на 49 лет некому «обществу с ограниченной ответственностью «Юг-Престиж-Сервис» любимого горожанами Милютинского парка, на месте которого должен был появиться «спортивный оздоровительный комплекс». Как бы это невинно не выглядело в документах чиновников горсовета, это решение стало причиной разбирательства прокуратуры и многочисленных возмущениях самих жителей городка.
Решения городских властей, связанные с вопросами земли нередко приводят к драматическим и даже трагическим последствиям. Всей стране стал известен случай с жительницей Алушты Натальей Кобелевой, выбросившейся из окна алуштинского горсовета, куда она обратилась с просьбой помочь вернуть ей земельный участок, единственный источник существования. Пустырь рядом с домом Натальи отдали под строительство стадиона фирме «Алустон-98». За день до самоубийства была снесена ее времянка, а ее саму привязали к дереву. Изучив обстоятельства, сотрудники прокуратуры приняли решение возбудить дело по статье «доведение до самоубийства», но не может не возникнуть вопрос – какова же была «цена вопроса», если вольно или невольно представители власти подтолкнули человека такому страшному шагу?
Между тем в Крыму процветают и так сказать, общеукраинские типы коррупции.
Милиция: Сотрудники одного из отделов Керченского горотдела милиции совершали преступления, предусмотренные 10-ю статьями Уголовного кодекса, - но специализировались на контрабанде наркотиков через керченскую таможню. Интересная деталь – в состав этой группы входили все сотрудники отдела.
Сотрудники управления информационных технологий ГУ МВД Украины в Крыму брали взятки за выдачу справки, которая подтверждает факт депортации гражданина в 1944 году. В течении года таких справок было выдано около 2 тысяч, по цене от 25 до 50 гривен за экземпляр.
Производство и выдача поддельных талонов технического осмотра, чем занимались работники 7 межрегионального отдела при Управлении автомобильной инспекции. Талоны сотрудники ГАИ изготовляли сами.
Управление госимущества АР Крым: В ходе прокурорской проверки установлены многочисленные факты передачи в частные руки имущества, которое не может быть объектом приватизации.
Сфера культуры: Согласно материалам прокуратуры, Крымский центр гуманитарных исследований и крымский Фонд межнационального согласия весьма незатейливо разворовали средства, выделенные крымским бюджетом на проведение Дней национальных культур и соответствующий фестиваль.
Махинации с компенсации НДС: За последний год более 8,5 миллионов гривен было возвращено государству в ходе проверки обоснованности требований компенсации НДС, возбуждено 6 уголовных дел.
Медицина: сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями Керченской милиции задержали с поличным медиков. Врачи керченских больниц почти в открытую требовали взятки за медицинское освидетельствование водителей, причем беззастенчивость которой это сопровождалось, произвели впечатление даже на задержавших их милиционеров.
Реалии Буквально в момент подготовки этой статьи в одном из национальных университетов Крыма произошла отчасти анедотическая коррупцонная история, подробности которой благодаря Интернету стали достоянием общественности. Один из преподавателей социологии вступил в спор с деканом экономического факультета, «попросившего» его поставить экзамены его протеже. Тот отказался, и в результате небольшой войны двух ученых мужей, выяснилось, что преподаватель вынуждал студентов платить ему за роспись в зачетке около 250 гривен, - причем практически со всех студентов курса, то есть с 120 человек. Уровень знаний студентов в расчет не брался, им попросту ставили перед необходимостью платить.
Скандал, широко обсуждавшийся в стенах вуза, вынудил руководство к чрезвычайной мере – социолога отстранили от приема экзамена, и на этом взыскания ограничились. Интересна сама личность простоватого, как оказалось, социолога: член президиума «Русской общины Крыма», научный сотрудник «Русского культурного центра» в Симферополе, на прошлых выборах он подвязался еще и в качестве политтехнолога местного отделения ПСПУ.
Желая подробнее ознакомится с положением дел, автор провел интервьюирование среди сотрудников и студентов этого вуза на предмет злоупотреблений преподавателей. «О, это недопетая песня!» - сразу отозвались интервьюеры, и признались, что взяточничество в их вузе процветает.
Как оказалось, ректор университета, уже отбывавший 2 срок ректорства, сумел создать в этом университете эдакий эрзац-обком. Он волей или неволей предоставил преподавателям возможность брать взятки, более того, приучил их требовать деньги от студентов. «Цена образования в вузе становится ничтожной!» - сетуют сотрудники университета, общавшиеся со мной.
В общем, схема получения денег со студентов проста: после первой попытки сдать экзамен или зачет студенты убеждаются в невозможности этого. Потом обычно становится известна цена преподавательской росписи, и староста группы собирает зачетки со вложенными купюрами, которые передаются сидящему в пустой аудитории доценту или профессору. Потом зачетки возвращаются с оценками.
Цены в общем довольно невелики: зачет - около 50 гривен, - но некоторые экзамены стоят до 200 долларов за оценку отлично. Как говорили мои собеседники, с недавних пор в вузе сформировалась стойкая система купли-продажи экзаменов: так, существуют своеобразные маклеры – студенты, имеющие нужные «выходы», которые могут поставить любой экзамен любой дисциплины: даже в том случае, если тот или иной преподаватель почему-то не захочет ставить оценку, по просьбе «маклера» ее «проставит» декан того факультета.
Как оказалось, обычные способы борьбы с вымогателями взяток не действуют. Жалобы внутри вуза действия не имеют, когда же иной студент пишет заявление в симферопольскую прокуратуру, то с удивлением узнает, что о его поступке известно тому самому преподавателю, которого он обвинял. Таким образом, студентом приходится подчинится «правилам».
Как можно понять из всего приведенного, взяточничество в этом вузе является общепризнанным, но не афишируемым фактом, и эти доходы во многом формируют определенное благосостояние его сотрудников. Между тем этот вуз, создавшееся положение в котором все чаще обсуждается крымской интеллигенцией, за последние годы лишь несколько раз попал в сводки прокуратуры. То есть, выходит – официально зарегистрированной коррупции там нет.
Відповіді
2011.11.11 | alyy
Re: Коррупция по-крымски
2011.11.13 | студент
Re: Коррупция по-крымски
Спасибо жителям Донбасса за ...... и....... Табачника-масона!